Ярославль, 3 октября 2012 г.
передвижные библиотеки появились в троллейбусах и трамваях Ярославля |
Для книг в общественном транспорте сделали специальные карманы. Необычную акцию, которая называется "Книга в дорогу", придумали и воплотили в жизнь участники городского фестиваля "Архитектура движения". По их словам, книги для нее предоставила центральная библиотечная система. Примечательно, что это литература, которую горожане сами несут в библиотеку, по каким-либо причинам отказываясь хранить дома.
"Подборка книг была великолепной!... Мы договаривались, что это будут малые формы - рассказы, стихотворения, которые человек может за непродолжительную поездку прочитать. Рассказы Зощенко, Аверченко, Токаревой. Классика 19-21 веков. Это было то, что нужно в транспорте, что может снять раздражение, вызвать улыбку", - рассказала куратор акции Юлия Кривцова.
"Часто ты в своей реальной жизни просто не имеешь возможности открыть ту или иную книгу, у тебя просто опции такой нет. А здесь, когда она тебе подарена, тем более во время поездки, когда ты можешь себя занять, мне кажется, что это замечательно", - добавила она.
По свидетельству работников общественного транспорта, новшество не оставило горожан равнодушными.
"Интересуются, интересуются. Больше студенты. Когда в первый раз положили книги, студенты их брали. Люди выбирают книги, бывает, что и с собой забирают. Некоторые, наоборот, приносят, вкладывают сами - вот там любовные романы принесли, потом детективчики, такие небольшие брошюрки", - рассказала кондуктор троллейбуса №7 Марина Куварина.
Одна из пассажирок, опрошенных РИА Новости, сказала, что акцию считает очень интересной. "Я уже в троллейбусе видела книги, в трамвае теперь. Вот сейчас я взяла книгу, а потом свои принесу, которые уже прочитала. У меня много классической литературы, пускай классику читают побольше. Молодежь любит фантастику, но я ее всю раздала", - поделилась Валентина Федорова.
Она добавила, что и ее внучка в стороне не остается - уже оставила в троллейбусе свои учебники за 11 класс, который закончила в прошлом году. Так что кому-то достанется бесплатная школьная литература.
Впрочем, стоит сделать в трамвае круг, а длится он больше часа, чтобы убедиться, что читают на протяжении дороги единицы горожан. Кому-то не по вкусу представленная подборка книг, кто-то привык читать с экрана телефона.
"Не вся литература, какая нравится тебе, может быть выставлена в такой вот передвижной библиотеке. А на планшет и телефон можно скачать все, что нравится именно тебе", - рассказал пассажир Эдуард Виноградов. При этом он отметил, что его передвижная библиотека заинтересует, если в ней будет географическая литература и историческая.
Также, по его словам, акция интересна и полезна, в первую очередь, тем, кто ездит в общественном транспорте на дальние расстояния.
Пассажир Александр Шаров тоже был бы рад видеть в передвижной библиотеке историческую литературу.
"Да, если бы увидел интересную историческую книгу, то, может, взял бы ее себе домой почитать", - согласился он, добавив, что потом принес бы книгу обратно.
Организаторы акции признаются, что были готовы к разной реакции. С ней они столкнулись уже на этапе подготовки.
"Были кондукторы, водители, которые отнесли очень настороженно и даже просили материальное вознаграждение за то, что в их троллейбусе будут располагаться книги. Они считали, что это дополнительная нагрузка. Но с другой стороны, были люди, которые восприняли это по-другому и даже обрадовались, что именно в их троллейбусе будут ездить книги и люди будут их читать. Чего стоит только реакция диспетчеров в трамвайном депо в Брагино, которые сказали, что они готовы даже сами приносить книги собственные, чтобы проект жил", - рассказала Юлия Кривцова.
В Яргортрансе заверили, что акция будет продолжаться.
"Нашим работникам эти книги совершенно не мешают. А если это нужно пассажирам, то почему бы и нет?" - сказал директор предприятия Сергей Щепин.
В Яргортрансе заверили, что акция будет продолжаться. Осталось только выбрать окончательный формат. По мнению Кривцовой, тут два пути. В первом случает Яргортранс может напрямую, а не через волонтеров, сотрудничать с библиотеками, а во втором пополнять передвижные библиотеки могут сами пассажиры.
"Когда люди сами подключаются, это уже другой уровень сознательности горожан. Я не знаю, готов ли к этому Ярославль. Но если мы выбираем путь народный, то тогда надо принимать решение, чтобы делать таких карманов больше", - сказала Кривцова.