Духовный опыт и устав
Без борьбы и труда нельзя обойтись. Печерский старец иеросхимонах Михаил (Питкевич) считал, что кто без труда и опыта об уставе и чине только думает, тот подобен едва прошедшему сельскую школу и желающему понимать книги, которые изучают в академии.
«Вот, смотри, у нас на Валааме все вычитывают всё по уставу и чину… а как себя ведут, какая это монашеская жизнь? Как в храме стоят? Как один к другому относятся? К начальствующим?! К старцам?!
Игумен — не игумен, духовник — не духовник: ничего будто не понимает. Это — не так сказал; это — не так сделал; всё переберут… и то — не то, и то — не так. Хорош — только когда по головке гладишь.
А всё ведь вычитывают и кланяться умеют. О нестяжании и постничестве и не говори — слушать не станут. Вот какое пришло время».
Это было уже на Новом Валааме, после войны, — сравнить нельзя было с настоящим Валаамом.
Фарисейства и одной только «буквы законной» отец Михаил не переносил. Для этого у него было свое особое слово «букварь»: «Никогда не будь букварем; я не говорю, что надо упускать, не выполнять, нет, — всё надо, но если только это, то это будет в осуждение».
Как-то раз две его духовные дочери, приехав на Валаам, захотели пособороваться. Отец Михаил дал с радостью свое благословение, но сам не мог совершить этот чин по болезни глаз — один глаз ничего не видел, а второй «глазик закапризничал», очень утомляясь от долгого [молитвенного] чтения. Он послал приехавших к благочинному, но тот отказался на том основании, что когда он получал иеромонашество, в числе прочих правил было предписано соборовать только «в случае болезни». О. Михаил очень расстроился:
«Вот так всё у нас и делается “по уставу”! У нас нынче и до причастия допускают по уставу, через три недели».