Преподобный Сергий с братом Стефаном сооружают келию и церковь |
На фоне печальных русских междоусобиц пришла Орда. Читаешь учебник истории, – сердце щемит, что это была за эпоха. Перемещение столицы из Киева в Москву произошло по причине великого разорения Киева, а с ней вместе и Киево-Печерской лавры – духовного центра Руси. Наступили трудные времена. Надолго. И в этих очень неблагоприятных условиях продолжилась настоящая жизнь. Великий Сергий с Божьей помощью обрел путь ко спасению и духовному совершенству, несмотря ни на что. Шел по нему сам и помогал идти тем, кто просил у него наставления и молитв. Его монашеским подвигом была основана обитель в честь Живоначальной Троицы. Со временем этот монастырь стал новым духовным центром Руси, а это значит, что наш народ не был сломлен духовно. От преподобного Сергия и его учеников произошло множество монашеских обителей во освящение нашей земли. Мы помним, сколько преподобный сделал для примирения конфликтующих русских княжеств и освобождения Руси от ига.
Прошло время, Русь стала полностью свободной, отстроила свои святыни. Снова Киево-Печерская лавра во всем подобающем великолепии засияла, открыла врата перед паломниками. Русь далеко расширила свои границы. Так далеко, что столицу решили перенести на новое место, построить город святого Петра. А в новой столице воздвигнуть еще одну святыню, лавру в честь древнерусского князя Александра Невского. И если мы сейчас затеемся спорить о первенстве между лаврами – Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской – значит, мы подзабыли свою историю.
Мы легко забываем, что соперничество и усобицы ослабляют нас, что во время внутренних нестроений и войн почему-то появляются орды захватчиков и стремительно прокатываются на тысячи верст от границ вглубь страны.
Благословение князя Димитрия Донского на битву |
Может, поэтому так неприятно видеть, когда москвичи и петербуржцы спорят, чей город столичнее, культурнее. Да к этому еще присоединяются киевляне со своими взглядами на нашу общую историю с древнейших и до новейших времен. А в Приазовье петербуржец может запросто услышать от соплеменников: «Ты не русский, ты – кацап». Жители древней Твери, Ельца и других дорогих моему сердцу провинциальных городов, общаясь с жителями Москвы, возмущаются «эгоизмом москвичей, на которых вся страна работает». И приводят в пример недавние финансовые операции московского чиновника N в их тихом месте, не замечая, что N только 5 лет, как в столицу переехал, москвичом его трудно назвать. И вообще Москва не из одних бюрократов-олигархов состоит, есть в ней и работящий народ, обычные люди, такие же, как везде. А жадные до чужого добра бюрократы водятся не только в Москве, в Твери тоже. И, самое главное, если мы будем так усердно делиться, обособляться, неприязнь друг ко другу культивировать, то не помирит ли нас общая беда? Что от взаимной вражды ждать, кроме большой беды? Может, не стоит до этого доводить? Может, по слову Господа, возлюбить ближнего своего, будь он москвич или тверичанин. И направить усилия к созиданию нашей жизни, как преподобный Сергий делал. Это труднее, чем разрушать, яростно рвать связи с близкими людьми. Это благодатнее, – к миру призвал нас Господь.
На мою диаконскую долю по большим праздникам выпадает
особая ектенья. Произносится она перед освящением хлебов
на литии. В этой ектенье много прошений, одно из них я
приведу сейчас. Мы просим Бога, чтобы Он милостивно
избавил нас от «нашествия иноплеменников и
междоусобныя брани». Думается, одно с другим
связано: междоусобная брань и жестокое нашествие
иноплеменников. Нужно у Бога усердно просить защиты от
нашествия, и самим, по мере возможностей, не допускать
междоусобиц. Будь то в семье, на работе, в родном
подъезде, на приходе и так далее. Тогда и Господь нам
будет помогать, умирять давние распри.
* * *
Преподобный Сергий Радонежский |
Pomogi nam Boge uma nabratsea i dumati cto delaem, cuda idem i otcuda prisli.Spasi nas Gospodi!
Уважаемый Юрий, посмотрите "Лицевое житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергия Радонежскаго" (http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=3&manuscript=001).
Подскажите, пожалуйста, источник иллюстраций к этой статья. Они очень пригодились бы для воскресной школы.
Прочел и подумал,как узнаются ученики Иисуса Христа,и на душу пришли слова из Иоанна 13:35,важно не место рождения,и не близость к святым местам,возможно эти обстоятельства еще более обязывают к ответственности живущих вблизи.Все же основное отношение между собой братии это любовь,а любовь явлена.
Ап.Павел выразил это словами 1Кор.13:4-7.,лучше прочесть лично в тиши.Помолитесь за меня Павел.Спаси Господи!
Моли Господа Бога о нас грешных пребодобный Сергий.