Киевская осень встречает нас повышенной активностью в медиасфере: на несколько дней Киев стал мировой столицей профессиональных дискуссий – Украина в этом году принимает 64-й Всемирный конгресс прессы и 19-й Всемирный форум редакторов.
Не остались в стороне и православные медийщики, которые 2 сентября собрались в Галерее «Соборной» на встречу-дискуссию — «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа».
Во встрече приняли участие представители православных СМИ, которые вот уже много лет работают либо в церковном медиапростанстве, либо сотрудничают со светскими СМИ, организовывая миссионерские проекты или представляя официальную позицию Церкви.
Модератором встречи выступил протоиерей Георгий Коваленко, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ.
Круглый стол был запланирован на 90 минут, а продлился почти три часа. Какие же темы настолько приковали внимание слушателей и спикеров, что ни одни, ни другие не хотели расходиться по домам в воскресный вечер?
«Новостийный» принцип работы церковных СМИ – плохо это или хорошо?
Эту тему затронул епископ Обуховский Иона (Черепанов). Ведь не секрет, что церковные СМИ, как правило, работают в режиме «констатации фактов», и основной их целью является информирование. Именно в этом кроется основная причина нерейтинговости церковных медиаресурсов.
Однако, по мнению владыки, кардинально менять ситуацию не стоит, и гнаться за рейтинговостью, приукрашая или обостряя факты, православным СМИ не к лицу. «Ведь журналисты – это, прежде всего, люди, которые за каждое свое слово будут давать ответ перед Господом». Поэтому медийщикам, а особенно церковным, важно научиться виртуозно сохранять этот баланс – между привлечением как можно большей аудитории и чистотой совести перед Господом.
О рейтинговости церковного медиапродукта не понаслышке знает и Антон Никитин, несколько лет возглавлявший информационные службы на ведущих телеканалах.
Ныне главный редактор православного журнала – подчеркивает важность профессионализма подачи материала и его содержательной стороны. Как пример рейтингового церковного продукта Антон Никитин привел ток-шоу со Святейшим Патриархом Кириллом во время первого его приезда на Украину в 2009 году.
Эту же мысль поддержал и прот. Александр Акулов, который предложил создавать качественный продукт именно для рейтинговых телеканалов.
Какими качествами должен обладать священник, чтобы быть интересным для СМИ?
Об этом рассказал пресс-секретарь Луганской епархии и ведущий цикла православных телепередач прот. Александр Авдюгин: «Мы должны сами делать себя интересными для СМИ, а не ждать «у моря погоды».
Прежде всего, нужно стремиться переходить в формат прямого эфира. Это сложно, безусловно. Но бояться «неудобных» вопросов не стоит: на сегодняшний день у нас достаточно думающих, грамотных священников, которые в состоянии справиться с подобной задачей.
Мы должны откликаться на запросы современного телевидения, и даже более того – самим выступать с подобной инициативой».
Священнослужителям во время общения с аудиторией необходимо категорически избегать политических тем, а также не использовать менторскую манеру высказываний и употреблять глагол «должны» как можно реже.
«Общая тенденция современного ТВ – это движение в сторону ток-шоу»
Своими наблюдениями о тенденциях в современном телевидении поделился с аудиторией глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ прот. Георгий Коваленко.
По его словам, для телевидения сегодня все более приоритетной становится «картинка», а не ее наполненность содержанием. «Основная тенденция современного телевидения – это движение в сторону ток-шоу. Даже новости, наверно, скоро будут создаваться по заказу и сценарию ток-шоу».
А ведь в действительности ток-шоу является ничем иным, как манипуляцией, обманом. На экране, да и на самой записи телеэфира практически невозможно отличить правду от выдумки, инсценизации, а реальных людей – от «подсадных» актеров. И это, к сожалению, постепенно становится общей тенденцией телевидения.
Культура современного зрителя уже сформирована современными медиа, и теперь они взаимно влияют уже друг на друга.
Имеющий колоссальный опыт участия в телепередачах и различных ток-шоу, о. Андрей Кураев заметил, что очень часто священников на ток-шоу приглашают с определенной целью. Заранее предполагая ту или иную их позицию, ведущие или «подсадные» участники нередко провоцируют священнослужителей на резкие высказывания, часто не гнушаясь и более легкими способами получения необходимых реплик – элементарным монтажом. Именно поэтому о. Андрей считает важным заранее просчитать, какая реакция ожидается, чтобы попытаться ее избежать или грамотно использовать.
Выход на нецерковную аудиторию: «Говорящие о Господе, не умолкайте!»
«Что касается церковных СМИ, то у них в зависимости от целевой аудитории есть несколько путей развития, считает о. Андрей. - Самый простой путь избрал для себя телеканал «Союз» - это телевидение для «своих». Здесь безопасно. Пусть стерильно, но – безопасно. Не травмировать зрителей острыми темами – при определенных условиях это тоже важно.
Другой путь – это информирование о церковных событиях. В рамках церковной стилистики и, опять же, для «своих».
И есть еще третий путь – это выход на нецерковную аудиторию, которой очень часто приходится доказывать, что священник – тоже человек. И чтобы стать интересным такой аудитории, мы должны помнить о факультативности роли Церкви в современном мире (ведь далеко не все признают за священником право назидать или даже советовать), помнить о том, как мы сами воспринимали церковные новости до своего воцерковления, и стараться избегать того, что у нас самих же когда-то «коробило» и вызывало отторжение.
Важность миссионерских медиапроектов особо подчеркивал на встрече и прот. Андрей Ткачев.
Он считает, что миссионерствовать нужно постоянно: «Сейчас как никогда нужна осмысленная реакция на каждое культурное событие, бросающее вызов христианскому сознанию. Если мы не реагируем – значит нам, православным, нечего сказать в ответ, значит, мы не осмысливаем этот мир и происходящее в нем.
Это не значит, что нужно критиковать и ругать всех и вся, – необходимо осмыслять происходящее в духовных категориях, причем не сиюминутных, а мыслить столетиями и тысячелетиями. Сегодня как никогда нужна умная реакция на безбожный мир».
Фото Александра Карпюка
СПАСИ, ГОСПОДИ!
С Уважением, ТАТИАНА.
Главная мысль статейки - что соль всех встреч православных "медийщиков" - маркетинговыми методами впихнуть Церковь в светское медиа-пространство.
Задачи перед православными "медийщиками" - первого не говорить, о втором умалчивать, о третьем изъясняться толерантными околичностями.
Не удивлюсь, если в скором времени в семинариях будут изучать предметы "православный маркетинг", "православная реклама", "разработка бизнес-плана православного телевизионного ток-шоу".
От всего этого пахнет серой....