Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

В тюрьме по доброй воле

Фото: Валерий Кламм
Фото: Валерий Кламм
Интервью Преосвященного епископа Карасукского и Ордынского Филиппа после посещения Исправительной колонии № 15/91 Главного управления Федеральной службой исполнения наказаний по Новосибирской области в с. Табулга Чистоозёрного района.

Владыка, Вы впервые в исправительном учреждении? Что вы почувствовали, когда переступили его порог? Расскажите о своих впечатлениях.

- Посещение исправительного учреждения для меня не в первый раз. Будучи руководителем отдела по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей Новосибирской епархии мне приходилось навещать своих подопечных – воспитанников или выпускников детских домов, попавших в места лишения свободы. Но – дети и подростки – это одно, а взрослые, состоявшиеся люди – это совсем другое.

Когда ты попадаешь за высокий забор с колючей проволокой, то понимаешь, что идёшь с духовной миссией, что рядом с тобой священнослужители, что тебя туда приглашали, ждут, что ты идёшь сказать слово Божие людям. Но когда переступаешь порог, и за тобой начинают закрываться железные двери, щёлкают засовы, то невольно испытываешь чувство страха, неопределённости.

В поездке меня сопровождали благочинный Купинского благочиния иеромонах Мелхиседек (Свистелин) и руководитель епархиального отдела по тюремному служению иерей Михаил Прут.

Посещение колонии началось со встречи с администрацией учреждения. Руководство и служащие по отношению к нам были настроены доброжелательно.

Нам показали изолятор. Когда осужденного переводят в тюрьму, он в течение 2-х недель находится в изоляторе – это своего рода адаптация, там допустимы некоторые послабления в отличие от режима колонии. После этого заключённого переводят на общий режим.

Что ещё поразило – так это мрачная обстановка: везде решётки, колючая проволока, вся одежда у заключённых – куртки, шапки, обувь – всё чёрного цвета. Бараки старые, тюрьма 1956 года постройки. Там одна асфальтированная дорога, вся остальная территория засыпана шлаком.

В колонии на сегодняшний день содержатся полторы тысячи заключённых, а из них на работу выходят всего 200 человек. То есть 1300 человек пребывают в праздности. Подъём в 7:00 ч., отбой в 11:00 ч. и всё остальное время они предоставлены сами себе: игра в карты, домино, телевизор – вот и весь досуг.

В каждом отряде имеется телевизор, стоят двухъярусные кровати. У заключённых громадные сроки, у кого 5, у кого 15 или 20 лет. И не представляешь себе, как это быть там без работы, без какой-то деятельности можно находиться в течение многих-многих лет, просто ничего не делая. Это очень поразило. В советское время для трети страны тюрьма выпускала мебель: парты, столы. Потом всё рухнуло. В настоящее время есть небольшое подсобное хозяйство: куры, свиньи, коровы, имеется немного земли. Вот и вся занятость.

Владыка, есть ли на территории тюрьмы часовня или храм?

- Да, в колонии имеется комната – молельня, куда приезжает православный священник, совершает требы: исповедует, причащает, освящает воду. Есть своя фонотека: церковные песнопения, проповеди, жития святых, акафисты, имеется православная библиотека.

В часовне нас встретил заключённый в подряснике. Оказывается тому, кто смотрит за часовней, во время приезда священника разрешается ношение подрясника. А в остальное время все носят форму заключённых.

Кроме православной часовни есть комната для протестантов и мусульман, куда изредка, но приезжают представители других конфессий. Протестанты, к примеру, ведут активную деятельность с заключёнными.

Несколько лет назад в колонии находилась очень большая диаспора грузин и у заключённых возникла идея построить храм – с благословения правящего архиерея (тогда ещё архиепископа Тихона) и с разрешения администрации учреждения был залит фундамент, освящён закладной камень и теперь на территории колонии стоит храм с куполом и крестом. Сделали своды, сейчас делают иконостас, престол, жертвенник – всё своими руками, из числа заключённых есть художник, который расписывает стены. Работу планируется закончить к январю 2013 года и после Рождества Христова состоится освящение храма и первая Литургия.

Храм является лучом света в этом, я бы сказал, чёрном царстве, где нет никаких утешений, никакой радости. Переступил порог храма и оказался в другом мире, даже внутри тюрьмы – это очень важно, особенно для человека верующего или только пришедшего к Богу.

Второй момент – строительство храма это своего рода искупление заключёнными тех грехов, которые они совершили на воле. И сейчас, строя храм, прикладывая усилия, они в какой-то мере, подобно благоразумному разбойнику, приносят труды и покаяние на возрождение храма. Многие приходят к вере и воцерковляются. И храм просто необходим. В народе есть такая пословица «Свято место пусто не бывает», если священника не будет в тюрьме, если он не будет приезжать, то его место займут другие. Будут приезжать сектанты, которые отвернут людей от истинной православной веры. Поэтому священник там должен находиться, хотя, если сказать честно – это непростое служение. Нужно иметь особое призвание, служить в зоне и быть примером благочестия и нравственности среди заключённых. Потому что заключённые не каждому священнику могут довериться или раскрыться. Поэтому храм является величайшей святыней и духовным маяком в этом учреждении.

Владыка, что вы можете сказать о духовном состоянии заключённых?

- После посещения изолятора нас провели в часовню, а затем в храм, где был отслужен молебен.

На молебне могли присутствовать все желающие, были три офицера и около 45-и заключённых, которые стояли, молились, крестились и даже подпевали нашим священникам молитвы, ектеньи, «Отче наш» и другие песнопения. После молебна о житии преподобного Сергия Радонежского, чьё имя носит тюремный храм, о истории создания Троице-Сергиевой Лавры, где находятся его святые мощи, о том, что он является молитвенником и заступником земли русской. Что перед Куликовской битвой прп. Сергий благословил Дмитрия Донского на бой и дал двух своих монахов Пересвета и Ослябу, чтобы они встали на защиту земли русской наравне с его воинами. Коснулся в беседе темы о гонениях на Церковь и на Лавру прп. Сергия, как потом в 1943 году она восстанавливалась.

Фото: Валерий Кламм
Фото: Валерий Кламм
По окончании молебна окропили присутствующих святой водой. Потом все стали подходить ко кресту – подошли все. После этого мы осмотрели часовню, я высказал свои пожелания, потом мы пошли по отрядам. Нам представилась возможность побеседовать и с другими заключёнными. Те, кто не пришёл в часовню смогли пообщаться и задать свои вопросы уже в отрядах.

Храм посещают не все, но, к примеру, но когда ты приезжаешь в какое-нибудь учреждение, в школу, например, в институт или больницу, то многие хотят увидеть священника, тем более епископа, хотят какие-то вопросы задать. Так и здесь кто-то подходил, просил освятить крестик или икону сделанную своими руками.

Всё-таки духовно-нравственное состояние людей, которые находятся в заключении, можно увидеть на исповеди. Когда смотришь в детские глаза, то сразу видишь человека – добрый он или озлобленный, а у взрослых, особенно у заключённых это закрыто. Нельзя однозначно сказать, что пройдя по отрядам, я увидел озлобленные или раскаявшиеся лица. Нет, скорее – настороженные, такой взгляд из-подо лба.

На исповеди, один на один человек раскрывается, а здесь в такой тяжёлой ситуации, в условиях тюрьмы строгого режима каждый борется за жизнь, за своё пространство. Чувствовалась напряжённость, барьер.

Времени было не много, но всё равно пытался хоть 2-3 слова заключённым сказать о терпении, о смирении, о том, что разбойники тоже входят в Рай раскаявшись. Объяснял, что у каждого из них, не смотря на тяжесть совершённого преступления есть свой ангел-хранитель и небесный покровитель – святой, чьё имя они носят. Когда об этом заговорил, многие, подошли ближе и стали со вниманием слушать. Даже если человек в тюрьме, у него есть свой близкий и родной святой, к которому он может обратиться. Который всегда поддерживает и к которому всегда можно обратиться.

Каждого хотелось утешить и поддержать. Объяснял, важность и значение таинств исповеди и причастия, что без этого духовно выжить очень тяжело   не только в тюрьме, но и в миру. Тем более в тюрьме. Как сказал один из святых отцов, что тело можно заключить в оковы, ограничить в пространстве, но разум человека и душа человеческая – всегда свободны и принадлежат Богу. Поэтому о душе человеку надлежит заботиться прежде всего.

Владыка, что произвело на вас самое сильное впечатление при посещении колонии?

- Удивило, сколько времени проводится в праздности. Я думаю это всё-таки худшее состояние, потому что если человек поработал, во-первых, время быстрее проходит, он меньше о чём-то думает, во-вторых, просто устаёт, а когда ты сидишь 10-20 лет и никуда не выходишь, играешь в карты, в домино или смотришь телевизор, это самое сложное состояние безработности и предоставленности самому себе.

В тюрьме есть свои поощрения и наказания, в течение года каждому осужденному положено 4 долгосрочных свидания, на которые могут приехать жена или мать. Для этого есть гостиница на территории тюрьмы. Там имеется кухня, кровать, телевизор, то есть предоставляется возможность пожить немного в домашней обстановке в течение 3-х дней. Есть и краткосрочное свидание – 4 раза в год можно 2 часа поговорить по телефону через стекло. Для многих приезд родного человечка – большая отдушина, когда ты можешь переговорить с ним, порадоваться, поплакаться. Есть УДО (условно-досрочное освобождение), бывают амнистии. Во время последней амнистии в 2000 году освободилось сразу 400 человек.

Но, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела одна встреча. После молебна ко мне подошёл человек и, мне показалось на какое-то мгновение, что я его знаю. Присмотрелся, а это – бывший воспитанник одного из детских домов. Я знал его ещё маленьким мальчиком 10-ти лет, который каждое воскресенье, выходные, праздники, каникулы проводил в монастыре. Знал его более 15 лет, последние два года жил в монастыре, был искренний, добрый, нёс послушание пономаря, потом стал приворовывать, кривить душой, а потом совсем пропал из виду. Сейчас ему 27 лет. Осудили на 14 лет. Спросил за что, но вокруг были люди, он смутился и не ответил. Я был просто поражён. Стоит остриженный, в чёрной робе. А глаза всё те же. Мы обнялись. Поговорить не удалось, нам пора была уезжать. На прощание я сказал, что буду молиться, что не обижаюсь на него, буду навещать и поддерживать духовно.

Покидая колонию, я вновь поразился промыслу Божиему. Ведь если представить – сколько тюрем в Новосибирской области, а Господь привёл его именно сюда. У нас в епархии всего одна тюрьма, приезжаем, а там – он… Духовное чадо, которое пошло не по той дороге…

Владыка, расскажите, как организована работа по духовному окормлению заключённых в колонии? Что планируется в этом направлении в ближайшем будущем?

- Деятельность по духовному окормлению заключённых осуществляет руководитель епархиального отдела по тюремному служению иерей Михаил Прут, который бывает в ИК регулярно один раз в месяц. Служит молебны, совершает таинства исповеди, причастия, служит панихиды по усопшим, привозит гостинцы: необходимые вещи, продукты.

Начинал иерей Михаил свою работу в отделе по тюремному служению Новосибирской епархии в 2008 года под руководством игумена Владимира (Соколова).

Пригодился о. Михаилу предыдущий опыт работы на Севере. Закончил Сибирский автодорожный институт (ныне академия СибАДИ), потом строил дороги в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске. Прошёл путь от мастера до начальника участка. Работа в суровых условиях научила многому.

Фото: Валерий Кламм
Фото: Валерий Кламм
Так в сотрудничестве с отделом по тюремному служению Новосибирской епархии под руководством игумена Владимира (Соколова) ведётся эта работа, без которой заключённым в тюрьме просто не выжить, без духовности, без этого маяка человек потеряет все ориентиры. Результаты есть. После освобождения связь со священником не прерывается. Люди звонят, пишут письма, обращаются за советом и помощью. Почти все освободившиеся, которые являлись прихожанами в колонии, устроились в жизни, рецидивов не было. Недостаточно просто изолировать человека от общества, инструмент принуждения не приносит такого эффекта. Необходимо и духовное врачевание, воздействие.

Ближайшие планы – достроить храм, освятить престол и совершить первую Божественную литургию. При освящении храма и престола, туда Господом приставляется ангел Церкви, который охраняет храм и то место, где он поставлен. Благодать Божия будет покрывать всех, кто находится рядом. Заключённые ждут скорейшего завершения строительства и первой Литургии.

Рейтинг: 7.9 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна 8 декабря 2012, 23:09
Здравствуйте,
сейчас много говорят про тюрьму под Челябинском, где заключенные вывесили плокат: "Люди, помогите!". Священник никогда не был в этой тюрьме? Заключенные не обращались к нему, потому что за человека не считают? Или их священники не считают за людей? Спаси Бог.
Геннадий - либерал23 сентября 2012, 09:10
Очень грустно и печально, когда по прочтении статей на подобные темы отмечаешь отсутствие комментариев.
Задумываешься и тогда становиться страшно - публикуемые на портале статьи о вопросах:
- "каким насекомым удачнее назвать человека - клопом или тараканом?";
- "что правильнее сделать с кощунником - порвать на части в Храме или сначала вывести на улицу?";
- "либералы это геи или маньяки?";
- и т.д.
буквально завалены комментариями, а рассказ о людях, заключенных в тюрьмы, похоже никого не интересует.
Вероятно предположить, что комментарии составляют православные христиане, которые искренне считают себя, если не праведными, то почти такими (раз уж они считают правильным залить алтарь кровью кощунника/кощунницы). Но тогда почему здесь такая реакция, вернее отсутствие таковой?. Ведь наш Господь Иисус Христос не дал нам заповедей типа: "смотрите не допустите принятия института ювенальной юстиции" или "бойтесь людей, которые будут говорить, что все равны", но Он говорил, что Царствие уготовано тем, которые - "... был в темнице и пришли ко мне...".
Понятно, что не каждый поедет из Москвы в сибирскую ИТ, но даже самый слабый, может подать хотя бы голос: "Давайте не позволил издеваться и унижать наших братьев в наших тюрьмах". Хотя бы так.
Геннадий27 августа 2012, 17:21
Очень своевременная и тяжелая статья. Обратите внимание:
- в ИК 1500 человек, на молебне 45 (судя по фото около 25);
- основное занятие карты, домино, телевизор;
- священник бывает в ИК 1 раз в месяц;
- люди находятся за решеткой до 20 лет.
Вопрос о каком исправлении и социальной адаптации осужденных декларирует уголовно-исполнительное законодательство?
Осмелюсь поправить Владыку. Расчет на позитивное влияние труда на осужденных, на мой взгляд, поспешное мнение. В советское время, когда заключенным вменялось выполнения различных трудовых обязанностей, данное принуждение приводило к массовому травматизму и гибели среди этих рабов. Причем контроль за "добросовестностью" исполнения трудовых функций по сути возлагалось на "штаб" пахана, соответственно каждый заключенный вкалывал за себя и за парня из "тюремной аристократии". Заключенного, который не мог выполнять по каким-то причинам норму, просто регулярно избивали, поэтому тот, оказавшись на следующий день после внушения, часто просто был не в состоянии соблюдать элементарные меры безопасности и погибал или калечился.
Всем православным, ратовавшим за осуждение женщин, осквернивших Храм Иисуса Христа, рекомендую читать обязательно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Епископ Карасукский и Ордынский Филипп (Новиков)

Новые материалы

Выбор читателей

×