Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

В перерывах между трагедиями

Нижний Сусальный переулок дом 4-а – адрес, который большинство бездомных знают назубок. Официально это место числится как санпропускник место, где бездомные могут помыться. Есть здесь и кабинет социального работника. После ночного рейда в автобусе «Милосердие» (один из проектов Православной службы помощи «Милосердие») бездомные могут сюда обратиться за помощью, здесь занимаются судьбами подопечных. У старшего социального работника Романа СКОРОСОВА, сотрудника автобуса "Милосердие", с каждым посетителем идет индивидуальная работа. Каждый из них приносит с собой очередную тяжелую историю.

Существует мнение, что бездомный это на всю жизнь, переделать такого человека уже невозможно. Вы можете нам рассказать о реабилитации бездомных, о случаях их возвращения в обычную жизнь?
- У нас были такие случаи. Вот, например, Нина Александровна Крягина, она, к сожалению, уже умерла. Прожила на улице женщина очень долго. Родом из деревни, работала в колхозе. Колхоз развалился, дом сгорел – подалась в Москву уже в довольно пожилом возрасте, по-другому ей было не выжить. С заработками не особо сложилось, да и жить было негде. С 90-х годов стала кочевать по вокзалам. А несколько лет назад пришла к нам. Из документов – только паспорт советского образца, поменять нигде не могла его. И с родственниками связь потеряла. Мы стали ею заниматься, первым делом, положили в больницу на обследование. А заболеваний оказался полный букет: от гипертонии до сахарного диабета. Как с диабетом она столько времени жила без лекарств – непонятно. За время ее госпитализации восстановили ей документы, оформили пенсию, инвалидность. Удалось поселить Нину Александровну в центр социальной адаптации во Владимире. Она говорила, что намучилась, и, наконец, стала жить по-человечески. Совсем недавно умерла, Царствие ей Небесное.

- А бывали случаи, когда человек после улицы находил работу, создавал семью?
- Их единицы, но бывали. Вспоминаю Шарифа Хуси Абусаида, уроженца Судана. В 80-х годах, он учился в московском вузе, женился на девушке из Чебоксар, получил российское гражданство, но брак быстро распался. Хуси пытался устроиться на работу, но не получалось, чернокожих у нас без особого энтузиазма берут. А позже попал в передрягу, где у него отняли документы. Мы несколько раз с ним ездили в Чебоксары, восстанавливали их. Как только удалось восстановить паспорт – Шариф тут же устроился на работу, а там сотрудникам давали общежитие.

Вспоминаю и Николая Семеновича, дедушку из Мурманской области, тоже, к сожалению, покойного. Вот у него, на мой взгляд, получилось полное социальное восстановление, хотя, радостного мало в его истории. Николай Семенович 16 лет пробыл в плену, в настоящем рабстве. Приехал на заработки в Москву, а здесь его завербовали в Дагестан на кирпичный завод. Чем он только там ни занимался за тарелку супа – бетон мешал, баранов пас, кирпичи клал. Не платили ничего. Когда стал болеть и с трудом передвигаться – его отпустили. Посадили в поезд до Москвы и сказали: «Езжай!» В жутком состоянии появился старик у нас. Стали искать его родственников. Он рассказал, что на родине у него есть жена и сын, ради них он когда-то уехал на заработки. Мы связались с храмом в поселке, где он жил, попросили разыскать родственников. Нашли сына, но он сидел в тюрьме, а жена умерла год назад. Оказалось, что родные его долго искали, и Николай Семенович числится без вести пропавшим. Пустующую квартиру занял дальний родственник. Дедушка попросился в монастырь, недалеко от его поселка. Мы договорились, организовали переезд. Там, в монастыре, к нему пришла родная сестра, Николай Семенович был ей очень рад, они всю ночь проговорили. А на следующий день дедушка умер. Когда умирал, сказал: «Вот я и дома».

- Наверное, легких случаев не бывает?
- Не только легких, но и похожих не бывает. И у всех разные ситуации, в которые, по-хорошему, нужно погружаться минимум на месяц. Меня, например, очень озадачили сегодняшние последние посетители. Семья из пяти человек, граждан Таджикистана: мама, двое сыновей и две дочери. Приехали в Москву 11 лет назад вместе с главой семьи. Жили, работали где-то неофициально в Подмосковье на дачах. Все было более или менее нормально: трудились, воспитывали детей. В последние годы они стали жить где-то на окраине леса в шалаше, нашли генератор, с помощью которого можно было обогреться. А дальше – мрачная «Санта-Барбара». Муж нашел себе женщину помоложе и оставил семью. Прихватил с собой и генератор. Когда совсем похолодало и женщине с детьми стало невозможно жить в таких условиях, она пришла в полицию, попросила забрать детей в приют. Троих, самых маленьких, забрали, мальчика постарше – к сожалению, оставили в приемнике-распределителе как правонарушителя. Мать со старшей дочкой поехала в слезах обратно в шалаш. Женщина все повторяла, что без генератора, который давал тепло, ее семье нет жизни. Мы хотим всех их отправить домой, они этого хотят, но документы у них не в порядке. Теперь они в шалаше – а нам нужна минимум неделя на восстановление документов. Будем сейчас пытаться все-таки устроить их в социальный приют на время. Семья совсем не опустившаяся, при таких условиях жизни дети были вполне опрятными.

- А какова, на ваш взгляд, нынешняя ситуация с бездомными в Москве? Можно ли говорить об определенных тенденциях?
- Контингент бездомных за последнее время определенно поменялся. Опустившихся, деградирующих - значительно меньше. Количество тяжелобольных бездомных приближено к минимальным цифрам по сравнению с предыдущими годами. Да и общее число их меньше. Но в целом ситуация далеко не радужная. У нас в России на сегодня 3-4 миллиона бездомных, из них можно мегаполис составить! Это количество можно и нужно уменьшить хотя бы до 100 тысяч. Проблема эта более актуальна для крупных городов. Как известно, маленькие города не так страдают от бездомности. Уровень бездомности, кстати, существенно возрос в период, когда закрыли приемники-распределители, и большая масса народа оказалось на улице. 2002-2003 годы – время огромного количества замерзших до смерти людей. В 90-х годах приемники функционировали, но проблему бездомности тогда решали исключительно полицейскими методами, которые не приносили определенного эффекта. Ведь социальной составляющей, то есть – работы над тем, чтобы социализировать человека – не было. Это была своего рода тюремная система. Присутствовало исключительно механическое решение проблем: проверить на наличие преступлений, при их отсутствии – отправить человека по месту жительства. Но они опять возвращались, и этот круговорот продолжался бесконечно. Результатов от такой деятельности – ноль. Те люди, которым мы помогаем, тоже, конечно, могут вернуться, но мы, прежде чем кого-то отправить, десять раз спрашиваем, хочет ли человек уехать на родину. Проверяем, есть ли у него те, к кому он может вернуться. И если не хочет – пытаемся найти работу в Москве, если позволяет здоровье, и параллельно занимаемся другими направлениями его социализации. Получается, что наша служба – это неотложная социальная помощь.

- Скажите, если помечтать и предположить возможности, при которых реабилитация бездомных была бы максимальной. Какими для этого ресурсами должна располагать служба?
- Реабилитация бездомных будет давать значительно больший результат, если бы был попечительский центр для бездомных. В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению обсуждаются эти проекты. Для того чтобы бездомного полностью реабилитировать, необходимо время и место, где бы он находился под нашим кураторством. На сегодня такого места нет, за исключением нескольких социальных приютов, куда можно устроить человека буквально на пару дней без документов. Период адаптации, помощь в поиске работы – это своего рода ювелирная работа, которая не терпит особой спешки. А нам часто приходится решать все буквально за считанные дни, потому что человеку просто негде жить, на улице ему холодно. Но пока приходит на помощь то, что есть: сотрудничаем с органами полиции в поиске связей, с больницами, куда можно хоть на пару дней отвезти больного бездомного, с социальными приютами столицы и регионов.

- Скажите, что в вашей работе вселяет оптимизм?
- Оптимизм ли это, но что есть, то есть: некоторые вещи, к сожалению, во всей Москве, да и в стране только мы можем сделать. Когда получается кому-то помочь – приходит хоть минутное удовлетворение. Я это называю перерывом между трагедиями. И таких перерывов в последнее время – немало.

- А что является для вас основным мотивом? Себе ведь вы отвечали на вопрос: «Зачем я этим занимаюсь?».
- Задача минимум и максимум: вписать человека в общество. В общество неидеальное и, как нашим подопечным кажется – плохое, но другого нет, и надо помочь человеку научиться в нем жить.

Служба помощи бездомным принимает теплую мужскую одежду, обувь и продукты питания быстрого приготовления каждый будний день с 10-00 до 17-00. Справки по телефону: 8 (499) 237–34-27.

Автобус "Милосердие" является одним из проектов Православной службы помощи "Милосердие". Вы можете поддержать его, став Другом милоcердия.


Елена Вербенина

Источник: Милосердие.Ru

16 ноября 2012 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×