Москва, 2 ноября 2012 г.
Минобразования вводит обязательное тестирование для приемных родителей |
Министерство образования и науки РФ в следующем году
собирается распространить по всем регионам России
программу тестирования «замещающих» (приемных)
родителей в целях совершенствования работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения.
— В настоящее время, несмотря на позитивную динамику
семейного устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, существует множество проблем в этой сфере,
таких как отказ от детей и возвращение их в детские дома,
случаи физического, сексуального и психологического
насилия над приемными детьми, неисполнения родительских
обязанностей, пренебрежения детьми, эксплуатации детского
труда, — заявили «Известиям»
представители Минобразования.
Согласно статистике, предоставленной министерством, в
России ежегодно отменяется более 8 тыс. решений о передаче
ребенка на воспитание в семью. В прошлом году эта цифра
достигла 6677 (из них 6563 — опекаемые, в том числе
1540 — из приемных семей, 55 — из патронатных
семей, 114 — усыновленные), из них более 4,6 тыс.
решений отменено по инициативе замещающих родителей, более
800 — в связи с ненадлежащим выполнением ими своих
обязанностей по воспитанию детей, 33 — по причине
жестокого обращения с детьми.
Александр Махнач, один из руководителей-разработчиков
данного тестирования и старший научный сотрудник Института
психологии РАН выступил за введение данного тестирования
как обязательного инструмента, но подчеркнул, что здесь
главное, как и кем он будет использован.
— Само по себе данное тестирование — сильное и
полезное средство. Необходимо, чтобы оно было в правильных
руках, которые управляются умной головой. Может случиться,
что данным инструментом начнут пользуются неумелые руки,
это повлечет за собой непредсказуемые последствия,
скоропалительные решения и искалеченные судьбы детей и
кандидатов в приемные родители, а ведь это никому не надо,
— говорит Махнач.
Специалист объяснил «Известиям» принцип работы
теста. Основным его назначением является отбор и подбор
кандидатов в приемные родители. Первым этапом идет отбор
кандидата, а затем следует уже подбор семьи для ребенка. В
самом тесте есть несколько специфических особенностей,
которые показывают, можно ли рекомендовать человека на
усыновление ребенка.
В тестировании следующий алгоритм отбора: на первом этапе
проходит структурированное интервью, где разработано
несколько инструментов для отсеивания явно неподходящих
кандидатов. Следующий этап работает на выявление
психопатологий и аддикций (алкоголизм, наркомания,
склонность к насилию и т.д.) для последующего отсеивания
кандидатов. На третьем этапе проходит общая оценка
социально-психологического состояния и выявление сильных
сторон у кандидата и семьи в целом. Последний этап уже
является подбором семьи для определенного ребенка в
определенных случаях.
Когда кандидат проходит все этапы отбора и подбора, помимо
подачи большого количества обязательных документов и
прохождения обучения, дается психологическое заключение и
на его основе принимается решение.
Апробацией и компьютеризацией такого теста займется Центр
развития социальных проектов. В чем именно заключается
апробация и работа, «Известиям» рассказала
международный эксперт по защите детей и главный
разработчик данной программы Галина Семья.
— Ранее было проведено исследование, где изучался
опыт различных стран и по регионам России. На основании
этого был разработан пакет методик и алгоритм проведения
тестирования. Сейчас предполагается отбор психологов и
провести в ряде регионов апробацию, но пока это
тестирование носит добровольный характер. После апробации
мы проведем исследования результатов того, что мы получаем
с помощью данного пакета психодиагностических методов,
внесем различные корректировки. После подтверждения
надежности данной технологии будет поставлен вопрос
внедрения во всех регионах, — говорит Семья.
Специалист отметила, что главным фактором всё же будет
являться личное собеседование претендента и
психолога.
«Известия» обратились за комментарием к
заместителю директора по научной работе Психологического
института Российской академии образования (ПИ РАО) Сергею
Малых, который видит только позитивные стороны в данной
социально значимой проблеме.
— Я считаю, что введение таких инструментов
действительно полезно и нужно. Всегда надо понимать,
подходит ли семье ребенок и подходит ли ребенку данная
семья. Психологическое тестирование приемных родителей
будет инструментом для понимания того, что это за семья,
— говорит Малых.
Точку зрения заместителя директора ПИ РАО разделяет
уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович.
Специалист отметил, что при проведении различных
тестирований все должно делаться в деликатной и корректной
форме и не быть оскорбительным для кандидатов, которые
могут стать реальным родителями для приемного
ребенка.
— На мой взгляд, тут вопрос не в возвращении или насилии в отношении приемных детей, а просто проблема взять в семью приемного ребенка, ведь это серьезный шаг. Поэтому я всячески приветствую подготовку родителей. Это лучше, чем потом, когда, допустим, наступает кризис и детей возвращают, — говорит Бунимович. — Тут нужна серьезная система, а не просто устраивать «магазин на диване» — кто захотел, тот и взял. Нужно очень внимательное отношение к тем, кто будет приемным родителем. И такое тестирование как дополнительный инструмент я считаю нормальным.