Это очень важный опыт. Нужно опознать в себе падшее и эгоистичное существо, которое пытается поставить себя в центр Вселенной, и оттого постоянно «якает», словно оно самое главное в мире.
Я, мне, меня, со мной, у меня, моё. «Моё» – в особенности. Любимая лексика, костяк речевой активности, сладкая музыка смертного человечества.
А теперь – внимание! Что называется, оцените разницу!
Очевидец евангельских событий, да не рядовой, а любимый Господом, Иоанн Богослов, постоянно говорит о себе в третьем лице. Тот ученик, которого любил Иисус (Ин. 20:2), – говорит он о себе. «Тот ученик бежал скорее Петра», «тогда вошел и другой ученик, и видел, и веровал». Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин. 21:24).
То есть зритель неизреченных откровений обыкновенно говорит о себе, словно глядя на себя со стороны. Это не исключает обычной речи, и в Апокалипсисе он прямо говорит: Я, Иоанн, брат ваш, и соучастник в скорби, и в царствовании, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос (Откр. 1:9) Однако что касается страданий Спасителя и событий, связанных с Воскресением, то там Иоанн находится в некоем изумлении и отказывается говорить о себе привычным языком.
Апостол Павел сильно отличается от Иоанна и по условиям призвания на служение, и по характеру проповеди. Однако и Павел умеет говорить о себе в третьем лице. Смиряя коринфян, по необходимости говоря о видениях и откровениях, Павел говорит о себе тоже, словно о ком-то другом. «Знаю человека во Христе, – говорит он, – который тому назад четырнадцать лет… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4) Без сомнения, этот человек – сам апостол Павел. Тем не менее, он не говорит «я был в раю. Я видел ангелов. Я знаю то, чего никто не знает», а говорит: Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими (2 Кор. 12:5)
Ух, мы бы всласть «поякали», если бы были на его месте. Но, видно, оттого нам и не дается ничто сверхъестественное, что нет в душах наших достаточной степени отстраненности от себя самих, которая называется простотой и скромностью. Это еще не смирение, но необходимое условие последнего. Нет простоты, значит, нет глубины. А нет глубины, значит все, что не нальешь в душу, тут же ее переполняет и наружу льется. Льется через болтовню, через похвальбу или осуждение, которые друг другу тождественны, как сиамские, телами сросшиеся близнецы.
Мы вправе думать, что привычно «якаем» потому, что не имеем подлинного благодатного опыта. А самого опыта не имеем потому, что «якаем», потому что на себе зациклены. Только мелкий, как наперсток, человек, постоянно трезвонит о себе, любит себя, хочет смотреть на себя, окружаясь фотографиями. Он не заглядывал «за шторку», не видел бездн, ничего не слышал ушами сердца. Здесь причина его пустоты и шумности. Не секрет, что именно такой тип человека сознательно плодит общество потребления. Если посвятить этого господина в тайны, то он не скажет, что «знает кого-то, кому было открыто нечто». Он ляпнет, как в лужу: «Я видел. Мне открыто. Я знаю». Ну как такому тайны доверять?
Какой же вывод сделаем, братья? Видимо, тот, что весь шум мира поднимается людьми, ничего толком не видевшими и ничего не понявшими. И предметы мирского шума так же пусты, как сами распространители шума. И если мы сами шумим, то это верный и неутешительный диагноз.
Если же возжелает душа высоты и глубины, если захотим мы узнать что-либо духовное основательно, то должны будем научиться забывать о себе, молчать о себе, отказываться от титулов и званий, скорее «мыкать», чем «якать», говорить о себе, как апостолы, в третьем лице, а не в первом.
Братья и сестры, читал кто-нибудь из спорящих Замятина "Мы"?
23:31Н.Н.:
"Елена, для меня это слишком, сдаюсь!!!" - А жаль, мне с Вами интересно.
2012-12-04
17:56р.б.Сергий:" И Вы убедитесь, что ВСЕ за что Вас можно осудить, зависит только от Вас.", "И этот выбор принадлежит только личности (Я) человека" и " причем истинность ответа, который "в голове сидит, пришедший неизвестно откуда и от кого...", необходимо сверять со Священным Писанием. " - Благодарю Вас, Сергий, Вы, фактически повторили то же, о чем пишу и я. Сверкой со Священным Писанием занимаюсь постоянно и ежечастно(другое дело, что каждый из нас понимает его чуточку по-разному)
"...человекам это невозможно... " Да что Вы говорите?"
Елена, простите, но это скрытая цитата:
"Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу." (Лук. 18:27).
"По образу и подобию можно много чего в жизни сделать, только это вовсе не означает , что это будет то же самое."...
"Можно ли назвать творениями человека то, что открыто вчера и сегодня нашими учеными, если, как выясняется, всё это уже давно было открыто прежней цивилизацией и успешно применялось?Так что уже тогда можно говорить о творчестве грехов?("плохое" от Вас), если все существующие заповеди перечисляют всё это "творчество" и предостерегают...?"
Елена, для меня это слишком, сдаюсь!!!
ВЫ будете иметь полное право осуждать ТОГО человека, только когда... обретете ПОДОБИЕ Божие. А до того момента ВЫ "имеете право" осуждать только свое Я, причем истинность ответа, который "в голове сидит, пришедший неизвестно откуда и от кого...", необходимо сверять со Священным Писанием.
Попробуйте переключать свое внимание с внешних обстоятельств текущей вокруг Вас жизни ("отсеките" щупальца внешних раздражителей) на помыслы, устремленные внутрь Вас к Двери за которой стоит, и стучит к Вам Господь! И Вы убедитесь, что ВСЕ за что Вас можно осудить, зависит только от Вас.
Господь отделил Свет от Тьмы, и все "исходящее" из человека неизбежно проходит "водораздел" выбора: добродетель или наслаждение, крест или хлеб, добро или зло. И этот выбор принадлежит только личности (Я) человека...
"Всё плохое от сатаны"
Как просто,и как грубо рубим мы с горяча, рубим мыслью быстрой от само-гордости.
Выскажусь: Малый из бесов мог ногтем всковырнуть Землю, но лишены они этой власти- позволено лишь искушать-соблазнять ,мыслью ли образом, мечтанием. Истинные лица их ужасны ,невыносимы для созерцания- но по воли Бога закрыты сердечные очи у нас с вами. Бесы-духу воздушные подвижные и принимают те те образы которые созвучны нашим помыслам и ЗАВЛЕКАЮТ.
"всё хорошее от Бога"
По рождении своём мы находимся в "зоне" общения с падшими ангелами и под их влиянием. По мере взросления задаём вопросы: что есть добро, есть ли бог.... делаем выбор, без знания "ПИСАНИЯ" ПРАВильный выбор очень сложен и возможно не долог.
Захотел поступить хорошо, а вышло как всегда,простите. Святые Отцы не осуждают людей, а осуждают только грех по тому что Они видят действие Бесов в других людях( "вторая" стадия прозрения-святости, из наставлений Отцов) Поправленая орфография
Ну, тогда, Н.Н. мы будем иметь полное право осуждать того человека...
Осуждать человека МЫ не имеем права, его поступки - да.
Бог создал человека по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ, а значит, и ТВОРЦОМ! И более того, мы должны стремиться к совершенству и максимально приблизиться к ТОМУ ОБРАЗУ!
Это элементарно. Какого я мнения о себе - Вам виднее. А уж о спасении и говорить нЕчего - человекам это невозможно... Независимо от того, сам человек неправильно поступает, или это ему сатана подсказывает (значит готов принять его подсказки!). На стращном суде не за сатану будем отвечать, а за себя.
Елена, не обижайтесь, я человек простой, меня как Священное Писание учит - так и стараюсь жить (только не всегда получается), а что не понятно - есть у кого спросить и посоветоваться... А в интернете - это только подспорье...
" А, по-моему, если рассуждать таким образом, то следует признать, что всё плохое - это от сатаны,"...
По этому поводу есть рассказик: во время Великого поста одному послушнику (в монастыре) очень захотелось съесть яйцо и он додумался: пришел пораньше в алтарь, зажег лампаду, каким-то образом поджарил яйцо и быстро съел. Пришел священник, почуял запах и грозно вопросил: что это? Послучник сказал, что это он поджарил и съел яйцо, так как бес его попутал, на что из тёмного угла послышалось: врёшь, даже я до такого не додумался!
Было бы слишком просто всё списать на сатану (я так думаю), так ведь можно без конца себя оправдывать: это бес мне подсказыват, а я только делаю неправильный выбор.
Человек - творец, у него тоже должны быть свои мысли.
11:16Н.Н.:
"Думаю так: если и есть во мне что-то хорошее - то это от Бога; а всё плохое - это моё!" А, по-моему, если рассуждать таким образом, то следует признать, что всё плохое - это от сатаны, а человек является лишь тем, кому поступают варианты (от Бога и от дьявола), а он лишь делает выбор, за который ему и придется потом отвечать на суде Божиим. Как говорится в молитве: "..яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота.." Так что и тут, с "моим" будьте поосторожнее, Ваш - это только выбор, но не мысль.Желаю Вам всегда делать в жизни правильный выбор.
"мы бы всласть «поякали»...Мы вправе думать... мы... мы...".
О, как тактичны слова мудрого св.Ефрема, желающего нам спастись!
Спаси-бо по свято-отцоводумающему Андрею Ткачёву, что отсуетных проблем отнимае нас, и вечным-духообразующим подводит, на дорогу познания немощи нашей указывает, учитель-подводит и указывает, но волен ученик принять или противиться, идти узким путём..... Учитель-ум чистит.
Вы правы Елена, трехлетнее чадо употребляет личное местоимения "Я" во множественном числе, в разных падежах.
(вместо -я, употребляет -мы; вместо -мне, говорит -нам). Сразу вспомнил слова: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).
О. Андрей пишет, как я поняла, не о местоимении "Я", а о "Я- ПУП ЗЕМЛИ". И если человек как Я будет отвечать за все свои поступки - это правильно (ведь на СТРАШНОМ СУДЕ так оно и будет!), а если приписывать себе какие-то благодеяние - это не верно; без помощи Божией не можем делать добро, научные открытия, творить, лечить...
А раньше было: Аз есмь! И порядок расположения букв назывался "Азбука". Было еще: Вызываю огонь на СЕБЯ!, а еще - Я в ответе... Очень трудно сказать: Я согрешил..., я виноват. Но говорим же...
Это очень ответственная буква, конечно...
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНОГО!
Кстати, во многих случаях это, действительно, легче и действеннее, скажешь что-то от своего имени, сразу к тебе претензии, ты, мол, кто такой, а если личность в третьем лице, то уже совсем иначе, а вдруг речь идет о каком-то неназванном авторитете и стоит прислушаться...А уж если твоя мысль да еще с мыслью авторитета совпадет, то уж точно, хочешь определенной реакции - ссылайся на авторитетное имя.
Все, кто делал публичные доклады, знают, насколько легче произносить "научное мы". Меньше будет придирок и отрицательной реакции. Насколько легче сказать "как всем известно, мы считаем..." Некое партийное мы, уберегающее от ответственености. Так учили нас в школе. "Я" меня научили говорить в церкви в моем детстве в Тбилиси.
"мы бы всласть «поякали»...Мы вправе думать...мы... мы...".
О, как тактичны слова мудрого Ефрема, желающего нам спастись!
-
Максим, согласна с Вашим наблюдением
Да и стиль написания имени и фамилии отличается. В русском языке мы пишем сначала фамилию потом имя, а в английском наоборот сначала ставится имя, а потом уже фамилия. Таким образом человек ставится на первое место, а его семья (family) ставится на второе. Интересно, проводил ли кто-нибудь подобное исследование когда-нибудь, почему так?
В русском языке, такого не происходит, несмотря на то, что глаголы имеют давольно сильную флексию. Возможно потому, что в прошедшем времени в русском языке глаголы не изменяются по лицам: я, ты, он был; мы, вы, они были.
Тогда как, например, в испанском это будут 6 разных форм глагола ser (быть): я yo era, ты tu eras, он/она el/ella era, мы nosotros eramos, вы vosotros erais, они ellos/ellas eran. Поэтому не только в настоящем, но в прошедшем времени местоимение-подлежащее опускается. Поэтому кажется, что "якают" в тех языках меньше. (Заметьте, между прочим, что в испанском глагол в прошедшем времени для 1 л. ед.ч и 3 л. ед.ч. имеет одну форму era :) Так что это особенности языка, и не более того.
Многие Ваши статьи (о чтении Старого Завета,часов)словно будельник духовный пробудили меня от сна, от лени. Снова возвращаешься к забытому ранее, оставленному по ленности, забывчивости, нерадению. Давно положила себе за правило не употреблять это местоимение, но как-то незаметно ушло внимание и даже забылось...А Ваша статья напомнила о забытом почине. Кланяюсь и благодарю.
Вот только какой момент: также тяжело не говорить о себе, даже ещё тяжелее, когда надо признаться в плохом деле. Тогда совесть вопиет: "Я напортачил!", говорю же: "мы провинились".
Прочитали вашу статью в офисе. Обсудили. У нас небольшой коллектив. Большинство согласились, что "якание" большая беда нас, современников. Собственное "я" заслоняет нам близких и окружающих, как дома, так и на работе. Как следствие - непонимание и конфликты. И еще мы заметили, нежелание услышать людей проявляется в диалогах словом "нет". Со слова "нет" мы начинаем ответную "речь", иногда недослушав собеседника, даже в случае совпадения мнений. То есть диалога-то и нет... Не умеем! Все поверхностно и печально.
Решили потренироватся пожить без "я".
Посмотрим - как надолго нас хватит!
СПАСИБО Вам огромное!