24 ноября исполнилось 200 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Как жили иерархи в эпоху, когда Церковь была полностью зависима от царской власти, и чего им это стоило?
С
точки рения современного человека, непросто оценить
отношение митрополита Платона, человека XVIII века, к
материальным благам. Действительно, будучи
наместником, а затем и настоятелем,
священно-архимандритом Троице-Сергиевой лавры в сане
митрополита Московского, живя, так сказать, «на
всем готовом», он ни в чем не нуждался. Однако
постоянный достаток, по нашим меркам граничивший
почти с роскошью, был следствием отнюдь не личного
пристрастия этого выдающегося иерарха к власти или ее
пышным атрибутам. Положение при блестящем
петербургском дворе как законоучителя наследника
престола, придворного проповедника, постоянное
присутствие в Св. Синоде, обязывало усваивать нравы и
правила игры екатерининского времени, диктуемые
обстановкой и кругом необходимых
знакомств.
Одеваться в рубище и проповедовать в нем перед высочайшими
особами, как и быть вхожим в покои наследника российского
престола, или присутствовать на заседаниях Синода, было
просто невозможно. Как невозможно было и отказаться, к
примеру, от жалованья и стола, назначаемых
«сверху». По свидетельству
«Записок» митрополита Платона, при назначении
на должность законоучителя ему, тогда молодому лаврскому
иеромонаху, были «покои нехудые отведены, в бывшем
деревянном зимнем дворце, что на Мойке.
Содержания кроме 1000 р. жалованья, положено на стол 500
р., по штофу водки на неделю; по бутылке рейнвейну на
день, меду, полпива, кислых щей, дров и свеч неоскудное
число, белье столовое и посуда всякая дворцовая; да
истопник и работник, а сверх того карета дворцовая с парой
лошадей и конюхом»). Что же говорить о дальнейшем
его содержании, все более и более увеличивающемся по мере
продвижения по иерархической лестнице (почувствованная им
самим разница, к примеру, нашла отражение в его личных
календарных записях за 1775 г., когда уже в сане
архиепископа он был всего лишь переведен с одной кафедры
на другую ‒ с Тверской на столичную
Московскую).
Следует сказать, что правила этой игры так или иначе были
принимаемы всеми иерархами, вынужденными к придворной
службе. Так, современник московского владыки,
петербургский митрополит Гавриил (Петров), в течении 30
лет (!) ‒ первенствующий член Св. Синода,
безусловно, должен был соблюдать (и соблюдал) внешнюю,
блестящую, сторону придворной жизни, как, например,
присутствие на дворцовых обедах. Однако келейную жизнь вел
простую, можно сказать, бедную, питаясь у себя почти одной
вареной капустой. Аскет по природе, по необходимости
одетый в роскошные рясы, митрополит Гавриил воспринимал
придворную жизнь как повод для смирения и сокрытия своего
подвига.
Эпоха, в которую жил митрополит Платон, не предполагала
рефлексии относительно всевозможных поступавших к нему
дарений, поскольку все значительные события
государственной жизни России конца XVIII в., как правило,
сопровождались наградами и пожалованиями Церкви и
духовенству со стороны царствующих особ. И это было не
только нормой: отсутствие таких наград почиталось
впадением в немилость. Не обойден вниманием был и
московский владыка, начинавший получать материальные знаки
высочайшего благоволения буквально с первых своих шагов в
церковной иерархии, когда, будучи еще иеромонахом и
ректором Троицкой семинарии, был пожалован Екатериной II
«довольною денежной наградой» за
приветственную речь, произнесенную перед ней в ее приезд в
Лавру после коронации в 1762 г.
К слову, император Павел I, посетив в 1797 г. после своей
коронации Лавру, точно в таком же случае пожаловал ректору
Троицкой семинарии Августину (Виноградскому) золотые часы
с бриллиантами. И это был всего лишь иеромонах, даже не
епископ! (Первый же подарок самому Платону Павел
преподнес, будучи еще девятилетним мальчиком и его
учеником: это была собранная им со своего стола тарелка с
экзотическими фруктами ‒ роскошью, в то время
доступной только в императорском дворце и домах знатнейших
вельмож.) Многие же из последующих высочайших пожалований
и подарков митрополиту Платону являют собой образцы не
только высокого, но и чрезвычайно драгоценного ювелирного
искуства (все они сохранились, будучи переданы в свое
время самим владыкой в ризницы Чудова монастыря и
Троице-Сергиевой лавры).
Точный учет
Можно
сказать, что митрополит Платон жил по принципу
«даром получили, даром давайте». Отличаясь
завидной и редкой для нашего времени щепетильностью в
вопросах своей репутации, он в своих
«Записках» не только скрупулезно перечисляет
все подарки, пожертвования, пожалования «по мере
поступления» их от высочайших особ, но и указывает,
как он ими распорядился, особенно если речь идет о
проходивших через его руки денежных средствах (которые, в
случае их общего подсчета, составили бы немалую сумму:
ведь только на постройку Архиерейского дома в Кремле
Екатерина II выделила ему 40 тыс. рублей, а император
Павла I в связи со своей коронацией дал «на раздачу
бедным» 90 тыс. рублей, Александр I – 60 тыс.
рублей).
Убедительную картину чрезвычайной бережливости митрополита
Платона и тщательности учета прихода и расхода вверенных
его распоряжению денежных средств, касающихся не только
самой Лавры, но находившейся в ее стенах Троицкой
семинарии дают документы архива Учрежденного собора Лавры.
Особую статью составляла часть денежных поступлений,
уходившая на помощь вдовам священников, инвалидам,
содержание богаделен и другие дела
милосердия.
В Лавре до сих пор хранятся вклады ее настоятеля,
преосвященного Платона: золотые сионы, богослужебные
сосуды, серебряные подсвечники и другие предметы
церковного обихода. Все это перечислено в его
«Записках», и все это безусловно, стоило
немалых и по тем временам денег. Очевидно, митрополит
Платон, обладавший при своем простом происхождении хорошим
природным вкусом, настолько развил его, соприкасаясь с
придворной жизнью, что, например, сделанные по его заказу
(а часто и по его эскизам) известные нам панагии,
представляют собой достойные образцы весьма высокого
искусства.
Хотя Троице-Сергиева лавра занимала привилегированное
положение по сумме, выделявшейся на ее содержание из
Коллегии экономии, однако и этой суммы не хватало на все
нужды обители после секуляризации 1764 г. Екатерина II во
время посещения Лавры в 1775 г., усмотрев плачевное
состояние ее храмов, распорядилась выделить из казны 30
тыс. рублей на приведение их в порядок. Ремонтные работы,
развернутые митр. Платоном на эти деньги, стали первой
широкомасштабной реставрацией в истории древнего
монастыря, вошедшей в нее как «платновская». В
течение нескольких лет были капитально поновлены все храмы
Лавры, в том числе и древнейший Троицкий собор: поправлены
росписи, иконостасы, обновлены кровли, покрашены фасады,
осуществлены другие необходимые перестройки и
переделки.
Получая от власти достаточно средств без своей просьбы,
митрополит Платон не гнушался обращаться к ней за
деньгами, если речь шла о вверенных его попечению
церковных заведениях – будь то Троицкая, Тверская
или Перервинская семинарии, Московская Духовная академия,
архиерейские дома, подворья или сама Лавра. И ‒ что
удивительно для нашего времени – всегда получал
просимое. Суммарный же вклад вытребованных им у власти в
результате личных усилий материальных средств, затраченных
на благоустроение Лавры, возрождение запустевших и
устройство новых обителей (в частности, Перервинский
монастырь в первом случае и Вифанский во втором), ремонт
храмов своей епархии, вполне сопоставим с добровольными
царскими пожалованиями, если только не превышает
их.
Две жизни
Почитание
власти, особенно монаршей, беспрецедентно сакрализованной
в XVIII в., было неотъемлемой чертой личности митрополита
Платона. Это почитание сквозит, точнее, этим почитанием
буквально дышит все проповедническое наследие знаменитого
витии. (К примеру он мог, совершенно в духе своего
времени, приветствуя императрицу речью, провести параллель
со с евангельскими словами: «Откуду ми сие, да
прииде Мати Господа Моего ко мне».) Это же почитание
побуждало его «гнать» из Москвы в Лавру при
известии о предстоящем высочайшем посещении обители, чтобы
самому руководить подготовкой «гратуляции»,
написанием од, составлением богословских
«диспутов». Молодые люди – семинаристы
– одевались по его указу в белые хитоны с зелеными
лентами поверх обычных платьев, выстраивались в шеренги по
обе стороны аллеи, по которой проезжали высокие гости,
пели канты. Хлебосольный хозяин обители, принимая их,
служил в их присутствии всенощную и Литургию, произносил
речи, угощал в своих покоях, в конце концов провожал,
получив очередные пожалования на обитель и
семинарию.
Однако такое отношение удивительным образом сочеталось в
личности московского владыки с детской
бескомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении
властью интересов Церкви. Именно это свойство, как и
полное отсутствие способности лицемерить в этом случае,
лежало в основе его непреодолимого и в конце-концов
осуществленного желания навсегда оставить все свои
придворные должности и искать покой в любезной его сердце
Лавре, а позднее – в устроенной по своему вкусу
Вифании.
Московский архитектор Одоевцев выстроил для митрополита
Платона в Вифанской пустыни, устроенной в 1783 г.
«для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы
лавры», архиерейские покои. Их обстановка
сохранялась и после кончины иерарха: еще до революции в
них был устроен музей. Вкус митрополита, подкрепляемый
достаточными средствами, проявился и тут. Покои были
превосходно обставлены, мебель и предметы обстановки были
выполнены по специальному заказу аугсбургскими мастерами.
(После закрытия Лавры обстановка вифанский келий
митрополита Платона легла в основу экспозиции Сергиевского
музея-заповедника, посвященной «быту церковников
XVIII в.»).
Только в Вифании, да еще в Перервенском монастыре, и можно
было увидеть митрополита Московского Платона на склоне его
лет самим собой, когда и гостям из Кембриджского
университета он предстал в простом домашнем облачении,
шерстяных носках «самой грубой работы»,
широкополой шляпе, сидящим на скамейке и по-стариковски
греющимся на солнце. И здесь его также невозможно было
узнать в простой одежде, как в XIV в. не узнан был своим
почитателем святой основатель Троицкой обители, сам
преподобный Сергия, пока к нему не обратился
князь.
В своем завещании, прежде чем перечислить суммы,
оставленные в банке на Лавру и Воспитательный дом, на
Троицкую семинарию и учеников–платоников, на
богадельню, Вифанский монастырь с Вифанской семинарией, он
написал: «Денег после меня других не останется, и
потому прошу в изыскании их не трудиться; ибо какие были
деньги от жалованья и доходов, те все, по желанию моему,
распределены».
Кстати, для человека рационального XIX в., каким был его
биограф И.М. Снегирев, митрополит Платон ‒
«враг роскоши и
расточительности»