Монашеское братство Аввы Сергия

Воспоминания некогда лаврского благочинного, ныне митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) о Лавре 1970-1980-х гг.

Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра в 1970-1980-е года была цветущим рассадником благочестия и хранителем чистоты православной веры. В Лавру приезжали люди из всего Союза и из-за его пределов, чтобы пообщаться с лаврскими духовниками. Самым известным духовником Лавры был архимандрит Кирилл (Павлов). У него исповедовались патриархи, архиереи, священники, миряне, а также немало тех, кто принадлежал к сильным мира сего.

Были и другие хорошие и известные духовники, как, например, – архимандрит Наум (Бойбородин), архимандрит Лаврентий (Постников), архимандрит Варфоломей (Калугин), которые пользовались известностью, и к которым обращалось много людей.

Братия Лавры была немногочисленна, тогда существовало ограничение со стороны государства, в Лавре могло быть не более 60 или 70 братий (точно не помню). Но среди нас была духовная любовь: мы помогали друг другу, переживали друг за друга и наши устремления были к тому, чтобы хоть немножко себя духовно усовершенствовать.

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
Я, грешный, поступил в Московскую духовную семинарию в 1969 году, в возрасте 24 лет, после окончания трех курсов Черновицкого государственного университета. Мне почему-то запомнилось прохождение медицинской комиссии. Медкомиссия (она была составлена из врачей городской больницы) настолько строго нас проверяла, что было впечатление, что поступаешь не в духовную семинарию, а в военное лётное училище. У меня нашли какой-то недостаток и отправили на обследование в районную больницу. Врач, которая обследовала меня, уже немолодая женщина, сильно убеждала меня не губить себя и не поступать в семинарию, а пойти учиться в университет и с меня будет «хороший» человек. Она даже обещалась помочь мне в этом. Я молчал и не отвечал ей ни слова и, думаю, это был лучший вариант.

Московские духовные школы представляли тогда большую, духовно-сплоченную семью, преподаватели и воспитанники которой, прежде, нежели попасть в эту школу, прошли многие искушения и испытания своей веры и преданности Церкви.

Меня зачислили сразу во второй класс. Семинарская братия была хорошей. Все старались приобрести духовные познания и благочестивые навыки, хотя на переменах мы баловались и шалили, невзирая на возраст, но в наших шалостях не было злобы, в них присутствовала доброта и взаимное уважение. Каждый учащийся старался воспитывать себя для того звания, в котором он хотел служить Церкви. Помню, что даже в спальнях ребята живо обсуждали вопросы, как выбрать себе матушку, как они будут духовно воспитывать детей, как будут трудиться с прихожанами, как устроят Богослужение, о чем будут проповедовать.

У раки с мощами преподобного Сергия
У раки с мощами преподобного Сергия
Те, кто помышлял о монашестве, вели себя по-другому, они уединялись в уголочки, там молились, читали творения свв. Отцов, но никто никого не укорял и не унижал за избираемый путь. Все, по мере сил и возможностей, старались ходить в Лавру на полунощницу, чтобы там приложиться к мощам прп. Сергия, кто не мог этого сделать рано утром на полунощнице, тот шел немного позже в Троицкий собор, чтобы приложиться к мощам нашего небесного заступника и покровителя – прп. Сергия. У нас всех было общее правило – каждый день обязательно сходить к св.мощам прп. Сергия за благословением.

Учась во 2-м классе семинарии, я подал прошение на переход в число братии Лавры. Когда был на каникулах – испросил у родителей благословения на этот путь, но батюшка Симон[1] не отпускал меня. Думаю, он видел мою неготовность к монашеской жизни, поэтому удерживал меня. Он говорил: «Поучись, братец, до 3-го курса Академии, а потом перейдешь в Лавру». Но я был нетерпеливый и просил моего духовника архимандрита Кирилла (Павлова), чтобы он за меня походатайствовал. Через несколько месяцев о. Кирилл вместе с благочинным Лавры архимандритом Варнавой (Кедровым)[2], пошел к о. инспектору, и он отпустил меня. Это случилось в конце декабря 1970 года. Для меня, грешного, это был необыкновенный Рождественский подарок.

Поступившие в число братии, студенты или воспитанники Духовных школ, долго в послушниках не ходили, т.к. их вера и боголюбие уже были испытаны при поступлении в духовную семинарию. Поэтому через три месяца меня постригли в мантию, а еще через три месяца – был хиротонисан во иеродиакона, а еще через год – во иеромонаха.

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Жизнь в святой Лавре была очень интересная, наполнена борьбой с собой, со своими страстями. Когда инок молитвой и смирением начинает ломать себя, разрушать в себе злые навыки, тогда благодать Божия осеняет его и его жизнь, на вид казалась бы однообразная и скучная, в действительности становится светлой красивой и интересной. В окружении этих духовных воинов и мне, нерадивому, было интересно и хорошо.

В этой духовной коррекции и шлифовке участвовала старшая братия. Одни – своим примером, как например архимандрит Нил (Кабанов) (в схиме Рафаил), а другие – своим словом, как например архимандрит Николай (Самсонов).

Отец Нил много лет нес послушание за свечным ящиком в Троицком соборе. Когда его спрашивали: «Батюшка, вы какое послушание несете?», он отвечал обычной скороговоркой: «Я работаю в Троицком соборе, там я работаю». Мы ему возражали: «Батюшка, это мирские люди работают, а монахи несут послушание», но он опять скороговоркой отвечал: «Какой я монах, какой я монах? Я еще не стал монахом», а в действительности, он был очень строгий монах, молитвенник, труженик. Когда он преставился, то мы осматривали его келью, в которой было все очень скромно и просто, и нашли тетрадь, в которой он отмечал, сколько и какие молитвы он совершал каждодневно: если он прочитал молитву, он ставил знак «+», а если опустил – то «-» и в этой тетрадке минусы попадались редко, везде были плюсы. Если он отлучался из обители на несколько дней и не мог прочитывать свое правило, то, вернувшись, он с беспокойством говорил: «Ой, все запущено, все запущено, надо все вычитывать», – и он вычитывал все опущенные молитвы и делал пропущенные поклоны. Он никогда никого не учил словесно и не делал никому замечаний, но он был для молодых живым уроком.

Архимандрит Николай (Самсонов) был другого устроения: он учил нас и жестко пресекал наше превозношение и суетность. Если он видел, что молодой монах идет быстро, бежит, машет руками, он подойдет, возьмет за руку, остановит и скажет: «Не бегай, не маши руками, ты умер для мира, что ты суетишься; твои руки связаны обетами перед Богом, что ты ими машешь?» Таким образом он учил нас духовной культуре и поведению, о которых мир уже давно забыл.

Православные монахи. Загорск, 1958 год. Фото: К.Капа
Православные монахи. Загорск, 1958 год. Фото: К.Капа
В 1985 году меня назначили благочинным Лавры. Это послушание имеет свои особенности, но для меня, грешного, оно было нетрудным, потому что я прожил уже 15 лет в братии Лавры и знал характер и способности каждого насельника. Думаю, что братия не меньше знала и меня, грешного. Я знал, что в духовной жизни инока бывают светлые страницы, но бывают и темные; бывают победы над страстями, а бывают и падения: и трагедия инока состоит не в его падении, а в прекращении духовной борьбы с собой. Через падение Господь дает нам опытно познать свою немощь и ничтожество и через это приводит нас к смирению: если инок не оставляет подвиг, он опять восстает через покаяние и становится сильнее и крепче. Я знал об этом из рассказов духовно опытных старцев и старался все это учитывать при исполнении благочиннического послушания, поэтому у меня не было никаких сложностей, я терпел немощи братии, а братия терпела немощи мои.

Кроме того, наместник Лавры архимандрит Алексей (Кутепов)[3] был добрым и снисходительным к моим недостаткам и великодушно прощал мои ошибки. Для меня это очень много значило.

В это время началась «гласность и перестройка» в государстве. Это коснулось, в некоторой мере, и Лавры, но не настолько, чтобы изменить сложившиеся устои монашеской жизни.

В 1988 году указом Святейшего Патриарха Пимена я был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры и был отчислен из братства Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь в Лавре прп. Сергия во многом изменилась: иноки из Лавры вышли в мир, жизнь разбросала их в разные концы земли, они совершают там различные церковные служения, но думаю, что те иноки, которые не оставляют борьбы со своим внутренним ветхим человеком, кто понуждает себя к непрестанной молитве, смирению и покаянию, все они принадлежат к тому духовному монашескому братству, во главе которого стоит великий Авва – преподобный Сергий.

Журнал «Покров», №№ 7–8 / 2012

8 октября 2012 г.

[1] Мы так с любовью звали тогдашнего инспектора академии и семинарии – архимандрита Симона (Новикова), впоследствии митрополита Рязанского и Касимовского (+ 2006 г.).

[2] Ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский.

[3] Ныне митрополит Тульский и Белевский.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Praha.Olha 8 октября 2015, 15:58
Mira blahodati a mnohaja leta nach Vlabнka Onufrii
тамара 2 июня 2015, 19:20
здоровья,сил и крепости духа в служении Богу и своей пастве.Спаси и сохрани Господь Вас,Владыко.
Нина Фатеева19 августа 2014, 22:34
Спаси Господи Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Доверительная беседа.
Tamara19 июня 2014, 17:57
Спаси Господи!
Александр Шпак19 июня 2014, 17:56
Божьей милостью послан отец Онуфрий в такой нелегкий час в Украину. Спаси его, Боже по велицей милости Твоей !!!
Оксана Романюк19 июня 2014, 17:05
Благодарю Господа за бесценный дар!
василий сергиенко 9 апреля 2014, 11:38
Дорогому Владыке многая лета!
Марина25 февраля 2014, 09:48
Многая лета, владыке Онуфрию! Прочла все статьи о нем! Слава Богу есть еще в наше время подвижники и молитвенники!
Дионисий 8 февраля 2014, 10:44
Храни Господи Лавру и его иноков.
Храни Господи их сердца в чистоте и правде.
Наталья26 января 2013, 11:53
Спасибо за искренние и честные воспоминанания.
Именно такую картину я лично наблюдала в Лавре в 80-е годы.
Монахи были внимательными на исповеди и помогали познать Бога.
И.ЛЕВ 5 ноября 2012, 00:51
Спаси Госпсди Владыку за возврат к тому старому монашеству.
м, София14 октября 2012, 12:02
получила утешения спаси Господи
Лариса Николаевна12 октября 2012, 17:37
Спаси ГОСПОДИ. Спасибо. Помощь идет от такой статьи. Особенно при скорбях. Слава БОГУ за все. Лариса 66 лет. Я мама , бабушка. 2 внука. 17 и 13 лет. сердце болит за них.Мир стал такой страшный. Только на ГОСПОДА уповаю.
Елена11 октября 2012, 14:57
Хорошо помню владыку Онуфрия в те годы. Он уже тогда был "старцем". И Лавра была духовным светочем, и дух,и сам воздух там были совершенно особенные. И мы, еще совсем молодые, регулярно ездили ранней 5-ти часовой электричкой из Москвы на исповедь и причастие к преподобному Сергию и по средам на акафист Покрову в семинарию. И спустя 30 лет приходя в Троицкий Собор, понимаешь, что изменился мир, изменился ты сам, но все так же читается акафист у мощей преподобного, все также стоит батюшка, так же поют миряне, все тот же "бледный полусвет" и так же невозможно оторвать сердце и уйти. Все меняется и всех разбросала жизнь. Но ты навсегда остаешься духовным чадом той Лавры.
Кафолик11 октября 2012, 13:04
Именно настоящие монахи низводят на землю духовную,вечную,нелицемерную и страдающую в этом мире любовь. Чрез них Господь насыщает пневматосферу благодатью,коей питается весь мир,ноосферу - духовными разумениями и наконец биосферу - молитвословиями от которых расцветают даже иссохшие цветы. Они являются живым свидетельством Воскресения! В правильно устроенных монастырях они являют собой универсальный организм по образу единосущной,нераздельной и равночестной Троицы. Это неоценимый дар Бога человечеству.
Андрей11 октября 2012, 02:09
!Спаси Господи люди Твоя и благослови..и сохрани,и помилуй
Наталия 9 октября 2012, 00:40
...я знала владыку Онуфрия ещё в 8о-ые- мы,молодёжь 20-25 лет со всего союза съзжались к нему не просто на исповедь , а за добрым прозорливым советом - как поступить в том или ином случае,просто ,как жить в обществе, где нас считали " ненормальными "...наверное,нас было "слишком много",но почему- то вскоре у нас забрали нашего батюшку в Переделкино(он не пишет об этом, но мы тогда осиротели)..своих чад многих он тогда перепоручил другим духовникам..но я и моя подруга юности с теплотой вспоминаем о " нашем батюшке "- давно уже владыке-и когда видим по телевизору,в журнале или газете,как дети радуемся увидеть родное лицо...наша сегодняшняя жизнь( многие стали священниками, матушками, монашествующими..) во вногом определена и направлена нашим дорогим батюшкой- владыкой, и в разных точках бывшего союзамы за него возносим свои молитвы
иеромон. Иннокентий 8 октября 2012, 23:53
И за меня грешного помолитесь! Спаси Христос!
Наталия 8 октября 2012, 23:38
Спаси Господи!Хорошо бы для нынешних студентов Московских Духовных школ почаще устраивать встречи с такими людьми как владыка Онуфрий.Какой теплотой и любовью к Лавре веет от воспоминаний!И как не хватает этой теплоты сейчас...
Олег 8 октября 2012, 20:05
Спаси Господи!
В таком сокрушении духа,ищу покаяния,прощения,исцеления.Помолитесь за меня братия.
Екатерина 8 октября 2012, 12:00
Спаси Господи за статью! Именно после таких статей понимаешь, что православие живо! После таких статей хочется учиться жить дальше, но уже по другому!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×