– Я понимаю, что мы на войне! Но надо же знать – кому я на ней подчиняюсь, в каком я звании, что думает мой генерал! – горячась, явно волнуясь, говорит вполне мирного вида и немолодой батюшка, с которым наши пути пересеклись на одном достаточно масштабном церковном мероприятии.
– Вы видите? Это самая настоящая война! И мы должны знать ее правила, должны научиться побеждать! Поражение – не наш удел.
Это уже батюшка помоложе, покрепче и в другом зале, на другой секции. И он не беседует с соседом, а обращается ко всей честной аудитории.
– Мы как разжатые пальцы на руке, а надо собраться – в кулак! Ведь идет война…
Это уже не батюшка, это ведущий одного из круглых столов.
А мне – все так же тревожно. Тревожно то ли оттого, что я слышу слово «война», слишком часто и слишком просто произносимое, то ли оттого, что не понимаю, не вижу чего-то, что понимают и видят о войне говорящие.
Нет, я ни в коем случае не оспариваю, что война между миром, во зле лежащим, между князем сего мира и Церковью идет, и что война эта лютая. Однако она перманентна, не было такого периода в истории христианства, когда бы она хоть ненадолго приостановилась. Она может принимать различные формы, быть явной или скрытой, но она постоянна. И я никак не могу понять – откуда этот энтузиазм при разговорах о войне? Откуда такое разгорячение, такая готовность – именно воевать? Откуда эта, не побоюсь сказать, радость?
У нас ведь есть поле, пространство нашей собственной, личной войны – со своими страстями, греховными навыками, со своей самостью, гордостью. Это та война, к которой мы непосредственно призваны Богом, за результаты которой в первую очередь дадим ответ. Эти результаты решат нашу участь в вечности – ни много, ни мало. Почему тут нет такой радости, такой горячности, такого энтузиазма? А ведь и, правда, нет…
Мне кажется, что эти войны – первая и вторая – очень тесно связаны. Не в том смысле, что одна является логическим продолжением другой. Наоборот: одна другую «заменяет». Или, точней, создает иллюзию такой замены.
Мне самому не раз доводилось выезжать в места, где шли военные действия. А среди моих прежних коллег-журналистов немало было таких, кому в подобных местах приходилось проводить месяцы напролет. И порой, когда кого-то из них в обычной, мирной жизни заедал быт, домашние, рабочие или же личные проблемы, то звучали уже ставшие привычными слова:
– Все! Надоело! Уезжаю на войну!
Почему на войну? Что там такого хорошего? Вроде бы ничего. Там убивают, там умирают. Там очень страшно – настолько, что человек, на войне не бывавший, никогда даже не догадается, что может быть так страшно. Там грязно, там некрасиво, там пропитавшиеся кровью и присохшие к ранам бинты, оторванные руки и ноги. Там взрослые мужчины плачут, кричат, матерная брань звучит вперемежку с мольбами о помощи. Там разрушенные города и села, дома без жителей, дети, оставшиеся без родителей, и родители – без детей… Так почему – на войну?!
А потому что там хоть и страшно, но… просто. Нет не только будущего, о котором надо думать или, тем паче, заботиться. Нет даже завтрашнего дня. Есть только сегодня. День прошел, ты выжил, ты сидишь у костра и ешь тушенку из помятой банки, а вокруг такие же, как ты – чумазые и усталые, тоже ни о чем не думающие и не заботящиеся. Разве что лишь о том, чтобы поскорее лечь и уснуть.
Это полный уход от всех проблем, преодоление всех внутренних противоречий. Ужасный, противоестественный уход, но поразительно эффективный. Почему многие люди ломаются после войны, когда она заканчивается и наступает мир? Не только от груза пережитого, но и оттого, что разом наваливается на тебя все, от чего ты отвык – обычная, нормальная человеческая жизнь. Она оказывается тяжелей войны…
И точно так же «обычная» христианская жизнь, сердцем которой является умерщвление в себе человека ветхого и созидание человека нового, куда сложней, чем война – идеологическая, информационная, любая иная – с миром, Церкви противостоящим, с ее недоброжелателями и врагами. Можно ли участия в этой войне избежать? Наверное, нет, да и не нужно к этому стремиться. Но… в какой степени коснется она лично тебя, в такой и стоит в нее включаться. А жить ею, в нее «сбегать» от самого себя, от собственных духовных немощей, вести ее весело и азартно… Противно это как-то духу христианскому. Не говоря уже о том, что очень часто люди, сделавшие такую войну главным содержанием своего бытия, пренебрегая главным, внутренним, подвергаются такой деформации, что постепенно превращаются в «чужих среди своих». Их деятельность, поступки, образ жизни и поведения, их слова становятся тем материалом, в котором столь нуждаются наши противники. Желая свидетельствовать «за», невольно свидетельствуют «против».
И что всего печальней – редко могут это понять. И стоит указать им на такую очевидную неправильность – не извне, а изнутри, как внутри же и разгорается новая война. Уже не с многочисленными и коварными врагами, а с собственными братьями и сестрами во Христе. И свидетелями этого становятся и свои, и чужие. Первые – с болью, вторые – с радостью. Мало ли сегодня у нас в Церкви таких очагов – локальных военных конфликтов? Предостаточно. А кто еще этому радуется? Тот, для кого радость – любое разделение, любой раскол в церковной среде. Тот, кто просил о том, чтобы «сеять» нас, «как пшеницу». На «воинах» он часто отдыхает: они трудятся за него…
…Страшная вещь синдром войны. Не дай Бог им заразиться! Микробы его буквально наполняют собой воздух вокруг нас, надо беречься. И в качестве одной из мер предосторожности – как можно реже произносить самые слова эти – «война», «воевать», «враги». Поменьше агрессии. Побольше любви и смирения. Только ими может действительно побеждать христианин. Побеждать без… войны.
"Да хватило бы 100 000 человек вывести на улицу и закон бы замяли!...ГДЕ ПАСТЫРЬ?"
- "Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою" (Ин.,IX,37)
- "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин.,X,11)
"Вообще меня не правильно поняли.
Я не призывал на баррикады и погромы.
Я говорил, что мы (Православные) как члены государства Российского должны иметь четкую гражданскую позицию по вопросам затрагивающим наши интересы, которая должна централизовано координироваться и мы должны быстро и явно реагировать на всякие выходки типа ЮЮ."
Дмитрий,
согласен, по четкой гражданской позиции. Она обязательно должна быть и проявляться во вне, а не только внутрь, определенными действиями. Отец Нектарий в данной статье ("Синдром войны") сосредоточился и выпукло осветил внутреннюю сторону (так сказать, сказал букву "А"), а своим ответом (статьей по ссылке в ЖЖ), компенсировал эту неполноту. Помните, "Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся и пришел зрячим." (Ин. 9, 6-7) - физическое действие, помазание брением, нужно человеку (потому что, он не только дух, но и плоть).
По должна централизовано координироваться - не обязательно. В советских автобусах было написано: "Совесть - лучший контролер". Христианская совесть - она часто лучший координатор и центролизатор, а конкретная фигура координатора - лишь знамя.
Неверная информация меня порадовала. Не отследил. Спасибо за ликбез. Это прекрасно!
Я не призывал на баррикады и погромы.
Я говорил, что мы (Православные) как члены государства Российского должны иметь четкую гражданскую позицию по вопросам затрагивающим наши интересы, которая должна централизовано координироваться и мы должны быстро и явно реагировать на всякие выходки типа ЮЮ.
Что плохого, что Православный это не мужик в лаптях, а образованный, политический грамотный член общества, пользующийся своими конституционными и иными правами?
Или мы хотим чтоб нами управляли?
Неужели найдется тот, кто возразит на это?
Очень сомневаюсь.
В НАШЕМ доме МЫ должны решать как быть и как житью.
Вот меня и возмущает то, что мы, как Елена с Украины, сидим и размышляем о великих духовных подвигах и наведении Божественного порядка в наших Душах, а прибратся в своем доме у нас времени нет.
Не уж то в келиях у монахов срач и мусоросборник? Нет. Все чистенько. Значит и у них есть время прибратся.
А Россия это наша келия, которая за 70 лет безбожия превратилась в городскую свалку.
Засучим рукова и за дело!
P.S. Елена, без обид.
Приятно, что люди не просто написали и ушли, а написали и следят.
Т.е. есть обратная связь. Есть диалог.
Безусловно это не самое удобное место, но тем не менее.
Теперь по порядку.
Ответ для Елена.Украина:
Та цель к которой мы все должны стремится настолько высока и прекрасна, что если мы будем всю жизнь, 24 часа в сутки, исключительно стремится к соответствию ей, то даже в этом случае мы вряд ли уподобимся Спасителю.
Т.е. не будет такого, что ты напрягся годик-другой (как в институте), стал как Христос абсолютен и вот тогда начал решать мирские вопросы с высоты безграничной мудрости.
Из этого следует то, что заниматся своей душей безусловно надо, но тогда когда делать детей, защищать родину, боротся с внутренними врагами и преступностью? Когда?
Из этого следует, что одно другому не мешает.
Руки делают, а дух бдит.
Вот и тренируйте свой дух параллельно с социальнополезной работой. В противном случае надо идти в монастырь, чтоб Вас не отвлекали.
"Вопрос то очень серьезный. И он несколько выходит за рамки богословия.
Мы, Православные, являемся составляющей частью ..."
Все хором воют про Ювенальную Юстицию, а Госдума приняла закон! ЗАШИБИСЬ!!!
...
Но то хитрость примитивная, а тут многолетний целенаправленный проект. Целые институты созданы. Лучшие умы работают."
Дмитрий, он (вопрос) не выходит за рамки богословия, его можно (если очень хочется) вывести за рамки богословия (т.е. убрать Бога, оставить какбы человеческое).
Зашибись (!!!), какая неверная информация, Госдума не приняла, а отклонила законопроект о ЮЮ.
Вы никогда не видели, как рассыпаются (тщательно спланированные и подготовленные) человеческие дела и намерения? На примере своей жизни, разве не случалось? Человек трехсоставное существо, и противостоим мы на телесном, душевном (интеллектуальном, в частности) и духовном уровне (этот последний - главный, приоритетный, направляющий все предыдущие). Русская Православная Церковь тоже (в том числе и) институт, многолетний и целенаправленный.
А отдельные, дать в морду отдельным зарвавшимся поддерживаю, но если это:
- во-первых, не по ненависти к этим отдельным, а по любви к ближним;
- оправдано ситуацией;
- физические Ваши навыки и состояние соответствуют.
Мы, Православные, являемся составляющей частью общества.
Мы имеем политические права, с помощью которых мы можем влиять на государство и на те принципы, которые влияют на нашу жизнь.
Никто не должен забывать, что мы есть и что мы значительно существенны.
Наше мнение весомо.
Все хором воют про Ювенальную Юстицию, а Госдума приняла закон! ЗАШИБИСЬ!!!
Почему мы не выходим на митинги!
Почему, какието гей готовы собратся в парад хоть завтра, а МЫ не можем это сделать рискуя остаться без своих родных детей?????? Нет времени? Скромничаем?
Да хватило бы 100 000 человек вывести на улицу и закон бы замяли!
ГДЕ ПАСТЫРЬ?
Есть над чем подумать и в бытовом плане разумно и обоснованно.
Но по моему мнению это не совсем та ситуация, которая описана в этой статье ("Синдром войны").
Тут нужно понимать, что война изменилась.
Наш народ планомерно развращают, растлевают наших детей, отворачивают от церкви, создают в голове образы не соответствующие действительности, скоро начнут отбирать детей, задушат образование и будет Русский человек дауном, который улыбается дебильной улыбкой и в жизни у него 2 потребности: пожрать (неважно чего) и поспать.
Это все старые приемы.
Вспомните в Библии, когда одни попросили образаться других, а после (пока они болели) зашли в город и перебили всех мужчин.
Хитростью взяли.
Но то хитрость примитивная, а тут многолетний целенаправленный проект. Целые институты созданы. Лучшие умы работают.
Не предпринимать ничего против этого, все равно, что зная что в трубопроводе в питьевую воду подмешивают медленный яд, и ничего не предпринимая застенчиво пить водичку и разводить руками. Мол.. да, льют. А что делать?... Бог волю человеческую не ущемляет, так значит нам тем более нельзя им препятствовать. Пусть льют. Зато умрем праведниками.
ну вот, Дмитрий Девятихвостый и приплюсовал, правда, в виде вопроса (видимо точно, молодой, горячий) Ваш ответ.
Но я пытаюсь рассуждать логично, на сколько моего ума хватает.
Мы же пока говорим о войне информационно-пропогандистской.
Мне кажется, что мы сильная паства, нас много и мы можем гораздо больше чем горстка уродов которые баламутят СМИ и поливают грязью Патриарха и РПЦ.
А пассивная позиция похожа ситуации, как если бы школьная шпана в количестве 3-х пятиклассников ворвалась в дом Ф.Емельяненко и угражая ему кулаками заставила бы его выдать все ценности и выпрыгнуть в окно.
Ну смешно же!
Возможно чего-то не до конца понимаю.
Прошу простить меня великодушно.
Нужно или спасти себя и своих потомков от содома, безбожия и скотского существования, или отречься от Христа, снять с себя сан и пойти на милость победителей, предварительно накрасив губы, чтоб максимально сойти за "своих".
Смирение хорошо когда ты терпишь грубости от ближнего и не грубиш в ответ, а не тогда, когда тебя посадили на бочку с порохом напомаженные нехристи и хихикают.
Вопрос не в том воевать или нет. Вопрос в том "Где наш пастырь? Где главнокомандующий?"
Но всегда есть "НО".
1. Христос силой вышвырнул торговцев из храма! Он не пошел просить их и не потупил смиренно очи. Он взял и за шкирняк выволок всех и товары их разметал.
2. Перясвета Св.Сергий Радонежский благословил на войну. Он пошел и убил Челубея, будучи монахом. Кто он? Герой!
И святой А.Невский бил врага и воевал, что не умалило его святости.
Перечислять можно бесконечно: Донской, Ушаков, Солунски, мученики Севастийские и т.д.
А что было бы, если бы все эти святые, в порыве борьбы с внутренними страстями, эгоистично заперлись у себя дома и не пошли на брань?
Не было бы нас с вами.
Не было бы Православия.
Война, она к сожалению не от нас с васми зависит.
Было бы прекрасно, если в свое время бы Гитлер или Чингиз Хан прислали бы гонцов к нашим руководителем и сказали: "Русские, мы предлагаем вам войну! Согласны?!..."
А наши сказали: "Нет! Мы смиренные и добрые. Воевать отказываемся!"
И гонцы бы не солу нахлебавши с грустными лицами поскакали искать других врагов, которые тоже хотят воевать как они.
Но это не так.
Война пришла.
спасибо за Ваш ответ. Приплюсовать бы на Pravoslavie.ru текст статьи, по указанной Вами ссылке, многие бы Ваши мысли на этом портале прозвучали объемней, глубже, да и, наверное, точнее.
С уважением, Виталий.
В качестве ответа могу дать ссылку на написанное чуть раньше по этому поводу: http://igumen-nektariy.livejournal.com/55844.html
"Кто воюет с этим миром, тот причащается ему. Мир победит только тот, кто сможет принять его таким, как он есть. Принять, но не пользоваться. И это будет хорошим началом пути к Богу."
Евгений, Ваш слоган бессмысленный набор слов вне конкретного контекста. Что Вы назваете миром? принять? не пользоваться?
Смотрел вчера на www.Russia.ru (интернет портал) интервью Максима Шевченко с Аркадием Мамонтовым ( http://www.russia.ru/news/politics/2012/9/19/878.html ), а также
его же интервью с Дмитрием Демушкиным ( http://www.russia.ru/news/politics/2012/9/14/612.html ).
Неравнодушные православные люди не только говорящие, но делающие то, о чем говорят.
А "синдром войны", на мой взгляд, совершенно искусственное словообразование, наполняемое достаточно произвольными смыслами, своеобразный крючок, на который что хочешь, то и вешай (хочешь, собственное малодушие, хочешь, равнодушие, хочешь, правду, хочешь ...).
.
Война теперь, – другую обрела личину,
Психологически воздействует на мозг.
Чтоб стёрлась вся военная история. (прошлая)
И воспоминаний лишился бы народ.
Вот и войну не надо с техникой,
Дави на мозги психозом только так!
И обезличен человек духовно,
И народ без Бога живёт не так!
Насторожить должно; произношение – ВОЙНЫ,
Буржуя стремится к нашему престолу.
Давно Америка живёт с такой мечтой.
К захвату РУССКОГО престола.
Когда, народ страны поймёт,
Что зазывалы работают на запад.
За митинги им платят хорошо,
Продали заживо душонки западу.
Нельзя страну свою казнить,
А, мы безбожно относимся к России.
А, наступит час и она предаст.
Не дай Господь, БЕДУ накликать для России.
Я считаю каждый денъ идёт война за жизнъ,любовъ за то что-бы остатся человеком а не превратится в зверя как многие!
Спаси Христос!
Анастасия
Отец Нектарий, спасибо за статью.
Вопрос Вам.
Представьте ситуацию: в автобусе едут дети, женщины, мужчины. Заходят на остановке некие хамы и начинают гадить сквернословить и глумиться над пассажирами (не всеми, заметьте, а только ближайшими к ним). Что сделают женщины? - будут вслух возмущаться и совестить. Что должен сделать здоровый мужчина, видя, что хамы неисправимы?
Степень косновения, она на то и личная, что зависит от восприятия конкретного человека, кто он, что он на этой земле. Можно ведь и ветошью прикинуться и не отсвечивать вовсе.
Хочу все-таки повторить свой ранее заданный вопрос к Вашей статье "Лишняя тяжесть" (http://www.pravoslavie.ru/put/56974.htm):
"Можно ли бить человека по любви к нему (не грех, а конкретного человека, носителя греха) и к близким? Кровопролитие человеческой крови на поле боя точно ли ненависть и грех?"
Ну а если слепой поведет слепого - не оба ли упадут в яму?!
"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57)
Да. Со своими немощами тяжелее справляться - терпеть их каждый день надо, смиряться и благодарить Бога за такой легкий путь спасения - бОльшего не вынести.
2)Солдат,заключенный,больной не могут социализироваться потому что многим(в т.ч.верующим) на них наплевать.
3)Христиане сражаются не с кем-то,а с чем-то. Со злом,значит вместе и за всех. Каждый будет отвечать за свою огневую позицию. Если не погас. Иначе будет протестантизм. Наша жизнь в ближнем.