Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. В его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала святых отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растет и легко спасается.
Что говорят нам Оптинские старцы по этому поводу?
Преподобный Амвросий советовал:
«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».
«Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Как это – не тужить?
«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».
И еще старец напоминал:
«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “Я и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь».
Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил:
«У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;
«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».
Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.
Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) |
«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают».
Старец предупреждал:
«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного».
Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу:
«Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор. 12: 28)».
Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит:
«Касательно должностей или послушаний честолюбивых – должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов велит не наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно по молитве, с извещенною верою иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего?»
Старец Иосиф утешает свое чадо, сомневающееся в том, что справится с высокой начальственной должностью:
«Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает».
И советует не предаваться скорби и отчаянию, что непосильна эта должность, а возложить свою печаль на Господа и от Него Единого ждать помощи и утешения:
«Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: “Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138: 14). Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!”
Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-не-годность и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через святого пророка Давида: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя” (Пс. 49: 15). И еще говорил: “Сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9).
И святой апостол Павел о себе сказал: “Егда немощствую, тогда я и силен” – то есть силен всесильною благодатиею Божиею. Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: “Помози, пощади, спаси!” – тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: “Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду” (Ис. 49: 15)».
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) |
«Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже двадцать лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца».
Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться:
«Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: “Побежишь от волка – нападешь на медведя”.
И Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии нигде не заповедал Своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: “В терпении вашем стяжите души ваша” и “Претерпевый до конца, той спасен будет”. И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».
Старец Иосиф отмечал, что начальствующим особенно потребна мудрость:
«Господь сказал: “Будите мудры, яко змии”. Начальствующим мудрость в особенности потребна».
Также старец предупреждал, что, ожидая помощи от Господа, следует хранить свою совесть, то есть стараться жить и действовать так, чтобы угрызения совести не мучили. Поступать в каждом случае по заповедям. А в случае преткновений не унывать, а каяться и исправляться:
«Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие».
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) |
«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».
На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:
«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;
«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов».
Преподобный Амвросий также никогда не благословлял делать замечания или выговоры во время смущения и рассказывал, как у архимандрита Моисея был келейник отец Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. Отец Нифонт приходит к нему и все ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Раз как-то отец Нифонт пришел к архимандриту очень веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать».
Когда духовное чадо признавался старцу Амвросию, что скорбит, когда замечает в начальствующих страсти, которые плохо воздействуют на подчиненных, старец отвечал, что бесстрастных людей очень мало. Но нужно все-таки стараться жить и действовать по Богу, тогда и Господь подаст Свою помощь:
«На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: “Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе” – то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь».
Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал:
«Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее».
Лествица Иоанна Лествичника |
Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:
«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия.
Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».
Апостол Павел писал:
«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».
Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.
Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, – значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь Своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.
И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.
Каждый высказывает своё мнение и не уступает ближнему - это и есть восхищение начальства, точнее власти.
Злость в каждой запятой и рыкание на ближнего, зачем вы так?
А по поводу большей награды или меньшей(поселиться на озере), просто ответить: оплата от последних к первому и всем по одному динарию.
Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит.
Ангела хранителя
С поклоном, Алексей.
Когда люди знакомятся и представляются друг другу - они называют имена и фамилии, а не объявляют при знакомстве о своих политических убеждениях, о которых их к тому же никто и не спрашивал...
Незнание вами элементарных прописных истин говорит о том, насколько вы далеки от церкви. Поэтому дальнейший диалог с вами считаю неполезным и для себя и для вас. По всем вопросам и недоумениям обращайтесь к священнику.
“...Православие никого не лишает права читать Библию, чтобы извлекать из неё более подробные сведения о вере церкви; но оно признаёт необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями святых отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимание слова Божия на личное разумение самого христианина, как это делает протестантство”.
Архимандрит Лазарь.
“Очень опасно самому толковать Священное Писание”.
“Надо заметить, что почти все ереси начинаются именно с неправильного толкования Священного Писания”.
"Мирянам запрещается самостоятельное толкование Библии. Право толкования в православии принадлежит только священникам. Миряне же обязаны пользоваться тем толкованием, которое предлагают им священнослужители в своих статьях, книгах. проповедях и устных беседах".
Учебник по догматическому богословию для православных священнослужителей.
Прошу Вас извинить меня, что перепутал Ваше имя.
Игорю Пушкареву.
- я не кого не обвиняю во лжи, я указываю на проявившееся противоречия в доводах автора статьи с Евангельским содержанием;
- пример с подтягиваем - аналогия, может быть не совсем удачная, но в ней нет мысли, заявляться на чемпионат мира по толкованию Писаний, а есть идея, направлять свою волю на личное усилие осмысления учения Господа Иисуса Христа, чтобы слова Его были не в "оперативной" памяти, а в сердце записаны;
- совершенно не согласен с Вами, что "Святое Евангелие - это не полигон для вашего обучения духовному рассуждению", лично я считаю верным обратное - Евангелие именно полигон для моего духовного рассуждения (надеюсь, в свое время станет и Вашим);
- с собеседниками я полемизирую: внимательно изучаю их мысли, предлагаю свои, если Вы в них находите что-либо "лично обидное" для себя: укажите мне, если вы правы, то я извинюсь;
- лично я предпочел бы не воевать вообще, но если такая необходимость будет послана Богом, то конечно воевать лучше под началом истинно православного воина;
- Вы абсолютно правы: меня никто не спрашивал о политических убеждениях, но объективности ради, Вас ведь тоже никто не спрашивал "Какая Ваша фамилия?".
Вы написали о том, что все должны быть рабами и слугами. Вам задали вопрос: как же могут быть святыми князья, цари, полководцы? Вы же, не ответив на вопрос, снова повторяете: "если я не прав, укажите мне ошибку". Вам её уже указали.
Вы бы лично - что предпочли: воевать под предводительством Кутузова или Суворова или пусть бы великие полководцы оставались просто солдатами, следуя вашим "мудрым" указаниям о недопустимости занятия начальственных постов, а вы бы сражались под руководством какого-нибудь бездаря, погубившего армию? Вы бы предпочли, чтобы вас оперировал главный хирург святитель Лука Войно-Ясенецкий, или пусть он работает санитаром, нечего лезть в главные, а вас пусть оперирует какой-нибудь бездарь?
Что касается вашего имени. Алексей Петрович абсолютно прав. Было бы странным подписаться: Геннадий-племянник тёти Тани, или Геннадий, обладатель трёхкомнатной квартиры. Тоже самое насчёт либерала. Вас что - кто-то спрашивал о ваших политических убеждениях? Если вам ближе слово "либерал", чем фамилия, отчество или "раб Божий", то это тоже о многом свидетельствует.
Вообще, хочу вас предупредить: опасно троллить по такой теме как наставления Оптинских старцев. Оптинские старцы - они и сейчас живы, думаю, они за вас помолятся.
Вы как раз не умничаете, а пишете глупости. В трёх строках запутались и умудрились даже перепутать имя собеседника. А такие перлы как : "А я на согласен, что если не получается сделать лучшее, то считать за лучшее. то что получается" - это вообще не подлежит комментариям.
Вы занимаетесь демагогией, обвинили всех своих собеседников в лжи, в "ином представление об уровне личных высказываний Бога" - тоже перл вашего красноречия.
Вам русским языком объяснили, что вы неправильно понимаете смысл статьи, и под свои неправильные представления подобно сектанту выдёргиваете цитаты из Евангелия.
Вы же приводите в ответ пример человека, который учится подтягиваться на турнике. Ну, раз вы только таким языком понимаете: человек, который учится подтягиваться на турнике, не должен заявляться на чемпионат мира, а должен вести себя поскромнее. Учиться подтягиваться где-нибудь во дворике подальше от посторонних глаз, а не позориться перед окружающими будучи мешком на турнике.
Святое Евангелие - это не полигон для вашего обучения духовному рассуждению. Духовное рассуждение стяжают молитвой, постом, аскетическим подвигом. Вы же научитесь сначала душевному: слушать своих собеседников, не возводить на них напраслину, научитесь признавать свои ошибки. А потом уже будете учиться духовному.
1. Если Вы обнаружили в моих рассуждениях ошибки или какие-либо заблуждения, то покажите (раскройте) их, буду Вам благодарен. Если Вас раздражает, что вот мол умничает, то действительно просто не читайте: и себя не потревожите и я знать не буду о недовольстве Александра Петровича;
2. В природе вещей есть категории: эталон - копия, прообраз - образ, оригинал - дубликат. Приводя слова Господа Иисуса Христа, я предлагаю считать их эталоном, у автора статьи иное представление об уровне личных высказываний Бога. А я на согласен, что если не получается сделать лучшее, то считать за лучшее. то что получается.
3. Поразмыслите: как Вам удастся стяжать дара духовного рассуждения, если Вы рекомендуете: "Не беритесь толковать Святое Писание, и делать свои выводы...Лучше обратитесь к священнику", т.е. пользоваться плодами чужого размышления. Аналогия: Вы хотите научиться подтягиваться, но если не будете лично тренироваться, то столько не смотри как идеально подтягивается чемпион мира, лично Вы не сможете подтянуться и раза.
4. Кто Вам сказал, что "Обычно рядом с именем человек пишет фамилию, отчество. Или называет себя раб Божий"? В любом случае редакция данного портала такого требования не установила - наверное не знают о подобном обычае.
Вы собственные неправильные воззрения не отождествляйте с наставлениями Учителя и не выхватывайте цитаты из Святого Писания, не понимая их смысла, как делают сектанты.
Вы решили, что всем нужно быть рабами и слугами. А как Вы относитесь к святым князю Александру Невскому? Святой княгине Ольге? Святому князю Владимиру? Святому царю и пророку Давиду? Святым царственным страстотерпцам?
Вы пишете: "если проанализировать высказывания Господа, то вывод получится следующий..." Не беритесь толковать Святое Писание, и делать свои выводы, не стяжав дара духовного рассуждения. Лучше обратитесь к священнику.
Обычно рядом с именем человек пишет фамилию, отчество. Или называет себя раб Божий. Смотрите, как хорошо звучит: раб Божий Геннадий...
Не трудитесь отвечать - читать я не стану. То, как Вы себя величаете и Ваши высказывания слишком смахивают на демагогию.
Попрошу Вас быть более корректной в своих возражениях:
1) Я в своем комментарии привел слова Господа Иисуса Христа, сказанные им лично Апостолам, Вы аргументируете свою позицию собственным толкованием высказываний Оптинских Старцев, если при этом является противоречие, разве не разумнее не оспаривать слова Учителя и здесь собственным толкованием;
2) Если обсуждается тема социальной успешности, т.е. карьеры мирской, светской, то насколько совместимо в ту же проблематику смешивать и условия карьеры "духовной", где в принципе вопросы карьеры отнесены к компетенции Отца Небесного: "... а кому сесть по правую сторону, а кому по левую не в Моем Воли...";
3) Кто более молится в монастыре, тем более в скиту, разве вообще уместно такая постановка вопроса, ибо "войди в клеть свою и закрой дверь".
4) Слуга по определению нижестоящий служащий, начальник может быть слугою слуге чужого начальника, а не своему слуге - таков элементарный порядок вещей, иначе Вы называете вещи не "своими именами", что ведет к путанице и лжи.
много ли вы знаете таких направленных к слову Отца нашего своими сослуживцами/ ближними?
как человек,сам имея страсти и не имея возможности их даже разглядеть в суете общественной жизни, сможет направлять кого-то другого?
почему тогда святыми, возле которых действительно спасались тысячи, преимущественно были те, которые перед этим десятилетиям могли посвятить пустынничеству или затвору, и что вы под ним поднимаете
- прошу заметить, что "сидели в глуши обременённые" отнюдь не только своим самоспасением, а спасением всех, и благодаря их молитвам, возможно, когда-то один крещенный, но не просвещенный, столкнувшийся с другим, получил возможность воспринять и быть направленным к слову Отца.
Интересно, что Господь прямо не указывает человеку в Евангелии на то чем же он должен заниматься в своей жизни (имеется ввиду его труд, в поте лица которого будешь на свой хлеб зарабатывать).
Вопрос очевидный назревает - почему человек , например, не поселяется возле озера и не кормиться рыбой, скажем. Но очевидно - спасает себя от страстей, которыми наделено общество.
По моему ответ тут следующий. Спасаешь только себя - маленький труд и награда мала за него.
А если ты в обществе живёшь и ещё, скажем, продвигаешься по так назывемой карьерной лестнице и (!), при этом, продвинешь других людей в ихнем спасении в этой жизни - то тебя ждёт бОльшая награда.
То есть я имею ввиду, что Господь дал нам власть на указание спасительного пути другим людям. Видишь человека заблудившегося в этой жизни - помоги ему добрым советом, словом. Наставь. И пусть это будет твой сын, подчинённый, просто человек на улице просящий какой либо помощи. За каждого направленного к слову Отца нашего - будет тебе награда на Небесех от Отца нашего.
А если ты сидишь в глуши обременённый самоспасением то... награда не велика будет.
"Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа.".
Правильно, без начальства нельзя. Без иерархии нет порядка. Чтобы был начальник, нужны исполнители. А чтобы действия исполнителей были согласованы, нужен начальник. Порядок правильным будет, если у такого начальника - Бог в душе.
Дала почитать статью прихожанке нашего храма, которую месяца два назад назначили руководителем детского учреждения. То, что с работой справится, сомнений не было. А вот как людьми руководить - вопрос большой. За статью получила огромную благодарность. Ею и делюсь.
Ольге спасибо за труды. Администрации сайта - за хорошую идею: тематические материалы по наследию Оптинских старцев.Нам в поучение.
Преподобные старцы Оптинские были часто скитоначальниками и даже настоятелями монастыря. Они не отказывались от бремени начальства, а принимали этот крест как волю Божию. И, будучи начальниками, они были одновременно слугами всем монахам в своём монастыре, служили им, не щадя себя, не щадя своих сил и жизни. Главврач больницы, завуч школы, директор предприятия, главный редактор православного издательства, настоятель монастыря и епископ могут быть одновременно начальствующими, используя на благо те дары рассудительности, таланта, которые дал им Господь, и при этом - служить своим подчинённым, отдавая им свои силы, своё время, могут уходить с работы последними, заботясь о каждом человеке своего коллектива. Преподобные старцы Оптинские так и делали. Не нужно понимать слова о слугах и рабах буквально. В то время, когда многие послушники, иноки и монахи в Оптиной уже спали, настоятели монастыря, скитоначальники, духовники были заняты заботами о спящих, трудами или молитвами о них. Так кто кому был слугой?
Я считаю, что Вы очень не внятно преподнесли тему читателю. Приведенные выдержки из Святых Отцов не раскрывают обозначенные в начале статьи вопросы. А в принципе ответы достаточно однозначны и лежат на "поверхности" - в Евангелие. Но, чтобы быть понятым правильно, сразу оговариваюсь: понятие "карьера" принимаю в варианте современного обывателя, т.е. "стремление к начальствованию, материальному достатку, социальному благополучию". Так вот, если Вы проанализируете все высказывания нашего Господа Иисуса Христа, то вывод получится примерно следующий: "православный христианин обязан даже и мысли не допускать о карьере". Сомневаетесь, хорошо, подумайте на досуге, хотя бы над смыслом этого отрывка: "Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом".
Я предвижу, что некоторые сумеют заговорить буквальный смысл: мол хочу стать начальником, чтобы выгодно всем быть рабом и слугою и т.д. Однако тогда появляется довольно наивный вопрос: "а зачем будучи и так рабом или слугою становиться начальником?"
Руки сложены словно по швам.
На ошибках не только лишь учатся.
Целый век – по врачам, по врачам.
Долго были лихие мудрености,
Их по-прежнему пьют по утрам.
И узнал ты весну по студености,
А еще – по грачам, по грачам.
… … … … … … … … … … … …
Не спеши ворошить свое прошлое,
Там не только врачи и грачи.
Никогда не пиши больше пошлое,
Лучше просто совсем не пиши.
Руки сложены. Швы не расходятся.
Догорает лампада твоя.
И с тобой уже больше не возятся.
В самый раз заявить: «Это я!
Это я! Ты прости меня, Господи,
За успешную грешность мою,
И за то, что над самою пропастью
До сих пор я стою и стою».
… … … … … … … … … … … …
Завтра будут не те еще хлопоты,
В день весенний тебя понесут,
И потом примешь тихо, безропотно
Над успешностью праведный Суд.
Спаси Гоподь всех.
Статья замечательная, насущная, но все жизненные ситуации предусмотреть невозможно. Лучше всего их обсуждать с духовником или с батюшкой на исповеди.
"Аще еже царь над человеки царствуя, над собою имать царствующа страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавство и хулу, гордость и ярость, злейше же всех неверие и хулу - таковый царь не Божий слуга, но дьавол и не царь, но мучитель. И ты убо таковаго царя и князя не послушаеши аще мучит, аще смертью претит."
Являются ли карьеры в нашей действительности реально спасительные даже если позовут, но правители выше описанные?
Как обращаться с подчиненными? порой, когда руководитель добр с подчиненными он в соответствии с современными бизнес-стандартами и укрепившимся образом "настоящего руководителя" считается мягко сказать "слабым".
Не знаю, что Вас подвигло, Ольга, написать эту статью, но хотелось чтобы Вы еще продолжили эту тему.
Спаси, Господи!