Неприятные вещи

Если леденец вынуть изо рта и засунуть в карман (как случалось в детстве), то уже через минуту он будет облеплен мелким сором, и сунуть его обратно в рот не будет никакой возможности. Подобным образом облепливаются чуждым смыслом слова, и со временем уже трудно понять смысл прямой и непосредственный. Вкус леденца заменится вкусом сора. К. Льюис в книге «Просто христианство» писал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, неважно был ли он галантен и образован или нет. Можно, то есть, было, не вызывая смеха, сказать: «Джентльмен X – порядочная скотина». Но сегодня это слово иначе, как с воспитанностью и порядочностью не ассоциируется. Подобные метаморфозы сопровождают бытие термина «фарисей».

    

*

Хранитель и знаток Закона, ревнитель религиозной жизни, лучший представитель еврейского народа после возвращения из плена, этот персонаж превратился в синоним лицемера, заведомо фальшивого и корыстного человека, в тайне полного всех пороков. К слову, евангельские «мытари» и «блудницы», которые не только буквальны, но и символичны, не претерпели таких смысловых изменений. Они так и остались, хорошо всем знакомыми по повседневной жизни блудницами и сборщиками дани. Фарисей же мутировал.

Блудница и мытарь это профессии, сколь доходные, столь и позорные, избранные открыто ради обогащения с грехом пополам. Фарисей же это не профессия, а психологический тип. Так нам кажется. Так мы считаем. Этим именем не называют, а обзывают. И более всего это имя, ставшее оскорбительным, употребляется по отношению к политикам и религиозным людям. Первые декларируют заботу о народе, от вторых ожидается «профессиональная святость». И первые, и вторые привычно приносят массу разочарований, поскольку политики и не думают кому-либо служить, кроме себя, а религиозные люди попросту недотягивают до идеала. Все остальные люди в ту же степень, если не больше, больны теми же грехами и пороками, но им кажется, что их грехи извиняются отсутствием особых ожиданий праведности. А вот политики и церковники, те, мол, другое дело. Это, конечно, не более чем ложь, овладевшая миллионами голов, и только количество обманутых временно извиняет это заблуждение.

*

Хорош ли чем-то хрестоматийный фарисей? Кто он, этот сложнейший человеческий тип, стремящийся ко всецелой святости, но незаметно сбивающийся с пути на полдороге? Фарисей не тотально грешен. Фарисеем по образованию и воспитанию был апостол Павел. Никодим, приходивший к Иисусу ночью, был подобным книжником и ревнителем традиций. Мы согрешим, если вообще откажем фарисею (читай – ревнителю) в возможности святости.

Фарисей любит добро, и это совершенно очевидно. Вся жизнь его в идеале настолько религиозно-педантична и насыщена мыслями и усилиями, что мы – ленивцы - и одного дня по-фарисейски прожить бы не смогли. Он плох тем, что внутри не таков, каким старается выглядеть снаружи. Но, простите, мы все снаружи кажемся лучше, нежели являемся внутри. Вывернись всяк наизнанку и обнажи пред миром скрытое неблагообразие – жизнь станет вряд ли возможна. Вся наша хваленая культура и цивилизация есть явления лицемерные по преимуществу, при которых шкафы блестят от полироля, но в каждом шкафу – свой скелет. Лицемерна деятельность любого банка, любого рекламного агентства, любого производителя, начиная от «творцов» зубной пасты и заканчивая автогигантами. Но никто не называет их «фарисеями», очевидно приберегая словцо для бедного попа или чуть более богатого архиерея. Можно тему продолжать, но можно и остановиться. На бумагу просится лишь слово «несправедливость».

*

Если фарисей верит в свою святость, то он уже не просто лицемер. Тогда он в прелести. Он болен. Именно таковы были те самые фарисеи, скупо, но ярко описанные в Евангелии. Они считали себя чистыми и были убеждены в этой самой ритуально-нравственной чистоте. Такой типаж выходит со страниц Евангелия прямо на улицу и продолжает жить в христианской истории на всем ее пространстве. Такой человек просто-напросто духовно болен и неисцелим обычными средствами, поскольку болезнь его тяжелейшая. Тогда его подвижничество тяготеет к изуверству и фанатизму. Тогда его мир черно-бел и в этом мире нет места сострадания к «иному». «Иные», по его убеждению, достойны ада, огня, бесовских крючьев, и искренний фанатик часто бывает сильно обижен на Бога за то, что Тот не спешит казнить очевидных грешников. «куда Он смотрит?», - думает святоша, и в это время даже мухи отлетают от него подальше. Вот это и есть фарисей типический и подлинный. Таких мало, поскольку редкая душа способна соединить ненависть с молитвой, а влюбленность в себя - с памятью о Боге. Для этого нужно быть чуть-чуть похожим на Ивана Грозного.

Если же фарисей знает о своей внутренней худости (грязности, никчемности) и, не имея сил «быть», старается «казаться», тогда он не светится в темноте красным светом и им детей можно не пугать. Он банален и повсеместен. Своим притворством он платит дань добродетели, как говорил Ларошфуко, то есть самой игрой в праведность он представляет праведность высшей ценностью.

Это – общее состояние, при котором, по слову Аввы Дорофея, лгут жизнью. Будучи развратниками, изображают из себя людей целомудренных; будучи скрягами, не прочь порассуждать о милосердии и щедрости и проч. Но, конечно, за религиозным человеком фарисейство ходит неотвязно, как скука – за Онегиным. «И бегала за ним она, как тень иль верная жена».

И это потому, что религиозная жизнь морально насыщена по определению, а требований к человеку всегда можно предъявить больше, нежели он исполнить способен.

*

Любая мощная религиозная традиция сильна прошлым и влюблена в прошлое. Это вполне касается и нас, православных людей. Наша история полна знаков явленной святости, любовь к которой (внимание!) не должна отменять открытости по отношению к творимому настоящему и будущему.

Дух творит форму. Минувшее оставило нам множество священных форм, порожденных Духом: богослужебный чин, одежда, этикет, архитектура, и т.д. И легче всего, при этаком богатстве, соскользнуть в желание остановить время, то есть пожелать канонизировать и догматизировать все (буквально все), что получено в наследство. Тогда всякие сюсюканья, вроде бесконечных «спаси Господи» и «простите – благословите» убьют саму возможность нормально общаться. Еще в результате может родиться каста начетчиков и охранителей старины, неких носителей идеи града Китежа, согласно которой «все хорошее уже было», а впереди – только утраты и поражения. Это мышление еретично и отвратительно. Но есть вещи и похуже.

Хуже, если мы обожествим формы, ранее рожденные Духом, и на этом основании откажем Духу в праве творить иные формы и обновлять ранее созданные. По сути, мы тогда вступим с Духом в конфликт и постараемся запретить Ему действовать в качестве Сокровища благ и жизни Подателя. Мы скажем Духу. Что кое-что из Своих сокровищ Он нам уже показал, и нам этого хватит. А следовательно мы настоятельно просим Его, и даже требуем, чтобы Он прекратил Свои творческие действия, которых мы не ждем и в которых не нуждаемся. (Жутко звучит, но именно это повсеместно и происходит).

На наших глазах из любви к прошлому может ожить «Легенда о великом инквизиторе». Там в темнице, инквизитор говорит Христу, что завтра с одобрения народа он сожжет Христа, как еретика, причем в Его же Имя. «Ты дал нам власть и все сказал, а теперь не вмешивайся. Мы сами будем править от имени Твоего», - говорит прелат. Причем Федор Михайлович рисует нам не лопающегося от жира сибарита, некоего развратника, пользующегося властью ради удовольствий, а изможденного подвигами и тяжкими думами аскета, состарившегося в трудах. Этот умный и волевой изувер, есть, несомненно, духовный человек, духовность которого отмечена знаком «минус».

*

Какая из болезней мира не проникла в Церковь? Все до одной проникли. Правда, проникая в Церковь, болезни мира одеваются в подрясник, отращивают бородку и меняют обороты речи, отчего некоторым кажется, что они «освятились и оправдались». Но сути своей болезни не меняют, разве что по причине внешней елейности приобретают некую повышенную степень отвратительности. Имеем ли мы право об этом говорить, не подрывая веры? Думаю, что мы просто обязаны ныне об этом говорить, защищая веру. В обществе, именующемся открытым и информационным, не нужно создавать себе имидж «безгрешных», а потом яростно оправдываться после очередной утечки информации или злобного нападения недоброжелателей. Нужно своевременно, адекватно и спокойно говорить о жизни духа и ее опасностях с теми, кому Церковь небезразлична. И если речь будет точна и не фальшива, многие информационные конфликты и провокации увянут, не успев распуститься.

*

Болезни Церкви, идентичные болезням мира это не просто порабощенность вещами, путанность сознания, бескрылость бытия и желание удовольствий. Все это слишком очевидные болезни эпохи. Человек стал мелок и спесив. Мелкий и спесивый человек в миру отличается от своего собрата в Церкви тем, что первый пафосно рассуждает о правах человека и гражданина, а второй дежурно бубнит о смирении. О! не знаю, знакомо ли вам то ощущение мистического ужаса, когда спесивый человек начинает говорить о смирении? Тогда воистину хочется заткнуть уши и убежать за горизонт.

Но главное даже не это, а то, что мы (христиане) живем в той же мирской атмосфере замкнутости и эгоизма, в которой никто никому толком не нужен. Человек не нужен никому в миру. Это прописная истина. Но сплошь и рядом он никому не нужен и в Церкви. Человека привычно и повсеместно используют, и нигде не любят. Не избавлен он от такого отношения и в Церкви.

Если же мы говорим, что мы «иные», что мы умеем любить и болезней мира нет в нас, то, во-первых, нам самим при этих словах станет стыдно, а во-вторых, люди не смогут не чувствовать фальшь этих утверждений. В ответ они будут молча от нас отдаляться или громко против нас бунтовать.

*

Фарисей в основном занят решением дилеммы «быть или казаться». Решает он ее, как и подобает фарисею, в сторону «казаться». Напомню, что в нашем мире это состояние угрожает в основном деятелям религии и политики. Мир же в целом решает уже другую дилемму: «быть или иметь». Люди в миру уже не хотят никем казаться, поскольку не только утрачивают четкие нравственные ориентиры, но и не верят, что такие ориентиры в принципе могут существовать. Соответственно, дилемма решается в пользу «иметь». «Все ищут ответа – где главный идеал? Пока ответа нету, копите капитал». Нельзя сказать, чтобы и церковный люд был свободен от этого бытийного перекоса. Мы тоже хотим «иметь», но при этом хотим еще и «казаться». Состояние поистине ужасное. И тем более ужасное, что мало кто захочет с диагнозом согласиться. Начнут на зеркало пенять. Начнут пытаться зашторивать окна и раскачивать поезд, делая вид, что мы едем, вместо того, чтобы выйти из вагонов и обнаружить завал на дороге, из-за которого ехать дальше нельзя.

*

Я люблю Церковь. «Человеку свойственно ошибаться», но, по-моему, я ее очень люблю. По крайней мере, рядом ничего поставить не согласен. Только я отказываюсь любить все то, что принято с Церковью ассоциировать. Не все, то золото, что блестит, и не все, то Церковь, что пахнет ладаном.

Причем Церковь без моей любви проживет, и это ясно, как дважды два. Вот я без нее не проживу. И именно по причине желания сохранить самое дорогое, без чего и прожить не удастся, хочется с болью то шептать, то выкрикивать неприятные слова о том, что мы более играем в христианство, нежели живем во Христе.

И я не о мирских людях говорю, которые живут там, где ад начинается. Я говорю о тех, кому «все ясно», и кто в своей праведности уверен. Тяжелее, чем эти люди, в мире нет тяжестей.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

22 октября 2012 г.

Комментарии
Александр 7 февраля 2023, 23:36
Спаси Вас Бог, дорогой отец Андрей! Пророчески высказанная острая правда, заставляющая смеяться и плакать. Единственное огорчение - Вы упомянули первого нашего царя в отрицательном контексте. Надеюсь, за прошедшие с написания Вами этой статьи 10+ лет Вы прочитали книгу великого историка нашего времени (если читали его книги, то знаете, что я не преувеличиваю) - Александра Боханова - "Иоанн Грозный".
Лиза 17 февраля 2019, 23:48
Спасибо огромное, о.Андрей, за статью. Прямо полегчало на душе, потому что я чувствую то же самое. Ложь и безысходность, самообман, исповедь ради исповеди в надежде все-таки на Бога, но и понимание того, что рад бы в рай, да грехи не пускают, и желание вылезти, и неумелее и нежелание расстаться со страстями. И на фоне всего этого- благочестивые рассказы и наставления лично у меня вызывают только уныние. Потом вдруг лучик мелькнёт Благодати, и ничего, можно и послушать уже, никак не ране. Поэтому я и сомневаюсь в возможности проповеди вообще. Есть только Бог и его все, а мы так фоном идём со своим. Дай нам, Бог, всем Твоей Благодати.
Галина Шелест 4 февраля 2015, 19:29
очень глубокая проповедь надо читать раза 2-3
Александр Смирнов 4 февраля 2015, 11:02
Человек стал мелок и спесив!
Валерия 2 февраля 2015, 14:31

Как наверное и многих людей меня волнует вопрос возможности сочетания успеха в этом MIре и близости к Богу, т.е. состояния такого. что ты понимаешь что делаешь то, что Богу угодно. Жить в достатке и водить знакомство с нужными людьми, которые жертвуют на храм очень серьезные средства или тихо и смиренно прозябать в старом жилом фонде с четырьмя детьми и грустной матушкой? Как узнать волю Божью?
Ирина 1 февраля 2015, 21:10
Я понимаю это так: Фарисей - это тот, кто призывает верить в Бога и любить Его, хотя сам в Него не верит и никого не любит.
р.Б. Александр 1 февраля 2015, 15:25
Иной, посмотрите внизу на дату выхода статьи и вопросы отпадут. Хотя таких "инойверцев", конечно же, больше интересует возможность нахамить батюшке. Да запретит Господь.
Нино 1 февраля 2015, 15:10
Статья написана в 2012 году! А сколько откликов в 2014 и 2015!
Столько людей, кого проблема волнует - значит видим все, а что
делаем? Я лично - ничего не делаю, все только собираюсь.
Прав, конечно, отец Андрей. Как-то все больше жаль священнослужителей. Каково это: служить и при этом стараться "казаться" и стремится "иметь"? Страшно. Нам, прихожанам легче, знаем, что меньше спросится.
1 февраля 2015, 14:39
Спасибо, батюшка.
Замечательная статья.
Наталья 1 февраля 2015, 07:37
Наталья:
И так вокруг одно уныние, а статья позитива не добавила и надежду не вселила, хотя ведь сказано: " радуйтесь". Мы не умеем, не с чего, да и не хотим. Копаться в " себе" привыкли, выковыриваем опять что то на очередную исповедь, а что толку? Что то меняется? Нет. Так может пастырю не стоит констатировать как все плохо, а постараться в плохом поискать зерно хорошего и нас этому научить. Кто ходит в храм - знают, что рабы " неключимые", а кто не ходит и такими подробностями о нашей худости не привлечешь. Так может сохранить что есть? Меньше сюсюкающих будет. Придешь в храм, а там одни " постные" лица, все озабоченно заунывные, искуственно умиленные. После службы, за церковной оградой, сразу меняются, устают смиренничать напоказ, платок долой и веселое лицо. Разве выражение лица - показатель степени верования. Почему к Богу то все с такими истомленно грустными искуственными лицами? Радость то от встречи где??? Или нет ее больше в Церкви?
Валентина31 января 2015, 23:42
Благословите, Ваше Высокопреподобие, отец Андрей! Благодарю Вас за Ваш труд, за Ваши Богослужения, за то, что Вы один! не струсили и сказали так, как Вы думаете.
Очень жаль, что Вас нет в Киеве.
Надежда31 января 2015, 23:24
Батюшка,как у Вас всегда получается писать так точно, честно. Спасибо Вам огромное за современные, смелые, отрезвляющие статьи, помогающие остановиться, подумать: " А где же, я"? Куда и как я иду?" Спаси Вас Господи, пишите больше
валентина31 января 2015, 22:17
Не надо унывать и всегда помнить-вначале Савл, а потом Павел. Слава Богу!
Наталия Баркова13 февраля 2014, 19:09
Слава Богу за все!!!!!!!!!!!!!!!!
Иной10 февраля 2014, 16:10
Господин Ткачёв, здравствуйте! Интересует такой вопрос. Вот этот пассаж о фарисее, для которого мир чёрно-бел,и в этом мире нет места сострадания к «иному», а «иные», по убеждениям фарисея, достойны ада, огня и бесовских крючьев - эта мысль посетила Вас до или после той приснопамятной проповеди, во время которой Вы призывали Бога вселить в сердца "бунтующих" (другими словами - "иных")страх, дабы оные сожрали друг друга, аки гады, о чём Вы пообещали не жалеть? И ещё: насколько Вы считаете правомочным использование во время проповеди филиппик околополитического характера, не имеющих ничего общего ни с функциональными задачами богослужения как такового - по сути, ни с нормами христианской морали - по форме? Спасибо. С уважением, "иной".
Алексей Адыканов10 февраля 2014, 02:13
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Позвольте сказать пару слов. Во-первых хочется сказать большое спасибо батюшке Андрею за чудное философско-православное эссе с элементами умеренного самообличения, а редакции сайта - за ум, мужество и смелость, позволившие хоть немного "вымести сор из избы". Ведь не нужно забывать что все мы, от самого последнего разбойника до Патриарха, с одно стороны чада Божьи, а с другой - повреждённые первородным грехом Адама с самого рождения. И тот, кто говорит, или делает вид, что он не подвержен человеческим грехам, он и есть самый настоящий фарисей. Так будем же в своей жизни всеми душевными силами стремиться и стараться воевать со своими внутренними грехами смертным боем, а перед ближним своим с любовью смиряться, и любить их, и помогать, и угождать, как самому себе. Тогда все получится.
Кирилл10 февраля 2014, 00:20
Хорошая и очень нужная статья! Спасибо Вам, батюшка, за неё. Вы попали в самую точку. Несколько раз сталкивался в церкви и около церкви с тем, о чём написано в статье. Очень многое увидел в себе. Всё, что написано в статье - это наша наболевшая правда и, конечно же, такую нашу жизнь надо исправлять нам всем.
В современной безумно быстрой жизни "нет времени", чтобы увидеть всё то, о чем написано. Наши посещения служб - это еженедельное воскресное "выныривание из болота" нашей жизни, которое может превратиться в пустое раскачивание своего духовного поезда.
Галина 9 февраля 2014, 23:12
Благодарю за очень своевременную для меня статью.Наконец-то лишилась "розовых очков".Как будто груз с души свалился.Спасибо!
Светлана 9 февраля 2014, 19:04
"Не судите,да не судимы будете". На всё воля Божья!Спаси нас, Господи!
НН 9 февраля 2014, 15:04
Каждый взрослый человек, пришедший в Церковь, на мой взгляд, должен определиться, для чего он туда пришел: изменить себя к лучшему или получить психологическую (бесплатную) помощь в трудных ситуациях? Понять, в чем он сам не прав или рассказать священнику, как ему тяжело живётся в семье или на работе?
По моим наблюдениям, если священник обличает (с любовью!) человека и показывает, в чем он не прав, а не утешает - очень и очень многие к такому больше не придут... Будут, в лучшем случае, искать другого, который пожалеет и по головке погладит... Или будут говорить, что в Церкви нет любви - и ходить туда нЕ за чем. Известно высказывание, что правда, высказанная о человеке без любви - это жестокость, но священники это прекрасно знают... Это мы не готовы выслушивать в свой адрес то, что нам не нравится...
Согласна, что фарисейство сидит в каждом из нас, и в священнослужителях, наверное, тоже, но тем не менее - врачи - они... В миру человеку, которому предстоит сложная операция, не очень важно, какие болячки есть у прекрасного хирурга... А хирург, пышущий здоровьем, но плохо оперирующий - мало кого привлечет. Разве не так?
Александр 9 февраля 2014, 12:32
Р. Б. Сергий,
Православие это Церковь, созданная Христом через Апостолов и управляемая Им через священнослужителей.
Стержень Церкви это Святое Причастие, и именно через священников Господь нам Его дает.
Если Вы в храм ходите только к Богу, то Вам, очевидно не важно само вероисповедание, т.е. Вам и в мечети, и в синагоге комфортно.

Отец Андрей болеет душой на нашу Церковь, т.е за нас.

Храни Вас Господь, Батюшка!
Лёша Поляков 9 февраля 2014, 12:03
Хорошая статья! Очень понравилась вот какая мысль:
"Причем Церковь без моей любви проживет, и это ясно, как дважды два. Вот я без нее не проживу. И именно по причине ... выкрикивать неприятные слова о том, что мы более играем в христианство, нежели живем во Христе." Отец Андрей, спасибо! Просто " Симулякры и симуляция" Из матрицы есть выход и этот ВЫХОД - ХРИСТОС!!! ДВЕРЬ входящему. Иоана10:7-9
"[Зач. 36.] Азъ йсмь двйрь: мную бще кту внидетъ, спасйт­ся: и внидетъ и изыдетъ, и пбжить обрящетъ."Хорошая статья, спасибо.
Татьяна 9 февраля 2014, 10:52
Пронзительно, искренне,с любовью и болью сердечной написана статья. Она вскрывает такие язвы, которые многие из нас не готовы или не хотят видеть, - и она, как раз, о тех, кто самозабвенно играет в христианство. Наши потаенные раны заныли от слов пастыря,а наружу это выплеснулось неким благородным негодованием, обвинением в его адрес. Не обвинять, а благодарить его надо за это. Посмотрим вглубь себя, родные братья и сестры во Христе, и увидим себя хуже всех, по примеру святых угодников Божиих.
Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас, грешных!
Ольга 9 февраля 2014, 01:35
Спасибо, отец Андрей, за неравнодушие, за боль, которая слышна и тревожит сердце. Почему не книжники (саддукеи), а фарисеи, наследники пророков, верившие в ангелов и воскресение мертвых, вызвали гнев Божий? -
«Пришел к своим, и свои Его не приняли».
Братия и сестры! Да дарует нам Господь умение слышать друг друга. И помогать.
Р.б. Ольга.
Ника 8 февраля 2014, 23:53
все складно, но не совсем понятно. "спаси Господи" - это теперь "сюсюканье"? и "благословите" тоже? и почему многие в комментариях решили, что в Церкви все нам должны? понятно и отчетливо читать? помогать? окружать заботой? целовать и умиляться, на нас глядя? это по принципу - я пришел - потребитель - обслуживайте меня? а потрудиться? а над собой? а поучиться? кто в Церковь пришел за Христом, тот Его и видит, а кто пришел себя тешить - тот, естественно, разочаровался.
священник Александр 8 февраля 2014, 18:22
СпасиБог отче !
Валентина Александровна Михайлова 4 апреля 2013, 15:14
Да,к сожалению,я столкнулась с проявлением этого неприятия в своей жизни,обратившись в храм(и не один).Знаю,что нельзя опускать руки и надо искать помощи у Бога,но все же сталкиваюсь с конкретными людьми.Я не знаю где мне искать помощи...
Ирина 9 марта 2013, 13:06
Вот это, к сожалению, правильно:никто никому не нужен.
Ну, учить же надо в семинарии, наверное, чтобы батюшка подсказывал, что надо молиться друг за друга, и как, помогать друг другу делами( отец Андрей же об этом писал где-то недавно). Надо выращивать эту приходскую жизнь, эти культурные растения, плоды заглушат пустоцветы фарисейства, сорняки. Выращивание живой жизни, живой веры - необыкновенно увлекательно, по опыту нашего римского прихода знаю. Спасибо Вам, отец Андрей, за все, что пишете и трезво, и адекватно, и с болью любви. Вы, да отец Уминский, да отец Павел Великанов - мои любимые авторы.
Татьяна19 февраля 2013, 17:27
Спасибо Вам, отец Андрей, за статью! Она заставляет думать и понимать... Всегда с интересом читаю статьи в "Православи" и в газете "Сегодня" и смотрю Ваши передачи по телевизору. Дай Бог Вам здоровья! Молитесь за р. Б. Татьяну.
Людмила.Тбилиси. 7 февраля 2013, 11:17
Людмиле: Столько слов ,а о Боге вы не упомянули.
Главное кто о нас точно помнит ,и кому мы нужны это БОГ.
Кто нам что сделает ,если мы сами не сдвигаемся с места,не горим,не бежим на помощь другому в нашем приходе и вне его.Церковь -это мы все и должны сами что-то делать.Начать нужно с себя,и "тысячи вокруг спасутся" -как говорил Серафим Саровский.
Maria 5 декабря 2012, 01:15
р.Б.Сергию,

искренне благодарю за добрые пожелания! Вы знаете, я по специальности социолог- это одна из издержек профессии, считать, что "очевидное" очень субъективно. Мои вопросы были заданы не риторики ради, а из настоящего любопытства. Дискуссии "на тему" не получилось - жаль! Любви и мира душевного Вам так же!
р.б.Сергий26 ноября 2012, 20:58
Уважаемая Мария (24.11.2012)
Заранее прошу у Вас великодушного прощения за краткость моего пояснения:
Прочитав Ваш комментарий моего комментария, стою перед выбором: либо Вы не желаете (как фарисей) видеть очевидного, либо "невнимательно" читали...
Еще раз простите за краткость. Молитвами святых отцов наших да пошлет Вам Господь наш, Иисус Христос, терпения и духовного зрения в поисках Истины. Мир Вам и Любовь в трудах на пути к Спасению Души. Аминь.
Maria24 ноября 2012, 02:04
Р. Б. Сергий,
простите, но не могли бы Вы пояснить Ваши мысли о том, как и где автор жонглирует христианскими ценностями и тем более догматами церкви (последнее, согласитесь, очень серьёзный упрёк клирику православной церкви)?
Так же не понятно, что именно наводит Вас на мысль о том, что автор "заигрался в христианство", и причём тут миссионерство? А к каким компромиссам в вопросах веры Вы чувствуете себя призванным о. Андреем в данной статье?
Прочитав Ваш комментарий, стою перед выбором: либо мы с Вами читали разные статьи, либо критика Ваша не по существу, а лишь неприятие автора как такового.

С уважением
Мария.
евгений19 ноября 2012, 12:29
Спасибо за статью!Эта тема "апосстасии".Думающему и желающему спасения надо обратиться к себе в двойне ,а тому кто еще не почувствовал совсем, будет не легко.Времена "Выбора -что тебе дороже"были всегда.Враг плетет свои сети. Как ни когда хочеться кричать -Господи Спаси!Погибаю!БОГ ВСЕ ВИДИТ!Надеюсь на него!Всем желаю терпения!
Алевтина16 ноября 2012, 14:57
Смело и, как представляется, покаянно...
р.б. Сергий15 ноября 2012, 22:47
Людмиле:2012-11-02
"Как только понимеашь, что это правда, становится невыносимо больно..."
- Все дело в том, что это НЕПРАВДА! Человек приходит в Храм не к священнику, а к Богу. Благоразумный разбойник спасся на кресте! Вы там, где сердце Ваше. Помните об этом всегда, а особенно, когда страстное бичевание внешнего искажает содержание.
Галина 6 ноября 2012, 13:49
Здравствуйте, уважаемый отец Андрей!
Прочитала вчера, думала, прочитала сегодня, все правда и очень горькая правда. Хожу в храм 5 лет,когда пришла - душа трепетала и радовалась, все здесь было для меня святым, и батюшка, только недавно рукоположенный, - летал, а сегодня - вижу: общины нет, никто никому не нужен, проповеди нет, всю службу дьякон бубнит-ни одного слова не понимаешь, наш батюшка стал отцом, а вроде-бы видимость святости соблюдена. Церковь очень полюбила и богослужение, а как быть, что же делать- не видеть,не думать? Печалюсь.
Спасибо вам, о.Андрей.
Людмила 2 ноября 2012, 02:48
"Человек не нужен никому в миру. Это прописная истина. Но сплошь и рядом он никому не нужен и в Церкви. Человека привычно и повсеместно используют, и нигде не любят. Не избавлен он от такого отношения и в Церкви."
Как только понимеашь, что это правда, становится невыносимо больно. Но почему так? Ведь должно быть по другому и кто в этом виноват, сам человек или Церковь? Думаю и те и другие. Священники просто обязаны находить время, чтобы поговорить с людьми, если есть какие то проблемы у человека, а человек должен откликнуться на призывы священника о помощи Храму либо конкретному человеку. Без этой связи - просто конец. Ведь, когда человек приходит к врачу, тот первым делом спрашивает, что случилось и говорит с ним. Так и священник должен найти время и поговорить с человеком и дать нужный совет. А человек должен помочь Храму либо материально, либо своим делом, если денег нет. А у многих бытует мнение, что если собирают деньги в Храме, значит батюшке на мерседес или на дачу. А возможностей помочь Храму тысяча! Так и закрутится машина добрых дел. Тогда человек почувствует, что он здесь нужен, а батюшка ему будет, как отец родной. Хорошее слово - взаимовыручка. Думаю всем об этом нужно задуматься и прихожанам и священникам. Не пройти мимо чьей то беды и проблем Даже одно теплое слово может обернуться тысячей добрых дел. А другие увидев это тоже возгорятся этой любовью и будут делать дорые дела!
Ирина29 октября 2012, 15:53
Добрый день. "От избытка сердца говорят уста". Да, все правда. Но как быть? Мы в Церкви, надеемся, что Она нас спасет. Правда, нет желания упорно трудиться над своим спасением. Печально, но действительно, пока только внешнее.Прямо по Апостолу: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю."
Елена25 октября 2012, 15:00
Отец Андрей, как всегда, глубок, точен, прав, обострен.
Вам не кажется показательным тот факт, что его статья "Любить по-человечески" почти не вызвала комментариев, а статья "Совершенно достоверная история", где автор откровенно провокативен, как по содержанию так и по форме,повлекла за собой активное читательское обсуждение? Думается, в "нормальном" православном обществе должно бы было быть наоборот.
Наша единственная надежда - наша Любовь ко Христу, как главная основа жизни и Его к нам.
Анна24 октября 2012, 01:05
Если Церковь - лечебница, то все мы смертельно больны ))), "..а требований к человеку всегда можно предъявить больше, нежели он исполнить способен", что не оправдывает человеческие слабости, а наоборот делает снисходительнее, добрее, чутче к "иному" того, кто это осознал, по-моему.
Юрий23 октября 2012, 22:46
А я вот задумался...
р.б.Сергий23 октября 2012, 20:06
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным."...
Совершенно безспрорно что "Дух творит форму", но так же совершенно очевидно мастерство автора в жонглировании догматами Церкви и христианскими ценностями... Среди первоверховных апостолов было два Иуды: Иуда Искариот и Иуда, брат Иакова. Имя первого Иуды стало нарицательным, им именуют предателей Веры. Если автор "заигрался в христианство", то самое время ему спросить себя: какого он Духа?! "Миссионерство" - форма распространения западного христианства - католицизма, Духа раздирателей ризы Христовой!
Автор уверяет читателя в своей любви к Церкви, но за рамками статьи остается его любовь к Богу! Даже многогрешный мирянин, вроде меня знает, что в вопросах Веры компромиссы недопустимы. А к чему призывает автор, призванный быть пастырем?! Остается только догадываться...
"Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лк.,109зач.,XXII,48)
р.Б. Тамара23 октября 2012, 14:11
Отец Андрей как всегда прав,без комментариев.
Светлана23 октября 2012, 12:36
Хорошая проповедь. Заставляет проснуться и задуматься о себе. Мы так много требуем от других, а так много прощаем себе. Очень много в нас внешнего, ничтожно мало терпения, снисхождения к немощам других и любви (ко мне это относится на 200%, хотя часто осуждаю за это православных сестер и братьев). Кажется, что в нас в людях Церкви какой-то концентрат немощи умноженной на знание, как должно быть.
ольга23 октября 2012, 11:13
да, батюшка, нет любви искренней во мне...а как хотелось бы, чтобы была....пишите...будите совесть мою...без этого задохнемся
алексей23 октября 2012, 11:03
Согласен с Еленой, - но автор почти всегда так пишет? Ошибка статьи в том, что нет той "болезни", которую автор приписал Церкви. "Человек стал мелок и спесив" - пишет. Но разве не от этого лечит именно Церковь и НИКТО более?! Мы приносим в ограду Церкви грехи - верно. Однако - для исцеления приносим... Ибо кто скажет: "Смотрите как много в больнице больных. За оградой больницы - почти все здоровы. Не пойдем же в больницу - скажет глупец - там одни болезни!" Наш Патриарх как-то сказал: Наша Церковь - лечебница.
Александр23 октября 2012, 10:59
Не в бровь, а в глаз!!!
Но что делать, если мы приходим в Церковь тяжело больными?
Легко заболеть, но очень трудно вылечиться, особенно, если болезнь запущена.
Спасибо, отец Андрей за преподанное нам лекарство. Одновременно с некоторой горечью ощущается и благотворное его действие.
Николай23 октября 2012, 10:24
Для Tatiana
Да нет, он просто копает все глубже и глубже. Куда мы сами боимся заглянуть, чтоб не увидеть там вдруг себя настоящего...
А прозрение - первый шаг к исцелению.
Надежда23 октября 2012, 10:16
Спасибо вам, отец Андрей! Все правильно в вашей статье. Побольше бы нам таких неравнодушных священников, как вы. Спасибо вам, что заставляете нас думать, понимать себя и людей нас окружающих. Да, объявлять себя ПРАВОСЛАВНЫМ гораздо легче, чем жить "во Христе".
Ольга23 октября 2012, 08:40
Благодаря Вам, о. Андрей, нашла в себе некоторые отрицательные черты, о которых Вы так хорошо пишите.
Елена23 октября 2012, 06:06
Поправка к комментарию: Хорошо тем, кто от таких проповедей убежать может в другой храм, а кому бежать некуда, разве что к католикам, горе горькое!

Правильно: Хорошо тем, кто от таких церковных деятелях, о которых пишет автор, может убежать в другой храм, а кому бежать некуда, разве что к католикам, горе горькое!
Ирина23 октября 2012, 01:23
Больно смотреть на себя. Но нужно. Спасибо.
Елена22 октября 2012, 23:14
Хорошо тем, кто от таких проповедей убежать может в другой храм, а кому бежать некуда, разве что к католикам, горе горькое!
Евгений22 октября 2012, 21:29
Спасибо! Очень понравилось!
Катерина22 октября 2012, 20:03
Да, батюшка, согласна с вами на 100%
Tatiana22 октября 2012, 19:39
а мне думается, что он пишет все хуже и хуже.
Елена22 октября 2012, 18:43
спасибо огромное за статью. Просто здорово!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×