Каждый христианин, который живет не безответственно, не бездумно, так или иначе старается внимать себе, обязательно рано или поздно начинает замечать определенные закономерности: что и как влияет на его духовное состояние, от чего зависит его твердость и постоянство в добродетели и, наоборот, удобопреклонность к пороку. И, конечно, он не может не анализировать: почему он снова впал в постылый уже душе грех, в котором каялся не десятки даже, а сотни, может быть, раз, от которого клятвенно и решительно обещал отстать. И Богу обещал, и духовнику, и близким, коим этот грех досаждает. И себе самому, конечно.
Или… Или видит человек, что товарищ его по работе что-то делает не так. И уверенно так делает, с чувством, одним словом профессионал. И так хочется высказать ему все по этому поводу… Но опыт-то подсказывает: и товарищ темпераментный, огонь просто, и ты говорить так, чтобы не обидеть, не умеешь. Лучше уж промолчать. Да нет, скажу – это его дело, обижаться или нет, он сам виноват, а я то что? И пошло, поехало, до такого договорились, что в прежние времена без дуэли бы дело не обошлось. И тут ее в общем чудом лишь избежали. Опять уныние и мысль: «Ну вот, все то же!». Это у кого с языком проблемы. А у кого их нет?
Или… Или к экзаменам надо готовиться, в компьютере книга скачанная из Интернета, до которой давно добраться не терпится. Ну хоть страничку прочесть… десяток… еще одну главу до конца дочитать… И вдруг оказывается, что и день прошел, и вечер наступил, и ночь пролетела… А учебники и конспекты, где были открыты, там открыты и остались. И непонятно, что на экзамене говорить, как отвечать, что там вообще делать. Искать, кто подскажет, выкручиваться, выпрашивать у преподавателя «троечку»? Позориться в общем…
Всегда есть начало греха, без которого и его бы самого не было. Стоит первый шаг сделать, а потом – как под горку, быстрее и быстрее. Схема в общем понятна. Непонятно другое: как получается, что мы знаем, много раз на собственном горьком опыте убеждались во всем этом и все равно – делаем первый шаг? Ведь известно же, к чему он скорее всего приведет… Получается, что мы просто сами даем себе право на… грех.
Иногда мы убеждаем себя в том, что мы стали гораздо опытнее, сильнее, мужественнее, и то, что заставляло нас падать прежде, не подействует на нас так губительно сейчас. Но сердце наше чувствует обман и мы просто «отворачиваемся», «не замечаем» его. А порой мы совершенно сознательно грешим «немного», «в меру», «приятно», и уже затем скатываемся к тому, что страшно безмерно. Порой же и самый «финальный» грех совершаем не потому, что удержаться не можем, а потому, что в конце концов просто разрешили его себе. Кому это не знакомо? Кто может сказать, что всегда подвизается против искушения до крови?
А у нас ведь и правда есть такое право – грешить! Кто у нас его отнимет? Господь создал нас свободными, и потому мы вправе делать все, что захотим, в том числе и совершать грехи. И – вот удивительно! – именно этим правом мы пользуемся чаще всего. Неверующие делают это просто, не задумываясь и никак этого не оценивая – чаще всего. А мы – с мыслью о том, что обязательно покаемся – потом. И кажется нам все происходящее, может и неправильным, но по сути безобидным: все ведь в наших руках: сейчас мы так реализовали свою свободу, а вслед за тем иначе. Только это потому так кажется, что мы забываем: пользуясь раз за разом правом грешить, мы сами отдаем права на себя тому, кто нас ненавидит, диаволу. Согрешая в ведении, волей, мы даем ему возможность вовлекать нас в грех и тогда, когда мы этого не желаем. Это не упраздняет нашей свободы до конца, но сокращает ее до какого-то минимума, когда для противостояния искушению требуется уже колоссальное усилие, к которому мы далеко не всегда оказываемся способны.
И когда через подвиг, через пролитие пота и крови, через неимоверное страдание вновь по благодати Божией обретаешь все же в покаянии прежнюю свободу, то, конечно, задумываешься: «А нужно ли мне вообще это право – на грех? Не обойдусь ли я без него?». И поистине блажен тот, кто себя этого права лишает.
Ya tak smeyalas nad etimi slovami."Vse znaesh, vse ponimaesh... Kakaya pravda... I nichego! Ne poluchaetsa!!!Ya davno tak ne smeyalas.A ved plakala v nachale stat`i. Izvinite menya, pishu na latinice.Ya daze podumala..kak Gospod` milostiv..daet posmeyatsa nad soboy..Daze legche stalo..
Batyushka Nektariy! Spasibo ot vsego serdca.Otkrivayu sait i chitayu vashi stat`i.POZALUISTA,PISHITE...Mi vas slishim!
Slava Bogu za vse
пишите Христа ради без устали, нам немощным надо каждый день напоминать кто мы и куда идем!
ваши слова для нас как путеводный огонь, как посох в дороге.
Сколько раз возникали эти прилоги и помыслы. И ведь я точно знаю - зло пришло по мою душу, а я как безвольная овечка за ними тащусь. И так уже стыдно перед всеми за свои сто восемьдесят раз повторяющиеся грехи, за это хождение по кругу, что я, как и год назад, все то же самое говорю на исповеди! На что, в итоге , мне мой духовник и сказал - ленишься! Да. Надо быть внимательным и научиться пересиливать все эти возникающие прилоги и помыслы.
Иисусова молитва только и помогает в такие моменты.
Помоги всем Господь!
"Да,все так...Но ведь и правда хочется отдыха."
Да, Мария, и мне кажется, что всё должно быть в меру: и отдыхать человек должен так, как ему отдыхается, главное, чтобы это было не во вред другим людям, его окружающим.
В статье было сказано, что люди, когда устают, воспринимают молитву как труд. У меня и такое было, я пропустила молитву день - два, а потом вдруг решила, возобновлю молитву ровно неделю спустя, то есть в пятницу последний раз хорошо помолилась, а в субботу - поленилась, значит жду следующую субботу, чтобы исправиться, и Вы знаете, в понедельник - вторник я "отдыхала", но в четверг мне очень захотелось возобновить, однако я как бы себя наказала воздержанием от молитв и в пятницу мне было действительно плохо, зато какой радостью я переполнилась в субботу утром, когда вновь открыла желанный и долгожданный молитвослов. Теперь для меня ежедневные молитвы - это отрада, я напоминаю себе, что могут быть ситуации вынужденного воздержания, потому надо молиться, словно завтра не получится.
1) Право на грех действительно существует и к сожалению у меня бывали мысли, что вот я сделаю что-нибудь не то, например, вместо службы пойду в театр, в среду съем пирожное, пропущу молитву, а потом покаюсь, и все будет хорошо. Но вот как то раз совсем недавно (я крестилась год и несколько месяцев назад), я случайно в среду по забывчивости купила эклеры, я вдруг осознала, что Бог и Матерь Божия на меня смотрят, буду ли я есть и нарушать пост, то есть они испытывали меня. Я живо почувствовала, что если съем, то как будто плюну или оскорблю их. Наваждение как рукой сняло, я отдала пирожное спящему у собора человеку, нищему.
2) Я долго боролась с телевизором и компьютерными играми, только когда по Божией воле оказалась надолго в другой стране без телевизора, эта злая привычка исчезла. А сейчас каждый раз, когда возникает зуд "расслабиться под фильм", я открываю сайт Православие.ру. Я так благодарна вам за него. Я так отдыхаю здесь душой, и в тоже время идет мое церковное воспитание, которого не хватало в моей семье из-за незнания того, как правильно "жить в церкви" (пережиток советских времен).
Мне кажется, что вот это неверие в собственную чистоту, Новизну после Исповеди и приводит к тем самым нерадостным православным лицам, глядя на которые другие люди сомневаются во благе Православия.
Многая и благая лета отцу Нектарию! И БОЛЬШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ за его труды.
"Это как удар камня - трещины пойдут, подклеить скотчем, укрепить можно, но первоначального естества можно никогда уже не вернуть - ни времени, ни сил не хватит"
Думаю, что это от маловерия. Каждое причастие нас очищает и даёт шанс начать всё с абсолютно чистого листа. Надо поверить в очищающую силу Причастия. Поверить в безмерную силу и возможность очищения, отпущения грехов уже на Исповеди. Нужно поверить на Исповеди, что Господь великой силой своей очистил нашу карму, выключить прошлое из головы. Иначе незачем и исповедоваться. Тогда точно не будет дальше сил бороться с грехами, если Вы не чувствуете всякий раз очищения, а наоборот, всё носите и носите с собой память о всех прошлых грехах и после Исповеди. Поверите в очищающую мощь Бога - будет и своя мощь против грехов.
Хочется что-то почитать - иди на православный сайт и читай проповеди, книги.
Трудно молиться, особенно неофиту, особенно по-церковнославянски, прочитай хотя бы одну молитву, хотя бы по-русски, и иди на сайт читать проповеди и книги православные.
Мне через полгода такой практики не идут ни ТВ, ни блокбастеры, ни журналы глянцевые, ни даже худ. литература (только если очень избранное). Вообще-то антенну надо отрезать раз и навсегда. Мы так сделали уже 5 лет назад, ещё задолго до обращения к Церкви я поняла, насколько ТВ жить мешает. А хорошее видео либо покупаем либо скачиваем.
Ищу себя среди молитв и брани.
Меня ответ волнует на вопрос - Я кто?
Сын Господа или слуга какой-то дряни?
Все правильно написано. Спасибо!
Батюшка, пожалуйста, помолитесь, р.Б. Ольга. Низкий поклон Вам.
А бывает и наоборот, никто не пртив, но лень; и под эту марку "закосить" можно: муж дома - надо дома посидеть!
И понеслось! На раннюю литургию идти не удобно - мужа разбудишь; а на позднюю - домой поздно придёшь!
Отец Нектарий, спаисибо за очередную прекрасную статью!
"И поистине блажен тот, кто себя этого права лишает" - Чем более воцерковляется христианин, чем выше путь его духовного восхождения, тем более яростнее и непрерывнее становятся нападения лукавого. Мне представляется, что осознанное лишение себя права выбора возможно лишь при осознании человеком того, что сам этот выбор предоставлен врагом рода человеческого.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ и благодарение отцу Нектарию за доброе наставление!
Совсем недавно натолкнулся на одно произведение известного монаха. К сожалению, не могу сейчас точно назвать его имя - нет с собой книги. Там очень четко и однозначно и справедливо обосновывается, что давая себе право на грех с перспективой последующего покаяния, мы совершаем огромную ошибку. Потому что осознанное совершение греха приводит к серьезьнейшим изменениям в душе и во всем человеке. Это как рана, которая даже если когда-нибудь и зарубцуется, но прежнего вида шрам уже не позволит принять. Для меня, думаю и для многих верующих, это настоящее открытие. До этого казалось, что это как осевшая на стекло грязь, протер с помощью таинства исповеди - и снова заблистало чистотой, а оказалось, что не так. Это как удар камня - трещины пойдут, подклеить скотчем, укрепить можно, но первоначального естества можно никогда уже не вернуть - ни времени, ни сил не хватит. НЕЛЬЗЯ давать себе право грех, даже на малый, не говоря о еще худшем.
знаю, как бороться с этим и .............не пользуюсь, и от этого опять уныние
Господи, помилуй