Париж, 8 ноября 2012 г.
Формулировка "мама, папа, я — дружная семья" во Франции уходит в прошлое — по крайней мере, в официальных текстах: законопроект о легализации однополых браков, одобренный кабинетом министров, предусматривает замену слов "мать" и "отец" во всем Гражданском кодексе на "родитель А" и "родитель Б". Вместо "муж" и "жена" предстоит писать бесполое "супруги". И чем больше подробностей становится известно о пока еще только готовящемся законопроекте, тем заметнее раскол во французском обществе.
"Впервые за последние годы мы наблюдаем падение числа сторонников однополых браков и усыновления детей гей-парами. И если за браки выступает 58 процентов французов, то за усыновление высказались только 50 процентов — на шесть процентов меньше, чем прежде", — говорит социолог агентства BVA Селин Брак.
Общественное мнение разделилось ровно пополам. Мэры французских городов сотнями подписывают петицию о том, что в случае легализации однополых браков они не станут их регистрировать. К дебатам присоединились религиозные организации: против закона высказались протестанты, иудеи, буддисты и мусульмане. Французские католики — а это самая многочисленная в стране конфессия — призвали паству писать письма в Елисейский дворец и выходить на улицы. Но представители сексуальных меньшинств уверены — все это не помешает Франции стать двенадцатой страной мира, признавшей однополые браки.
"Текст законопроекта нас полностью устраивает, но нам еще есть к чему стремиться — например, нам хотелось бы, чтобы однополые пары получили доступ к искусственному оплодотворению. Пока что документ этого не предусматривает", — говорит официальный представитель организации Inter-LGBT Николя Гуген.
"Два папы не заменят одной мамы, две мамы не заменят одного папы — все просто. У любого ребенка на свете по умолчанию родители разного пола. Это просто несправедливо — обманывать детей и мешать им жить в полноценных семьях", — председатель альянса VITA в поддержку прав ребенка Каролин Ру.
Но и без действующего закона во Франции более 200 тысяч однополых семей с детьми — например, когда один из родителей нашел нового партнера своего пола после развода или смерти супруга. За их права тоже борются — демонстрацию в поддержу семей нового формата гей-активисты провели возле французского парламента.
"Браки для всех" были одним из главных предвыборных обещаний социалиста Франсуа Олланда, и в парламенте документу точно ничего не угрожает: уже в январе левое большинство проголосует "за". Другое дело, что судьба однополых браков, похоже, будет решаться не в стенах Национальной Ассамблеи, а на французских улицах: противники законопроекта уже готовят свои массовые демонстрации протеста.