Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств.
На конференции выступили священнослужители из Москвы, Московской и Кемеровской областей, которые имеют практический опыт возведения и ремонта храмов. Рассказ об их конкретных находках и ошибках вызвал особый интерес аудитории. Каким должно быть здание храма, который нужно «вписать» в современный городской ландшафт? Как вообще возможно его туда вписать, если застройка плотная и город не в состоянии выделить большой участок? Что лучше: пожертвовать архитектурными изысками ради того, чтобы использовать любую возможность для строительства храма, или ждать еще лет двадцать, надеясь, что изменится психология чиновников или денег у прихода прибавится, или неверующих станет меньше? А ведь именно жители таких густозаселенных новых городских кварталов более всего нуждаются в просвещении и духовном окормлении.
Поводом к конференции стал выход в свет нового журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» (приложение к «Журналу Московской Патриархии»). Издание призвано помочь священнослужителям, столкнувшимся с необходимостью строительства нового храма или проведения реставрационных работ, и в то же время стать дискуссионной площадкой для архитекторов, строителей, реставраторов, резчиков, иконописцев и всех тех, кто занимается убранством храмов. На страницах журнала будут публиковаться эскизные и архитектурные проекты храмовых и приходских зданий, практические рекомендаций по выбору строительных материалов, разбор возможных ошибок и иная информация, помогающая оптимизировать процесс строительства.
Ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин рассказал, что «Храмоздатель» был задуман два года назад, но возможность и средства на его выпуск нашлись только сейчас. Журнал будет выходить раз в квартал в формате А4 на 64 полосах, тиражом 7-10 тыс. экз.
«Часть тиража распространяется бесплатно среди настоятелей храмов и монастырей, которые получают “Журнал Московской Патриархии” по подписке», – рассказал Сергей Чапнин. – Мы хотим достучаться до настоятелей храмов, архитекторов и строителей, которые работают в регионах, чтобы пробудить у них интерес к изучению канонов церковного искусства и заставить задуматься, как в современных условиях возвращать к жизни традицию храмоздательства». Он отметил, что журнал задуман как «открытая дискуссионная площадка», а не как еще один рекламный буклет, рассказывающий об услугах архитектурных бюро и мастерских. Остается надеяться, что, несмотря на это, издатели найдут средства на регулярный выпуск издания. Ведь грамотно составленный журнал о церковной архитектуре, без сомнения, нужен настоятелям храмов, очень многие из которых сегодня озабочены проблемами строительства.
Священник и архитектор Андрей Юревич поставил проблему отсутствия в сегодняшнем храмостроительстве современных архитектурных решений. Он выразил опасение, что в сознании общества сакральное искусство воспринимается как традиционалистское, не способное к развитию, а потому не интересное, что, по его мнению, мешает миссии.
Ректор института «Со-действие» Петр Кондратьев также затронул тему значения эстетики храма для православной миссии. «Прекрасные произведения искусства по-прежнему способны привлечь обывателя к духовному, но культура постмодерна изменила и сознание наших современников: массовая культура агрессивно навязывает множество ярких образов», – сказал он. В этих условиях храм не может «конкурировать» с более простой для понимания массовой культурой.
«В то же время, у нас перед глазами есть опыт других стран. Например, после второго Ватиканского собора, католическая архитектура стала активно воспринимать формы и приемы новых архитектурных направлений. Но это так и не привело к возрождению истинно христианского искусства», – особо отметил он. «К сожалению, состояние современного искусства, в том числе и в России, действительно отражает духовное состояние современного человека», – сказал Петр Кондратьев.
Автор книги «Антиискусство» Андрей Яхнин поделился собственным духовным опытом, связанным с проблемой понимания эстетики церковной архитектуры. «В юности, учась в МАрхи я, так же как и другие студенты, подробно изучал церковную архитектуру. Тогда я был еще не крещен и совсем далек от Церкви. И, несмотря на то, что и преподаватели у нас были прекрасные, и предмет они свой любили, нам, будущим архитекторам, но при этом атеистам, было искренне непонятно, что и зачем мы изучаем. Было ощущение, что мы изучали мертвый, ушедший язык, может быть, и интересного, но узкоспециального и в жизни не нужного явления», – рассказал Андрей Яхнин. «Для человека, не имеющего личного литургического опыта, проектирование и строительство храма является мертвым занятием», – добавил он. С этим психологическим парадоксом связаны упреки церковному искусству в архаичности и несовременности. «Вспоминаю, как нас в юности возили на экскурсию в Ярославль. Там был удивительный музей иконы. Наш преподаватель с восхищением показывал нам экспонаты: «Посмотри, какая глубина!» – а я ходил и думал: «Ну какая глубина? О чем он вообще говорит?» И только сейчас я понимаю, о чем он говорил. Но очень сложно говорить о художественных достоинствах иконы, которая висит не в храме, а в музее», – поделился своим впечатлением с корреспондентом «Православия.Ru» Андрей Яхнин.
Бывший художник-авангардист заметил, что духовная катастрофа XX века отразилась в искусстве, в том числе в архитектуре. Поэтому весьма сложно взять современные архитектурные формы и просто перенести их в храмовое строительство. Призывы, обращенные к Церкви, «идти в ногу со временем, приспосабливать архитектуру храма под современную жизнь», по мнению Андрея Яхнина, часто раздаются именно со стороны адептов постмодернистской культуры, которая стремится агрессивно обращать в собственную «веру».
Но от этого, как считает Андрей Яхнин, не легче настоятелям сельских храмов и монастырей. Не думая уже об эстетике, им приходится использовать дешевые стройматериалы, например, «краску непонятного цвета, потому что другой нет, а эту пожертвовали бесплатно, или пластиковые китайские фонарики, чтобы освещать территорию». «Стоит добавить, что если местные городские власти выделяют участок для строительства нового храма, то это будет участок “по остаточному принципу”, который невозможно реализовать коммерческим способом», – также отметил Андрей Яхнин.
Известный архитектор Андрей Анисимов рассказал о своей практике строительства храмов. Он особо отметил, что в идеале весь цикл работ по проектированию, строительству и благоукрашению храма следует выполнять «одной командой профессионалов, обладающих опытом и отлично знающих, прежде всего, многовековую традицию архитектуры православных храмов». По его мнению, главной проблемой строителей в регионах, несмотря на двадцатилетие церковного возрождения, является слабое понимание практического назначения разных частей храмового пространства – ведь опыта у светских архитекторов по-прежнему не хватает. Самая частая ошибка, даже при удачном архитектурном решении, по мнению Андрея Анисимова, это несоответствие интерьера экстерьеру. Поэтому проектировщики, архитекторы и иконописцы должны создавать храм сообща, продумывать каждую деталь в едином стиле. Кроме того, нужно эффективно решать чисто практические задачи.
Все храмостроители сошлись во мнении, что проект современного храма должен предусматривать удобные приходские помещения, чтобы разместить, например, раздевалку или комнату матери и ребенка, не говоря уже о библиотеке или воскресной школе. Таким образом, требуется уже строить не храм, а сразу задумывать единое решение для целого храмового комплекса. К сожалению, как показывает практика, такой храм, сделанный продуманно и по всем канонам, будет стоить недешево. «Но дело даже не в количестве средств, а в том, чтобы расходовать их с умом, не просто покрыть всю крышу золотом в знак богатства, а употребить деньги на то, чтобы храм соответствовал своему месту и назначению, а главное, чтобы он был настоящим храмом», – сказал Андрей Анисимов.
Важно, что на конференции были показаны некоторые образцы удачных и не удачных, по мнению участников, архитектурных решений храмов в разных городах России и Украины. При этом богатому набору частных мнений явно не хватало обобщения. В конференции не приняли участие ни представители епархиальных искусствоведческих комиссий, ни правящие архиереи из епархий, которые, собственно, и организуют процесс строительства, и могли бы рассказать много интересного. Зато собрание выявило острые проблемы, которые характерны не только для такой специфической области, как церковная архитектура, но и в целом для сознания современного человека.
Кто-то из настоятелей имеет тонкий художественный вкус или специализированное образование и стремится украсить свой храм интересными образцами иконописи, мозаики, утвари, в том числе и современными. Кто-то, не обладая специальными знаниями, но будучи в здравом уме и твердой памяти, не стремится к особым изыскам, но и не экспериментирует, особенно с современными художественными формами, дабы не смущать прихожан и не отвлекаться от главного. Но для большинства приходов по-прежнему скудные материальные возможности не позволяют построить монументальное здание или приобрести для храма дорогие облачения или иконы, здесь убранство храма формируется «с миру по нитке» и может быть весьма эклектичным, что, однако, как показывает практика, не мешает ни миссии, ни катехизации.
«В условиях современной культуры, когда слово девальвируется, особенно важным становится не проповедь, а свидетельство о Христе собственным примером», – особо отметил еще один эксперт, архитектор Дмитрий Сладков. По его мнению, современные архитекторы пока такого свидетельства не представляют. Но не являются ли таким свидетельством сегодня усилия священников и простых прихожан, которые, несмотря на малое количество храмов, их часто бедное или, наоборот, безвкусно-богатое убранство, невозможность преодолеть административные и материальные преграды, чтобы построить храм таким, каким ему подобает быть, хотят жить церковной жизнью и каждый день предпринимают для этого усилия?
Но ведь также говорят и святые отцы католиков против православных, не так ли? На протяжении всей истории противостояние католицизма и православия было постоянным и порой беспощадным. И католик утверждает, что именно католицизм ведет к спасению, и православный - православие.
Девушка, я посоветовал бы Вам всё же сдерживать свои эмоции. Из всего сказанного Вами, я заметил у Вас заметно отчётливую агрессию и вспыльчивость, что совершенно не подобает христианину. Я не поддерживаю католиков и никогда впрочем не поддерживал. Меня просто смутило то, что сказал Степан Титов. И вообще, как мы можем, грешные люди, говорить что - либо за Бога? Откуда мы знаем, кто настоящий христианин, а кто - нет? Откуда нам известна воля Бога? Откуда мы знаем, кто попадёт в Рай, а кто - в Ад? Одному Богу известно, кто настоящие христиане - католики или православные. Любой человек, вне зависимости от принадлежности к конфессии, может быть искренне верующим и благочестивым. И вовсе не обязательно быть православным и католиком, и даже мусульманином или буддистом, чтобы войти в Рай. Царство Божие открыть для вех людей. Хотя, мы даже не знаем, есть ли Рай и Ад на самом деле. Мы можем лишь верить в их существование, но точно этого не знать. Никто не знает, что нас ждёт на том свете. Давайте всё же будем верить, что там нас встретят очень хорошо и там мы будем по настоящему счастливы.
Вот что говорят наши святые отцы про католиков:
Преп. Никодим Святогорец: «Латиняне — еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. … Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».
Преп. Амвросий Оптинский: «Римская церковь, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой Святой и Апостольской Церкви».
Прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12.30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».
С Иоанном (2012-10-20, 14:18) полностью согласна.
http://www.rentkiev.net/imj/kiev_photo/50.jpg
Католики достойны того чтоб на них "гнать".
Никто не достоин того, чтоб на него "гнали". Пускай у католиков было все перечисленное Вами, это не повод, чтобы тыкать в них пальцем и говорить: "Смотрите, какие они плохие!" Мало ли у кого что было.
Из-за катлицизма у большинства людей сформировалось неправильное представление о всем христианстве.
У католиков были инквизиция, Крестовые походы, Папы Римские, заботившиеся не столько о Спасении, сколько о своей власти и мирских благах. В православии ничего такого не было (ну есть единичные случаи, но не в таких масштабах, как в Европе). Люди когда начинают объяснять почему они не ходят в Церковь ( понятно, что они нашли бы другие объяснения, если бы указанных не было) прежде всего называют инквизицию, Крестовые походы, подавление умов, уничтожение науки - а это все происходило в католическом мире.
Так, теперь по архитектуре. Я не вижу ничего страшного ни в готике, ни в барокко, ни в классицизме. Архитектура и искусство должны двигаться вперед. Но сам, конечно, больше всего люблю наши и греческие\византийские храмы.
У кого как, друг мой, у кого как. У одного человека храм вызовет только положительные эмоции и чувства, у другого - отрицательный. Как говориться - на вкус и цвет товарища нет. И меня немного смутило ваше высказывание относительно католицизма. Судя по Вашим словам, католицизм - это не христианство и не имеет ничего общего с ним, а православие - христианство. Я приведу эти строки: 'А дальше, по ходу истории, это уже очень субъективные примеры которые уж очень сильно отражали основные тенденции эпохи, культурные достижения которых были вне плоскости христианства'. Был бы я католиком или вообще верующим, я бы очень сильно был бы оскорблён.
Говоря о готической архитектуре я говорил об ощущениях, которые производит такая архитектура. Я сам был в средневековом готическом соборе и ощущения от нахождения там похожи на ощущения стоящего на дне колодца, я говорю именно о чувствах, которые, конечно, нисколько не умаляют достижений средневековых инженеров и скульпторов.
Касательно Вашей мысли о периоде возрождения в европе, то Вы ничего несказали отличного от моих высказываний. Возрождение античной мысли это и есть обращение к языческому антропоцентризму.
Я с Вами полностью не согласен. Инквизиция не сыграла сравнительно никакой роли в появлении готической архитектуры, так как само архитектурное направление появилось раньше того периода, когда наступила кульминационная деятельность инквизиции, до этого инквизиция была далеко не всемогущей и не оказывала существенного влияния. С помощью готического стиля вовсе не пытались подавить человека, а даже наоборот, это было скорее признаком возрождения и процветания. Под возрождением традиций античности вовсе не подразумевалось возрождение язычества и языческих традиций. Это было скорее следствием интереса многих деятелей Ренессанса к античной культуре, возрождением античной мысли. Да и к тому же здесь немалую роль играла эстетическая подоплёка, то есть во многом архитектура и живопись Ренессанса были великим произведением искусства, а точнее сказать, были предметом восхищения. Не стоит забывать, что многие здания, построенные в античном стиле, являлись церквями и соборами.
Храмовая архитектура классицизма – уже светскость и отход от веры.
Наталья, если будете у нас в Туле, посетите храмы Всех Святых, Дмитрия Солунского, Спаса на Горе, построенные в стиле классицизм, и скажите, говорит ли их архитектура об отходе от веры.
Поддерживаю недоумение по-поводу приведённых примеров. Нашли наиболее экспериментальные и маргинальные образцы и выставили их на сравнение... Ясно, что на фоне этих сооружений трубящие ангелочки и арочки покажутся вершиной церковной архитектуры. На лицо фактологическая беспомощность.
Касательно красоты католических соборов тут вопрос не так ясен т.к. очень большой временной диапазон. О каком времени речь? Наиболее традиционные и понятные для правосланого сознания памятники относятся к тому периоду, когда отделение западной ветви христианства от православия не было так очевидно. А дальше, по ходу истории, это уже очень субъективные примеры которые уж очень сильно отражали основные тенденции эпохи, культурные достижения которых были вне плоскости христианства. Инквизиция и авторитарность церковной власти породили средневековую готическую эстэтику призванную подавить сознание человека. далее Возрождение скульптурной и архитектурной традиции античности, а это языческие образы и постепенное размывание системы догматической символики и.т.д..
Но вот не надо опять на католиков гнать, я Вас умоляю. Католические храмы и соборы, построенные ещё в средние века, очень даже красивы и вызывают восхищение. Конечно, этот храм в Австрии мне тоже не нравится, но все же не все храмы там такие, так ведь? В особенности очень красивы такие соборы, как Нотр - Дам де Пари в Париже, Собор Святого Петра в Риме, Кельнский собор, Санта - Мария делла Салюте в Венеции и многие другие. В России тоже много красивых церквей и храмов. Не надо страдать русофильством.
В своём предыдущем сообщении я позволил себе отход от темы церковного зодчества и поэтому аллегория с котлетой не имеет ни малейшего отношения к ней, а лишь выражает мою любовь к домашнему уюту и свежим домашним котлетам которые вы - дамы, всегда рады приготовить для нас, мужчин.
Попробуйте поговеть по-настоящему хотя бы один пост, так чтобы в конце его искренно от всего сердца сказать : «Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими яко благ кающагося. Помилуй мя, Боже» . Будут другие мысли и поймете о чем говорю. Спаси вас Господь!
В средневековом наследии действовали не по наитию, а во славу Божию, назначение архитектуры и художества в то время - прославление Творца, а не себя любимого,поэтому имена архитекторов нам неизвестны. Храмовая архитектура классицизма – уже светскость и отход от веры. Ну а модернистское сознание архитектора может создать только модерн или постмодерн. Вы же в курсе, что форма и содержание взаимосвязаны, поэтому в современных постмодерновых формах будет обитать и такая же вера в свой собственный интеллект и мнимое превосходство над предками. На самом деле превосходство это только технологическое, но никак не духовное. Смотрите выше, на Небо, а не на землю.
Пора действовать, привлекать архитекторов. Не "театральных декораторов", уже достаточно поработавших на этом поприще и изрядно угодивших церковной общественности, а архитекторов, занятых в современной строительной практике. Ведь процесс этот сейчас сложен тем, как интерпритировать или пересказать церковную символику с помощью современных строительных приёмов. Ведь арочек-то больше нет! Современная строительная наука - продукт сугубо интеллектуальной деятельности в отличии от средневекового наследия где во многом действовали по наитию. Не было такого разнообразия материалов и строительных приёмов.
Сейчас время научного познания. Во многом это следствие разобщённости людей как идеологической, так и духовной, но с этим нельзя не считаться. Поэтому необходимо привлекать к церкви не только "билибинскими" образами но и мыслью, той мыслью которая проникает сквозь здание насквозь и восхищает продуманностью своего пластического языка, его тождественностью внутренней структуре сооружения и времени, комфотностью наконец.
Да, пускай вначале будут ошибки, несогласия. Но в конце концов сформируется новый архитектурный инструментарий, как молитва переведённая на современный язык и потерявшая отчасти дух праотеческой святости, однако, часто гораздо более искренняя и от того гораздо громче и слышней для Бога.
Жена говорит - зарисовывай. Я зарисовываю. Но кому оно надо? Как их реализовать? Не подскажете ли?
Пока реализован только 1 мой проект - храм Покрова П.Богородицы в с.Новый Мултан.
Резюме: Надежнее держаться традиций, а невоцерковленным архитекторам нельзя заниматься проектированием храмов.
Лично мне нравятся храмы в традиционном русском стиле. Особенно, как житель Русского Севера, я люблю деревянные церквушки. Как пример новых, современных деревянных храмов я бы упомянул церковь св. Николая на улице Долгоозерной в Питере (http://fotki.yandex.ru/users/elenat7/view/158164/?page=0 не знаю, пропустят ли ссылку на фото). Храм сочетает традиции и современный технологии строительства деревянных зданий.
P.S. А вот стиль церквей 19 века мне не очень нравится.