***
Нам дано мыслить, но не дано мыслить всегда правильно. И ошибки мышления бывают сколь убийственны, столь и благодетельны. Вот пример убийственной ошибки: «Самоубийца – это заключенный, который видит, как во дворе тюрьмы устанавливают виселицу, ошибочно решает, что она предназначена для него, вбирается ночью из своей камеры, спускается во двор и вешается сам». А вот пример счастливой иллюзии: «Атлант мог придерживаться того мнения, что он вправе, когда захочет, сбросить эту Землю и без шума уйти, но ему было позволено только иметь это мнение – и не более того». Весело, нечего сказать, было бы жить на Земле, если бы всякий Атлант мог, когда захочет, убирать свое затекшее плечо из-под священной тяжести.
***
Наш мир – любитель точных знаний. Как блудный сын из родительского дома, человек новейшей эпохи покидает свой внутренний мир и посвистывая, уходит в незнакомую даль. Со временем он превратится в свинопаса, но и тогда гордость запретит ему возвращаться. В этом – отличие современного человека от классического библейского персонажа. Кафка тем и ценен, что он сидит внутри себя, и если путешествует куда-то, то в основном умом, сидя на месте. И там внутри у него (а значит и у нас) интереснее и страшнее, чем в африканском сафари или Полярной экспедиции Амундсена.
«Тебе нет нужды выходить из дому. Оставайся у своего стола и слушай. И даже не слушай – просто жди. И даже не жди – будь совершенно спокоен и одинок. И мир предложит тебе себя, чтобы быть разоблаченным, он не может удержаться и будет в экстазе извиваться пред тобой»
***
Разоблаченный мир действительно сообщает нечто важное. Например, то, что у него есть Творец. И Творец обладает как полнотой знания, так и полнотой власти. «Увидеть мир хорошим можно только с того места, с которого он сотворен, ибо только там было сказано: “И увидел Он, что это хорошо” – и только с этого места он может быть приговорен к разрушению». Так хорошо звучит «с того места, с которого он сотворен». Язычник так не скажет. Для язычника мир всегда кажется вечным и божественным. Но не нужно представлять себя удавом, к которому, словно пищащий от страха кролик, в пасть сами собой лезут завороженные немигающим взглядом ответы. Познание – труд, заключающийся во внутреннем обнажении от всего лишнего.
Человек, познавший нечто важное, по сути, отбросил от себя нечто ложное. Люди же по преимуществу облеплены ложью и привыкли к ней. Познавший не хочет лицемерить и стремится назвать вещи своими именами, за что его считают ниспровергателем основ. Какая жалкая ошибка – называть «ниспровергателем» или «бунтарем» того, кто всего-навсего помылся и выбросил мусор!
«Перед тем как вступить в святая святых, ты должен сбросить башмаки, но не только башмаки, а все: ношу, и походную одежду, и наготу под ней, и все то, что под наготой, и все, что спряталось уже под этим. И потом – твою сердцевину, и сердцевину сердцевины, и потом – все прочее, и потом – остатки. Святая святых питается только самим огнем – и позволяет ему питаться собой: противостоять этому не может ни одна из сторон».
***
Человек не смыслит ничего, если не мыслит о добре и зле в их корневом понимании, идущем от райской трагедии. В 20-м веке, когда уже все готово было для расщепления атома и полета в космос, об Адаме и Еве, об их грехе и всемирной епитимье, именуемой историей, говорил в Духе Святом старец Силуан. Века прошли, но для святого мужа все их пространство помещается, как яблоко, в ладони. Кафка тоже мыслит об этом, и пусть его мысли не тождественны прозрениям афонского монаха, они говорят о том, что душа его томилась по настоящей жизни.
«Мы были изгнаны из рая, но он не был уничтожен. Изгнание из рая было в каком-то смысле счастьем, ибо, если бы мы не были изгнаны, рай пришлось бы уничтожить». Совершенно верно! Об изгнании из рая и о смерти, как о благе, говорили отцы. Лучше болезненно лечиться, чем превращаться в бессмертное зло и все вокруг себя уничтожать.
И еще мысль: «Мы грешны не только потому, что вкусили от древа познания, но еще и потому, что до сих пор не вкусили от древа жизни. Греховно состояние, в котором пребываем, – вне зависимости от вины». Мы вкушаем от Древа Жизни, когда причащаемся, и само Древо есть – Крест Христов. Не упрек Кафке, что он этого не знает. Этого не знают весьма многие христиане. Но удивительно верно, что мы грешны «вне зависимости от вины». Как говорил митр. Антоний, есть грех, как факт и грех, как состояние. Греховные факты у всех свои, но оторванность от Бога у всех детей Адама изначально одинакова. Она врачуется во Христе, примиряющем нас с Отцом и становящимся новым Адамом.
***
«Один из самых действенных соблазнов зла – это вызов на борьбу. Борьба с ним – как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели».
Совершенно справедливые, с точки зрения опытной аскетики, слова. Они означают, что есть враги, которым неизбежно проиграешь, если только начнешь с ними бороться. Это касается умной войны. Так нужно поступать с помыслами, пренебрегая ими и проходя мимо. Вместо этого человек часто останавливается, пристально всматривается в помысел и начинает с ним бороться. От этой борьбы помысел растет, наливается отобранной у человек силой, разбухает, словно пиявка, от «черной крови». Будучи вначале не более червяка, помысел становится вскоре змеей, а со временем и драконом. Так одна ложная и провокационная идея, заброшенная в лагерь неумного противника, способна перевернуть этот лагерь вверх дном и привести к кровопролитной междоусобице. Когда же мы это поймем и вразумимся?
***
А вот прекрасные слова об усталости, и смерти, и Господе, от Которого спасение. Причем спасение, сколь неожиданное, столь и втайне желанное.
«Первым признаком начинающегося познания является желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, какая-то другая – недостижимой. И уже больше не стыдятся желания умереть и просят перевести из старой ненавистной камеры в какую-нибудь новую, которую еще только будут учиться ненавидеть. Способствует этому и остаток веры в то, что во время перевода случайно пройдет по коридору Господин, который посмотрит на заключенного и скажет: «Этого больше не запирать. Я возьму его к себе»
***
«Когда ты уже впустил к себе зло, оно больше не требует, чтобы ты ему верил».
Да-да, тогда-то именно сбрасываются маски. И что самое обидное, зло говорит обманутому человеку, чтобы тот не искал виновных и не прикидывался ничего не понимающим паинькой, поскольку ему все было понятно. Любитель зла всегда обманывает себя самого, прекрасно зная в глубине души о самообмане, и зло имеет право обвинить его в этом сложном лукавстве.
***
А вот великие слова: «зло знает добро, а добро зла не знает». Так и некоем отце Египта говорили, что от великой благости он уже не знал о существовании зла. Но человек не обязан говорить только о высоком. Он может временами говорить о вещах обычных, хотя и необычным языком. Например: «Его усталость – это усталость гладиатора после боя; его работой была побелка одного угла в одном присутственном месте». Или еще о другом, но в том же духе: «Посейдону надоели его моря. Трезубец он где-то обронил. Он тихо сидел на скалистом берегу, и какая-то ошалевшая от его присутствия чайка описывала неровные круги над его головой»
Так великое линяет и ничтожное дается с трудом. Это – главные черты любой выродившейся эпохи.
***
Кафка еврей. Но он живет в христианском мире и окутан евангельскими смыслами, как воздухом. Это неизбежно. Но одновременно он живет и в том еврейском мире, для которого Мессия есть лишь ожидаемое будущее. Эти внутренние миры сталкиваются. Именно на стыке миров – христианского и еврейского, христианского и языческого, – стоит ждать ярких вспышек. И святые отцы, и оригинальные мыслители живут на исторических и мировоззренческих стыках.
Рано или поздно, глупо или умно, но о Мессии говорит всякий еврей.
«Мессия придет только тогда, когда уже будет нужен; он придет только на следующий день после того, как будет возвещен его приход; он придет не в последний день, а в самый последний». Это – о той погруженности в материю и о рабстве духа, которые будут в конце. Человек сотворен в шестой день. Цифра шесть – цифра человеческая. Слишком человеческая, так что, повторившись трижды и закрепившись в качестве внутренней основы жизни, она не даст вернуться семерке, то есть цифре Бога, то есть благословению. Трижды безбожный и не служащий Святой Троице мир – это и есть подлинный смысл трех шестерок.
***
А зачем читать рабочие тетради пражского еврея, умершего в сорок один год между Первой и Второй Мировыми войнами? Вопрос висит в русском воздухе, как минимум, со времен Фонвизина и звучит так: «Зачем географию учить, коль извозчик довезет?» Если бы мы умели думать и молиться, мы могли бы ничего не читать, как не нуждался в книгах Адам до грехопадения. Но нам нужно учиться читать, чтобы научиться думать, а научиться думать нам нужно, чтобы не согрешать идолопоклонством и не осквернять молитву в том случае, если мы молимся.
автором. Хотелось бы услышать мнение батюшки о мировом
правительстве, всемирном заговоре и золотом миллиарде.
Уж больно много говорится об этом в сети.
Есть же выражение: "Приходите к Кафке -- и вы придете к себе!"
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий спаси и помилуй раба твоего Александра! Ибо не ведает (Александр) благовестия Твоего о его спасении, о путях преодоления страстей и познания ИСТИНЫ.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Я ,болван ,к великому моему сожалению порекомндовал собственной дочери эту статью.Она из тех ,увы, многих высокоумных , сбитых современной цивилизацией молодых образованных и "эрудированных" людей , что мятутся и балансируют на краю пропасти .В итоге она для ознакомления заказала по интернету книгу Кафки , не дневники рекомендованные в этой ужасной статье , которые опасны как и все произведения больного человека.Превращение в насекомое, сомоубийство, экзекуции и прочее чесание левой ногой правого уха - являются базовыми элементами творчества Кафки. Это - модная тема для больного мира. Не на исцеление,но на уход от истины в мрачное, угнетающее, наполненный иррациональностью и абсурдом царство тьмы ведет кафкианский путь .
Прошу помолиться о тех молодых , о тех сбитых с пути православия кто соблазнился и этой статьей и иными кафкивнскими и подобными им "литеоатурными" работами .
Для кого , для какого круга читателей написана статья ?
Для сбиваемых ли с пути подростков , балансирующих на грани пропасти ,которые все чаще кончают жизнь самоубийством ?!
Для духовно ли здоровых людей которым , после работы молитвы бы успеть прочесть и выспаться до утра следующего рабочего дня ?
Для монашества ли молитвы творящего в борьбе с нашествием чуждого православию идей?
К чему призывает статья ? изучать труды Кафки , Борхеса , Шпенглера , восточных культов , позднетолстовщины? - идти с клубком змей в руках по минному полю и радоваться , когда обогнул очередную мину ?
Самоубийца - наиболее упоминаемый персонаж статьи
ИЗВИВАТЬСЯ В ЭКСТАЗЕ -как метод познания истины !
Неужели особенно молодому поколению стоит прислушиваться к сему поводырю - принимать вызов как сейчас модно говорить - к несчатью многие из них и принимают вызов в темноте с младых ногтей.
И ведь некоторых читателей (судя по отзывам )привлекли кафкианские тропы
Но если уж в эти последние страшные времена, век либерализма и распада хочется приключений и остается время на путешествия уж лучше пойти в сторону Тютчева или Жозефа де Местра - те хоть вышли из лабиринтов либерализма на солнце по милости свыше
Господи, спаси и сохрани !
Отец Андрей, ради Бога продолжайте писать и не читайте коментарии!"
Здрассте, приехали! С первой частью предложения согласна,правда,с поправкой - и ради нас, читателей этого сайта; а со второй - нет!
У автора обязательно должна быть обратная связь! Это ведь как лакмусовая бумажка: если понравилось ортодоксам - надо "полеветь"; а если либералам - "поправеть". А если и тем, и другим - задуматься, как же так получилось; а если никому не понравилось - тоже вопрос...
Главное - есть пища для ума и предмет спора выбран непростой: не читал - в бескультурии обвинить могут; читал и не понравилось - в антисемитизме; читал и понравилось - в какой-нибудь болезни... Хороший выбор!
За что больше всего люблю о. Андрея - призывает мозгами шевелить!
Даже в Кафке разглядели правду.
Вот это глаз!
Спасибо.
"Увидить Париж и умереть". Други мои,давайте не будем умирать от соблазнов лукавого мира.Да поможет нам Господь в выборе правильного пути!!!
Возьмем к примеру умозаключение: «Один из самых действенных соблазнов зла – это вызов на борьбу. Борьба с ним – как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели». Но ведь с первых страниц Канона зло рядиться в "любую одежду" кроме "военной" (ибо война человеческая это уже не зло, а возмездие за зло), и человек именно уводиться от борьбы со злом, понимая свое поражение уже "задним числом". Наоборот, вызов к борьбе со злом производит инициативно само добро, причем против зла спящего: сколько раз мы плюем в лицо сатане при крещении? Разве сатана нам говорит: "Послушай, я тут подумал и решил с тобой повоевать - пойди покрестись, там мне за одно и в лицо плюнешь, вот и будем враги вечные"? Аналогия борьбы с женщинами вообще бессмысленна: почему с женщиной необходимо бороться, но допустим Ваш враг женщина, то разве примирение возможно только через постель - это как надо поминать? Женщина примитивное животное?
С ув. Александр
Здоровья и БЛАГОполучия Вам Батюшка Андрей.
"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Сол.,II,7-12).
Одним словом, трезвость в современном состоянии Мира, будет являться методом борьбы со злом.
ЧИТАЛ, ВАШИ КНИГИ, ОТЕЦ АНДРЕЙ, С ПРЕВЕЛИКИМ ДУШЕВНЫМ ВОСТОРГОМ.ЗА ЧТО- ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО! Полностью разделяю ваши комментарии к дневникам Кафки.
Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в новых трудах отца Андрея, а мы внемля ему обретем благодать Бога нашего и Господа Иисуса Христа!
..."Сколько копий ломается из-за слабой общей культуры!"
Маргарита, если можно, "с этого места поподробнее"!
Максим, "Тошнота" - это Сартр, немного не туда получилось у Вас.
Если есть много свободного времени - чего ж не почитать, но я этого делать уже НИКОГДА не буду. И вовсе не потому, что Кафка - еврей, а потому, что это не мой автор(сколько я не пыталась начинать его читать (одно время он был "модным автором") - полстранички - и всё!, тошнота подкатывает. Лучше выйду и свежим воздухом подышу.
"Всё мне можно, но не всё - полезно"!
Некоторые священники даже ВЕТХИЙ ЗАВЕТ не всем своим духовным чадам благословляют читать (а некоторым благословляют без некоторых Книг).