Каждую субботу в новосибирском храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы проходят удивительные богослужения — каждое слово священника, проповедь или пение хора переводятся на язык жестов. Потому что прихожане — глухие люди. Храм Покрова стал первым за Уралом, где проходят подобные службы.
Глухие не понимают значения многих
грехов
- Николай Николаевич, как возникла идея организовать
служение для глухих и слабослышащих людей?
- Восемь лет назад в Покровский храм пришла одна глухая девушка, которая хотела покреститься. Никто из служителей не смог поговорить с ней о Крещении, да и сама она совершенно ничего не понимала. Тогда обратились за помощью ко мне. Так эта новокрещенная девушка стала первой прихожанкой православной общины глухих и слабослышащих. Сегодня храм постоянно посещают около 40 глухих прихожан. Это, конечно, не много, но надо учитывать, что с того момента, как глухой человек переступит порог храма, до осознания своей потребности жить церковной жизнью, исповедоваться, причащаться, поститься может пройти несколько лет.
- Какие есть особенности восприятия информации у глухих людей? Как это мешает им при посещении храма?
- У людей, имеющих дефекты одного или нескольких органов восприятия окружающего мира, обостряются чувства, связанные с другими, неповрежденными органами. Так, у глухих основным каналом восприятия окружающего мира становятся зрение, обоняние и осязание. Человек, лишенный слуха, более чувствителен к проявлению малейших запахов, каких-то прикосновений. Если в обычной жизни нам достаточно что-то услышать, чтобы изменилось настроение, возникло чувство радости или огорчения, то во взаимоотношениях с глухими бывает достаточно одного взгляда, жеста, исходящего запаха, чтобы сформировать определенное отношение глухого к предмету или повлиять на его внутреннее состояние.
Несколько лет назад мне посчастливилось участвовать в паломнической поездке и побывать на Святой Горе Афон. Моим спутником был один неслышащий паломник, с которым мы восемь дней путешествовали по Греции. И вот однажды, когда мы были в одном из афонских монастырей и после службы смогли приложиться к мощам святого апостола Андрея Первозванного, этот глухой подошел ко мне и спросил, что я чувствую. Я ответил, что испытываю чувство внутренней радости, трепета, благодарности и т. д. Он согласно кивал головой, дескать, все это так, и я подобное испытываю, но разве ты не заметил, что святые мощи очень теплые, как живые, а после прикосновения к ним очень сильно покалывает губы?.. Я, к сожалению, ничего этого не заметил.
- Как исповедуются глухие прихожане — в присутствии переводчика?
- Исповедь проводится в письменном виде — глухие записывают на бумаге свои грехи и передают священнику для разрешительной молитвы. Присутствие переводчика во время исповеди исключается, это же таинство! Другое дело, что после исповеди священник может с помощью сурдопереводчика передать кающемуся некоторые назидательные или утешительные слова. Но проблема еще и в том, что глухие не понимают значения многих грехов и, соответственно, не замечают их у себя. Например, объяснять такие известные всем состояния, как гордыня, тщеславие, осуждение им приходится буквально на пальцах и примерах из жизни. К сожалению, в общине пока нет другого священника, который мог бы общаться с глухими на языке жестов - проводить беседы, исповедовать и давать необходимые духовные советы.
Главное, чтобы они поняли!
- Сегодня в практике перевода богослужений на язык жестов
существуют тенденции, стремящиеся обеспечить максимальный
перевод всей литургии, включая тайные молитвы священника.
В результате красивые внешне жесты могут приводить к
искажению богослужебных текстов и догматического смысла. А
это ведет к неверному восприятию и пониманию происходящего
глухими. Поэтому при переводе я исхожу из того, что все,
что происходит в храме, должно быть понятно глухим.
Богослужебные тексты мы предварительно переводим на
русский язык, а затем на язык жестов.
Надо учитывать, что у таких людей есть свой собственный
язык, своя система знаков, а также система невербального
восприятия — например, через запах ладана,
прикосновение к иконам, вид горящих свечей и плавящегося
воска, кропление святой водой. Используя жесты и мимику
глухие молятся, поют, исповедуются. И поэтому
произнесенная в храме молитва обязательно должна быть
услышана ими.
- Помогаете ли вы прихожанам как психолог?
- Да, с увеличением нашей общины я заметил, что все чаще глухие стали задавать вопросы, имеющие отношение к психологии. Они касаются семейных взаимоотношений, различных зависимостей, это может быть потеря близких людей или влияние деструктивных культов. В свое время я изучал вопросы сурдопедагогики и сурдопсихологии, но психологическая помощь в церкви должна оказываться с позиции христианского мировоззрения. Поэтому два года назад я окончил международную программу по православной психологии и психотерапии в Свято-Сергиевской православной богословской академии, а затем поступил в магистратуру НГПУ на единственное в стране направление по социально-психологической и педагогической виктимологии. Нужно сказать, что многие возникающие у глухих социальные и психологические проблемы успешно решаются методами духовно-ориентированного подхода, в частности с использованием образных и доступных пониманию глухого человека христианских притч.
- Говорят, что центр при храме Покрова в Новосибирске — единственный за Уралом. Планируется ли открытие подобных приходов для глухих в других местах?
- Когда мы только приступали к работе, это действительно
было первое подобное начинание за Уралом. Кроме
Новосибирска, вопросами духовного просвещения глухих тогда
занимались лишь в Санкт-Петербурге, Москве и
Екатеринбурге. В 2005 году мы уже смогли провести в
Новосибирске первую обучающую межрегиональную конференцию
и ряд выездных семинаров для священнослужителей,
семинаристов и сурдопереводчиков, после чего открылись
православные центры глухих в Томске, Красноярске,
Барнауле, Иркутской области и Улан-Уде. Но несмотря на уже
почти десятилетний опыт работы по духовно-нравственному
просвещению глухих, у нас, к сожалению, остается много
нерешенных проблем. Во-первых, очень остро стоит вопрос с
церковными сурдопереводчиками. Ведь кроме перевода
церковных служб, необходимо также проводить Воскресную
школу для глухих, организовывать работу среди детей с
нарушениями слуха, молодежью. Есть планы открыть
православный центр для глухих на левом берегу
Новосибирска, а также организовать трансляцию
духовно-нравственных телепередач на новосибирском ТВ с
сурдопереводом или субтитрами. В настоящее время люди с
нарушением слуха лишены такой возможности.
ДОСЬЕ
СОКОЛОВ Николай Николаевич. Православный психолог, теолог,
практикует как сурдопсихолог. Магистрант факультета
психологии Новосибирского государственного педагогического
университета по программе «Психологическая и
социально-педагогическая виктимология». Получил
квалификацию по курсу «Православная психология и
психотерапия» в Свято-Сергиевской православной
богословской академии.
В 2004 году окончил Свято-Макарьевский православный богословский институт (пастырский факультет).
Руководитель и психолог духовно-просветительного центра глухих и слабослышащих при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска. В совершенстве знает язык жестов. Проводит консультации при храме и в региональном отделении Всероссийского общества глухих.