Публикуя размышления протоиерея Владимира Вигилянского, редакция сайта «Православие.ру» приглашает духовенство и мирян обсудить заданный автором главный постулат его статьи:
«…уверен, переживаемое нами информационное гонение на Церковь, переросшее в реальные действия террористов, происходит не без Промысла Божиего. Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление, что семя христианства в Голгофской жертве, а не на телевизионных ток-шоу, что цель миссионерства не в том, чтобы понравиться либеральному собеседнику и продвинуться в топе блоггеров на сотню пунктов, а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач».
Свои статьи присылайте по адресу: editor@pravoslavie.ru
Редакция сайта ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
Статья «Пора подводить итоги» была написана для сайта «Православие.ру» незадолго до вынесения судебного приговора участницам панк-группы. Однако в тот день, когда статья появилась на сайте, произошел акт вандализма в отношении поклонного креста в Киеве, и я попросил редакцию снять мою статью, потому что противостояние с христианством перешло в новую фазу и некоторые мои рассуждения нуждались в корректировке и дополнении.
Оскверненная икона Христа из Иоанно-Предтеченского храма г. Мозырь. 26 июня 2012 года |
Большинство из нас не ожидало такого накала ненависти к Церкви в некоторых наших согражданах, не предполагало, что за последние годы окончательно оформилась идеология, которая открыто и откровенно противопоставила себя Церкви. Эта идеология обладает механизмами информационного манипулирования, пониманием действенности тотальной пропаганды, а также разработанной системой цензуры в своих печатных органах. Она беспощадна к инакомыслящим, тоталитарна в своих амбициях, беспардонна в своих средствах – диффамации, инсинуаций и клеветы. Однако стоящие за ней политические силы и бизнес-элиты, рвущиеся к реальной управленческой власти в стране, не обладают пока значительной силой и властью, чтобы произнести Церкви окончательный приговор.
Но речь не о них. Пусть политологи и аналитики определяют параметры этой идеологии, состав ее приверженцев, средства к достижению целей.
Речь о нас – верующих людях. Мы разные. Есть среди нас те, кто по наивности думает, что диалог с, условно говоря, Ксенией Собчак не только возможен, но и нужен. Есть те, кто полагает, что миссионерский потенциал наших культурных священнослужителей и прихожан не задействован вполне, что, условно говоря, «болотные антицерковники» были бы способны нас услышать. Есть те – и их много, – кто сам разделяет протестные настроения, ненавидит ложь и лицемерие чиновников и думских политиков, жаждет перемен, но придерживается мнения, что путь нашего общества – не революция, а эволюция. Есть те, кто подозревает, что в нападках на Церковь виноваты сами «церковники», давшие повод к нелицеприятной критике. Есть среди нас и те – и их тоже много, – кто в той или иной степени поддерживает власть и с агрессией воспринимает действия протестующих. И наконец, есть те, кого возня в прессе и на московских площадях вообще не интересует. Их, между прочим, среди православных вообще большинство. Наверняка есть еще множество других церковных групп, в том числе и самых экзотических, о которых я не упомянул.
Но вот вопрос, который больше всего меня интересует: почему основной мишенью информационной войны стала Церковь? Почему так быстро после выборов в Думу «болото» переключилось с партии власти на «церковников»? Даже после победы одного из кандидатов в президенты страны в марте, когда, казалось бы, определился главный противник «рассерженных горожан», злоба против православных только возрастала? Некоторые даже заподозрили в этом «руку Кремля»: мол, ищи, кому выгодно. Думаю, что это слишком грубо и прямолинейно. Если бы все сводилось к элементарной политической борьбе, спикеры противников нового президента стали бы искать среди православных своих единомышленников и наверняка нашли бы их немало. Но даже попытки такой не было предпринято. Нет, здесь проглядывается другой мотив, другая цель.
Не было ли это своеобразным реваншем за поражение атеистической политики СССР в 1990-е годы? По крайней мере, риторика небезызвестного письма академиков об угрозе клерикализации говорила именно об этом. Впрочем, и сегодняшние перформансы слишком явно отсылают к выходкам комсомольцев, а стилистика рассуждений о Церкви известных либеральных публицистов копирует передовицы газет времен безбожных пятилеток. Меня, например, поражает, как «Новая газета» не брезгует обыгрывать «на юморе» фамилию патриарха в духе фельетонов времен борьбы с космополитизмом начала 1950-х годов (тогда коверкали «для смеха» нерусские фамилии) или когда «Литературная газета» 1970-х годов расшифровывала фамилию А. Солженицына как «солжет и падает ниц».
Нет, здесь объявлена война с православными верующими всех мастей без разбора и на уничтожение. Причем абсолютно не важно, в какие одежды рядится христианин – в либеральные или консервативные, к какому крылу тот или иной священнослужитель относится – к правым или к левым. И началась атака отнюдь не в период выборов, а тогда, когда страна увидела многочасовые очереди в храм Христа Спасителя к Поясу Пресвятой Богородицы, когда стало понятно, что в 15 городах за 39 дней ему поклонились более 3 миллионов человек. Если собрать всех вышедших на политические митинги за последние полгода во всех городах России, число их не превысит и пятой части поклонившихся Поясу. Весьма показательно, что в графоманских текстах известной панк-группы, выбравшей именно храм Христа Спасителя для своей выходки, постоянно повторяется: «Православным пояс не заменит митингов…».
И еще одно важное замечание, связанное со статистикой. Каждый раз, когда читаю результаты опросов россиян о религиозных предпочтениях, мысленно представляю, как коробит наших антиклерикалов от цифр, представленных социологами: то 65% опрошенных идентифицируют себя с Православием, то 73%, а то и 75%. А ведь священнослужителей в России очень мало: всего 16 тыс. человек (столько же, кстати, и храмов). Это на 3 тысячи городов и поселков городского типа, а также на 155 тысяч сел.
Для сравнения приведу количество участников других корпораций: учителей – 1,36 млн (общеобразовательных учреждений – 60,5 тыс.), преподавателей вузов – 341 тыс. (всего вузов – 3 тыс.), врачей – 707 тыс. (больничных учреждений – 6,8 тыс.), ученых (докторов и кандидатов наук) – более 500 тыс., газетных журналистов (не считая радио-, теле-, интернет-журналистов) – 102 тыс., членов Союза художников – 18 тыс., членов Союза театральных деятелей – 13 тыс., членов Союза архитекторов – 12,1 тыс., членов Союза писателей – более 12 тыс.
Внимание определенной прессы к священнослужителям, по сравнению с другими категориями наших сограждан, явно преувеличено.
Не хочу быть пророком, но мне кажется, что весенняя антихристианская волна – это только начало. Цунами впереди. И действительно, летом (26 июня) антихристианские террористы влезли в храм города Мозырь, осквернили алтарь, выбросили Святые Дары, порвали напрестольное Евангелие, сбросили с престола антиминс, осквернили иконы пентаграммами.
19 августа стены двух Южно-Сахалинских храмов были осквернены сатанинскими изображениями.
Вандалы срубили поклонный крест в Архангельске. Фото: arh-eparhia.ru |
Неужели неясно, что начало этой вакханалии было положено высказываниями известной телеведущей, что Россия – «страна генетического отребья», выступлениями озлобленных участников всевозможных радио- и телешоу на церковные темы, статьями либеральной прессы?
В этой ситуации нам следует понять, как ко всему этому относиться и что нам делать. Я имею в виду не только информационную политику Церкви и даже не отношения Церкви и общества, хотя и в том, и в другом случае мы были застигнуты врасплох и оказались явно не подготовленными.
Я уверен: переживаемое нами информационное гонение на Церковь, переросшее в реальные действия террористов, происходит не без Промысла Божиего. Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление, что семя христианства в Голгофской жертве, а не на телевизионных ток-шоу, что цель миссионерства не в том, чтобы понравиться либеральному собеседнику и продвинуться в топе блоггеров на сотню пунктов, а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач.
Многие из нас подчас забывают, что Царство Божие «не от мира сего» (Ин. 18: 36). Господь именно нам говорит: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). Это не значит, конечно, что мы должны забиваться в свое православное гетто – а это и является целью врагов христианства, – но знать четкие границы того нравственного пространства, куда не должна ступать нога верующего человека: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Ценой, казалось бы, безобидных публичных дискуссий с антихристианскими оппонентами может стать попрание святынь, предупреждает Господь, кощунство и богохульство, за которыми следует, как свидетельствует история, и кровавая баня для христиан.
Так, главе ордена иезуитов Игнатию Лойоле приписываются такие инструкции: «Римо-Католическая Церковь не ведет полемики с противником, который проявляет явную глупость или безумие. Нельзя ставить себя с таким противником на один уровень, нельзя, чтобы создавалось впечатление равноправного диалога. В подобных случаях следует всячески избегать дискуссии, необходимо просто умолкнуть и умолчать даже о попытках диалога. В подобном случае полное игнорирование является значительно более эффективным средством борьбы, нежели вступление в разговор».
Я не ставлю под сомнение необходимость свидетельствовать о Христе, нашу открытость миру, обществу и государству. Нам нечего скрывать, кроме одного, сформулированного святителем Иоанном Златоустом в молитве перед причастием: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»
Что за «тайна», и кто такой «враг»?
Тайна – это тайна Церкви Христовой, тайна Христа-Богочеловека, тайна Царствия Божия, тайна несения ига Христова, тайна святого причастия, тайна Креста – присоединения души человека ко Христу и Его Церкви. Это самый важный Божественный дар душе, взыскующей своего Спасителя.
Враг Христов – это отнюдь не грешный человек, каковыми мы все являемся, это тот, кто умышленно противится Богу и Его Церкви, кто хулит Его, насмехается над Ним. Это диавол. Иуда, этот вор, раб и льстец, не просто предатель, это тот, кто сознательно отверг Христа, отдал Его в руки гонителей.
Испокон веков христиане претерпевали гонения на Церковь, для нас это не ново, бывали времена и пострашнее, но сегодня Промыслом Божиим мы увидели методы гонения, соответствующие нынешнему постмодернистскому времени, уничтожающему всякую норму, элементарную этику и представление о человеке как о создании Божием. Цель эпохи постмодерна, в которую мы вступили, именно и состоит в том, чтобы дезавуировать и низложить христианские истины, а затем и вовсе стереть их из сознания наших современников. Цель этой эпохи – навязать человеку новые парадигмы, где грех объявляется манифестацией человеческой свободы, богохульство выдается за художественную акцию, а порок воспринимается как нечто сообразное человеческой природе.
В этой ситуации заискивать перед гонителями, перенимая их язык и тон, пытаться соответствовать их конъюнктуре, быть подпевалами в общем хоре хулы на Церковь и ее служителей и даже отмалчиваться, когда при тебе поносят то, что свято для христианина, – значит становится иудами, «предателями в рясах», да и без рясы тоже.
Неужели не было понятно, что одной из главных задач антицерковной кампании было расколоть православных, столкнуть их, навязать церковной среде всевозможные дискуссии? Цель провокаций была достигнута чередой «открытых писем» со стороны разных групп верующих.
Почему это произошло? Потому что в нужной и важной заботе о реформировании церковного управления мы упустили тот факт, что в процессе воцерковления огромного числа наших сограждан за последние 20 лет в церковную ограду вошли миллионы людей, не впитавших с молоком матери традиции церковного благочестия, привнесших в Церковь мирскую систему отношений, политические страсти, духовные недуги века сего. Важнейший для Церкви институт духовничества остается без внимания; пастырские задачи, врачевание человеческих душ подчас подменяются «оказанием религиозных услуг» и формальным требоисполнительством. Мы много говорим о миссионерстве среди, условно говоря, байкеров-рокеров, но о самом насущном миссионерстве среди прихожан молчим.
Одной из главных болезней церковного общества сегодня является обмирщение церковного сознания, духовная секуляризация, когда в Церковь и в души верующих внедряются элементы учений, традиции, законы, этика, язык, ценности, взгляды этого мира, не сообразующиеся с Евангелием. В лучшем случае духовное подменяется душевным. Люди, называющие себя православными и даже церковными, начинают судить события, происходящие вокруг Церкви, с точки зрения земных ценностей и светских, во многом языческих, норм.
Другая болезнь, как следствие обмирщения, – это кризис иерархичности Церкви. Иерархичность при соблюдении евангельской заповеди любви к ближнему – один из незыблемых принципов устроения и жизни Церкви, проверенный веками. Но как-то незаметно стало обыденным в церковных кругах – и в «кухонных» беседах, и на страницах блогов – обсуждать и осуждать жизнь священников, настоятелей, церковных чиновников, иерархов, Патриарха. И это сочетается с неприкрытой лестью, когда такой «критикан» оказывается лицом к лицу с вышестоящим церковным чином. Кстати, лицемерие – это тоже распространенная болезнь церковного общества, которая выглядит в нашей среде особенно дико. «Начальство» нередко отвечает своим подчиненным тем же – постоянным недоверием, подозрительностью, а то и пренебрежением и грубостью.
В оскверненном храме в честь пророка Иоанна Предтечи прихода храма преподобного Сергия Радонежского. Г. Мозырь, 26 июня 2012 года |
Все эти болезни становятся реальным препятствием на путях к церковному миру и единству верующих, собранных у одной Чаши.
И если мы сами не сможем обеспечить это единство, то за нас это сделают вся мощь антихристианской идеологии, господствующей в мире, кощунники и святотатцы, пляшущие на амвоне, террористы, рвущие Евангелие, сатанисты, оставляющие свои зловещие знаки на стенах храмов, вандалы, рубящие поклонные кресты.
Надеждой хоть на какое-то исправление всеобщей кривизны остается источник, таящийся в глубине души всякого человека, – это безудержная, никем не контролируемая и не управляемая жажда любви, без которой никто, даже представитель «генетического отребья», не может существовать на земле. И если мы, православные христиане, твердо знающие, что только Господь, Который и есть Любовь, может этот источник очистить и напитать, не приложим никаких усилий для свидетельства этой Любви, то не станем ли мы солью, потерявшей свой вкус?
Сделать это можно только устранив Президента, олицетворяющего государственность, и Церкви как ее охранительницы в историческом плане.
Только этим можно объяснить непрерывную череду антиправославных провокаций с соответствующей медийной поддержкой как внутри, так и извне, тем более, что у иностранных СМИ в течение последнего времени есть только два варианта новостей из России: антипутинские митинги "оппозиции" и антицерковные провокации, ни о чем другом они фактически не пишут, что свидетельствует об их заинтересованности именно в этом направлении...
была и есть фундаментальная основа бытия. Они шли на свою Голгофу,молясь за всех. А мы?..
Сергей, Вы, кажется, не прочитали статьи... Критика, обличение там и не рассматривается вовсе. В отличие от "крестоповала" и осквернения храмов... Хотя, если для Вас "крестоповал" и осквернение храмов всего диш "критика", то, боюсь Вы ошиблись ВЭБ-адресом и попали не на тот сайт...
Извините
Их слегка покритиковали они уже про гонения пишут. Расслабились за последние годы, обмирщились, забронзовели, обжились дорогими машинами и особняками.
Общество и Господь вопрошают - А как же это так - народ русский погибает, а духовенство как сыр в масле катается?
Правильно ли это?
"А совсем недавно ко мне обратилась журналистка, автор статьи в «НГ-Религии», и просила еще раз прокомментировать ход событий. Ждем публикации. Мне кажется, она это сделала своевременно, поскольку некоторые общественные организации, принимавшие участие в работе церковного штаба, высказывали готовность привлечь редакцию «НГ-Религии» к ответственности за клевету в судебном порядке."
А вот это, на мой взгляд, вариант! Обязательно надо взять на вооружение! Повторяюсь: не дело церкви "вести дискуссии" со всякими доренками, собчачками и т.п. и призывать их к ответу за клевету и разжигание ненависти, а ИМЕННО ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, в судах,и только в судах, а не в СМИ, можно и нужно дать им отпор!
полностью согласна с Вами: филиал галереи М. Гельмана в притворе православног храма - НЕДОПУСТИМО! Это следующий шаг после танца Волочковой под "Отче наш" во Дворце съездов на концерте "Рождественных чтений" при полном зале православных! И ведь проглотили! Челове 10 вышли из зала, а остальные аплодировали! Какое "новшество" на очереди?
Священник Андрей Волков:
"Актуальная стаья, спасибо! Причина наших проблем в нас самих"...
Всё верно, но и не надо нам, маловерным и грешным, подбрасывать искушения, сотворённые пастырями или по недомыслию, или по убеждениям, которые заведомо не разделяются ортодоксальной паствой. Простите.
спаси Господь за спокойную статью, но вот все из ума не идет
воспоминание о том, что было в притворе Вашего храма под
названием "двоесловие". Может быть, стоит вспомнить о том,
какую реакцию у простых верующих людей вызвала передача притвора
храма под это, по мнению многих, издевательство над христианскими символами под видом современного искусства. Тогда настоятель Вашего храма протоиерей и богослов Максим отвечал на письма и отклики, полившиеся на сайт, достаточно жестко. И отец архимандрит Тихон завершил дискуссию на сайте, предложив всем больше думать о своих грехах, а не обсуждать новации священства. Да, с поклонения Поясу Пресвятой все началось, но и за двоесловие кто - то должен ответить -
что это было, Божье ли дело или то самое лжемиссионерство, о котором Вы так проникновенно говорите в статье.
Кстати, главным миссионером до сих пор в нашей Церкви выступает
(как, наверное, и должен) Святейший Патриарх, под рукою которого
в последнее время создано множество новых епархий, куда поставлены
молодые архиереи - почти в каждом номере ЖМП материалы о новых хиротониях. Но это тихое миссионерство, на которое не много внимания в статьях обращается, плоды которого видны будут лет через 50, наверное...
Мне кажется любые игры в либерализм - это стремление служить сразу двум господам, быть хорошим для всех. Но так не бывает, вы же знаете...
Но тем не менее, мы, и другие посетители сайта ведут под статьями беседы и споры - потому что мы не безразличны друг другу, разве это плохо? Не бывает личного спасения, все мы стараемся носить тяготы друг друга, через любовь к людям - наша любовь к себе.
Почему я особо много написал о богатстве? Не потому что мне это бросается в глаза, а потому что это главное (и чуть ли не единственное обвинение) к Церкви в этой информационной-войне. Я никто, отцы и без меня разберутся, как реагировать, и реагировать ли, как вести паству за собой, как обустраивать храмы. Может, я слишком серьезно отнесся к приглашению в начале статьи обсудить проблему, как бы подготовил домашнее задание... :)
Всегда в любых общих делах надо начинать с себя - тогда и общее дело выйдет, это азбука. Но ведь могут быть и какие-то внешние предпосылки, или точнее сказать - "пинки под зад", которые каждому из нас и всем вместе помогают расти (я подразумеваю и агрессивное отношение к православным, и нашу реакцию на эту агрессию). Отсутствие реакции - тоже часто эффективная позиция, здесь с вами согласен.
"Во многом согласен с о. Владимиром. Но... Считаю, что необходимо, чтобы такие авторитетные священники, как он, как о. Димитрий Смирнов и др. ставили зарвавшихся представителей либеральной ориентации (типа Собчак, Понасенкова, Познера, Доренко) на место."
Сергей, при всём уважении (а особенно к А.С. Панарину) - не могу с Вами согласиться! Такой пассаж: стоите Вы под пальмой, а на ней сидят обезьяны, жрут бананы, а кожурой в Вас кидаются. Не будете же Вы им говорить, что они плохо поступают, не поймут они, они ведь даже ещё с пальмы не спустились!
Даже здесь, на православном форуме, есть Геннадий-либерал, считающий себя православным христианином: попробуйте, докажите ему, что такое невозможно! Многие из нас считают себя православными, а живут и делают как хотят и что хотят (и я в том числе!). Надо признать, что ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ НАМ НИКОГДА НЕ ВЫИГРАТЬ, так и ввязываться в неё не надо! Исус Христос молился Богу о тех, которых Господь дал Ему, соблюдал и сохранял их, чтобы никто из них не погиб.
Пастыри добрые, пасите СВОИХ овец, храните и соблюдайте нас, что бы никто из данных Вам Богом не погиб! Повторяюсь. ПРОСТИТЕ.
Вы правы - "комфортного" православия больше не будет. Всем нам придется быть моральным, соблюдать на совесть законы Божии и человеческие и чистить себя от всего наносного. Иначе хулители наши съедят нас с потрохами и будут в чем-то правы. Помоги нам, Господи
Жаль только, что товарищи Путин и Медведев не читают современных философов и политологов. Может, тогда они бы поняли, что нельзя быть правителем России и поддерживать тех, кто называет ее "эта страна" или, того хуже, "Рашка" (оч-чень популярное наименование для нашей страны в среде белоленточного серпентария). Может, господам либералам, ненавистникам нашей страны, лучше уехать из столь нелюбимой ими России? И им, и нам легче будет.
Одно в этих гонениях не может не радовать настоящих православных христиан. То, что ТАК, как сейчас ненавидят Церковь и Христа, ненавидеть можно только что-то живое, настоящее. Вечную и Непреходящую Истину.
Господи, храни ТВою Святую Соборную и Апостольскую Церковь!
Я очень вас понимаю, что вы душой болеете за происходящее, и никоим образом не хотела вас расстроить, безусловно каждый выражает свое мнение - но вы столько говорите о богатстве, как будто вас это тревожит. А я хочу сказать, что достаток в Церкви - это хорошо, и это когда без ложной скромности...
Другое дело - наверное об этом вы и хотите сказать, когда умы и сердца в том числе и духовных людей заняты обустройством внешнего, а не внутреннего мира. Именно здесь, я согласна надо что-то менять. Мирское очень вьелось в нас и прорастает изнутри. Просто мы люди нового ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО общества, где можно не творить, не созидать, за нас уже все сделано и изобретено, только успевай зарабатывать деньги и обустраивать быт. Но ведь и священники - они из нашей среды, их нам не из космоса присылают, они также не лишены каких-то слабостей.
Знаете, где-то прочитала на сайте (жаль, забыла кто автор) о том, что самое страшное - если человек начинает пытаться спасать мир, а не думать о своем спасении. Хотя конечно накипевшим тоже надо делиться)) С уважением.
Кто-то написал ниже, что нам не надо превращаться в гетто. Подписываюсь под этими словами! Типа ходим по воскресеньям в свой храм, исполняем-читаем-постимся - нас не трогуют и мы не трогаем. Путь убьются об стену со своей критикой, а мы себе живём дальше... Нельзя так! Ведь вера это не стиль жизни, это сама наша жизнь! Нельзя отгораживаться от мира ни богатством кафедральных соборов, ни мерседесами, и в то же время - ни излишним самобичеванием, ни агрессивным самоизобличением. Мы должны быть свет миру. И я считаю что проблемы в Церкви - это проблемы общества, и наоборот проблемы общества - проблемы Церкви. Если критика в адрес Церкви на самом деле - ложь, то сама эта ложь проблема не только наших критиков, но и нас. Совершенно точно, мы не должны оправдываться в том, чего нет. Я пишу о том, что мы должны быть добрым примером. О том, что у народа нет веры ни во что, и вот взгляды масс обращены на Церковь, и есть силы, которые пытаются оклеветать Церковь. И теперь слово за земной церковью - сможет ли она быть светочем? Сможем ли мы, я?
И я согласен с теми, кто благодарит Бога за это испытание. Только преодолевая барьеры, можно двигаться вперед. Мне только не нравится мысль "ерунда, были времена в 1000 раз страшней" - потому что надо сейчас исправлять положение, а то эти времена незаметно настанут снова...
Речь не о личной вере... да, судим будешь по той же мерке, что предъявляешь к другим... да, если не нравятся батюшки - иди сам в батюшки... да, смирение. Но боль то о Церкви, а не о себе, и здесь как раз в кругу православных можно поспорить о чем-то, ведь среди неверующих я Церковь только защищаю.
Но смотрите: люди грешили, а Христос взял все грехи на себя и добровольно принял позорную смерть на кресте! Единственного безгрешного распяли за всех грешных. Ну и где же здесь правда, логика и здравый смысл?!
А правда для нас, православных, в том, чтобы держать своё сердце чистым перед Богом; отдавать свою десятину церкви, "любить врагов своих, сокрушать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими", соблюдать заповеди и ВЕРИТЬ Богу! Вражина нападает - значит мы на верном пути, будем радоваться и веселиться - С нами Бог!
Иоанн Златоуст писал, что и Иуда (Искариот)тоже причастился, и с этим причастием в него вошел сатана.
...мы все меньше обращаем внимание на ДУХОВНУЮ СТОРОНУ жизни, что наше христианство сводится к исполнению лишь внешних церковных предписаний: праздник - поприсутствуем за богослужением, пост - как-нибудь попостимся, положено исповедаться, причаститься - и это сделаем, подадим и поминание, закажем и молебен, панихиду...(А.И.Осипов "Куда идет христианство").
Мне кажется надо более точно разъяснять священнослужителям о правильной духовной жизни по творениям святых отцов.
Всем радости в Духе Святом!
Болеющие за Россию чада РПЦ за границей молятся с Вами о вразумлении всех. Помогай нам Бог.
Прот. Виктор Потапов
Вашингтон, США
Вы вот говорите, что церковным людям нужно публично покаяться, самобичевать, показать финансы и т.д. - а может быть наоборот ХВАТИТ ВСЕМ ВСЁ ОБЪЯСНЯТЬ! Открытость Православной Церкви должна касаться ее проповеди, а не ее финансов или внутрисемейных дрязг! Может потому и стала ситуация настолько критичной, что без конца все все пытаются объяснить.
Почему мечети расписывают чистым золотом, и никто не хватается за сердце? Почему у нас не могут батюшки ездить на хороших машинах? Да пожертвовали им богатые люди, и пусть ездят себе на здоровье. Когда людей у Храма Христа Спасителя в очереди поили горячим чаем - недовольные возмущались, почему дескать мэрия это оплатила, пусть Церковь и платит... Куда мы вообще катимся в осуждении Церкви и ее служителей.
И ведь у нас в стране нет церковного налога, хотя по внутреннему долгу мы должны отдавать в Храм десятину. Вы говорите убрать цены на записки, а разве у нас очень сознательные граждане, убрать цены на требы - и на что батюшкам жить? Им - которые не бояться рожать много детей.
Да в дальних Храмах тяжело финасово, но почему бы не создать единый портал помощи деревенским храмам, куда будут перечислять и распределять нуждающимся...
И еще нас много, а батюшек и Храмах так мало... мы успеваем только подойти на исповедь на минутку-другую. Пусть Церковь наша процветает, пусть в золоте вся будет и служители ее тоже, чтоб злопыхатели наконец дулись-дулись и лопнули от зависти.
Одна из недавних статей на этом сайте называется "Делайте хоть чуть-чуть" - мне кажется это самый верный ответ всем критикам. Начиная с честного выполнения своего ежедневного труда и заканчивая чем-то для общества, ну пусть хоть самым малым, ну пусть хоть подъезд подмести - если каждый из нас, христиан, будет вносить свою крупицу - это и будет тем, что нас отличает от тех, кто только "потребляет" и "удовлетворяет". Впрочем, это не призыв, это личное дело каждого.
И опять же: как ИМЕННО избежать новых физических, а не только "информационных" гонений? Как отреагировать?
И вот тут главный вопрос: какой же, какой предстанет Церковь перед толпой? Живой или прогнившей? А, может сильной и мужественной, но больной, как раз такой, что будет вызывать сочувствие? Я ничего этого не знаю, знаю только кучу грехов за собой. И пишу не из права учить, а из-за одного из грехов – малодушия и равнодушия к тому, что происходит, может быть мои слова хоть что-то стоящее значат, а иначе – в топку.
Можно продолжить список «жалоб и предложений», я лишь для того их написал, чтобы проиллюстрировать идею: пусть нас будет меньше, но лучше; пусть мы станем беднее – но, так сказать, православнее.
Что бы там ни было, Господь сказал: «Не бойтесь, Я победил мир». Я вижу эти победы ежедневно – в добрых людях, к которым не липнет вся эта грязь. Просто не липнет, не примеряется, категорически. Пока жива Церковь и святые люди в ней – жива Россия и русские. А если не будет ни Церкви, ни России, то и грустить некому и не о чем будет.
С нами Бог.
Геннадию-либералу.
Вы что-то сильно путаете. За веру пострадать мы готовы, но никогда не будем «готовы» позволить осквернять наши святыни, оскорблять нашу веру и хулить святую Церковь.
"Все разговоры о самозащите чести и достоинства от лукавого, этому Иисус Христос не учил. И судить не учил, даже осуждать запрещал.
Если кому-то не нравиться, то Бог попустил сектантство, ислам, буддизм,... атеизм. Попробуйте может быть это Ваше".
Геннадий, свободомыслие в одной голове до хорошего не доведёт: очень опасная тенденция,обычно заканчивается шизофренией. Так что Вы уж определитесь: православие или либерализм?
Разговоры идут, прежде всего, о защите от поругания христианских ценностей, как-то: Христа, Божией Матери, храмов, икон. Христиан везде и всегда гнали, гонят и гнать будут, но это ведь не значит, что у нас должно напрочь отсутствовать чувство самосохранения. Конечно, на всё ВОЛЯ БОЖИЯ, но и у нас должна быть наша воля к жизни и спасению, ведь насильно Господь не спасает. Или я ошибаюсь?
А о том, как Господь поступал с продающими, меновщиками и как обличал книжников, фарисеев и саддукеев - и напоминать-то неловко.
Об антиправославном и антирусском по своей сути либерализме лучше всех (и уже очень давно) сказал наш «жемчужноустый», как его называли современники, поэт Фёдор Тютчев:
– Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы.
По-моему лучше не скажешь об истерике у нас в стране и на Западе по поводу осуждения трёх нераскаявшихся панк-бесовок.
Меня, как человека делающего первые шаги в церкви , это очень смутило.
Дай,Господи, сил, смирения, мудрости всем христианам!
Все происходящее - всего лишь куст.
И не надо его бояться и не надо истерик и ссылок на зверя.
Церковь и мы живем в нынешнем мире и в нашем больном обществе. В обществе неравных возможностей. И недовоспитанная молодежь видит это расслоение и ищет себя в протестах и радикализме. "Язычество ? Классно !" "Дьявольщина , Круто !" "Свастики малевать ? Легко !" А запудрить пустые головы всегда найдутся охочие охмурялы...
И еще: "СМИ ! СМИ !" А чего же вы хотите от желтенькой компании ? Этим ребятам нужен рейтинг и побольше "жареного". А те, кто создают весь этот информационный мутняк, ведь они же все либо воинствующие атеисты, либо сектанты-протестанты, либо католики-греко-католики. Для таких "речистых" специалистов все наши православные ценности, наше благоговение и наша вера, наш патриарх и наша Церковь - пустой звук и объект для насмешек.
Так что, еще раз - не надо истерик. Время работает на нас: пильщики и малевальщики жизнью оботрутся и, дай Бог, вразумятся. Как говорит Андрей Ткачев "Бог долго терпит, но больно бьет". А с нами Истина, наша вера, наше достоинство.
Участие в Евхаристии - значит, что люди причащаются. И Причастие из одной чаши делает нас братьями. Невидимое духовное лекарство, исцеляющее, просвещающее и объединяющее.
Давайте утроим чистку рядов: кто впитал веру с молоком матери направо, кто не с молоком налево.
У русских говорят: "назвался груздем - полезай в кузов". Кто может сказать про себя: "я настоящий православный христианин?". Нет смелых?
Вспомните как умирал Иисус Христос - Он сказал: "Это Я" и пошел на Крест.
Надо радоваться и тому, что гонят и проклинают: есть за кого молиться, кроме себя.
Все разговоры о самозащите чести и достоинства от лукавого, этому Иисус Христос не учил. И судить не учил, даже осуждать запрещал.
Если кому-то не нравиться, то Бог попустил сектантство, ислам, буддизм,... атеизм. Попробуйте может быть это Ваше.
Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление...
Отец Владаимир, может нам Бог даёт понять, что "комфортное православие" УЖЕ закончилось? Все эти случаи - это ростки дурного и гнилого семени. И моё мнение согласно с мнением отписавшихся по теме о том, что "сейчас гораздо позже чем мы думаем". Но помним о выборе своём: Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще: и святый да святится еще. И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его.
Цитата:
И если мы сами не сможем обеспечить это единство, то за нас это сделают вся мощь антихристианской идеологии господствующей в мире...
Отец Владимир, когда это овцы находили дорогу без пастырей?! Даже в горах Кавказа, при сильном буране, если пастух убежит в укрытие и овцы его не будут видеть, они разбредутся и погибнут.
Хотя Бог уже сейчас отделяет козлищь от овец. Выбераем хлеб или Крест страданий Христовых? Время на исходе...
Господи, помоги нам немощным!
Понравились слова о том, что не надо стараться понравиться, не надо ходить по передачам, спорить. Надо знать и делать свое. Нас много и объединились мы для другой цели.
....а в том, чтобы привести человека к сознательному участию в Евхаристии, в которой есть вся полнота Церкви, исполнение всех миссионерских задач. - извините пожалуйста о. Владимир, данная фраза не понятна.Что значит участие в Евхаристии?
Зачем смотреть на католиков, у православных много своих примеров (Святоотеческое наследие)! Лучше приводить примеры от Православия.
Всем радости!
Спасибо, о.Владимир, наконе-то хоть что-то вразумительное по этим животрепещущим проблемам.
Мне непонятно, зачем мы ввязались в дискуссию с людьми, которым православие, мягко говоря, поперёк горла стоит и доказать им по-определению ничего не возможно? Зачем наши уважаемые пастыри СОГЛАШАЮТСЯ на участие во всевозможных передачах, хотя заранее известно, что ничего хорошего из этого не получится? Зачем тратить драгоценное невосполнимое время на "метание биссера перед свиньями"?
Постоянное мелькание на экранах известных священников, к месту и не к мксту охаивание советского времени, метание между властью и народим (чего уж греха таить!) - всё это, на мой взгляд, добавляет активности нашим хулителям (а Бог поругаем не бывает!). Наше МАЛОВЕРИЕ и порождает такую бурную реакцию. Оскудела любовь - окаменели сердца.
ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ, ПАСИТЕ СВОИХ ОВЕЦ, а Ксения Собчак прекрасно и так проживет (а если возникнут у неё вопросы - она прямиком к митрополиту обратится - ей-то не откажут).
Пасите тех, кого Господь Вам дал. Вам много дано - много и спросится (за тех, кого дал Вам). ПРОСТИТЕ.
Мы не защитим своих святынь не только потому, что это почти невозможно, враг хитёр и лет ему больше, чем нам. Нам бы силы с самими собой справится. У иудеев запрещено миссионерство, не знаю почему, но, думаю потому, что Господь уже всё всем сказал, только надо захотеть услышать. Не надо идти с Его словом к тем, кто Его не хочет слышать, к тем, кто впадает в злобу, берёт пилу и пилит...Это же нам всем расплата за нашу общую жизнь во лжи, без Бога. Захотели тельца - получили. Такие страшные удары пережили мы, русские, что уже силы иссякли. Но есть Бог и Он нас не оставит.Только надо к Нему идти самим, своими ногами, никто не сможет притащить в храм того, кто изо всех сил сопротивляется. Мне думается, что совместные молебные стояния в городах, сёлах очень помогли бы нам всем. А не постоянные оправдания Церкви перед миром и заигрывания с ним. Как перестанем заигрывать, так придём в себя и станем сильнее.
Ну наконец-то появилась оценка происходящего с точки зрения Писания.
Уважаемые администраторы сайта, почему-то дата всех комментариев стоит 16 августа?
Спаси Господи о. Владимира
Вы в статье затронули самую волнующую меня тему про то, что спиливают кресты, вот в частности:"25 августа в Архангельске и в Челябинской области вандалами спилены 4 поклонных креста. Пришло время открытого террора против Церкви". Почему же нет новости, что 26 или 27 августа православные христиане этого города вышли на крестный ход или на молитвенное стояние, потому что священнослужители этого города забили в колокола и в прямом и переносном смысле, и призвали прихожан выразить свое отношение к этому кощунству. А раз никто не возмутился, значит безнаказанность и вседозволенность для подобных актов. Может я ошибаюсь, может все-таки был какой-то ответ, но я в новостях не видела?
Разве все эти случаи - не показатели того, что мы все "боимся высунуться", сделать не так, надо же быть толерантными или как там терпимыми. НЕ ТЕРПИМЫМИ а ТЕРПЕЛИВЫМИ. Ведь Господь торговцев и менял из Храма с плетью гнал, а тут кощунникам сказать боимся что-нибудь не то.
А вообще наша главная беда, что любовь в нас действительно иссякла, вот и заходимся злобой. Если бы была в нас любовь и сострадание, и молитва - было бы вообще не до личных жизней наших пастырей...
Рыба гниёт с головы. Мне просто интересно, почему так долго ждали эти антихристовы силы? Хотя одни священники так и говорили, что после окончания выборов в России жди продолжения нападок на Церковь и православных.
Причём, судя по происходящему, мы миряне и наше священство сами подготовили, своим нерадением, обильную пищу для СМИ и грязь, которую на нас и выливают. Отдельные одиозные поступки отдельных личностей уже не скрыть (интернет не позволит), так что будем пожинать горькие плоды ОБЛИЧЕНИЙ.
Есть мнение, что далеко не всё в СМИ будет придумано и переврано: наглядно покажут поступки личностей (если священства, то просто ужас), предоставят документы, видео, счета и пр записи - в наш век это несложно. Всему народу, т.е. и верующим и неверующим покажут чем живёт наша Церковь. Это только начало масштабной компании, она будет проводится постепенно. Сознание народа будут травить сначала дозированно, а потом всё сильнее - самый смак приготовят напоследок. Начало этой травли уже свидетельствует о том, что нужные материалы собраны.
Беда в другом: очень много людей будет введено в соблазн дурным примером и ложью, тех людей, что могли придти в Церковь.