Как и ожидалось, с наступлением осени усилилась антицерковная кампания. Она приняла еще более изощренные формы и приобрела новых сторонников. Помимо «традиционных» антиклерикалов в лице представителей современного искусства, леворадикалов и борцов за права содомитов, теперь этот «нерушимый» антицерковный блок дополнили «широкие круги» либеральной интеллигенции, рок- и поп-музыканты, режиссеры, кинозвезды, а также просто богемные тусовщики без определенных занятий.
Вся эта многоликая, шумная и активная публика демонстрирует свою чрезвычайную плодовитость, производя тонны и терабайты агитпродукции, кубометры актуального искусства, претендуя тем самым на монопольное выражение интересов «прогрессивной» и «открытой» части общества.
Однако за этой активностью, сопровождаемой декларациями о необходимости отделения Церкви от России, ее модернизации и реформации, построения современного общества, свободного от Бога и Его заповедей, все больше и больше проглядывает некий до боли знакомый образ.
Из этого коллективного как бы либерального и вроде бы современного и прогрессивного культурно-общественного тела предательски торчит ледоруб и поблескивает на нем глумливое пенсне.
Да, это Лейба Давидович Бронштейн, по кличке Троцкий, восстал из небытия и вновь тенью навис над нашей измученной Родиной. Причины такого метафизического явления отнюдь не случайны, они неразрывно связаны с событиями почти столетней давности и коренятся в них. И наш долг – разобраться с этим страшным прошлым, завершив «ту единственную гражданскую», пока она вновь не перешла в горячую фазу.
Для этого необходимо посмотреть в глаза реальности, и взгляд этот должен быть честным и поистине христианским. Он не должен приводить к анафематствованию всей окружающей нас жизни, однако выводы сделать необходимо. В то же время они не могут быть сделаны вне исторической перспективы, поскольку события разворачиваются в логике именно тех революционных лет. И главным действующим лицом в них по-прежнему является глашатай перманентной революции, вновь восставший из пепла преисподней.
Итак, Троцкий, незаслуженно отодвинутый советскими историками на задний план, был не только создателем Красной армии, советского государства и теории перманентной революции. Он также стоял у истоков революционной культуры, революционного искусства и был тем самым «скульптором», который наметил будущие формы и спроектировал скелет «нового человека» – человека без Бога, без Родины и без прошлого. Он сам говорил об этом так: «Человек поставит себе целью овладеть собственными чувствами, поднять инстинкты на вершину сознательности, сделать их прозрачными, протянуть провода воли в подспудное и подпольное и тем самым поднять себя на новую ступень – создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно – сверхчеловека»[1].
Но для того, чтобы превратить русского человека в такое «сверхсущество», необходимо было совершить невероятное усилие, которое невозможно без страстной и метафизической веры в темную силу разрушения и распада, мистического соединения с ней. И Троцкий с фанатичной целеустремленностью двигался к этой цели, последовательно и бескомпромиссно разрушая все то, что было связано с русской культурой, русской цивилизацией и русской историей. Весьма примечательна в этой связи его реакция на сообщение Свердлова об убийстве царской семьи, которая выражалась в следующих словах: «Казнь царской семьи нужна была не просто для того, чтоб запугать, ужаснуть, лишить надежды врага, но и для того, чтобы встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет, что впереди полная победа или полная гибель»[2].
Эта манифестация абсолютного зла, концентрация мрачной сатанинской воли для достижения последних пределов распада бытия и есть основное содержание вектора, идущего от русской катастрофы 1917 года к сегодняшним событиям.
И этот вектор, как и прежде, стремителен и неизменен.
Предвижу возмущенные возражения: «Что вы бередите память убиенного Льва Давидовича?! И какое он имеет отношение к борьбе за светлые идеалы демократии и свободу самовыражения?!»
Что ж, давайте разберемся.
Абстрагируясь от поистине огромной роли Троцкого в создании красного карательного монстра, его «новаторства» в области захвата заложников и изуверских казней, сосредоточим внимание на главном его «достижении». Речь идет о масштабном антирелигиозном и антицерковном проекте, а также о разработке путей и формировании смыслов «новой» культуры.
Именно это является, на мой взгляд, основным полем, на котором развернулась его неуемная сатанинская энергия, результаты буйства которой мы и пожинаем по сей день. В самом деле, бунт и последовавшая за ним катастрофа имели глубочайший культурно-цивилизационный характер.
Троцкий прекрасно осознавал важность этого боя, происходящего на духовном уровне. Он понимал, что, пока жива Русская Церковь и русская культура, никакие расстрелы, погромы и карательные акции не принесут успеха. И поэтому он сосредоточил всю свою разрушительную энергию ненависти именно на этих двух основных составляющих русской цивилизации.
Эта война против Церкви и культуры шла параллельно и по сходному сценарию. Если в культуре происходило уничтожение тысячелетней традиции и замещение ее богоборческим монстром авангарда, то в Церкви была осуществлена детально проработанная операция обновленческого раскола. При этом методы и общая стратегия этих атак содержали три основных последовательных этапа.
Первый заключался в поиске инородного тела внутри системы для последующей поддержки и опоры на него. В Церкви такую опору Троцкий нашел в движении среди церковной интеллигенции, называвшемся «Новым религиозным движением (РНС). В культуре временными союзниками были выбраны леворадикальные художественные течения, в первую очередь футуризм.
Так, Троцкий, признавая в футуризме материал полезный и пригодный на начальном этапе, писал: «Довоенный футуризм знаменовал попытку на индивидуалистическом пути вырвать себя из прострации символизма и найти личный стержень в безличных завоеваниях материальной культуры»[3].
С одобрением он высказывался и о «Новом религиозном движении». Говоря о мысли Д.С. Мережковского о необходимости «воцерковить» светскую культуру, присвоить ей сакральный религиозный статус и тем самым привлечь в Церковь творческую интеллигенцию, Троцкий писал: «Она (идея «святости» культуры. – А.Я.) ни к чему не обязывает. Она ничего не требует. Ни аскетизма, ни покаяния в грехах культуры»[4].
Второй этап связан с процессом становления большевистской власти, которая требовала и новой эстетики организации пространств, и новых принципов устроения материалистического безбожного быта. И здесь Троцкий, опережая на годы Татлина и Родченко, формулирует основные принципы конструктивизма, ставя, таким образом, задачу перед «бойцами культурного фронта». Тремя годами раньше возникновения конструктивизма как течения в искусстве в статье «Искусство революции и социалистическое искусство» Троцкий писал: «В полном соответствии со всей тенденцией индустриальной культуры мы считаем, что художественное воображение в сфере производства материальных предметов будет направлено на выработку идеальной формы вещи как вещи, а не на украшение ее в качестве эстетической премии к самому предмету»[5].
Однако это торжество убожества было бы невозможно без уничтожения или хотя бы предельной деформации духовного стержня русского мира – Православной Церкви. И здесь Троцкий, вступая в жесткую полемику с Дзержинским, отстаивающим метод сугубых репрессий по отношению к Церкви, настаивает на необходимости, прежде всего, разрушительной работы изнутри. В тот сравнительно небольшой период времени, когда Троцкий был во главе антирелигиозной Комиссии по сосредоточению и учету ценностей, он предпринял беспрецедентные усилия по организации диверсии в Церкви. Обновленческий раскол был во многом разработан и осуществлен именно им.
И здесь мы уже видим несомненную связь с последними событиями антиклерикальной революции. С плясками в храме, с изощренным богохульством на выставках современного искусства, которое многим обязано большевикам, и в первую очередь троцкистской теории революционного искусства. Несмотря на то, что интернациональный contemporary art в массе своей формально дистанцируется от марксизма, являющегося для него устаревшим модернистским проектом, его корни находятся в троцкистско-лефовских экспериментах 1910–1920-х годов. Недаром среди участников бунта 1968 года, прокатившегося по Европе и Америке и ставшего важной частью священной истории современной культуры, был столь популярен Троцкий и его сочинения.
Мы видим также, что застарелый духовный недуг обновленчества порождает новые причудливые фантомы, начиная от попыток воцерковить троцкистскую современную культуру и заканчивая проектами реформирования «архаичной» Церкви.
Все это говорит о том, что Лейбу Давидовича нельзя воспринимать просто как этакого лохматого чудака, местечкового революционера-неудачника. Нет, это страшная и фатальная фигура, невероятно много сделавшая для разрушения исторической России, русской культуры и Церкви.
Эманация абсолютного зла, которую олицетворял и олицетворяет Троцкий, – пугающе современна. Его восстание из небытия в наши дни вовсе не случайно, поскольку антикультурный, интернациональный (а по сути антинациональный) и антицерковный вектор никуда не исчез. Наоборот, он еще более оформился и оброс вспомогательными институциями. К ним относится и «свободная» пресса, и современные левые движения, и актуальное искусство, и «молодежная культура».
Но мы узнаем его звериный лик, проступающий сквозь цветные балаклавы, псевдоинтеллектуальный дискурс и антиклерикальное беснование.
Да, мы узнаем хватку этого безжалостного и циничного монстра, и нас не могут обмануть псевдолиберальные одежды, в том числе и внешне церковные ризы, которыми он маскируется.
Но если мы со Христом, то власть его тщетна и злоба бессильна.
И тогда грозным предзнаменованием для него и великим утешением для нас станут звучать слова псалмопевца: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс. 90: 13–14).
[1] Троцкий Л. Перманентная революция. М., 2005. С. 300.
[2] Троцкий Л. Дневники и письма. Нью-Йорк, 1986. С. 101.
[3] Троцкий Л. Перманентная революция. С. 295.
[4] [Троцкий Л.Д.] Белый бычок и культура // Киевская мысль. 1909. № 29.
[5] Троцкий Л. Перманентная революция. С. 295.
[6] Там же. С. 279.
[7] Там же. С. 299.
Вообще личность Троцкого многие недооценивают. А он был очень грамотным человеком. Думаю, не просто вульгарным атеистом, а оккультистом высокого уровня.
По теме: http://ruskline.ru/analitika/2009/01/31/trockizm_kak_yavlenie_istorii
http://fluffyduck2.livejournal.com/17685.html
сильно, глубоко, отрезвляюще. Я, читая, вспомнил себя в переходном возрасте - действительно, хотелось самосовершенствования и саморазвития, свободы от многих рамок, только до оккультизма не доходило, слава Богу. Вера все-таки была, хоть и не воцерковлен был тогда. Как точно приведены цитаты Ильина.
Огромное спасибо за ссылку.
Спаси Господь за ваш труд.
Я согласен с вашей статьей. Мой вопрос такой - как вы думаете, почему на сайте открыто и комплексно не поднимаются темы надвигающегося Нового мирового порядка, Bilderberg group, угрозы современной системы питания, вызывающей рак, сокрытия того, что в 1931 году причина рака и спасение от него было обнаружено Отто Варбургом (щелочная диета) и награждено Нобелевской премией, но умышленно замолчено и сокрыто от общества фармацевтическими корпорациями? Многие ли вообще знают о Bilderberg group и о том, что вся элита сидит исключительно на щелочной диете свежие овощи, минимум мяса)? Ведь никто из них не хочет болеть или схватить рак.
Я вижу в статьях намеки на эти обстоятельства, однако они разрознены и не создают общей картины. Предлагаю высказываться более комплексно и открыто называть истоки угрозы и ее инструменты. Надо рассказать об этом всем людям, чтобы дать им возможность сопротивляться.
С искренним уважением и благодарностью,
Леонид
2. Где подлинное имя Свердлова?
3. Хотя мне известны все значения слова "эманация", постарайтесь впредь избегать латинских заимствований.
Не согласна: Троцкий - знамя,символ - а он никуда и не уходил, дело его жило, живёт и процветает; и никакой он ни гость, а хозяин. И в преисподней ему делать нечего - там мелочь развлекается, а эти здесь, на земле, грандиозные планы строят и главное, осуществляют (прямо по "Протоколам сионских мудрецов"!). Увы, ничего нового - "нужно хорошо знать историю!".
Не надо.
Благодарю за статью.
(Откр.13.5-9),тогда явится Сам Господь. Изнемогут же они только в случае,если антихристу удастся рассечь церковное единство в любви. А если нет,то не исключено всемирное Покаяние и чудо из чудес!..
Нынче дуют другие ветры. У нынешних либеральных хунвейбинов гораздо больше родства с Ричардом Бахом и им подобными, чем с Троцким. Попытку осмыслить, по словам Патриарха, "новую волну радикального либерализма" я предпринял здесь: http://fluffyduck2.livejournal.com/17685.html
Пока не знаешь лично людей, примкнувших к левым движениям и т.п. - достаточно просто выносить суждение о них - сатанисты, носители зла, ...
Но у меня случилась такая ситуация - я узнала, что дочь моих знакомых из их числа, автор их назвал "богемными тусовщиками без определенных занятий"... Саму девушку я не знаю, знаю хорошо ее маму.
Стала я о них пытаться узнавать самостоятельно (читать блоги, публикации в соцсетях и т.п.) Честно, ужаснулась...
Но (для меня лично) ситуация усугубляется тем, что это дочь хороших знакомых (православных христиан), которые, я точно знаю, воспитывали ее в любви, семья очень дружная, очень здоровая атмосфера в ней была всегда. Не могу понять, почему так произошло??? Это меня мучит уже довольно давно. Думаю, это "из той же серии", что студенты-семинаристы начала ХХ века, которые, будучи детьми священников, по сути становились опорой революции...
Очень страшная проблема...
Сейчас всё по-другому...
Воплощается заключительный этап антихристова домостроительства, творят такие дела, что Лейба хлопал бы в ладоши от радости и одновременно икал от зависти.
В вашей власти обличать тех, кто открыто противостоит Христу, противостоит сознательно и яростно. И такие есть не только во власти, искусстве, но и в Церкви.
Так обличайте, никого не боясь. Вы себе даже не представляете, как мало народ знает о творящихся беззакониях. Не нужно лишний раз наводить исторический сон. Пусть все знают, что время осталось очень мало и это время нужно использовать для молитвы и покаяния.
Время сейчас и осталось только для ПОКАЯНИЯ.
Официальная религия - колыбель фашизма, она разделяет и озлобляет людей, и озлобляет потерявших все нравственные ориентиры субъектов против себя же самой. Не потому ли натруженными в крестьянской работе руками парни и мужики скидывали кресты с прадедовских храмов в ХХ-е, не оттуда ли инкорнированы "пуськи" в балаклавках
Все началось с горбачевского "церковного ренессанса", тысячелетия крещения киевлян. Пошло-поехало там - церковь, там - мечеть. Там - семинария, там - медресе. Фашики бледнолицые и фашики смуглые - любимые детки и опора попов любого толка - "в один бы их куль, да в воду".
Негодуем на мусульман - а у них кроме Корана НИЧЕГО не осталось. Без Книги они перестанут себя считать людьми, не было же у них с раннего средневековья ни ученых, ни поэтов, нет другого цемента для скрепы, для противостояния московским мерзостям.
Троцким пугает, надо же. Выучила вас соввласть на нашу голову, подстрекателей...
"Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими..." (Митр. Филарет, 19 в.)
Что же делать современным художникам, музыкантам, и вообще деятелям культуры..."
То,что они и делают - вейным путем идти к цели, намеченной Троцким.
Или приложить усилия,и попытаться прийти в себя, стать человеками,обрести смыслы, осознать задачи искусства, его суть.
Но что нам делать с этой нечистью, обнаглевшей до того, что уже протягивает свои мерзкие щупальцы в наши храмы7 И с их сутенерами, "радетелями" за свободу и демократию.Все они показали свою истинную личину. Спят и видят,как нас уничтожить.Дай, Господи, ума-разума нашим кормчим, чтобы они, наконец, поняли, к чему приведет реализация программы "золотого миллиарда". Нет, я не оговорился,все это- звенья одной цепи, скрупулезно и постепенно сковывающей наш народ и страну в целом.Мы-славяне, потому что славные, потому, "много раз в тебе пытались душу русскую убить"(спасибо авторам за прекрасную песню). Не удалось им победить нас силой ни в открытом бою, ни хитростью и коварством.Нащупали слабое место-алкоголь, наркотики,духовное растление молодежи.И если это произойдет,то виноваты будем мы сами, потому что позволили своим пастырям кремлевским пойти на поводу у этой масонской своры из комитета трехсот (а может, они заодно с ними?).Но я верю, что с нами Гоподь и никакие бесовские силы нас не одолеют. Извините за резкость, но право, возмущению нет предела, хотя и не по-христиански это.Да хранит вас Господь!
Любите врагов ваших - это про личных врагов. А если речь иждет о врагах Бога и Его Церкви - то наше дело относиться к ним как врагам Бога и Церкви. И говорить о том, что черное - это черное - по крайней мере по христианской совести. Дать правильную духовную оценку общественным явлениям - это даже долг, а не "по желанию"
А ежели любите только тех, кто любит вас, какова вам награда за это на Небесех?
О том что Великая русская революция продолжается?
Да, продолжается.
Но признав нынешнюю трагичность наши устремления должны быть направлены на изживание собственных недостатков, искоренение изъянов, наращивания своих сил, а не облечении малого народа (по И.Р.Шафаревичу), русофобство которого проявлется с каждым Божим днем.
Первостепенная проблема в нас самих.Вот что архиважно.
Необходимо внутреннее преобразование.
В Православии я бы желал Пастыря единородного с Ф.М.Достоевским и М.П.Мусорским, а не обожателя Верди, Чехова и Breguet. Вот роковая тема русской современности.
А клеймить конструктивизм также губительно, как и пиарить contemporary art - и то и другое направленно против русского духовного мира.
Возможно Вы это делаете не сознательно, тогда я писал не зря.
Например, Pussy Riot. Кто эти девушки? Журналисты, философы, культурологи... Люди, которые не могут найти работу и за деньги сделают всё, что от них потребуют.
Во-вторых, само преподавание в этих вузах в силу их количества имеет соответствующее качество. Посещение занятий носит эпизодический характер, контроль знаний - формальный и поверхностный. Поэтому получаемые знания носят отрывочный, эклектичный характер и приводят к формированию ошибочного мировоззрения. Поэтому этим людям даже не стыдно за то, что они делают.
На этой почве и растёт то антицерковное и антигосударственное движение, щедро политое (это уже становится исторической традицией) деньгами западных "доброхотов", которые мечтают о второй революции в России. Как показало время - очень выгодное для них предприятие.
На один из извечных вопросов: "Что делать?" могу предложить такой ответ. Нужно найти корень зла - причину, по которой всё это происходит, а затем - её исправить.
На мой взгляд, причина состоит в системе российского образования. Напомню, что именно яблоко с Древа Познания привело человека к изгнанию из Рая.
С удовольствием читаю статьи автора, во многом он прав и дает пищу для размышлений.
Очень верно о обновленчестве.
Много слабее там, где автор вступает на путь искусствознания. Кое-что верное есть (очевидное), но оценки изличне категоричны, в частности, в отношении конструктивизма.
Конструктивизм - такая же гордость русской культуры, как символизм начала XX века.
Футуризм, да, использовался и не только в России. Хотя, нашим соотечественникам- футуристам свойственна всегдашняя русская непоследовательность, в отличии от тех же итальянцев, например.
Авангард не трансформировался в соц. реализм - изменились и сменились люди авангарда. в том нет греха. А искусство соц. реализма - скорее хронологическое определение и его лучшие произведения (а их иного) не стали искуством без Бога. Тут автор не прав.
На этой фразе чтение статьи можно заканчивать.
Всё правда?..
А как этим "деятелям" противостоять, только молитвенно?.. Отцы, научите...