В 2012 году мне, студенту 4 курса исторического факультета, предстояло окончить бакалавриат. Не секрет, что за выпускниками вузов следят военкоматы, стараясь сделать так, чтобы после выпуска человек направлялся в армию, а не в магистратуру или аспирантуру. Сотрудников военкоматов нельзя в этом винить — у них есть приказ и они должны его исполнять.
Весной я обнаружил в своем почтовом ящике повестку. Явившись в военкомат, я был вызван в кабинет, где обычно заседает призывная комиссия. К моему удивлению, за длинным столом сидел лишь один человек, зато на столе стоял десяток табличек с именами членов призывной комиссии. Табличка перед сидевшим за столом гласила, что он — полковник и заместитель председателя призывной комиссии. Лениво открыв мое личное дело, полковник сразу оживился, увидев название университета. Своими размышлениями он решил поделиться со мной.
По мнению полковника, православный вуз — это что-то странное, но его выпускники могут пригодиться в рядах вооруженных сил. Говоря об этом, полковник выписывал мне повестку на число между датами выпуска и поступления в магистратуру. На мои слова о желании продолжить обучение в магистратуре собеседник заметил, что это возможно лишь по молитвам святого Тихона. Понятное дело, эта фраза была произнесена с сарказмом, однако я воспринял ее буквально.
В моем домашнем иконостасе есть икона-складень с изображениями святого Владимира-Крестителя, священномученика Владимира (Богоявленского) и святителя Тихона (Белавина). Эту икону мне подарили в день поднятия креста на купол Князь-Владимирского храма в Лиховом переулке — того самого, где проходил Поместный Собор 1917–1918 годов. Перед этой иконой я и просил святого Предстоятеля о молитвенной помощи.
Прошла весна, я защитил дипломную работу и получил рекомендацию в магистратуру. Настало время подумать и о повестке в военкомат, ведь уже вовсю шла весенняя призывная кампания. В назначенный день я явился в военкомат, держа в руках справку о том, что мне могут быть предоставлены последипломные каникулы, во время которых я буду числиться студентом. Однако полковник заявил, что документы о намерениях здесь не рассматриваются, и выписал мне повестку для отправки в войска через несколько дней. Я не стал спорить с военным о модальности высказывания в справке, заметив про себя, что она не интенциальная, а потенциальная, и отправился за недостающими документами.
Сотрудники нашего университета с радостью согласились мне помочь, и вскоре я получил копию прошения о предоставлении мне последипломных каникул, а также выписку из приказа об удовлетворении прошения. С этими документами я прибыл в военкомат на так называемую «контрольную явку» перед отправкой в войска. В коридоре мне устно объявили о переносе отправки на несколько дней позже. А в уже знакомом мне кабинете я вручил копию и выписку заместителю председателя призывной комиссии. Растерявшийся было полковник быстро нашелся и заявил, что ему плевать на эти бумажки. По его словам, срок моего обучения в университете закончился в день защиты диплома, и мне пора собираться в армию.
В ответ мне пришлось напомнить полковнику о том, что нельзя выходить за рамки правового поля. Нормативный срок освоения образовательной программы заканчивается приказом об отчислении. Но так как мне предоставлены последипломные каникулы, то в приказе об отчислении моей фамилии нет. Таким образом, я являюсь студентом и имею право на отсрочку от призыва в армию.
Постепенно выходя из себя, полковник объявил, что сказанное мной его не волнует, и посоветовал обратиться в суд, если мне что-то не нравится. Однако военный потерял контроль над ситуацией и не выписал мне повестку для отправки в войска на нужное число. В ответ на слова полковника, что он меня больше не задерживает, я вежливо попрощался и вышел.
Разумеется, не имея повестки на руках, в военкомат я больше не явился. В середине лета завершилась весенняя призывная кампания, а в начале августа закончились мои последипломные каникулы. Вскоре на сайте ПСТГУ был опубликован приказ о зачислении в магистратуру, в котором была и моя фамилия. В том, что я снова стал студентом Свято-Тихоновского университета, мне видится небесное заступничество святителя Тихона.
P. S.: Автор этих строк не является противником службы в армии. Однако она должна осуществляться на законных основаниях.
Федор, ты все правильно сделал. За твою жизнь и судьбу никто кроме тебя бороться не будет. А командиры из военных, как и прочие силовики легко преступают тот закон ради которого служат и устраивают правовой "беспредел" в угоду улучшения своим показателям и отчетности. Их судьба их волнует больше, чем чья либо еще.
С уважением.
Тут ничего удивительного нет, Власов вон свое предательство оправдывал "освобождением России от коммунизма", правда когда его поймали с готовностью достал партбилет КПСС и начал доказывать что он истинный коммунист и чуть ли не сверсекретное задание в тылу врага выполнял. Обычная практика.
Поймите православные, если вы соберетесь кого то убить например и будете молиться о помощи в этом святым угодникам это не поможет вам сделать гнустность но и воли вашей не лишит. Воля ваша.
А людям бы я сказал: люди, разбирайтесь в своих поступках и руководствуйтесь волей Божьей, а не пронырливостью и хитростью житейской.
И еще немного. Человек, желающий отдать военный долг в нашей стране, должен, на мой взгляд, сделать это нормально. Вчерашнее школоло, отправленное ВСЕГО НА ГОД в ряды наших войск, вероятнее всего, просто научится заправлять за собой свой кроватка(если он маменькин сынуля) и чистить картошку. Ну и крошки за собой со стола убирать. Если это можно назвать отдачей долга...простите. Это скорее профанация. В случае Федора,полный университетский курс обучения несомненно даст больше, хотя бы уже и потому, что продолжительнее.
Всем добра, и удачи на экзаменах в ВУЗы ВС РФ, что считаю гораздо более достойной альтернативой срочной службе!
Многие читали Вашу историю и ничего, самого гланого, в ней не уразумели.Об этом Господь Бог Ииисус Христос говорил о неверующих.
В жизни Вы сильный человек и всё Вам по плечу, в том числе и армия: в другом качестве Вы принесете пользы её больше.Всему своё время.Спаси Господи.
Все, чему учит армия сегодня это терпеть, стискивая зубы. Дело, конечно, хорошее, но стоит ли оно жизней?