Осуществлять надзор за исполнением закона должна Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), а точнее специальная экспертная группа, которую должны сформировать не позднее 1 сентября. В законе определены пять категорий «информационной продукции» с подробными их описаниями. Однако критерии разделения контента по возрастным категориям довольно размыты и вызывают массу вопросов у детских психологов. Ведь всегда существует риск, что, понадеявшись на значки, родители оставят ребенка перед экраном, где будут показаны далеко не детские сюжеты.
Насилие – с 6, наркотики – с 12
Возьмем категорию «Универсальная» – «У». В законе она описана как «информационная продукция без возрастных ограничений, не причиняющая вреда здоровью и развитию детей». Однако значок «У» допускает эпизодическое использование отдельных вульгарных или жаргонных слов для характеристики отрицательных персонажей, а также демонстрацию обнаженного тела (кроме гениталий).
– В возрасте до 6 лет я бы вообще не рекомендовал детям смотреть телевизор. Максимум 20 минут в день. Что касается обнаженки и грубых слов, то в 2–2,5 года ребенок не отреагирует на это, а вот с 3 лет начнется чрезмерное внимание к физиологии и подражание экранному жаргону. Поэтому с такой формулировкой категория «У» для детей не безопасна, – комментирует президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов.
Следующая категория – «6+»: «С 6 лет в присутствии родителей». К списку разрешенных видеопродуктов добавляется просмотр сюжетов, где присутствуют кратковременные и ненатуралистические эпизоды насилия, несчастных случаев, аварий, катастроф без демонстрации крупных или продолжительных планов травм, увечий и обильного кровотечения; допустимы описания преступлений и преступников, но с явным осуждением к преступному поведению. Также разрешается демонстрация поцелуев и объятий, не подразумевающих сексуальные отношения.
– Насилие ни в каком виде – ни в игровом, ни в схематичном – недопустимо для детской аудитории, – уверен Александр Кузнецов. – Еще в 1970-х годах был поставлен эксперимент, когда группе детей показывали сценку, где клоун колотил резиновым молотком игрушки. Все очень весело, с шутками. Но когда психологи протестировали деток, оказалось, что уровень агрессии после просмотра такого представления вырос почти в два раза. Смотря на акты насилия, ребенок перенимает саму модель поведения: агрессия плюс отсутствие сострадания. А потом удивляемся, что вырастают черствые, бездушные люди!
«С 12 лет» – «12+»: разрешается показывать детям оккультно-мистические практики или ритуалы, не представляющие опасности для жизни или здоровья человека и не связанные с жестоким обращением с животными. Возможно эпизодическое упоминание наркотических средств или психотропных веществ, не носящее инструктивного или провоцирующего характера и сопровождаемое указанием на опасность их употребления. Помимо объятий и поцелуев дозволяются косвенные намеки на сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.
– В 12 лет психика ребенка еще недостаточно устойчива, чтобы адекватно воспринимать информацию оккультной тематики. То же самое с информацией о наркотиках. Только в 15 лет вместе с окончательным формированием мозга формируется самосознание. До этого подобная информация не встречает барьеров, и ребенок воспринимает ее как истину. И если сюжет о каком-то культе будет сделан с целью привлечения адептов, то аудитория с 12 до 15 лет первая попадется на крючок, – считает психолог.
«С 16 лет» – «16+»: подросткам разрешено смотреть и сцены насилия и жестокости, и подробные изображения «манипуляций с оружием», боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, сопровождаемые предостережениями о необходимых мерах безопасности; дозволяются сюжеты, где присутствует ненормативная лексика; возможны описания или изображения, подразумевающие, но не демонстрирующие сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.
«С 18 лет» – «18+»: дело ясное. Ребенок вырос. Показывать и смотреть можно все.
– После 16 и даже после 18 лет сцены насилия смотреть нельзя. Доказано, что для развития агрессии достаточно всего лишь регулярно наблюдать акты насилия. А у подростков и совсем молодых людей уровень агрессии подскакивает моментально. Фильмы и программы с элементами жестокости не рекомендую смотреть вообще – ни до 18, ни после, – заявляет психолог.
Маркируют или ставят галочку?
Как эксперты будут вычленять безопасную для детей телепродукцию – непонятно. Например, под какую категорию попадет мультик «Том и Джерри», где несчастного кота за одну серию успевают несколько раз поджечь, разрубить на части и раздавить любимым предметом американских мультипликаторов – наковальней? Можно ли назвать это насилием? И позволено ли смотреть ребенку 12–15 лет фильмы о Великой Отечественной войне, где могут быть «подробные изображения “манипуляций с оружием”, боеприпасами»? Но при этом абсолютно точно 12-летний подросток допускается к просмотру передач, где демонстрируются «оккультно-мистические практики или ритуалы». А от грубости не защищена ни одна возрастная категория. По закону, любые ругательства, не относящиеся к ненормативной лексике, вполне годятся для детской аудитории. Хотя не думаю, что хоть один родитель будет рад услышать из уст трехлетнего малыша, посмотревшего «безопасный» мультик, крепкое словцо.
По мнению психологов, секс, насилие и брань так прочно срослись с современным телевидением, что вычленить некое подобие безопасного контента практически невозможно. Так, по данным доктора педагогических наук Александра Федорова, эпизоды с насилием, как и на телеэкранах современной России, присутствуют в сюжетах фильмов (90% – в США, 57% – в России), телесериалов (72%), детских сериалов (66%), видеоклипов (31%), передач, основанных на реальных событиях (30%), комедийных сериалов (27%). В среднестатистической семье телевизор включен до семи-восьми часов в день. На школьников и дошкольников приходится около трех-четырех часов телемарафона в день. Эксперты подсчитали, что успевает увидеть ваш ребенок за это время: три сцены насилия и убийств, девять сцен поведения, не одобряемого общественностью (употребление наркотиков, курение, брань и т.д.) и одну сексуальную сцену. В итоге за год ребенок проглотит более 1 тысячи сцен жестокости, более 3 тысяч примеров асоциального поведения и около 400 сюжетов с пикантными подробностями.
По словам представителей Роскомнадзора, новые меры позволят значительно ограничить доступ детей к подобным медиапродуктам. При этом применение закона не ограничится проставлением значков в углу экранов.
– Кроме маркировки каналов с 1 сентября будут установлены временные рамки на показ медиапродуктов «18+», – говорит пресс-секретарь Роскомнадзора Владимир Пиков. – Фильмы и программы, подпадающие под эту категорию, будут транслироваться строго после 23:00 и до 4:00. Временные ограничения и маркировка каналов – эта общемировая тенденция. Европа и США давно идут по этому пути.
Однако психологи не уверены, что эти меры действительно защитят детей от отрицательного влияния телевидения.
– Значки и маркировка в том виде, в котором они предложены сегодня, – чепуха. Конечно, можно сказать: лучше хоть что-то, чем ничего; но мне кажется, маркировка – способ поставить очередную галочку. Это только ослабит внимание родителей, которые будут полагаться на значки. И не надо забывать, что есть еще реклама, которая маркироваться не будет. Посадили ребенка смотреть мультик, отошли на пять минут, а на экране уже вовсю полуголые тетки пляшут – зрелище не для детских глаз, – замечает Александр Кузнецов. – Поэтому и как детский психолог, и как отец пятерых детей, могу сказать, что самый лучший способ защитить ребенка от грязи, льющейся из нашего ТВ, – это просто отрезать телевизионный кабель. Телевидение в том виде, в каком оно существует сегодня, ни со значками, ни без ребенку смотреть нельзя.
1. Запртеный плод сладок, а маркировка фильма (медиапродукта) будет наиболее точно указывать ребёнку на источник греха, дескать именно тут ты найдешь похотливые сцены или всевозможное насилие. Геббельс плачет от зависти.
2. Родители должны сами следить. Опять ложь. Большинство настолько заняты, а доступность медиагрязи вне дома настолько легка, что уберечь дитя на все 100 нереально. И тут показательно следующее: Президент РФ Дмитрий Медведев вновь выступил против цензуры в Интернете, типа это безсмысленно. Но цензура цензуре рознь: блокировать пошлый контент провайдеру не составит труда, вот только этого он делать не будет - за это плятят огромные деньги. Короче - no komments...
3. Сама инициатива хороша: убрать с экранов разрушающий душу (психику) медиаконтент дело богоугодное, но вот во что всё вылилось и как было реализовано указывает на полный паралич доброй воли власть имущих. Дело пытаются замять демагогией.
И после этого будут говорить, что власть у нас нормальная?!
PS. А у меня самой без ТВ сколько времени свободного появилось...
Позже, я узнала что наши "эксперты" ориентируются на американскую систему маркировки детских и не очень фильмов.
Господа, кто будет пересматривать все фильмы на тему его "тяжелости" на психику? Никто, все заглянут в американскую систему рейтингов, (а она более чем странная, зайдите на сайт с фильмами, наберите три жанра одновременно эротика, триллер, ужасы и получите маркировку R - смотреть с 15(!) лет, может я и старомодная, но я не дам своему ребенку в 15 лет смотреть такое. 14-15 лет очень травматический возраст...) и сопрут значения оттуда не удосужовшись проверить. Так что как сказали в статье - все делается ради галочки, я сильно сомневаюсь что Российские эксперты будут более честны чем украинские... Мы ж один народ!
Есть же интернет, без цензуры и рекламы!
Новость, конечно, хорошая, но непонятно, кто и как будет контролировать этот процесс? Будут ли большинство родителей озадачиваться тем, соответствует ли просматриваемая ребенком телепрограмма его возрасту?
Для примера, возьмем компьютерные игры, где уже давно существует обязанность указывать возрастной ценз (не знаю про законодательную базу, но все зарубежные разработчики игр это делают). И что? Много ли родителей, у которых в семье есть компьютер озадачиваются тем, во что играют их дети? Уверен, что большинство даже не интересуется.
И поэтому нередки случаи, когда дети 10-16 лет играют в тот же GTA, возрастной ценз для которого 18 (21 ).
В нашей стране стремительная деградация всего общества, отдельными законодательными актами которую, конечно не победить. Нужен целый комплекс мероприятий, причем не на бумаге, а на деле. Но восстановление человеческого капитала нашей страны у нашей власти не в приоритетах. Ей больше нравятся инновации, модернизация, нанотехнологии и прочие мифирические вещи, о которых можно долго говорить с экрана.
Странное дело, ведь ТВ чисто коммерческий продукт? Коммерческий. Так пусть все эти псевдокультурные творения вынесут в отдельные кодированные каналы, причём каналы платные (ведь уже есть такие). Т.е. кто хочет смотреть грязь и блевотину тот пусть сам лично платит деньги за подключение к этой мерзости. "Я твой есмь" - "Да, ты мой еси". - " Волею иду, а не насильно"... - слова страшные, но к сожалению уже про нас сегодняшних. Просто в таком контексте мы про них и не мыслим - неужели так близко и о нас?
Людей со здоровой душой всё таки больше, чем нам пытаются внушить, таким образом эти "культурные каналы для культурных потребностей культурных гомо" сами сойдут на нет - Господь зубы грешных сокрушит...
А вообще ситуация аховая: правовым полем защищено всё мыслимое имущество вплоть до булавки, но только не здоровое сознание народа. Создаётся впечатление что это никому не нужно.
Не знаю как у вас в городе, а у нас рекламные плакаты с полуголыми женщинами и просто задницами висят себе спокойно. Дети же, видя такую картину принимают всё как данность, как норму жизни. Вот что страшно. Я промолчу о детских учебниках и прочих образовательных продуктах - и там уже есть материалы с откровенной эротикой развивающей животную чувственность. Мы ли этого не видим?
Сейчас мировая сеть даёт возможность найти нужную печатную информацию в электронном виде, видео, аудио и пр. причём очень быстро.Так же быстро интернет контент способен калечить души людей (особенно детей): душа наша удобопреклонна более ко злу чем к добру. А в последнее время наблюдается такая ситуация в сети: даже безобидная информация обильно разбавляется-дополняется пошлостью, в виде сопутствующих фото и видео. Мы этого не замечаем? Просто нужно быть честным перед Богом и самим собой.
Из года в год всё более становится заметна системная работа неких сил, целенаправленно сбрасывающих сознание народа ниже плинтуса. Такими страстными легче управлять и стравливать.
На моё мнение - ситуация ясная: каждый из нас видит и понимает её откровенную зловредность. И что дальше? Какие наши действия? Мой дом моя крепость, а дальше трава не расти? Выпустили виртуальный пар и всё? Грош цена нам таким. Есть вещи на которые мы не можем влиять, но разве пошлость в нашей стране уже стала законодательно защищённой нормой?
Поскольку ничего особо душеполезного современное телевидение предложить не может предлагаю от него просто отказываться. Не нужно никаких акций, выступлений и прочих публичных действий - это лишь повышает градус напряжённости и без того осатанелого общества. А надо со всей кротостью и смирением просто отказаться от этого "богатства".
1. Обеспечение некоторого количества наших сограждан вроде бы как интеллектуальной и не пыльной работой.
2. Повышение духовного уровня работников экспертной группы Роскомнадзора.
Однако, возникают запоздалые вопросы:
1. А какой в принципе смысл маркировки?: верующие люди, да и вообще иные родители, заботящиеся о духовном развитии своих детей, и без всякой экспертизы и маркировки знают и регулируют просмотр телепродукции своих чад.
2. Какая предполагается численность данной экспертной группы, если, на территории РФ в телеэфире ежедневно транслируются сотни каналов со средней плотностью - 1 передача в час, при этом, например, ток-шоу вообще не поддаются прогнозному маркированию, так как тематика может варьироваться от "все о капусте" до "клубнички"?
В этом плане замечание Сергея о слепом принятии чужого опыта очень кстати. И вообще видится, что большинство потенциальных малолетних телезрителей получают ненужную подсказку-соблазн на просмотр "интересных передач".
Представляется, что эффективным механизм маркирования, может сделать:
- ежемесячный публичный отчет перед телезрителями в прямом эфире руководителя экспертной группы;
- автоматическое применение финансовый санкций к телекомпаниям, допускающие в эфир передачи, маркированные по критерию "эротика", "насилие", "религиозная ненависть".
Иными словами весь мир уже кряхтит, но что отрадно - хотя бы галочками все-таки пытается противостоять.
Европейская и штатовская "общемировая тенденция" - это обезбоживание общества, обеление грехов и пороков. И никакая маркировка не спасает запад от тотального морального разложения. Так что? Нам надо тупо-быдловато тащиться вслед за "тенденцией"?
P.S. В нашей семье зомбоящика нет. И так хорошо без него!
Жаль, что в одноименной группе закрыли комментарии((.
Временные ограничения и маркировка каналов – эта общемировая тенденция. Европа и США давно идут по этому пути.
О, да! И их успехи очевидны: расстрелы взрослых на улицах и детей в школах своими же согражданами показали эффективность применения галочки! Оказалось, что с помощью её удобнее целится...
На мой взгляд, дорогие братия и сестры, нам очередной раз пытются доказать о пользе крысиного яда в нашей повседневной пище, но только в малых дозах. Дескать, хомяк ещё не убит, но и полноценно здоровым он уже точно не будет.
И это наша расплата за наше же равнодушие, дескать Господь управит и на всё его воля! Но Его воля нам известа через Его Евангелие, через заповеди. “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Не нужно себя обманывать, в последнее время мы, православные христиане, именно ни теплы ни горячи, ни рыба ни мясо...