Москва, 31 октября 2012 г.
Фото: Владимир Ештокин |
Открывая обсуждение, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда подчеркнул, что сегодня церковные и епархиальные СМИ во многом находятся в проигрышной ситуации. «Нас практически ежедневно заставляют реагировать на внешние раздражители. Получается, что мы не создаем повестку дня, а лишь участвуем в ней». Владимир Легойда выразил уверенность, что важным «тактическим» ходом стало бы создание православными средствами массовой информации и информационными службами собственной повестки дня, активное обсуждение которой только подтвердило бы ее важность и необходимость.
Еще одной проблемой, которую отметили участники нынешней дискуссии является то, что многие церковные СМИ до сих пор не нашли «своего читателя». С одной стороны, по мнению вице-президента «Медиасоюза» Елены Зелинской это связано с новыми вызовами, которые за последние два года появились у медиа. Быстрое развитие Интернета, переход СМИ в онлайн, рост количества различных социальных сетей и т.п. привлекли к ортосми новый контингент читателей, который во многом пока незнаком самим журналистам. «Необходимо четко понимать, кто ваш читатель и чего он ждет от вас», уверена Елена Зелинская. Вице-президент «Медиасоюза» также подчеркнула, что создавая ту или иную новость журналист православного издания должен отдавать себе отчет в том, что его читатель, не просто образованный, а вдвойне образованный человек, к которому необходимо относится с уважением.
Позитивную повестку дня должны в большей степени формировать не журналисты различных изданий, а сама Церковь — такую позицию озвучил Главный редактор «Российской газеты» Владимир Фронин. По его мнению «проблема Русской Православной Церкви в том, что она не нашла еще своего места в обществе и больше увлекается диалогом с государством и властью». Владимир Фронин уверен, что российское общество будет до тех пор «больно и расколото», пока не сумеет найти компромиссные пути объединения, а церкви стоит искать опору не в лице властьпредержащих, а в лице городской и сельской интеллигенции.
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев уверен, что повестку дня изменить практически невозможно. И не только потому, что она «виртуальна и оторвана от жизни, не отражает потребностей и искажает ту жизнь, которой живет большинство людей нашей страны». «У меня есть свой опыт работы в медиа-холдинге „Эксперт“, и мы уже 17 лет пытаемся поменять экономическую повестку. Но нам не удается это делать, несмотря на то, что „Эксперт“ это самый тиражный еженедельник. Большая часть российского созидательного бизнеса стоит на наших позициях, но консолидировать их и превратить их в политическую силу пока не удается. В результате, мы опять видим, что миллиардер Прохоров снова стал представлять российский бизнес. Но мы же понимаем, что это не так. И пропасть между Прохоровым и теми людьми, которые работают на земле и создают миллионы рабочих мест, она гигантская». Один из способов избежать негатива, считает главный редактор журнала «Эксперт», не приумножать его попытками изменить повестку дня, а выработать свою информационную линию и четко ей следовать.
Среди других мнений, прозвучавших в ходе дискуссии — церковным СМИ не стоит стараться создавать только положительную повестку дня, однако научиться умело реагировать на негатив, больше рассказывать о «людях веры» так, чтобы это было интересно читателю, как можно больше затрагивать темы вечных христианских ценностей.