Дело преподобного Сергия

Преподобный Сергий с братом Стефаном сооружают келию и церковь
Преподобный Сергий с братом Стефаном сооружают келию и церковь
Много верного говорят о том, в какие трудные времена мы живем. Чем больше слушаешь, тем отчетливее проступает мысль: особо трудные нынче времена. А, с другой стороны, когда у нас было легко? И долго ли продолжалась легкая жизнь? Сто лет, двести? И разве считали жители тех «нетрудных» времен свою жизнь такой уж легкой? Вот преподобный Сергий Радонежский жил в пору татаро-монгольского ига. Это трудные времена или нет? Вспомним.

На фоне печальных русских междоусобиц пришла Орда. Читаешь учебник истории, – сердце щемит, что это была за эпоха. Перемещение столицы из Киева в Москву произошло по причине великого разорения Киева, а с ней вместе и Киево-Печерской лавры – духовного центра Руси. Наступили трудные времена. Надолго. И в этих очень неблагоприятных условиях продолжилась настоящая жизнь. Великий Сергий с Божьей помощью обрел путь ко спасению и духовному совершенству, несмотря ни на что. Шел по нему сам и помогал идти тем, кто просил у него наставления и молитв. Его монашеским подвигом была основана обитель в честь Живоначальной Троицы. Со временем этот монастырь стал новым духовным центром Руси, а это значит, что наш народ не был сломлен духовно. От преподобного Сергия и его учеников произошло множество монашеских обителей во освящение нашей земли. Мы помним, сколько преподобный сделал для примирения конфликтующих русских княжеств и освобождения Руси от ига.

Прошло время, Русь стала полностью свободной, отстроила свои святыни. Снова Киево-Печерская лавра во всем подобающем великолепии засияла, открыла врата перед паломниками. Русь далеко расширила свои границы. Так далеко, что столицу решили перенести на новое место, построить город святого Петра. А в новой столице воздвигнуть еще одну святыню, лавру в честь древнерусского князя Александра Невского. И если мы сейчас затеемся спорить о первенстве между лаврами – Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской – значит, мы подзабыли свою историю.

Мы легко забываем, что соперничество и усобицы ослабляют нас, что во время внутренних нестроений и войн почему-то появляются орды захватчиков и стремительно прокатываются на тысячи верст от границ вглубь страны.

Благословение князя Димитрия Донского на битву
Благословение князя Димитрия Донского на битву
Почему же захватчики так любят период нестроений? Понятно, почему. Во-первых, легче захватывать власть. Во-вторых, захватив, легче ее удерживать, культивируя внутренние раздоры, чтобы русичи не смогли объединиться и отвоевать свою свободу. Еще античные мудрецы провозглашали закон: «Разделяй и властвуй». Они знали в этом толк, они создавали огромные империи. В свете сказанного древними мы понимаем: если страна уже разделена, уже есть что-то вроде гражданской войны, то для оккупантов задача сильно упрощается. Специально «разделять» не надо, это сделали местные жители своими собственными руками. Оккупантам остается только побыстрее захватить власть, пока свои дерутся со своими, и им некогда оглядеться по сторонам. А потом оккупанты «властвуют», два раза в год стравливая местное население. Для профилактики стравливают, чтобы никакое серьезное освободительное движение не успело сформироваться. Вот и рецепт трудных времен, многократно опробованный.

Может, поэтому так неприятно видеть, когда москвичи и петербуржцы спорят, чей город столичнее, культурнее. Да к этому еще присоединяются киевляне со своими взглядами на нашу общую историю с древнейших и до новейших времен. А в Приазовье петербуржец может запросто услышать от соплеменников: «Ты не русский, ты – кацап». Жители древней Твери, Ельца и других дорогих моему сердцу провинциальных городов, общаясь с жителями Москвы, возмущаются «эгоизмом москвичей, на которых вся страна работает». И приводят в пример недавние финансовые операции московского чиновника N в их тихом месте, не замечая, что N только 5 лет, как в столицу переехал, москвичом его трудно назвать. И вообще Москва не из одних бюрократов-олигархов состоит, есть в ней и работящий народ, обычные люди, такие же, как везде. А жадные до чужого добра бюрократы водятся не только в Москве, в Твери тоже. И, самое главное, если мы будем так усердно делиться, обособляться, неприязнь друг ко другу культивировать, то не помирит ли нас общая беда? Что от взаимной вражды ждать, кроме большой беды? Может, не стоит до этого доводить? Может, по слову Господа, возлюбить ближнего своего, будь он москвич или тверичанин. И направить усилия к созиданию нашей жизни, как преподобный Сергий делал. Это труднее, чем разрушать, яростно рвать связи с близкими людьми. Это благодатнее, – к миру призвал нас Господь.

На мою диаконскую долю по большим праздникам выпадает особая ектенья. Произносится она перед освящением хлебов на литии. В этой ектенье много прошений, одно из них я приведу сейчас. Мы просим Бога, чтобы Он милостивно избавил нас от «нашествия иноплеменников и междоусобныя брани». Думается, одно с другим связано: междоусобная брань и жестокое нашествие иноплеменников. Нужно у Бога усердно просить защиты от нашествия, и самим, по мере возможностей, не допускать междоусобиц. Будь то в семье, на работе, в родном подъезде, на приходе и так далее. Тогда и Господь нам будет помогать, умирять давние распри.

* * *

Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский
Люблю я бывать в Троицкой лавре преподобного Сергия. Прохожу святые врата обители и сразу же в храм, к раке с мощами игумена земли русской. Там всегда звучат неторопливые молитвы, и всегда собирается народ. Там какая-то особая тишина. Люди подходят бесконечной вереницей, кладут земные поклоны, подают записки с поминовением, и все это нимало не нарушает царящую здесь тишину. Потому что тишина у мощей держится не на отсутствии звуковых волн, а на чем-то особом. Как это назвать? Дух умиротворения, священнобезмолвия? Не знаю. Знаю только, что дух мирен стяжал авва Сергий, и потому несчетные тысячи людей спасались и спасаются вокруг него. Служитель Живоначальной Троицы поклонялся Богу, Который есть Любовь и Источник настоящей любви и мира в людях. Преподобный Сергий – всенародно чтимый святой, он всем сердцем любил Бога и людей. Он умел объединять людей, изничтожать вражду, быть выше болезненных претензий и обид, подниматься до духовной ступени миротворцев, которым Спаситель обещал блаженную жизнь. Поучимся у преподобного. Помолимся ему о нашей земле.

Диакон Павел Сержантов

8 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена31 января 2014, 20:53
Преподобный Сергий Радонежский, моли Бога о нас грешных!
Темури 18 июля 2013, 15:56
Спасибо за статью очень интересная и познавательная!!!
Юрий19 октября 2012, 17:57
Диакон Павел, огромное спасибо! Отличный ресурс.
Кафолик15 октября 2012, 16:25
Брак это не самоцель,а помощь незрелым в достижении нелицемерной братско сестринской любви,коих большинство. Некая Божия милость для преодоления самолюбия(незрелости) и рабско-потребленческого отношения к Богу более мягким,человечным путем. Итог которого свободно-сыновние(дочерние),дружеские отношения. Нет никаких суженых-ряженых(язычество),а есть незрелые братья и сестры,степенью которой определяется похожесть двух или более(!) человек. Это и есть то,что называют брачной любовью,т.е.любовью с известной степенью эгоизма(опять таки похожей у двух или более),еще не преодолевшего плоть. Отсюда же возникает и конкуренция и различные драмы,что глубоко противно христианству. В Царстве Духа нет полов,а есть ангелоподобный образ бытия,а они делятся не на пары,а на иерархические степени(меры) приближения к Богу,положенные в твари Им Самим.
Ольга11 октября 2012, 15:01
Преподобный Отче Сергий, моли Господа о мне грешной, да молитвами Твоими спасуся! Благодарю тебя Отче за явленные чудеса! Помоги мне с выбором и защити от зла. Твоими святыми молитвами за грешную мою душу уповаю на Господа.
Сергій11 октября 2012, 01:45
спасибі за статтю! преподобний отче Сергію, моли Бога за нас!
Elena P.10 октября 2012, 10:13
Oceania poucitelinaia statia. C etomu nado stremitsea. A mi vse razdelilisi. Svobodi hoteli. Ot cego? Moldavane, russcie, ucrainti, da i vse narodi cotorie godami, deseatiletiiami jili vmeste razdelilisi. A teperi cto? Vse hoteat occupirovati nas, no ne dlea progressa a dlea svih nizmennih nujd. Ili itpraviti i pohoroniti iadernie othodi, ili icce cto znaet dle cego. Obidno cogda ucrainti govoreat cto oni ne rusici. Zabivait pro Kievscuiu Rusi.
Pomogi nam Boge uma nabratsea i dumati cto delaem, cuda idem i otcuda prisli.Spasi nas Gospodi!
диакон Павел 9 октября 2012, 02:02
Помоги Вам, Господи, Олег!

Уважаемый Юрий, посмотрите "Лицевое житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергия Радонежскаго" (http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=3&manuscript=001).
виктор 8 октября 2012, 17:48
спаси ГОСПОДИ за статью
Артем 8 октября 2012, 12:08
Блаженны
Сергей 8 октября 2012, 11:12
Спасибо, спасибо!
Юрий 8 октября 2012, 10:35
Спасибо за статью!

Подскажите, пожалуйста, источник иллюстраций к этой статья. Они очень пригодились бы для воскресной школы.
Олег 8 октября 2012, 08:48
Спаси Господи!
Прочел и подумал,как узнаются ученики Иисуса Христа,и на душу пришли слова из Иоанна 13:35,важно не место рождения,и не близость к святым местам,возможно эти обстоятельства еще более обязывают к ответственности живущих вблизи.Все же основное отношение между собой братии это любовь,а любовь явлена.
Ап.Павел выразил это словами 1Кор.13:4-7.,лучше прочесть лично в тиши.Помолитесь за меня Павел.Спаси Господи!
Елена 8 октября 2012, 04:13
Спасибо большое за статью! Любви и мира всем.
Моли Господа Бога о нас грешных пребодобный Сергий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×