Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Детский Ангел

Интервью с епископом Карасукским и Ордынским Филиппом

Когда неделю назад мы опубликовали заметку о том, что владыка Филипп, епископ Карасукский и Ордынский, поехал крестить детей с открытой формой туберкулеза, она имела такой успех, что мы поняли: людям очень не хватает хороших новостей. По нашей просьбе владыка рассказал нам об окромлении сирот и детей-инвалидов, втором крещении Сибири, бедных батюшках и честности с детьми.

– «Дети умирают, но к ним боятся приезжать», – так называлась та заметка на вашем сайте. Теперь мы хотим спросить вас – а сами-то вы не боитесь? Открытая форма туберкулеза заразна.

– У нас получилось постепенное привыкание (смеется). У нас тут рядышком стоят три туберкулезных санатория, – и сначала мы ездили к детишкам, которые болеют обычным туберкулезом, мы с ними уже давно дружим. У кого-то из них происходит улучшение, а у кого-то – осложнение. И вот знаешь ты ребенка уже давно, а у него заболевание перешло в тяжелую форму... «Батюшка, хотим вас увидеть!» – ну что тут скажешь? Вот, набрался смелости, – пошли туда. Года два мы их уже посещаем.

– Вы несколько лет были председателем отдела по духовному окормлению детей-сирот и детей инвалидов Новосибирской епархии, но и став епископом, продолжаете ездить к детям. Это ваша личная инициатива?

– После того, как я стал архиереем, оказалось так, что большинство «моих» детским домов остались в чужой епархии. Работа это специфическая, не особо кто-то хочет ее вести, мы с митрополитом переговорили, и владыка был не против, что я буду по-прежнему, только в более свободном режиме, продолжать заниматься своими детишками.

– Мы не знаем крупных фондов, – например, таких, как «Подари жизнь», – которые хотели бы прийти в детские психоневрологические интернаты. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Такой вопрос был бы актуален лет, наверное, 8-10 назад. На сегодняшний день – я говорю о нашей Новосибирской области, – у домов, в которых живут дети-инвалиды, идеальное финансирование. У нас три таких детских учреждения,   – в одном, если не ошибаюсь, 450 детей живут. У них все есть, – и прекрасное постельное белье, и телевизоры, и мягкие игрушки, и аквариумы, и птички… Кормят по пять раз в день…

Так что сейчас куда большая нужда именно в духовном окормлении. Потому что нету родителей. Одно дело взрослые воспитатели, нянечки, а совсем другое – батюшка: что-то родное, близкое…

– Как приходят к вере такие дети? Легче или труднее, чем обычные?

– Мы заметили такой парадокс: дети-инвалиды и детки из коррекционных интернатов, с олигофренией, шизофренией, с отсталостью в развитии, намного ближе и к Церкви, и к вере, и мгновенно воспринимают духовное воспитание и Таинства. С ними проще.

– Несколько лет вы участвовали в миссионерских поездках на корабле-церкви «Святой Андрей Первозванный». Когда это было?

– Давно. Я приехал в епархию в 96-м, – значит, с 97-го года по 2000-й.

– Каким было это служение?

– Если честно, раньше немножечко интересней было. Во-первых, было очень много некрещеных, – мы крестили по 100-200 человек в день.

К тому же в первую очередь мы крестили прибрежные деревни, а значит, очень часто приходилось совершать Крещение в реках. Вы только представьте – пристает корабль, вся деревня выходит на берег, идет оглашение, все заходят в воду, и совершается Крещение… В этом было ощущение апостольского служения.

Так мы покрестили все прибрежные деревеньки, и в последние годы получалось вот как: причаливаем к берегу, нам подгоняют автобус, и мы уезжаем километров за 150-200 вглубь от реки, крестим там в клубах, в каких-нибудь больницах, а бывало даже и на железнодорожных вокзалах.

Конечно, это тоже нужно, – люди не приедут из этих глубинок сами, – но пропало ощущение стихии, величия, мощи.

Такое крещение было у нас недавно в летнем детском лагере «Лесная поляна» в селе Благодатном, – как в первые рейсы нашего корабля.

Тогда ведь, можно сказать, вся Сибирь Крещение принимала, – за две недели плавания мы крестили от полутора до двух тысяч человек, а сейчас – 500-700.

Это и объяснимо, – каждый год корабль выходит в плавание, каждый год совершается крещение, так что сейчас мы больше окормляем, нежели крестим.

– А вот по вашему уже очень многолетнему миссионерскому опыту, когда люди приходили в Церковь легче – тогда, в 2000-е или теперь?

– Понимаете, в девяностые как занавесь, пелена спала у людей. Вот как плотина: держит-держит реку, а потом раз, и прорывается, – и хлынула вода.

В Центральной России это началось на 1000-летие Крещения Руси, – 88-й год-начало 90-х. А до Сибири все всегда докатывалось позже, та же революция. Так что тут конец 90-х был таким, каким в Москве было начало 90-х.

Но зато теперь люди более осознанно приходят в Церковь. Если тогда был порыв, вдохновение, эмоции, то сейчас люди приходят, что-то почитав, разузнав, подготовившись. И из тех, кто приходит сегодня, наверное, больше людей остается в Церкви, чем из тех, кто крестился тогда.

Поток прошел, – тысячи людей! – а стал ли кто-то ходить в храм, вопрос.

– Владыка, у нас тут в Центральной России, а точнее сказать, в Москве среди либерально настроенной, если так можно выразиться, интеллигенции ощущается некая антицерковная волна. А что у вас в Сибири?

– У нас, слава Богу, нет – я вот буквально в воскресение на проповеди об этом говорил, – мы читаем в интернете о том, что у вас в Москве происходит, а у нас в Новосибирской области ни одного акта вандализма не было.

Молодежь у нас может, более консервативная… Или больше делом занята…

– Я даже не экстремистские выходки имела ввиду, а скорее настроения – в прессе или просто в какой-то части общества.

– Тут такой момент. Не зря пословица говорит, что «какой поп – таков и приход».

То есть если батюшка на своем месте ведет хорошую работу, ни чем не опорочил Церковь, несет патриотическое служение, социальное в том числе, то люди настроены по отношению к нему положительно.  

Другой аспект. Епархия наша – самая отдаленная и живет более чем скромно. Люди же это видят. Сидит владыка в кабинетике, ездит на машинке, с людьми ходит по улицам… Да хоть владыка, хоть батюшка, – чем он беднее, тем больше народ располагается к доверию. Это тоже очень важный фактор. Особенно в глубинке.

Тут друг за друга люди держатся еще. Вот такой пример я вам приведу – самый простой. В Москве, да даже и в Новосибирске это, наверно, трудно представить. Вот голосуешь ты на трассе, и любая машина сразу остановится. Не важно, кто едет, – глава региона ли, депутат, – и кто голосует, бабушка или парень. Поднял человек руку, – первая же машина останавливается и его сажает. У вас, наверное, в Москве это трудно представить?

– Невозможно.

– Вот видите. Тысячи машин едут в городе, и невозможно представить, чтобы одна остановилась и довезла тебя, да и еще и бесплатно. А здесь это обычное дело. Потому что сегодня ты не поможешь, а завтра не помогут тебе.

– Мы читали, что вы были крещены еще в детстве. У вас была церковная семья?

– Нет-нет-нет, у меня обычная светская советская семья! Мама в садике работала, папа всю жизнь – шофером, и как во многих советских семьях, они втихушку, тайно меня покрестили – по-моему, в Павлово-Посаде. Они до сих пор не очень-то церковные.

– В 19 лет вы поступили в Московскую духовную семинарию.

– Да,сразу после Химико-Технологического техникума.

– Как же это произошло?

– А как раз это был 91-й год. Я учился на последнем курсе. Куда устраиваться после техникума, непонятно. Кругом криминал – я же жил рядом с Люберцами, стрельба-пальба, разборки день-через-день… А я спортсменом был, – можно сказать, в какой-то мере мы принимали в этом участие (смеется). Заводы стали закрывать, распускать людей, часть ребят пошла в криминал, часть – в госструктуры…

А у нас как раз храм открыли – в г. Старая Купавна, где завод «Акрихин». И вот на последнем курсе нас стали в добровольно-принудительном порядке отправлять в этот храм на субботники, – батюшка, видно, попросил директора, – убирать территорию от мусора.

И как-то так одно к одному сложилось, познакомился я с батюшкой, и созрела такая мысль – пойти поучиться. Не думал даже тогда, что буду батюшкой – просто решил закончить семинарию.

Владыка, а когда у вас возникла тяга к окормлению детей, и не простых, а трудных?

– Да видимо, это по жизни такой крест. Начать с того, что у меня мама в садике работала, – я все свое школьное детство при садике и был. В семинарии учился, в последние полтора года послушание – дали вести Закон Божий тоже в детском садике.

А уж когда приехал в Новосибирск… Первое время я жил у епископа Сергия (Соколова). Владыка целыми днями занят, – а я до обеда отслужил, приехал домой, и хожу, унываю, не знаю, чем заняться…

Его дом стоял в лесочке.   А напротив – как раз 10-й детский дом. Вот с него-то все и началось, – времени свободного у меня было много, и я начал потихонечку туда ходить. А деток же переводят часто в другие детские дома. Приезжаешь, спрашиваешь – «а где Ваня?» А Ваня в восьмом детском доме теперь. «А Маша?» А Маша в двенадцатом.

Я так в туберкулезный санаторий первый раз и попал, – приезжаю в детский дом, спрашиваю, а где вот та девочка Маша? А ее в туберкулезный санаторий забрали, она заболела. Пришлось туда ехать. Так, через детей, я потихонечку со всеми и знакомился.

– Хочу вас спросить о проблеме усыновления детей. Многие боятся решиться на усыновление из-за возможной наследственности.

– Сегодня основная проблема в детских домах называется так: «вторые отказы». Ребенка усыновили, а через какое-то время вернули обратно.

Берут маленького, игрушечка же, – красиво. А вот этот самый «второй отказ» происходит, когда ребенку исполняется 14-15-16 лет. В этом возрасте их возвращают обратно в детский дом.

У меня очень большой опыт общения и работы с детдомовскими детьми, и я хочу сказать вот что.

Во-первых, не надо детям ничего обещать. Начинает женщина ходить в детский дом – «я тебя заберу, скоро-скоро»... И вот ребенок ждет, уже всему детскому дому рассказал, что его скоро заберут, а она еще целый год документы оформляет.

Во-вторых, я считаю, что лучше так называемая гостевая семья. Могу сказать о себе: лето наступило, – я могу хоть пять, хоть сорок пять ребят взять к себе в монастырь. Они у меня отдыхают, едят, прыгают, веселятся. Конечно, ко мне каждый второй подходит – кто папой называет, кто батюшкой: «А ты меня усыновишь?»

Я их веду по жизни полностью, с пеленок, с первого класса до училища. Пожалуйста, я им говорю, в любое время приезжайте ко мне в монастырь, отдыхать или если есть проблемы. Но я им ничего не обещаю, чтобы не быть обманщиком, – нет, говорю, не заберу, но я буду тебя брать на каникулы.

Те же, кто все же на усыновление решился, должны сначала посоветоваться с врачами, убедиться, что у ребенка нет заболеваний, к которым они не готовы.

А то вот у нас одну девочку забрали, а у нее папа туберкулезник, и через полгода у нее самой начался туберкулез – как раз открытая форма… Ее вернули – она сейчас в санатории лежит…

Очень много «вторых отказов». Очень много.

– То есть получается, что нужно не прекраснодушествовать, а напротив, максимально трезво подойти.

– Да, сюсюканья не должно быть – это ж не игрушка, поиграли-выбросили, если что-то не понравилось. Конечно, родителей никто не заменит, но на сегодняшний день в наших детских домах просто шикарные условия, – это тоже надо понимать [речь идет о Новосибирской области, – прим.ред].

– Есть еще одна проблема, о которой сейчас много говорят и пишут: так называемое расцерковление подростков. Почему это происходит?

– Лет до 12-13 девушка – или молодой человек – считает себя ребенком, воспринимает все по-детски, а потому ощущение родителей, веры, Церкви переживается им в благоговении, в радости.

А вот после 13-14 лет начинается вот что – «я уже взрослый, что вы мной командуете, я должен сам определиться». А ведь он не живет в монастыре, правильно? Он ходит в обычную школу, в интернете сидит, общается со сверстниками…

И в какой-то момент он понимает, что никто из его окружения в храм не ходит, а он – ходит. На сегодняшний день ведь на 30 человек в классе обычной школы только - 3-4 ребенка воцерковленных.

Это возрастной барьер, ломка характера. И если нет Богоизбранности, – то есть того, что человек будет монахиней или святителем, – то эта ломка может моментом произойти.

И тут очень важно, чтобы родители повели себя правильно, не перегнули палку. А они наоборот начинают гнобить, давить, заставлять… И в результате у человека наступает озлобленность и противление.

– Владыка, что в заключении нашей беседы вы могли бы пожелать всем нам, – всем, кому сегодня так не хватает хороших новостей, вроде той, с которой мы начали нашу беседу?

Пожелать хочу помощи Божией, крепкой веры. И еще – помнить, что чудо, оно всегда рядом, и те, кому надо помочь – тоже рядом с нами. Думаю, что самый счастливый человек – тот, кто других делает счастливыми. Или хотя бы просто им помогает.

Детская радость, улыбка в глазах… Ты знаешь, что тебя где-то ждут и ты кому-то очень нужен, – вот это, наверное, и понуждает всех нас идти на самопожертвование.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 122 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь20 февраля 2013, 21:17
Мне посчастливилось познакомиться с Владыкой Филиппом. Не смотря на молодой возраст, производит впечатление интересного человека и грамотного архипастыря. Так что дай Бог Владыке многие лета полноценного правления своей епархией.
Ангелина12 ноября 2012, 22:14
Пошли нам Господи побольше таких людей как этот батюшка!На таких как он держится весь мир!
Игорь17 октября 2012, 12:26
Хороший человек и христианин,сей новый епископ.Русский народ спасать нужно.
Natalia 2 октября 2012, 18:44
I want to help.\Natalia
Наталия24 сентября 2012, 17:46
Низкий поклон епископу Филлипу,имея такую занятость и жертвовать собой на 100%.Помощи Божей.
Дмитрий23 сентября 2012, 18:51
Прочитал статью - как меду напился.
Помогай вам Бог!
Ольга20 сентября 2012, 23:22
Спасибо за статью.Как работать с детьми с детского дома знаю не по наслышке.К нам на лето,в детский неврологический санаторий,где я работала, привозили детей со всех детских домов нашей области.Их надо просто любить и понимать.Один мальчик,очень уж шустрый,не хотел мыть руки,перед едой.Как его не "уговаривала" воспитатель,а он ни в какую.Пришлось ему объяснить,о последствиях какие бывают от грязных рук.Он подумав,спокойно пошел и помыл руки.Я на него не кричала,а спокойно поговорила.С ними самое главное спокойствие соединенное с любовью.Их души так это чувствуют.
Владимир20 сентября 2012, 21:50
Спаси, Господи, за интереснейшее интервью с прекрасным человеком и замечательным Батюшкой.
Поразил расскоз о волне "вторичных отказов" от детей. Это нечто ужасное... Таких "усыновителей" надо как-то наказывать, напрмер, запрещая им любое новое усыновление.
Господи, храни владыку Филиппа.

Александр20 сентября 2012, 18:48
Хорошие новости всегда есть на этом сайте и на sdelanounas.ru. Архимандрит Тихон (Шевкунов) посоветовал.
Лариса20 сентября 2012, 18:10
Спасибо за интервью с владыкой Филиппом! Было интересно читать и узнать немного об этом самопожертвенном батюшке! Мы удочерили нашу девочку 2 года назад, и папа у нее тоже с открытой формой Твс, у дочки нашей все пока хорошо и Манту даже отрицательна. Когда я ее брала я была готова болеть вместе с ней, не брошу ее чтобы не случилось.
Вера20 сентября 2012, 13:38
Здраствуйте! Прочитала интервью, и просто не представляю, как трудно, просто по-человечески трудно, работать с детдомовскими детьми. Много лет назад, еще в молодости, комсомольская организация, в которой я состояла, взяла шефство над детским домом. Вот так, решили на комсомольском собрании: берем шефство. В день Пионерии, 19 мая, собрали подарки, школьные принадлежности, книги - и поехали в этот детский дом. Нас встретили не дети, а их ГЛАЗА. Я эти глаза, их выражение, больше 40 лет забыть не могу.Просто какой-то стонущий взгляд был у всех детей, от мала до велика. Малыши, почти все, спрашивали нас: Ты моя мама?
Я была там только один раз, больше не смогла. Мне тогда было 22 года. А забыть не могу до сих пор.
Дай, Господи, сил, терпения и любви всем, кто занимается с брошенными деточками. И спаси, Господи, родителей от всех причин, по которым они хотят бросить детей. Дай, Господи, сил им поднять своих деточек и привести их в Храм Божий, к Богу. Спасибо вам за эту статью.
Христина20 сентября 2012, 13:35
"..мы поняли: людям очень не хватает хороших новостей" ..
Если даже такие люди только сейчас это поняли,тогда что можно сказать о владельцах центральных каналов,журналистах,людях далёких от Бога?..
Хотим хорошие новости слышать ,очень хотим.Сердца людей очень исстрадались.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Монахиня Иулиания (Анастасия Рахлина)
Епископ Карасукский и Ордынский Филипп (Новиков)

Новые материалы

Выбор читателей

×