Пророк Исайя |
«Не носите более даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!»
Это жуткое явление, когда именно то, чем люди желают оправдаться – молитва, праздники, пост – более всего раздражает Бога. «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Очевидно, слова эти касаются не одних евреев времен Исайи. Не угрожай нам подобная ситуация, мы бы и не читали эти книги в ходе богослужений. Напрямую относится к нам и призыв покаяться.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову»
***
Не пропустим, прошу вас, мимо ушей сердца эти слова. В них призыв к деятельному доброделанию, направленному не на храмовую красоту или личные подвиги, а на беззащитного ближнего. Еще Евангелие не возвестило, что добро, сделанное ближнему, принимается лично Христом, а уже пророк зовет к попечению о ближнем. Бесчеловечие же в отношениях между людьми – признак трупного разложения души народа. Но не сразу звучит призыв к добрым делам. Прежде усилий по части милости, нужно еще сделать нечто важное.
«Перестаньте делать зло, научитесь делать добро», – таков порядок повелений Исайи. Прежде всего, нужно перестать делать зло. Не полагая предел своему злоречию, похоти, невоздержанию, эгоизму, бестолку усиливаться творить нечто доброе. Это доброе будет слабым, как недоношенный ребенок, и твориться оно будет по остаточному принципу, поскольку жар души будет отдаваем самовольным похотям. Итак, «перестаньте делать зло». А вот добру надобно учиться. Это только кажется, что нам ясно, как его творить. На самом деле в этом вопросе нужна рассудительность, молитва, духовный опыт и мудрый совет. Принятие заповеди «научитесь делать добро», – означает не что иное, как смиренное признание в том, что делать его мы пока не умеем. Порядок речи и ее смысл созвучен псалму царя Давида, который поется в конце Литургии: «Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и (т.е. следуй за ним)» (Пс. 33) Прежде «уклонись» от зла, а затем «сотвори благо».
***
Если человек усиливается перестать делать зло, и учится делать добро (это – растянутый во времени, трудоемкий и сложный процесс), Бог обещает человеку великую милость. «Придите – и рассудим», – говорит Бог. «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю». Что еще, если не полное прощение обещается этими словами, заменяющими красное на белое, кровавое – на невинное? Есть вещи более удивительные, чем, даже, прощение! Люди, сумевшие подняться из глубины грехов, часто бывают в конце выше тех, кто низко не падал. Это не призыв к греху, да не будет! Но это – ободряющие грешников слова, опирающиеся на сказанное Господом: «Последние будут первыми». И народная мудрость знает, что за одного битого двух небитых дают. Так, бесами поруганный Исаакий Печерский, по выздоровлении стал бесам страшен более прочих монахов. Так и Киприан-волшебник после раскаяния принес Церкви великую пользу. Так и Мария Египетская удивила ангелов житием после того, как долго веселила грехами бесов. Да и апостол Павел не был бы так велик, если бы не состоял в свое время в числе врагов Христовой Церкви.
Итак, нет ничего столь багряного, что Бог не мог бы сделать белым, как снег, благодаря благодати покаяния. «Окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50)
***
В одном из видений своих Даниил видел престолы, и воссевшего Ветхого днями. «Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы головы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9) К Нему был подведен Некто, подобный «Сыну человеческому», «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»
Христологически верно будет думать, что «Ветхий днями» это не Бог Отец, а Сам Сын до воплощения, поскольку Сын совечен Отцу и тоже – Ветхий днями. А подведение к Нему «как бы Сына человеческого» есть указание на грядущее Боговоплощение, в котором Христос, уже как плотоносец, примет всякую власть на небеси и на земли (СМ. Мф.28:18)
И смотрите, какова внешность Сидящего на престоле! Одежды белы, как снег, а волосы головы – как чистая волна. Это же тот самый цвет невинности, та же самая белизна, схожая со снегом и чистой шерстью, о которых говорит Исайя. Значит, если будут грехи наши, как нечто багряное, Бог убелит их, как Свои собственные одеяния. А если грехи будут, как пурпур (царский цвет, возможно означающий грехи, связанные с властью) – Бог убелит их, как волосы головы Своей.
Белизна волос – знак мудрости. Чистую мудрость свою, мудрость, «сходящую свыше», обещает Бог кающимся. И мудрость эта «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17). А белые одежды – величественный знак, многократно повторяющийся на страницах писания. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3:5) И еще: «Советую тебе купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3:18)
***
Так, начав с призыва к покаянию, к перемене ума и деятельности, Бог приводит нас к тому, что обещает сообщить нам белизну Своих мыслей и чистоту Своей благодати, которая облечет человека, словно – в ризу. Таковы плоды подлинного покаяния, такова награда за него.
Теперь самое время прочесть внимательно первую главу Исайи, седьмую главу Даниила и третью главу Откровения. Самое время вообще заняться изучением слов Господних, без которых человек неизбежно умирает, даже если у него обычного хлеба и прочих снедей.
Эх...Все так и есть. Сгниваем тут в болоте греха, а не горим в молитве, вот что. Господи помилуй.
Бог Помощник, Покровитель во спасение, и прославлю Бога моего.
Творец мира от начала сотворения, вознесением Сына сходит Дух Его.
Откуда жизни изменение, начало плача пред Христом,
В благоволении исправление дай Ты ошибок и закон.
Душа здесь в теле пред Тобой, Зиждитель, Духом освяти,
Исправь словесные потоки и благодатно жизнь храни.
Об Адаме Первозданном читая, присносущного Царства лишение
Познаю и изгнание из рая, но открыто от Бога спасение.
Уязвилась горько Ева и коснулась зла, от древа
Вкусила снеди бессловесной, нарушив тем запрет первейший.
Уподобилась душа – мысленная Ева,
Страстный помысел вкушая, горечь видит Его древа.
Достойно изгнан из Эдема, нарушив заповедь, Адам,
Жизни слова Твои вбирая, стражду, спасения дай нам.
Троица Пресущная в Единице, благо время на творение возложи,
И яви Свое благоволение, добротою сердце изуми.
Богородица, надежда и предстательство, всех, Тебе поющих, защити,
Чистая Владычица Святейшая, пред Богом за людей моли.
Без образа вообразив страстей стремление
И любострастия губление рассмотрев,
Молю Тебя, уму дай устремление,
И красоту умножь его словес.
Буря злая окружает, Бог, ко мне благоволи,
Как Петру простри мне руку, по волнам меня веди.
Плоти ризу загрязняю, искажаю образ Твой,
И подобие мараю, как крещением омой.
Красоту душевных сил храни от страстных услаждений,
Ты ум во плоти сотворил, ему дай цельность утверждений.