19 ноября 2009 года был убит священник Даниил Сысоев – миссионер, проповедник, талантливый оратор, чье слово – устное и письменное – пробуждало от духовной спячки и приводило ко Христу. Последователи отца Даниила Сысоева говорят на разных языках, живут в разных странах, у них разный опыт проповеди – но всех их объединяет одно: они убеждены, что истину «вне Церкви нет спасения» они обязаны донести до как можно большего числа людей.
Авив Салиу-Диалло (Швейцария): Как незнакомый человек изменил мою жизнь
Авив Салиу-Диалло |
Хотя я причислял себя к роду спасенных, я не имел ни ревности к спасению, ни настоящей любви к ближнему. Как-то я забыл слова Спасителя – или не задумывался о них: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 16).
Спустя где-то полгода я уехал из России. Я уже жил и учился в Швейцарии, откуда моя семья. Жил один, жена осталась в России на год. Без любимой России и друзей я тосковал. Меня окружали уже непонятные мне швейцарцы, отвык я от них, привык к веселому русскому народу и непредсказуемому российскому быту. Духовник, которого я уже не слушался, остался в Петербурге, а тут мне было даже и ослушаться некого. Много учился. Тосковал по Богу, конечно, и регулярно ходил на литургию, что в России делал не всегда, а также молился и читал жития святых. Я особенно любил жития мучеников и юродивых. При всей своей теплохладности я питал надежду прийти к Богу. В редкие моменты я мечтал о святости, о той благодатной силе, которая способствовала мученикам претерпеть истязания и смерть, а юродивым – поношения и бедствия.
И как-то раз ко мне пришло краткое сообщение от друга: «Вчера в Москве расстреляли прямо в храме знаменитого священника Даниила Сысоева. Может быть, ты слышал о нем?» Далее он рассказывал об этом событии и о том, как отец Даниил Сысоев крестил мусульман, и не просто крестил, но «с катехизацией».
Я сразу полез на информационные сайты и в ужасе увидел храм, милицию, плачущих православных людей ночью в холодном московском спальном районе.
Потом я обратился к православному Интернету и постепенно стал узнавать, кем был этот знаменитый священник, пытался понять, кто мог бы желать его смерти. Познакомился с новым термином, придуманным отцом Даниилом, – «уранополит»; вовсе не космополит – гражданин мира, а уранополит – гражданин Неба. Я слушал проповеди, а также читал комментарии к ним. Слышалась одна исламская угроза. Правда, намного позже, прочитав ЖЖ отца Даниила, я увидел в основном злые комментарии от националистов.
Для меня было ясно: это мученик за веру Христову. Хотелось как можно больше о нем узнать: это невероятно, в наши дни мученик, в наши дни святой! За одну тихую ночь в поезде Питер–Москва за какие-то 500 рублей можно было съездить к нему, можно было слушать голос будущего мученика, можно было взять благословение от верного слуги Христа, можно было целовать руку святого. А самое главное – можно было учиться у него и помогать ему в благом деле. Ведь в наши дни в нашей благочестивой Церкви подвизался миссионер. И не на рок-концерте или в православной прессе, а среди мусульман, среди сектантов и оккультистов. Миссионер, который удостоился мученической смерти.
Через несколько часов родной брат Рашид приедет в гости. Как-то надо ему сказать. «Дорогой брат, твои собратья, мусульмане, убили нашего священника…» Нет. Не поймет он. А может быть, сразу про ад и вечные муки? «Рашид, у нас теперь есть твердое доказательство. Мученик за веру Христову преставился, сознательно отдал свою жизнь, потому что был уверен, он знал, что вы, мусульмане, попадете в ад». Поймет ли? Обидится, наверное… «Без Христа невозможно спастись. Так что покайся, брат, потому что Магомет – лжепророк». Видимо, я еще слишком зол. Надо начать с молитвы, надо найти подходящий момент и подходящие слова… До сих пор я их ищу.
Теперь у меня появилось дело. Миссионерское. Я, наверное, за неделю прослушал все беседы отца Даниила о миссии и исламе, которые существовали в Интернете. Его голос – заразительный, сильный – переслушиваю регулярно, особенно когда падаю духом. Его лик всегда радостный, сияющий, извините за выражение, но неслучайно изображения и описания святых сходные – они выражают тот Свет, который нисходит от Единосущной Троицы.
За эту неделю я принял решение: пора действовать, пора служить Богу, а не просто притворяться христианином; хочу служить Богу миссионером и хочу совершать это служение по образцу, оставленному убиенным за Христа иереем Даниилом. Я пытался делать первые шаги, но ничего не получалось. И я связался с учениками и соработниками отца Даниила, которые очень подробно ответили на мое письмо, дали мудрые наставления и, главное, моральную поддержку. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их. Это настоящие продолжатели дела отца Даниила, а он – продолжатель замысла Пресвятой Троицы. Ведь «миссия Церкви есть продолжение миссии посланничества Христа. Христос – Первоапостол», – как говорится в документах нашей Церкви.
Священник Даниил Сысоев |
Вот с чего я начинал… Впоследствии я еще больше года ходил на уличную проповедь, и уже не с такими «перлами», поскольку советовался с теми, кто ведет уличную миссию в Москве. Мой опыт позволил понять, что одни и те же методы могут где-то давать хороший результат, а где-то – ничего. Московские миссионеры постоянно свидетельствовали о том, как люди во время уличной миссии откликаются и какие интересные разговоры бывают. В Женеве не заинтересовался никто. У нас, в Швейцарии, даже мормоны и прочие сектанты давно уже не занимаются уличной миссией, наверно, решив, что с этим народом дело безнадежное…
Но я не хотел сдаваться и искал возможность также трудиться по миссии и в других формах. У меня была и есть одна сестра по вере, Лидия. Дома ее называют по-африкански Неят. Она приехала в Швейцарию беженцем, когда ей было 12 лет. Каждое воскресенье после литургии она ходила со мной в кафе и слушала мои пересказы проповедей отца Даниила. Ей сразу они пришлись по душе. «Мы тут, в Швейцарии, все молчим, хотя прекрасно знаем, что Православие есть истинная религия. Почему молчим?» – говорила она. Мы занялись переводами православной литературы, и Лидия, прекрасно владеющая французским языком, очень помогла мне с редакцией переводов. Один раз она сходила со мной на уличную проповедь, а затем хорошо посмеялась, вспоминая реакцию людей. Но, хотя моя проповедь и не обратила других людей, она не прошла бесполезно для меня самого. Нелегко в первый раз решиться на такое, совсем не хочется «рисковать», но когда пересиливаешь себя ради исполнения Христовой заповеди, что-то меняется в тебе, ты становишься ближе к Богу. Просто конкретно уличная миссия оказалась не тем, с чего у нас надо начинать; это впоследствии подтвердил мне и наш владыка.
Кроме Лидии у меня появился еще один соработник – 87-летний дедушка Чарльз (в Православии он Иосиф). Чарльз самостоятельно научился читать и даже говорить по-русски. 40 лет назад он зашел в русскую православную церковь и сказал: «Вот рай, о котором моя бабушка всегда говорила», – а спустя некоторое время принял Православие, оставив католичество. Чарльз предложил мне помощь с переводом «Сербских бесед» отца Даниила на французский язык. Это дело помогало ему перенести скорбь от утраты недавно почившей жены.
Мы иногда спорили о словах в этой книге. «Разве можно так говорить? Это же невежливо», – удивлялся он. «Можно и нужно», – возражал я. Он: «Но неужели здесь, в Женеве, мы можем говорить такую проповедь? Люди или не послушают, или обидятся!» А я про себя думал: «Да пусть хоть убьют», но говорил, что любые мысли можно адаптировать к аудитории.
Он помог, и ему понравилось, так что после мы вместе выполнили перевод на французский язык книги «300 изречений подвижников Православной Церкви». Благодарю от всей души Иосифа, истинно верующего человека, верного раба Господня. Нам удалось найти деньги на издание французского перевода «300 изречений». Если «Сербские беседы» по большей части ориентированы на православного читателя, то эта книга, напротив, может быть интересна для неправославных, поможет им ощутить вкус святоотеческой мудрости. Сейчас приступили к переводу изречений Оптинских старцев. Также мы начали понемногу изыскивать средства для помощи православным миссиям в Африке; в частности, удалось покрыть некоторые насущные нужды прихода в Кот-д’Ивуаре. Сейчас мы изучаем возможность организации православных катехизических бесед в Женеве – их отсутствие очень чувствуется.
Я понял: для успешной миссии важно то, насколько ты сам соответствуешь тому, что проповедуешь. В этом направлении и стараюсь работать над собой.
Может быть, мой рассказ получился не совсем таким, как я задумывал. Я хотел написать о том, как мученическая кончина отца Даниила изменила мою судьбу. О том, как благодаря его проповеди, которая стоила ему жизни на земле и которая дошла до меня и до многих только после его убийства, я стал искренним христианином. О том, как я перестал быть равнодушным к своему спасению и спасению людей вокруг меня. Я хотел рассказать о том, как благодаря этой горячей проповеди я начал читать всю Библию, а не только отрывки Евангелия; по совету отца Даниила ввел ежедневное правило чтения слова Божия. Для меня стало необходимым венчаться и не довольствоваться бумажкой из ЗАГСа, поскольку отец Даниил раскрыл мне смысл как этого, так и других таинств. Именно отец Даниил внушил мне мысль о необходимости регулярного причастия. И его пример вдохновил меня на путь миссионерства.
Отец Даниил всех призывал на этот путь. Я отзывался словом и делом, но не духом. Поэтому, несмотря на указанные выше изменения в моей вере, я, грешный, пока еще не успел начать миссию в моей стране. Так что прошу у всех молитв за меня, грешного раба Божия Авива, чтобы, молитвами Богородицы, мучеников Христовых, апостолов и всех святых, нелицемерно потрудиться в жизни согласно заповедям Христовым.
Станое Станкович (Сербия): Никогда прежде я не встречал такого человека
Станое Станкович |
С первого же мгновения моего разговора с ним и до завершения я был изумлен. Никогда прежде я не встречал такого человека – столь радостного и с такой силой слова. Хотя в комнате нас было только трое, он говорил как бы перед целым стадионом. Он полностью изменил мой взгляд на миссию. Я понял, что православная миссия – это не хобби, а исполнение заповеди Христовой. Что это дело каждого из нас, а не только отдельных энтузиастов.
Я помню, что, когда вернулся домой, в моей голове звучали его слова: «Утверждение, что Христос не единственный путь к Богу, – это путь к антихристу. Утверждение, что вне Церкви есть спасение, – это путь к антихристу». Я подумал: «Мне довелось встретить человека, который говорит и верит так же, как святые отцы, как Иоанн Златоуст, авва Иустин (Попович), святитель Игнатий (Брянчанинов)».
Отец Даниил Сысоев в разговоре предложил организовать при нашем сайте раздел, посвященный миссии. Священники-редакторы сайта одобрили это предложение. Только одно оставалось неясным: как назвать этот раздел. Ответ пришел спустя несколько дней. Когда 20 ноября я прочитал новость о том, что отец Даниил пострадал, то сначала мне было грустно, но потом я понял: он мученик! Я написал редакторам сайта и сказал, что знаю, как назвать миссионерский блог, кому он должен быть посвящен.
Могу сказать, что только после смерти батюшки я познакомился с ним через его книги, проповеди и лекции. Что меня поразило в нем, так это полное отсутствие человекоугодничества, и при этом – большая любовь к людям. У него не было страха, что люди отвергнут его из-за того, что он говорит нечто, что может быть неприятно для них. Поразила его устремленность к Богу, ясная мысль, великая сила духа, но также и добрый юмор, чтобы облегчить восприятие сказанного. Поразила и его мысль, что в миссии мы – соработники Бога, Который Единственный обращает людей.
Я принял самое непосредственное участие в создании Православного миссионерского центра «Отец Даниил Сысоев». Поначалу наша деятельность ограничивалась переводом миссионерских материалов для блога, но со временем появились и другие направления.
Был организован перевод и издание книги святителя Николая Сербского «Вера образованных людей» (толкование Символа веры) на языках урду и индонезийском, катехизиса святителя Николая на монгольском языке, Часослова с избранными псалмами на языке зулу для православной миссии в ЮАР и книжку «От меня это было» преподобного Серафима Вырицкого на языке кикуйю для Кении. Последняя книжка также была переведена на турецкий. Для христиан Индии был осуществлен перевод на английский язык «Индийских писем» святителя Николая Сербского. Мы напечатали иконочки Спасителя и Богородицы с надписями на испанском языке для миссии в Чили. Собрали и отправили несколько тысяч нательных крестиков и икон православным миссиям в Пакистане, Танзании и Чили. Готовится также проект по сотрудничеству с миссионерами в Гватемале. Вся деятельность центра зависит от пожертвований.
Мы сейчас проводим в жизнь инициативу «500 по 100», цель которой – найти 500 православных христиан в Сербии, которые согласились бы каждый месяц выделять по 100 динаров на миссию. Таким образом у нас собиралась бы ежемесячно сумма, с помощью которой можно было бы помогать православным миссиям в разных частях света. В нашей стране сейчас финансовый кризис, и люди действительно испытывают нехватку в деньгах. Но 100 динаров – это стоимость одной чашки кофе, эта такая сумма, которую без ущерба для себя может выделить даже человек самого скромного достатка.
Кое-что центр делает и внутри страны. В частности, мы издали на сербском языке пять маленьких книжек отца Даниила, и для меня очень дорого, что Святейший Патриарх Ириней дал свое первосвятительское благословение на их издание. Я очень рад, что наше священноначалие показало тем самым, что признает и ценит подвиг отца Даниила. Также мы перевели, издали и регулярно распространяем листовку «Вечный Бог зовет вас к Себе», подготовленную отцом Даниилом.
Все перечисленное является прямым следствием того, что он посетил Сербию с рассказом о миссии. Я твердо уверен, что отец Даниил и сейчас оказывает решающее влияние на деятельность нашего миссионерского центра. Ведь раньше я даже на минуту не мог бы представить, что через какие-то два с половиной года наш центр будет вести проекты по поддержанию миссии в десяти странах Азии, Африки и Южной Америки, заниматься активной книгоиздательской деятельностью в самой Сербии. Особенно если учесть, что я почти ничего не знал о миссии, когда стал руководителем центра. Чувствуется перст Божий и молитвы отца Даниила, когда видишь, как вдруг после завершения одного проекта сразу открывается, где еще нужно помочь, и появляются для этого необходимые средства. А еще, когда возникают какие-то препятствия в работе, очень быстро все разрешается, в чем я тоже вижу поддержку отца Даниила.
Уже вполне можно сказать, что благодаря молитвам священномученика Даниила в Сербской Церкви пробуждается миссионерский дух. Появляются люди, пишут добрые слова поддержки, дают пожертвования, отнюдь не малые для наших материальных условий. Потрясает, когда видишь, как некоторые люди ради помощи миссии отдают необходимое. Все это сделал отец Даниил.
Миссионерские книжки отца Даниила очень читаемы у нас в Сербии. Больше всего оказалась востребована брошюра «Зачем ходить в храм каждое воскресенье?», вызывают большой интерес также книга об исламе и брошюра «Замуж за неверующего?» Люди рассказывали мне, что «Инструкция для бессмертных» пробудила их от сна в духовной жизни и воодушевила.
Все это повлияло и на мою личную духовную жизнь. Священномученик Даниил научил меня, что не должно стыдиться истины. Я и до встречи с ним знал, что Церковь – это единственное место спасения, что вне Церкви повсюду смерть, но не говорил этого вслух. Боялся реакции близких, священников и епископов, которые не согласны с этой истиной Христовой. Он научил меня, что важно лишь то, что Христос думает о тебе, а не то, что думают люди.
Отец Даниил показал мне пример полного доверия Богу и угождения Богу, а не людям. Показал, как выглядят те добродели, которых мне недостает. Я с изумлением читал и смотрел, как он пламенно, с любовью и без страха проповедовал среди людей, от рук которых Господь и дал ему мученический венец. Меня поразил рассказ его вдовы о том, как он на вопрос, что его семья будет делать, если его убьют, отвечал: передаст их под покров Божией Матери. Не знаю, смогу ли когда-нибудь иметь такое же доверие Богу.
Мое отношение к Богу после первых лет церковной жизни стало охладевать. Я стал «опытным христианином», оставил молитвенное правило, «с рассуждением» решал, буду ли поститься в среду и пятницу. Всего два часа беседы с отцом Даниилом встряхнули меня. В нем я увидел, что христианская жизнь – это непрестанный подвиг, что нельзя останавливаться на пути к Богу, что Бог любит тех, кто ревностен.
Я убедился в истинности его слов о том, что, помогая православным миссионерам, ты прежде всего помогаешь себе самому. За прошедшие годы мне выпало немало жизненных потрясений: смерть отца, несколько тяжелых операций матери, проблемы со здоровьем детей и жены, собственные проблемы со здоровьем, – могу сказать, что именно занятие миссией дало мне силы выдержать все это.
Все как и говорил отец Даниил: «Когда хочешь помазать кого-либо маслом, прежде всего маслом оказывается помазана твоя рука», то есть миссия в огромной степени помогает в духовной жизни самому человеку, который ею занимается, она дает силы бороться со страстями и не останавливаться на пути к Богу. Миссия приближает к Богу и позволяет сказать: «Чудные дела видели мы ныне» (Лк. 5: 26). Мне довелось на опыте убедиться в истинности слов отца Даниила: «Если хочешь увидеть чудеса – иди в миссионеры».
В заключение я хотел бы сказать, что Господь обильно благословил и утешил меня тем, что дал возможность узнать святого. Это один из наивысших даров в моей церковной жизни.
Оана Ифтиме (Румыния): Отец Даниил вошел в нашу жизнь и остался
Оана Ифтиме с мужем |
Фотография
Была статья о его убийстве в румынском журнале «Слово веры». Прежде всего мне бросилась в глаза его фотография – из-за сходства с моим мужем, который тоже отчасти татарин. Затем я узнала о его мученичестве. Это фото до сих пор стоит на моем рабочем столе в университете, вырезанное из журнала и помещенное в рамочку, чтобы всегда быть перед глазами, рядом с другими иконами. На этих иконах – святые из разных мест и разных эпох, при взгляде на них чувствуется сердечная теплота, покой и сила, что особенно важно во время долгой работы над статьями против материализма, «нью эйдж» и прочих явлений, от которых страдают души в наши дни.
Я смотрю на отца Даниила, он улыбается на фото, и я продолжаю дальше…
Икона
У нас также есть писаная икона отца Даниила над дверью, где мы храним иконы наших самых любимых святых, у которых просим помощи и заступничества всякий раз, переступая порог дома. Эту икону подарил нам близкий друг – священник с подлинно миссионерским духом, который очень любит отца Даниила и знает, что мы тоже любим священномученика.
Много молитв было произнесено перед этой иконой, и она была окроплена святой водой, как и другие иконы в любом доме. Каждую пятницу я зажигаю свечу перед ней и пою тропарь священномученику. А на годовщину перед этой иконой мы ставим цветы.
Книга
Вскоре после чтения статьи в журнале «Слово веры» я нашла книгу, включающую две беседы отца Даниила, произнесенные в Сербии вместе с Юрием (ныне – диаконом Георгием) Максимовым. Она была опубликована в Румынии в 2010 году.
Мой муж всегда держит эту книгу у изголовья кровати, потому что любит ее перечитывать. Это единственная духовная книга, которая получила у него такой статус. И не только из-за любви моего мужа к отцу Даниилу, но и из-за качества и содержания самой книги. Мы оба считаем, что это настоящий подарок от отца Даниила, в котором он изложил саму суть вещей. Эта книга (в действительности брошюра) всего на нескольких страницах содержит решение самых острых проблем, которые стоят сейчас перед Церковью: отсутствие миссионерского духа, материализм, экуменизм, восприятие некоторых неопротестантских влияний, таких как «борьба» против «числа зверя», ошибочное понимание автономности Поместных Церквей, ведущее к увеличению националистического крена и утрате восприятия кафоличности, то есть вселенскости Православия.
Итак, мы купили много экземпляров этой книги и начали дарить нашим друзьям. Вот и два дня назад я дала одну из копий «Сербских бесед» Сысоева и Максимова подруге, которая стала интересоваться верой. Я решила дать ей эту книгу, а также книгу о святом Нектарии Эгинском; верю, что они откроют ей беспредельную красоту Православия.
Заступничество
Отец Даниил очень сильно помог нам во многих вещах, связанных с духовной жизнью. Я расскажу здесь только об одном факте. Когда понадобилось присоединить к Церкви человека, который несколько лет назад практиковал шаманизм, мы нашли на сайте отца Даниила «чин отречения от оккультизма». И, переведя его, дали этот замечательный текст священнику, который смог использовать этот чин при принятии того человека.
Наши друзья и наши начинания
У нас есть небольшая группа друзей-единомышленников, в которой принято поздравлять друг друга 19 ноября с днем памяти отца Даниила…
Они очень любят его, особенно отец Матей, священник, который дал нам икону. Он всегда цитирует священномученика во время своих диспутов с разными людьми, придерживающимися позиций, прокомментированных отцом Даниилом в «Сербских беседах» (экуменистами, националистами, борцами с числами и т.д.). Он также ссылается на пример отца Даниила, когда рассказывает о православной миссии как член Православного миссионерского центра в Верии (Греция). Совсем недавно он выступил с публичной лекцией об отце Данииле на книжной ярмарке у нас в Бухаресте. Зашла речь о миссии, и, конечно, отец Матей использовал эту возможность, чтобы подтвердить учение о том, что только Православная Церковь является местом спасения, о чем так часто напоминал отец Даниил – миссионер, оказавшийся сейчас на небесах.
Хочу еще упомянуть о том, что у нас есть идея открыть школу. И, конечно, нет никаких сомнений в выборе покровителя для нее: это будет школа имени отца Даниила Сысоева. Конечно, пока еще далеко до реализации этой идеи, но, если Богу будет угодно, она станет реальностью.
Я уже говорила о статье и книге, опубликованных в 2010 году, вскоре после смерти отца Даниила. Можно сказать, что священномученика у нас быстро приняли.
Однако не так уж много румынских сайтов пишут о нем. Или же все-таки много? Что можно было бы признать достаточной степенью внимания со стороны народа, который когда-то помнил, что не умны те, кто, гоняясь за земным благополучием, пытается «стать самым богатым на кладбище», а сейчас сам большую часть времени проводит в земных заботах мира сего? Я не знаю, хотя являюсь частью этого народа.
Поразмыслив, могу сказать, что все-таки довольно много румынских сайтов пишут об отце Данииле. Мы, современные румыны, как правило, больше любим святых – великих чудотворцев, которые могут помочь в работе и здоровье. Тем не менее мы публикуем на наших сайтах учение отца Даниила, его слова против увлечения земными вещами, слова о важности спасения, слова о нашей обязанности распространять Евангелие в тех частях мира, куда мы, православные Восточной Европы, отправились на поиски сокровищ. И есть сайты, которые каждый год вспоминают о его высокой жертве в день его убийства.
Я убеждаюсь, что мы, румыны, почитаем учение и мученическую смерть отца Даниила, несмотря на столь многие и значительные предрассудки, существующие у нас, и сам факт этого почитания удивляет и впечатляет. Я думаю, это многое говорит о силе учения и примере отца Даниила… В 2010 году он вошел в нашу жизнь и остался.
Петиция
Несколько дней назад мы организовали сбор подписей под петицией об официальной канонизации отца Даниила как священномученика. После окончания сбора передадим в Русскую Православную Церковь. Эта инициатива не является каким-то давлением, мы не выдвигаем требований, мы просто хотим показать, что отец Даниил почитается православными людьми и что значение его мученического подвига и духовного наследия важно не только для России, но и для православных христиан других стран. И хотя всего несколько дней прошло с момента начала сбора подписей и мало кто о нем знает, на сегодня уже более 40 человек подписалось под румынской версией и 235 человек под международной версией, в их числе – два епископа Сербской Церкви и один Болгарской Церкви. Эта петиция – просто возможность для нас проявить признательность и любовь к отцу Даниилу.
Так получилось, что я познакомилась с его учениками, ребятами из Школы миссионеров, основанной им. Прекрасные люди. Виктор, Анна, многие другие. Это тоже подвижники и примеры нам всем, часто очень теплохладным... Мне очень хотелось тоже чем-то послужить Богу, помочь миссионерам, пусть и не самой миссией. Я человек эмоциональный, ислам - моя больная тема, я бы сама себя на миссию не пустила)) Бог дал, почти год мы занимались с учениками о.Даниила арабским, учились читать молитвы и Св.Писание, перевели часть листовок. В это же время так получилось, что о.Георгий попросил перевести на арабский "300 изречений святых отцов". Этот проект занял гораздо больше времени чем я рассчитывала, много было искушений в жизни в этот период, и у редактора тоже. Но с Божьей помощью недавно окончили. Надеюсь, скоро появится на свет!
Много можно сказать об о.Данииле. Он слышит и помогает. Стараюсь бывать у него как только появляется возможность. И в храме, и на кладбище. Как святыню храню землю с его могилки, она со мной всегда и везде. А когда болит что-то прикладываю и прошу батюшку помочь своими молитвами.
Пользуясь случаем, передаю огромный привет и низкий поклон всем батюшкиным миссионерам и о.Георгию (он столько много делает для миссии в разных странах, помоги ему Господь!!) и выразить надежду, что еще даст Бог послужить во славу Его чем-то полезным. Святый отче Данииле, моли Бога о нас!
Прошло время, и вот наступил день его смерти. Когда начались репортажи и сообщения на эту тему, я смотрела их снова и снова. Так было больно, обидно, что такие люди уходят так рано. Что он был так рядом, оказывается, что я могла с ним познакомиться, общаться с ним, с настоящим подвижником нашего времени, но не сделала этого... Мне казалось, что такой человек всегда недоступен, ему своей паствы и дел хватает, что просто подойти к нему невозможно просто так постороннему человеку. Я ошибалась...
Сразу же после мученической кончины отца Даниила, я стала изучать его лекции, книги, все, что можно было найти. Мы поехали в его храм, на место убийства, на кладбище. Конечно, он святой. Доказывать тут нечего, и сразу же я стала почитать его как святого. Удивили люди в храме ап. Фомы - они были светлые, радостные, знали, что теперь у них есть еще один небесный заступник. Они очень отличались от всех других православных людей в других храмах, в нашем храме в том числе.
Василию
Мученичество за Христа смывает все грехи, кроме ереси и раскола.
"патриотизм якобы мешает спасению" Чрезмерный патриотизм МЕШАЕТ спасению души. Для примера приведу высказывание одного украинского националиста по поводу употребления русского языка в Украине (в моем переводе): "Если кто-то употребляет хотя бы одно русское слово, то ему отрубают палец, если два - то два пальца, и так далее. Когда не остается пальцев, рубают руки, ноги, затем голову. Если мы будем действовать таким образом, то через день вся Украина будет украиноязычной". Если говорить о святых благоверных князьях Димитрие Донском, Александре Невском, так на первом же месте ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ была, а не просто голый патриотизм.
А по поводу гейзеров... Кто вы, уважаемый, и КТО св.Игнатий... Не сопоставимые величины, согласитесь. Происхождение, дарования, горение к Богу. Не нужно таких дерзких выпадов в адрес святых.
Святитель Игнатий Брянчанинов также говорил, что воды гейзеров якобы подогреваются адским огнем.
Отец Сергий, да, св. Игнатий Брянчанинов придерживался такого мнения. Но оно не единственное.
В предыдущем сообщении я дал ссылку на статью "Ошибались ли святые?".
А вот еще одна ссылка, как раз по обсуждаемой теме.
http://korolev.msk.ru/books/919/polbog1/polbog1/H05-T.htm
It can be very dangerous, as it does not see the Church as One, universal, endangering dogmatic and liturgical unity and eventually leading to quarrels, hatred, discrimination and refraining from mission to other nations.
Помимо указанной категоричности, в учении о.Даниила есть и другие спорные моменты, главный из которых - патриотизм якобы мешает спасению.
Что же касается канонизации - она отнюдь не подразумевает канонизации всего, что написал канонизируемый. Святые тоже ошибались (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/5g10_7-all.shtml). А Ориген, кстати, тоже умер мученической смертью.
А в учении о.Даниила, помимо указанной категоричности, есть и другие неоднозначные моменты (патриотизм якобы мешает спасению, прямо-таки патетическая ненависть к советскому периоду и радость по поводу распада Союза и др.). Что же касается канонизации - она отнюдь не подразумевает автоматическую реабилитацию всех взглядов канонизируемого.
Таких смелых и умных я больше не видел, и не вижу. А тогда 10 лет назад даже не понимал с кем общаюсь. Умел он не быть небожителем.
Что надо с радостью ждать встречи там. И делать все так чтобы радовать ХРИСТА. И каяться и каяться.
Как мой духовный отец Вадим недавно говорил "жить с НИМ". А все остальное неважно . Как первые христиане. Ну хотя бы стремиться чуть чуть походить на их жизнь. И любить Всех.
Жизнь это борьба с собой, со своим ..... У каждого
оно разное.
Отец Даниил моли БОГА о нас.
This year, in the day of his martyrdom, on November 19, we worsiped Saint Daniil Sisoyev in the Holy Liturgy, we made his icon and we all have prayed to him. In the sermon I said that for us St Daiil is an contemporary example, and I am so happy that the Greek people have such a great devotion for St Daniil. Also, in the Monastery Ormilia(Halkidiki) the nuns pray to the saint Daniil and ask his help in their struggle. Saint Daniil is not very well-known yet, but those who have known him, love him and venerate him from the first moment.
Fr. Matheos Voulkaneskos
Metropoly Veria Greece.
"
Из всех созданных благим и преблагим и всеблагим Богом нашим и Царем.. , одни суть други Его, другие истинные рабы, иные рабы непотребные, иные совсем чужды Его, а другие, наконец, хотя и немощны, однако противятся Ему. И други Его... суть собственно умные и бестелесные существа, Его окружающие; истинные рабы Его - все те, которые неленостно и неослабно исполняют волю Его, и непотребные - те, которые, хотя и удостоились крещения, но обетов, данных при оном, не сохранили как должно. Под именем чуждых Бога и врагов Его следует разуметь неверных, или зловерных (еретиков); а противники Богу суть те, кои не только повеления Господня сами не приняли и отвергли, но и сильно вооружаются против исполняющих оное." (Лествица,Глава 1,1)
Как Вы правильно говорите, заповедь о любви к врагам дана нам Христом. Но мы во имя любви Божьей обязаны говорить им правду, слова Христа - "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." (Мк,16,16). Не говоря этих слов, мы не желаем им действительно спасения. С этого начинается любая проповедь. Мы поступим против заповеди Божьей и окажемся лжецами перед людьми, как бы не предупредив их о неизбежной духовной смерти, если они не примут единственное лекарство-Христа.
I thank Your Reverence for Your support as well as that You know and venerate our new Martyr Fr Daniel. Evlogite!
Fr Matheos Voulkaneskos
Metropoly Veria Greece.
Вам можно ответить словами о. Иллариона Грузина Афонского, которыми он ответил одному греческому игумену, который в своей политкорректности дошёл до великого бесчувствия, молясь по приказу турецких властей (Афон тогда был на территории Османской империи) за победу турок над русской православной армией в Крымской войне - "Когда они пришли, Старца не было в келлии. Увидев же моего Старца, игумен со своими спутниками пал на землю, распростершись ниц, со словами: "Благослови, святый Отче". И хотел было поцеловать его руку, но Старец закричал: "Прочь! Уходи прочь, подальше от меня, я не принимаю еретиков..." Игумен стал умолять: "Я согрешил, я пришел к тебе за епитимьей".
Старец сказал: "Как ты осмелился поставить Магомета выше Христа? Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа сказал Сыну Своему: "… дондеже положи враги Твоя подножие ног Твоих…" (Пс. 109,1), а Ты просил Его повергнуть Сына Своего к ногам Его врагов! Поди прочь от меня, я тебя не приму".
Святой мучениче и исповедниче Христов, отче Данииле, моли Бога о нас!
Некоторые дискуссионные моменты его учения о. Даниила никак на не влияют на его мученичесто, равно как они не затрагивают его учение как строго православного. Его книги одобрены церковью и расходятся по всему миру везде тысячными тиражами. Верю, что канонизация о. Даниила произойдёт, несмотря на желание некоторых быть политкорректными христианами, а по сути - предателями. "Христианская гвардия" - мученики, лучшие друзья Христа и его верные свидетели и истинно усыновлённые во Христе дети Бога, - неоднократно подтверждали, что вне Православной церкви нет спасения, даже смерть вне Христа, т.е вне его Тела - Православной Церкви, не спасает, не является мученичеством, т.е. свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем. Что уж там говорить о нехристианах, не имеющих, но самое главное НЕ ЖЕЛАЮЩИХ иметь единственного оправдания и надежды людей на нашей несчастной земле - пролитой за них крови Господа Нашего Иисуса Христа, смывающий их грехи при вере в Него. Именно это и есть страшная правда Церкви и такая неприятная истина для мира, за которую о. Даниила и убили, так как он всеми силами шёл вслед Христу. Ни Магомет, ни Будда, ни папа римский точно не дадут никому спасения. А Вы хотите поставить на одну доску святого мученика и людей, отвергающих кровь Христа! Чтобы Господь уравнял "хорошего" еретика или "милого" нехристя своему залитому кровью сыну - священномученику о. Даниилу ради Христа растрелянного в Его храме за Его Имя Святое и Слово! Да не будет!
Откуда мы знаем? Мы знаем от Господа, что если будем верить Ему и жить по Его заповедям - спасемся, если не будем - пропадём. Господь сказал: «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, АЩЕ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ» (Ин.15. 13.)
Каноническое православие о. Даниила, его личное благочести и смерть за Христа (отказ прекратить крестить мусульман несмотря на прямые и неоднократные угрозы и смерть за спасение други своя), да и сама смерть в храме Господним, уже имеющиеся чудеса, посмертная помощь о. Даниила людям и почитание его - достаточны для того, чтобы ставить вопрос о его канонизации. Посмотрите хотя бы на историю наших святых - таких столпов как прп. Серафима Саровского, свт. Иоасафа, св. Иоанна Кронштадского почитали долгое время несмотря на отсутствие их официальной канонизации, которая удостоверяет на земле факт святости каждого святого, уже прославленного Господом, люди имели их портреты,фотографии, просили их молитвенной помощи и получали её. Ничто и никто вправе запретить это.
К сожалению,для меня не являются авторитетом "монахини одного из греческих монастырей". Тем более,что в ссылке,указанной Вами не назван этот монастырь. Если Православная Церковь канонизирует официально о.Даниила,как она канонизировала новомучеников и исповедников российских,тогда этот вопрос решится сам собой. Если на это будет Божия воля.
Мучеников в древности официально не канонизировали. Почитание мучеников начиналось сразу после их смерти. Для почитания было достаточно того, что это не запрещённый священнослужитель, действующий по благословению священноначалия и погибший за веру. Всё. Уже есть икона убиенного за веру отца Даниила в Сербии, есть икона на Афоне. Почитание его уже началось.(source:http://krest-most.ru/?c=article&id=232)
Also: Греческие монахини молятся отцу Даниилу Сысоеву как святому (http://www.interfax.by/article/71196)
Во истинну своей смертью он и дальше будет возбуждать лыбовь к Тому,за которого умер!
Моли Бога о нас, о.Данииле!!!
Настоящий священномученик 21-го века, Даниил Сысоев, слава Христу Господу нашему.
I want to thank you all contributors and tell you how moved we are by such solidarity of the Orthodox.
We think that the One Who said (Luke, 11, 33) that "No man, when he hath lighted a candle, putteth it in a secret place, neither under a bushel, but on a candlestick, that they which come in may see the light" will not allow us, humble mortals, to keep under a bushel the light that His blessed almighty hand lighted in the person of the new hieromartyr Daniil.
Therefore we consider that sooner or later, in our times or at some point in the future, the official recognition of the new hieromartyr Daniil will inevitably take place. And we just did not want to miss our individual chance to personally contribute to this. Why not? It makes no sense not to invest a few minutes of our lives into a gesture of pure love and gratitude towards God and His saint.
Just think about it, dear archpastors and pastors, dear brothers and sisters in Christ- contributing to the official recognition of the new hieromartyr Daniil is such a small gesture that we can do, comparing to the huge gift from God that we received in the person of this new saint.
All the best, from Romania! Oana Iftime
Это настоящий святой нашего времени, человек на котором почивал Дух Божий, бывший якоже древние пророки, не убоявшийся смерти за Христа, которого он больше всего любил и жил им. Поразило меня сразу же его постоянная готовность помочь, доброжелательность, огромная энергия и любовь. Он всегда дорожил каждой минутой и спешил творить добро, применить свои многочисленные таланты, которые так щедро его одарил Господь.
После убийства смотрел информационные сайты по всему миру и был поражён, что и самых дальних уголках мира его мученичество за Христа получило саый горячий отклик и сочувствие. Подтверждение тому - эта статья. Воистину слава Господу, благословившего нашу землю, рождающую таких истинных рабов Божьих! Правильно сказал Алексий, что мы в ответе за то, как используем то сокровище, что нам оставил отец Данииле.
Священномучениче и неустрашимый проповедниче Христов, возлюбивший Бога даже до смерти, отец Данииле, моли Бога о нас!
как же повезло Православным Русской Православной Церкви,
что о.Даниил говорил по-русски!
заграницей люди видят силу, восхищаются и зачитывается всего лишь несколькими листами интервью с о.Даниилом, его листовками и брошюрами!
а у нас есть все его книги, есть его Закон Божий; есть всё аудио: огласительные беседы, беседы по Догматическому богословию, почти полное толкование Библии на сотни часов прослушивания, есть десятки отдельных лекций, есть сотни проповедей; есть всё видео: многие часы лекций, диспутов, выступлений!
да, у нас, просто золотой клад! слова о.Даниила - это слова Духа Святого, это Святоотеческое учение - современным языком!
Слава Богу!