Иоаким и Анна долго были бесплодны. Так говорит Предание. Что значит это неплодство, нам трудно понять. Но нужно постараться. Бесплодие утробы есть некая длящаяся суббота. Ведь суббота касалась не только непосредственного труда, но и отношений с рабами, с землей и рабочим скотом. Земля, стоящая под паром, субботствовала Богу. И вол, имевший некий покой от труда, субботствовал. Утроба Анны субботствовала и была незачинающей.
Теперь уйдем от этих слов к словам другим. Когда Господа Иисуса убили, когда умер Он на позорном Кресте, тогда приближалась суббота. И сняли с поспешностью тело Иисусово с орудия казни, и положили в новом гробе, «да не останут на кресте телеса в субботу – бе бо велик день тоя субботы». А женам-мироносицам, находящимся под игом Закона, пришлось пережидать целые ритуальные сутки, чтобы на рассвете первого дня пойти к гробу Господню с миром в руках. Этот субботний покой жен-мироносиц, возможно, был самым тяжелым в истории Израиля субботним покоем. Одно дело, когда ты отдыхаешь. Но совсем другое дело, когда ты готов бегать, и рвать на себе волосы, и плакать и идти куда-то – не ведомо – куда, – а ты должен по заповеди сесть на месте и сидеть целые сутки. О! это были великие сутки очень тяжелого бездействия. Бездействие вообще есть вещь очень тяжелая.
Может, вы думаете, что люди в большинстве своем устали от суеты и мечтают о покое? Ничуть не бывало. Они не могут иначе жить, как только в суете и в маете. Посади их в тишину, и они начнут бить головой о стену, чтобы их выпустили туда, где орет телевизор, где мигает реклама, где рассказывают слухи и сплетни. Или вы этого не знали? Тогда вы не понимаете смысл субботнего покоя. Господь заповедал, приказал Своему народу упражняться в молчании и бездействии. На дурь у нас хватает сил. А вот молча и тихо сидеть мы не можем. Особенно трудно сидеть без действия, когда совершается нечто великое. «Как же без меня? Как же я не увижу?» Вот, все побежали, а я субботствую. Да это же – пытка. Суббота есть пытка для суетного человека.
А если субботствует утроба? Если мы хотим детей, а утроба не удерживает семени? Современный человек нетерпелив. Он имеет на службе у своего эгоизма технические подспорья и медицинские технологии. Нет детей – добудем. Осеменимся чужим семенем. Наймем суррогатную мать. Вычудим что угодно, но сидеть сложа руки не будем. Так ведь? А Иоаким и Анна субботствовали. Неплодной была утроба, и ничего, кроме молитвы, не предпринимали состарившиеся праведники. Надо почувствовать эту разницу между тем мировосприятием и нашим. Надо почувствовать.
Наконец терпение вознаграждается. Я дерзаю проникнуть на малую секунду в опочивальню родителей Богоматери, чтобы сказать: было чудо! Похоти по старости уже не было, но желание родить ребенка оставалось. И в омертвевших телах возникло взаимное супружеское влечение, и была святая близость престарелых праведников, близость, которая обнаружилась со временем тяжестью под сердцем. Суббота закончилась. Закончилось терпеливое ожидание милости и священное бездействие. Настала пора воскресенья, то есть первого дня недели, который вскоре получит это имя. Так увенчивается священная праздность. Есть ведь праздность греховная, рожденная ленью и унынием. А есть праздность священная, рожденная мыслью о том, что не все в мире зависит от меня. Все уже сделано. Я должен покоиться и не перегружаться тем, что от меня не зависит. Это бездействие есть проявление веры и мужества перед Тем, Кто все творит правильно.
Значит, пора учиться священному бездействию и нам. Кое-кому нужно вбивать в голову мысли о необходимости трудиться до седьмого пота, зане он лентяй есть. Но многим нужно внушать идею безмолвного ожидания, идею молчаливого бездействия в ожидании ответов от Бога, Которому ты принес свои просьбы.
Да научимся мы со временем благой активности и благому устранению от активности. И то и другое да не убежит от нас. Потому что сухость, пустота, долгое ожидание милости, чувство бесплодности тоже полезны человеку. Они закаляют его. Они дают ощутить величие идущего вслед за ними дара Божия. Да и что было бы вселение в Обетованную Землю, если бы за спиной не маячили многолетние призраки пустыни?
Иоаким и Анна были долго бесплодны. Иоаким и Анна родили наконец дитя. Иоаким и Анна субботствовали в бесплодии. Иоаким и Анна дождались подобия воскресения, родив Матерь Иисуса.
Да придет и к нам всем духовная плодовитость после многих лет подлинного бесплодия. Да будет так – когда Бог захочет, когда мы будем готовы.
И второе. Можно успокоить себя тем, что не спасешь всех самоубийц и бездействовать, осознавая личную немощь. А можно заняться неполезным действием - немного помониторить крики о помощи, связаться с реальным человеком и сделать его жизнь лучше. Об этом никто не просит, это не твоя обязанность, если бездействовать, можно сохранить душевный покой. Если что-то делать, можно спасти человека. И кто должен определять ту грань, когда следует бездействовать?
"Идеже хочет БОГ нарушается естества чин" (Андрей Критский).
Ваши мысли дали мне большое утешение!
Спасибо и храни Вас Бог!
Осознаю, о чем мне надо молиться. Еще раз спасибо!
Вспомните молитву Оптинских старцев, где они просят Господа помогать в тех делах, которые они в состоянии сделать, и терпеть то, что они изменить не в силах. Но в дополнение к этому они просят мудрости, чтобы отличать одно от другого (дела, которые возможно делать, от непосильных дел).
За примером далеко ходить не надо. Все вы знаете, что не так давно наш актер Леонид Броневой (Мюллер из "Семнадцати мгновений весны") оказался в больнице с сердечным приступом. Врачи сделали ему операцию (по-моему, даже не одну) и теперь ждут, когда его состояние будет улучшаться. Т.е. они сделали, что смогли (операцию, хирургическое вмешательство), но плодом их усилий может быть как выздоровление пациента, так и что-то другое (но будем надеяться на лучшее). Скорейшее заживление ран (от болезни и от операции) - это уже не во власти врачей. Многое уже зависит от пациента, его физического и душевного состояния.
Желаю Леониду Сергеевичу Броневому скорейшего выздоровления.
Большое спасибо за Ваши труды. Мысли, изложенные Вами здесь, помогли мне в очень непростой ситуации в жизни. Ваши проповеди и статьи всегда вразумляют и укрепляют.
Братья и сестры, кто сможет, давайте не забывать отца Андрея в церковных и личных молитвах!
Святые Иоаким и Анна не бездействовали, а очень и очень трудились: что может быть труднее молитвы? И молились они не "обычно", а сугубо и усиленно: по преданию, уйдя в пустыню, с сокрушением сердца. Не несколько минут, не несколько дней. Где же особое "суботтствование в бесплодии"???
В ответ - с пожеланием о.Андрею - "Взаимно! Пусть на нивах, до сего дня стоящих под парами, молитвами Богородицы взайдет райский плод. А в сердцах благодарной паствы - вызреет плод духовный, от ростков, вброшенных в них в свое время заботливыми руками старательных Пастырей. На радость им и во славу Бога и Пречистой Его Матери!"
Примите ответный "тост" дорогие Пастыри - посетители, читатели и уважаемые создатели портала Православие.ру.
зайдите вот сюда, например:
http://pmvs.ru/category/vse-knigi-prtoiereja-andreja-tkacheva/
Очень трудно просто 15 минут молча простоять перед иконами для сосредоточенности перед молитвой: то руки тянутся к календарю, то к книгам, то глаза натыкаются на пейзаж за окном, то мысли куда-то поехали...
А на службе стоишь - то покрой юбки изучаешь, то как платок повязан у рядом стоящей женшины.Не умею субботствовать.
Спасибо вам, отец Андрей. Очень отрезвляют ваши проповеди, и задумываться заставляют.
Спаси Господь.
Неужели нужно "субботствовать" в бездействии ?
Помогите, батюшка, Вашим мнением.
Спаси Вас Господи.
р.б.Борис
По-моему, весьма перекликается и дополняет проповедь митрополита Лимасольского Афанасия "Общение со Святым Духом. Часть 1".
Как всегда вдохновенно и поучительно. Поклон вам, батюшка, земной.
Помоги, Господи, о.Андрею в его дальнейших трудах!
( ее обязательно нужно сохранить для потомков в книге, пожалуйста не потеряйте!)
Думаю, не я один очень хочу иметь такую книгу.
Спасибо Вам, за Ваш труд по указанию нам грешным путей ко Спасению!