Оптинские старцы признавали полезность науки, но предупреждали о необходимости в первую очередь иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного.
Наблюдение солнечного затмения 1/I 1907 г. близ ст. Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями. Фото С. М. Прокудина-Горского. |
«Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках… Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих.
При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу».
Преподобный Амвросий напоминал о том, что научный прогресс не совпадает с нравственным совершенствованием человека, которое и не зависит от этого прогресса, а приобретается личными усилиями каждого по мере исполнения заповедей Божиих и смирения:
Мобильная паросиловая установка (локомобиль) в ангаре чайной фабрике в местечке Чаква Батумской губернии, 1912 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. |
В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет…
Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения».
Старец Варсонофий также отмечал, что в области науки и различных изобретений человечество движется вперед, но людям от этого лучше жить не становится, и без Христа невозможно обрести ни душевный покой, ни счастье:
«Наука идет вперед большими шагами; если бы нашим отцам или дедам сказали, что люди научатся по телеграфной проволоке говорить через огромное расстояние или, например, переговариваться по телефону, то они не поверили бы и, пожалуй, сочли бы человека, рассказывающего о таких вещах, за сумасшедшего.
Внутренний вид электрической станции в Гундукуше. Фото С. М. Прокудина-Горского. |
Действительно, счастья нет, так как его хотят создать без Христа – и горько ошибаются. Вот вы занимаете скромное положение, но имеете веру и любовь ко Господу, а потому и обладаете миром душевным».
Преподобный Варсонофий наставлял, что наука не препятствует духовному развитию, а даже способствует ему, но только при правильном подходе:
«Наука не только не препятствует, а даже способствует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом святитель Василий Великий, святой апостол Павел и другие.
Наукой злоупотребляют, это правда.
Ну, возьмите брак – это таинство. Если брак совершен в Церкви и если он честен, то плохого ничего нет. Святитель Николай Чудотворец, святитель Василий Великий были плодом таких честных браков хороших честных людей.
А можно обольстить и растлить девицу, что теперь очень часто бывает. Злоупотреблять всем можно».
Старец приводил в пример профессора Пирогова, который свои знания и занятия наукой употреблял во славу Божию:
Н. И. Пирогов |
От такого богатства, то есть знаний, и отказываться не надо».
Преподобный Варсонофий учил также использовать знания и наблюдения за окружающей природой для укрепления в вере:
«Много назидательного дает нам и наблюдение окружающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название.
Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать.
Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света; если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет».
Преподобный Нектарий говорил о себе:
«Я к научности приникаю».
Старец занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». В первую же очередь советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания:
«Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».
До последних дней своей жизни преподобный Нектарий просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования. И все эти разнообразные познания он направлял на служение Богу и на пользу людям. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, мог легко общаться с писателями, учеными.
Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1916 г. |
«Ко мне однажды пришли юноши с преподавателем своим и просили сказать им что-нибудь о научности. Я им и сказал: “Юноши, надо, чтобы нравственность ваша не мешала научности, а научность – нравственности”».
Старец Нектарий также вспоминал, что в молодости он любил наблюдать природу и насекомых, и наставлял о необходимости возрастать в познании:
«Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. И хотя бы человек учился сто лет, он должен и дальше приобретать новые познания».
Лаборатория хлопкового завода в Байрам-Али, центр Мургабского имения. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. |
Выйдя из кельи, старец сказал ей: «Ко мне однажды пришел человек, который не мог поверить, что был всемирный потоп. Я рассказал ему, что на горе Арарат люди находят ракушки и что даже на самых высоких горах геологи находят признаки морского дна. Тогда юноша признал, что еще многое предстоит ему узнать, чтобы лучше понимать Библию».
Рад был узнать, что и Оптинские старцы поощряли образование и науку.
“Юноши, надо, чтобы нравственность ваша не мешала научности, а научность – нравственности”» - всем нам, людям, в назидание.