Слово — очень важный, по-своему уникальный
инструмент. Настолько уникальный, что святые отцы нередко
— по праву обладания им — именовали человека
не как-то иначе, а «существом словесным».
Несовершенный, безусловно, инструмент, поскольку есть
вещи, переживания, истины, которых посредством слова
вполне не выразишь, все равно недосказанность, неясность
останется. В особенности это касается жизни духовной
— неслучайно преподобный Исаак Сирин писал о том,
что «словеса — орудия мира сего», в то
время как «молчание — таинство будущего
века».
|
Отец Серафим в скиту Кавсокаливии. Фото: Трейвис Дав / National Geographic |
И,
тем не менее, дар слова крайне важен. И не только как
возможность общения друг с другом, возможность передать
опыт или рассказать о пережитом. В слова ведь облекаем
мы и свою молитву, свое обращение к Богу. Есть,
конечно, и молитва без слов, о которой, в частности,
святитель Феофан Затворник пишет, но она без труда в
молитве словесной, как правило, не рождается в нашем
сердце. И вот причина, почему нужно быть со словом как
можно осторожней — чтобы настройки этого
инструмента не нарушились, не сбились. Когда говоришь
много, не думая о том, точно ли все так, как ты
говоришь, когда говоришь на ходу, скоро, не
задумываясь, когда допускаешь лукавство и ложь, когда,
наконец, говоря, не помышляешь о Боге, то меняется
отношение к слову. Причем не у окружающих тебя только
людей, а у тебя самого. И ты уже произносимое тобой не
воспринимаешь всерьез, глубоко — не то, что как
истину. Слова утрачивают свою значительность,
весомость, так — скачут, как мячики для
пинг-понга… И как же тогда молиться? Ведь ты и
слова молитв, исходящие из твоих уст, точно так же
всерьез, глубоко, как истину воспринять не можешь.
Оттого и случается столь часто, что молишься и…
сам себя не слышишь или — самому себе не веришь.
И закончив свое правило, даже сказать подчас не сможешь
— о чем Господа просил, зачем Его беспокоил. И
сердцу не открывается глубина молитвенных воззваний, и
сердце не отрывается для Бога… И виной тому
— отношение к слову. Хотя, не к слову, конечно,
только, но и к жизни всей.
Чтобы научиться правильно говорить, крайне важно
научиться… молчать. В молчании накапливает человек
ту внутреннюю энергию, которая наполняет затем слово,
делает его сильным, полновесным. В молчании рождаются те
мысли, которые, не будучи высказаны сразу, наскоро,
обретают подлинную значимость и глубину. А лишнее
отсеивается, потому что когда познает человек покой и
пользу молчания, то уже не решается нарушать его просто
так, ради каких-то пустяков. И сбывается известная
пословица, утверждающая, что «слово — серебро,
а молчание — золото». Впрочем, слово, из среды
молчания изшедшее, тоже нередко бывает золотым.
Вот он порок многословия-научись по воле своей и помощи Божией искоренить его,если хочешь приблизится к Совершенству. Самому в одиночку этот порок искоренить невозможно: с Богом всё посильно, если веру имеешь.
Премного благодарен.Гоподи, не остави нас грешных.
Спаси,Господи.
Надо учиться. Необходимо учиться.
Не оставляйте нас.
Присоединяюсь. Спасибо, о. Нектарий. Ждём Ваших статей!
Надо учиться. Необходимо учиться.
Не оставляйте нас.