Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.
Предлагаем вниманию наших читателей собрание коротких поучений старца.
***
***
Надо усиливаться иметь любовь. Даже если она у нас не идет от души, надо стараться хотя бы проявлять ее. Так учит нас Церковь, так заповедует Истина. Конечно, когда у тебя в сердце нет любви, проявлять ее по отношению к другому кажется притворством, каким-то политесом, дипломатией, но так нужно — хоть у нас ее и нет в сердце, стараться выказывать ее как следует.
***
Благодать Святого Духа помогает, но это если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас не меряно, потому что искуситель — дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.
***
Многие не знают и не понимают, что Брак — это Божие Таинство и его нельзя разрывать, кому когда захочется. Только в случае прелюбодеяния одного из супругов Церковь благословляет разойтись; но и тогда если супруги прощают друг друга, то и Господь прощает. То есть Бог более радуется сохранению брака, чем расторжению, даже по причинам, благословляемым, скажем так, Церковью. Супругам нужно иметь много терпения, смиренномудрия и советоваться друг с другом, чтобы пройти через искушения совместной жизни. Ведь это нелегко. Это крест. Это крест, а крест каким может быть? Нелегким.
***
Батюшка, когда в нашу среду вторгается лукавство и кто-нибудь из братства хочет любой ценой достичь своих целей, не внимая советам, то что тут поделаешь? За этим следует погибель, всё! Совершенная погибель! Какую позицию занять остальному братству? Нужно запастись терпением.
***
Есть много больших подвижников, серьезных монахов, но очень жаль, что у них нет смиренномудрия, и когда приходит искушение, они не смиряются для того, чтобы спросить.
***
Если у тебя есть смиренномудрие, благодать Духа Святого сходит, и даже самые большие враги твои любят тебя, сами того не желая. А когда в тебе эгоизм, то и самые хорошие друзья убегают от тебя.
***
Если ты совершаешь послушание и отсечение воли некоторое время, с духовной искренностью, тогда сходит благодать Духа Святого в сердце твое и в ум со смиренномудрием, и если оно (смиренномудрие) у тебя есть, то только тогда ты можешь вступать в рукопашную с силами диавольскими. А до этого что?
***
Всегда надо прислушиваться и к самому малому, слабому, к последнему. Слушать его — это смирение, и тогда сходит благодать Духа Святого, а если Он поведет тебя, тогда ты не дашь маху на пути своем.
***
Если мы не можем быть как Ангелы — не падать, то хотя бы не будем как бесы — не каяться.
***
Самая большая опасность, угрожающая нам, — это неотсечение своей воли, то есть закоснение в своих желаниях, а отсюда эгоизм — это самое сильное оружие сатаны, самое разрушительное, безотказное, «атомное оружие». Если в тебе есть эгоизм, разве ты можешь исправиться? Едва ли, потому что для этого необходимо смиренномудрие. А так, в эгоизме своем, ты говоришь: «Я один знаю. Что я считаю, то и хорошо».
***
Если нет любви, то там нет Бога. Особенно если ты монах, ты не можешь сказать: «Да ну его, этого… Не пойду я к нему, потому что он такой-то, он сказал мне то-то!» Если мы, монахи, так поступаем, то что же тогда сказать о мирянах? Если мы поступаем так, то явно, что мы не следуем Церкви, заповедям Божиим и советам святых отцов. Только в своем эгоизме мы не видим, что дела у нас идут плохо.
***
У всех сегодня высокое образование, все ученые и говорят: «Как, чтобы я, со своим образованием, слушал какого-то простого и невежественного человека?» Но их не осеняет благодать Духа Святого. А мы благодаря смиренномудрию можем дерзать на милость благого Отца Небесного.
***
Ты можешь и сто лет провести в монашестве, но если у тебя в душе нет смиренномудрия, ты всегда находишься в опасности.
***
Осознаем, что мы немощны, и смиримся пред Богом. Будем просить с дерзновением у Бога, у святых Его, чтобы Он помиловал нас по Своей благости.
***
Надо знать, как просить, что просить и зачем просить.
***
«Непрестанно молитесь, всегда благодарите»[1], — то есть никогда не будем терять надежды.
***
Чем больше обогащается монах, тем больше он отдаляется от Бога. Ты ешь хорошо, спишь хорошо, чего же ты еще ждешь? Тебя борют страсти. Все эти послабления не на пользу монашеству.
***
Мы видим, сколько благ даровал нам Бог теперь, только бы нам иметь меж собою любовь, потому что любовь покрывает множество грехов[2].
***
Как бы хорош ни был монах, но если в нем нет искры смиренномудрия, всё это напрасно, всё это пойдет прахом.
***
Пустыня хороша, но нужно крепко беречь себя от возношения ума. То есть говорить и думать, что из-за немощи своей ты сидишь, словно заключенный, в пустыне, а не то, будто ты лучше тех, кто живет в общежитии. Говори: «По грехам моим я сижу здесь, как заключенный, а те, кто живет в общежитии, — это святые».
***
Терпение нужно везде, где бы ты ни был, потому что терпение никогда не посрамляет, и с терпением у нас остается надежда, что исполнится наше желание спастись[3].
***
Всякая молитва хороша — и «Господи Иисусе»[4], и Псалтирь, хорошо и руки воздевать на несколько минут, прося милости Божией. Но все дело в том, чтобы иметь покой и мир в душе, которые ты обретешь, только если в душе твоей укоренится смиренномудрие. И всегда, когда мы молимся, будем делать это (молиться) с сокрушением, то есть будем знать, что мы недостойны пред Богом и даже сама молитва наша недостойна того, чтобы быть услышанной.
***
Как совершать духовное делание? То есть как хранить себя на правом пути? Почитать наставления Церкви.
***
Человека, пребывающего подле Бога, то есть того, чей ум приближен к Богу, покрывает благодать Божия, и ум его все время собран и нерассеян.
***
Неполезно нам выходить в мир. Остаются неисполненными наши обязанности и правила, и мы рассеиваемся умом.
***
Благодать Божия непостижима умом человеческим. На Святой Литургии или панихиде может поминаться много имен, и это неважно. Та же благодать действует и ради одного, и ради многих.
***
Если мы стараемся строго выполнять свое правило и епитимию, тогда Бог не попустит врагу сеять нас, как ему захочется[5]. В противном случае не дай Бог! Мы своими глазами видим, что происходит сегодня в монашестве.
***
Сегодня мы, современные монахи, хромаем на обе ноги, и жительство наше далеко от благодати Духа Святого.
***
Надо иметь терпение, носить бремена и немощи друг друга, и так мы спасемся.
Просто и понятно, но но сколько за этим борьбы, труда и слез! Стяжать бы хоть крупицу такой веры, любви и такой мудрости!
(это для меня, теперь каждый день эти слова перед моими очами)