Демократические процедуры

Источник: Радонеж

Демократические процедуры – вещь хорошая, но вряд ли такая уж безальтернативная. Демократия и торжество личных свобод диалектически превращаются в свой антипод, если их пытаются изобразить чем-то единственно правильным, часто не к месту цитируя Черчилля. Демократия, мол, несовершенна, но лучшего, дескать, никто не придумал, и так далее, и тому подобное. Все это достойно сомнений. И можно Черчиллю предпочитать Станиславского, говоря «не верю»

*

Вас не смущает голосование? То есть сам принцип, при котором побеждает большинство? Меня смущает. Что-то подсказывает мне, что большинство вовсе не обязано быть правым по сути. Большинство способно чудовищно заблуждаться. А ему вручают санкцию на непогрешимость суждений на основании одного лишь количественного перевеса. По меньшей мере – странно. По большей – чудовищно.

*

Предположим, что мы заблудились в лесу. «Мы» это некая разношерстная группа людей, случайно оказавшихся вместе, как пассажиры поезда. «Сумма избирателей» часто именно такова. Темнеет. Есть нечего. В душу заползает страх. Нужно куда-то двигаться, поскольку пребывание на одном месте угрожает смертью. Начинается галдеж и обмен мнениями. Один говорит, что надо идти «туда». Другая вопит, что надо бежать в противоположную сторону. Один человек пытается объяснить, что немного знаком с ориентированием на местности. То ли он был скаутом, то ли работал геологом. Короче, у него есть некие практические и неэмоциональные соображения. Одна беда – его не слышно. Вместо того, чтобы послушать компетентного человека, заблудившиеся решают голосовать: идти «туда» или бежать в противоположную сторону. Бывший геолог подчиняется законам массы. Далее – сценарий триллера или картина на тему «Толпа линчует несогласного одиночку».

*

Выбор направления исторического движения чем не аналог голосования заблудившихся людей. Мы все исторически «блуканули». Надо искать жилье, людей, хоженые тропы, надо спасаться. И один голос более-менее компетентного человека в этой каше испуганных голосов стоит больше, чем единогласное или большинством полученное решение людей, руководимых лишь эмоциями. Простой сумме невежественных воплей должно противостоять умное слово знающего человека. Так технолог на кондитерской фабрике не обязан устраивать митинг на тему определения количества изюма, закладываемого в массу для будущего кекса. Голосование здесь ни к чему. Есть знание специалиста. И так повсюду.

*

Другое дело, что есть сомнения в компетентности специалистов. И есть подаренное массам право спесивой самоуверенности в том, что воля ее это – воля Бога. (Тот еще афоризм) То есть подарена ложная мысль, что « мы сами с усами» и во всем способны разобраться в силу избыточной и врожденной гениальности. Вот только завотируем и пробаллотируем, да честно подсчитаем результаты, и плоды родиться не замедлят. Эта уверенность и есть «внутренне проклятие демократии».

*

Что вообще понимает большинство? На что оно опирается? Обязано ли оно всегда избирать лучшее и не способно ли иногда избрать худшее? Представим себе, что большинство почему-то решило питаться из выгребных ям, находя это экономичным и естественным. Просто представим это в видах мысленного эксперимента. И что делать меньшинству, отстало и консервативно предпочитающему иметь на столе хлеб белый и черный? С точки зрения процедуры все безукоризненно: победила цифра. Но с точки зрения истины произошла антропологическая катастрофа – люди предпочли несъедобное. Два явления произошли вместе: антропологическая катастрофа и победа демократических процедур.

*

Пример с хлебом и выгребными ямами – конечно, сгущение, но намеренное. Впрочем, почему сгущение? Недалек тот час, когда общественное сознание человеку разрешит, быть может, смотреть с вожделением, как на сексуальный объект со всеми вытекающими последствиями, на собственную дочь или сына. Произойдет взлом очередного массового табу и большинство вдруг решит, что «ничего страшного». Ведь уже сегодня список тех явлений, что раньше считались неестественными, а сегодня превозносится до небес, весьма пространен. Дело, как водится, проголосуют. И кем станут те, кто не согласен ни с формулировкой вопроса, ни с итогами голосования? Они будут врагами истины, коль скоро под истиной привыкли понимать мнение большинства.

*

Хорошо, если большинство состоит из людей умных, ответственных, работящих, четных. А что, если нет. Что если оно состоит из лодырей, завистников и развратников, из лжецов, которые врут, не краснея? Тогда что? Сама по себе процедура голосования не включает в себя размышления о нравственном состоянии голосующих. Не включает она и какой-либо коррекции с учетом этого нравственного состояния. Процедура есть явление схематическое и холодное. Теплеет она, лишь наполняясь кровью и дыханием живых участников процесса. И кровь эта может быть отравленной, а дыхание смрадным.

*

Голосование и вера в правоту большинства возникли там и в тот момент, где и когда люди были действительно социально активны, Богобоязненны и ответственны. У них был за душой немалый набор столетиями накопленных ценностей. Поэтому проект сработал. А затем постепенно умы впитали мысль об универсальности человечества и всеобщности отдельных, удачно апробированных процедур. С тех пор стали считать, что если что-то где-то работает, то это «что-то» должно работать везде и сразу.

То, что дите сосет молоко из груди, а взрослый жарит стейк на гриле, и местами их менять нельзя, понятно. А то, что понятное одному народу может быть вовсе не понятно другому, как-то упускают из виду. Упускают из виду то, что народам, как и людям, нужно расти, учиться, преодолевать внутренний хаос, набираться опыта, и все это совершается не по графику, не линейно, а путано и таинственно, под действием Промысла.

*

Одни люди доросли до чего-то. Другие и не думали расти, но уверовали в силу формулы и внешних механизмов. Пока вторые бесплодно внедряли чужие схемы в свою горбатую жизнь, те первые (правнуки изобретателей формы и творцов идеи) изрядно растеряли нравственные качества, породившие успешную процедуру. Обе стороны пошли друг другу на встречу, как при строительстве железной магистрали. Одни, теряя прежнюю крепость, другие, мучаясь бесполезным обезьянничаньем. Когда те и те встретятся, вера в формулу у них будет идентичная, а внутренний мир – одинаково далек от возможности правильного внедрения формулы. Если вы не потеряли нить и поняли, о чем, бишь, я, то можете представить себе встречу двух потоков, как всемирный исторический акт – финальный и безобразный.

*

Демократии привычно противопоставляется диктатура, страх перед которой толкает людей к бюллетеням, урнам, референдумам, агитациям и прокламациям. Но линия антагонизма проходит не между диктатурой и демократией, а внутри любой социальной формации между здоровым и извращенным ее вариантом. Так монархии противостоит не демократия, а тирания, что видно на примере крушения монархии в России с вползанием на опустевший трон красных тиранов. Демократии же противостоит хаос, поскольку субъект процесса может представлять из себя «охлос» – толпу, а не «демос» – носителя определенных ценностных ориентиров. Существует еще аристократия, извращающаяся в олигархию, то есть «власть немногих», людей, напрочь лишенных аристократизма.

*

Россия привычно существует в рамках борющихся друг с другом монархии и тирании. Вкрапления либерального словоблудия лишь способствуют разрушению относительно здоровых форм жизни с целью замены их на откровенно бесовские. В России мираж шапки Мономаха столь отчетливо различим в воздухе, что любой Разин или Пугачев лишены возможности назваться каким-либо именем кроме «настоящего царя». Мышление русских имеет вертикальную координату и сакральную составляющую. А Украина сопротивляется именно идее царской власти, и альтернативу видит не в демократии вовсе, а в аристократии (казацкая старшина, местные помещики, просвещеннее и не очень, etc.). И недоношенная местная аристократия удобно превращается в олигархию (новые помещики, местные князьки, латифундисты, рабовладельцы и проч.) Все очень органично и до некоторой степени неизбежно. Демократия же, как осознанный выбор свободно распоряжающегося своей жизнью человека (но не пролетария и не люмпена, а труженика) у нас даже не ночевала.  

*

В подобных, исторически сложившихся условиях, наша возня с плебисцитом (говорю об Украине, поскольку пою о том, что вижу), есть обидное баловство, не имеющее конца и сжигающее народную энергию. Украине, вполне возможно, не видать ни монархии, ни демократии, по причине внутренней к ним неспособности. Поезд, везущий в счастье, она вынуждена ожидать на станции «Олигархия». И сама олигархия вряд ли когда-нибудь станет аристократией, опять таки по причине внутренней к сему не способности.

Ситуация подобна той классической, когда перед лицом приближающейся катастрофы с одной стороны делать что-то нужно, а с другой – любая активность по определению бесполезна. В это время можно только молиться, что украинцы умели раньше и должны уметь сегодня. Нужно просто напросто постараться остаться человеком с именем Божиим на устах до того часа, когда небо начнет свиваться, подобно старой одежде. Вряд ли нам даны еще какие-то иные творческие варианты.

*

Готовых формул, даром несущих счастье, в принципе нет. К примеру, есть партитура гениального произведения. Но произведение же нужно исполнить! Нужны годы, затраченные на овладение исполнительским мастерством, нужно грамотное чтение партитуры и проникновение средствами музыки в сокровенный авторский мир. А это – ой, какой труд! Точно таков же и путь овладения всяким апробированным рецептом успеха, научного, социального или художественного.

Активным субъектом всюду будет личность. Не народная масса и не другое понятие из разряда больших цифр, а живой и разумно действующий человек. Наше агонизирующее поведение повсюду обнажает главный дефицит – дефицит здоровой личности. Нет тех, кто силен, умен и спокоен, кто владеет темой и медленно прокладывает по земле борозду. А именно такие люди нужны в государстве и обществе, Церкви и школе.

Так получается, что скрипки есть, но нет ни ушей ни пальцев. И мрамор подешевел, но количество скульпторов не увеличилось автоматически. И демократические процедуры есть, но есть ли демос?

Все превращается в баловство и симуляцию, если на вас не смотрит понимающий взгляд человека, который ответственен за свои слова и поступки. Тем то и плоха демократия, что она питает самодовольство в человеке, которому нечем гордиться. И долю ответственности за страну демократия с преступной легкостью возлагает на плечи даже тех, кто пуговицу пришить не может. А воспитание личности благородной и стремящейся к совершенству в задачи демократии вписывается с трудом. Поскольку такие личности тяготеют более к монархии или аристократии, книгам верят больше чем рекламе, и если куда-то бегут, то скорее в храм, чем на распродажу.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

13 августа 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что русского в русском либерализме? Что русского в русском либерализме?
Федор Гайда
Что русского в русском либерализме? Что русского в русском либерализме?
Федор Гайда
Хорошая тема для краткой статьи, - извиняющимся тоном скажет скованный рамками автор. Еще лучше она смотрелась бы в пределах пространной монографии, - ответит вовсе ничем не скованный читатель. И правда: вопрос покажется сложным уже при поверхностном взгляде на предмет разговора. Прежде всего, потому что требует нескольких предварительных суждений, которые в глазах многих сделают его бессмысленным.
Отмирание либерального христианства Отмирание либерального христианства
Алексей Харитонов
Результат налицо. Прогрессивная общественность как не ходила в Церковь, так и не собирается; верующие люди, смущенные и оскорбленные явным и скандальным пренебрежением к слову Божию, уходят. Либеральные общины самоликвидируются.
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Свящ. Димитрий Шишкин
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Священник Димитрий Шишкин
Истина и следование ей именно противно идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства.
Современный враг христианства Современный враг христианства
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Слово «либерализм» означает свободу. Это особая демоническая свобода убивать свой дух, извращать силы души и осквернять тело, это свобода от стыда, как от предрассудка, это свобода издеваться над тем, что свято для человека, это свобода бешеного пса, который бросается на своего хозяина. Уже в античное время либерализм пошел по двум путям, внешне не похожим друг на друга, но имеющим одну цель: освободить человека от Бога.
Комментарии
Павел 2 октября 2014, 13:46
Маразм людей, оболваненных демократией, доходит до попыток перевести сайт с английского на русский путем перевода терминов голосованием среди русскоязычных пользователей. Сам видел и пытался как переводчик убедить американских хозяев этого очень популярного сайта, что они неправы. Ничего не вышло. Как можно дойти до такой глупости, не понимаю, но эти американцы всерьез считают, что сама истина есть всего-навсего волеизъявление большинства. Очень грустно. Даже профессия моя становится им не нужна, о спасении их душ вообще следует помолчать, если не забыть. Вот вам один из подтверждающих мысли автора фактов.
Димитрий19 января 2013, 23:59
Для 2012-09-08
08:28Иван:
Ваня, 5 баллов!
Евгения19 сентября 2012, 16:13
Спасибо Вам, отец Андрей! Точно, а главное - правильно всё выразили. Не знаю, то ли сказывается увлечение статьями на Православии.ру, то ли это всегда и было моей основной мыслью относительно демократии и её процедур, не приживающихся в наших странах, но в данный момент чувствую, что согласна с каждым Вашим словом.
Иван 8 сентября 2012, 08:28
Когда в Англии ввели всеобщее избирательное право,один из философов того времени(уважая его ум и познания ,его периодически приглашали в английский парламент для выступлений,) спросил у парламентариев:"Вы признаете,что среди
людей большинство-дураки и идиоты?Как же вы даете этому большинству дураков и идиотов право голоса,т.е.право решать
судьбоносные вопросы Королевства?"
Больше его не приглашали в парламент.
Наталия18 августа 2012, 21:44
Спасибо, батюшка. Я Вас бесконечно уважаю и всегда с большим вниманием читаю Ваши статьи. Стараюсь, грешная, хоть что то выполнять из того, что Вы советуете нам. Спасибо Вам.
Но, сегодня простите не могу. Пишете про компетентного бывшего геолога (!!!), который управляет экономикой (???). Я бухгалтер и, поверьте, на собственной шкуре знаю, что терпят предприятия и мы простые труженники экономики от управленческих решений этого геолога, еще со времен его заведования налоговой инспекцией. Поэтому статью дальше читать не стала, просто не могу - накипело (на этого геолога)
Евгений Евгранов16 августа 2012, 03:29
Не понимаю, как это происходит. Одной рукой принимаем, долго, с трудом, а другой рукой, так легко отдаем, да и хорошо если только отдаем, но это не в пустую - совсем другое служение. У широко цитируемого сегодня Ионна Лествичника всего одна строка "не знаю найдутся ли в нынешнем веке такие" (о истинных подвижниках), и из этого уголька раздули пожар и постоянно его питают - "Нет сегодня той святости". А откуда ей быть, ведь "ты сказал". От слов ваших оправдитеся, то есть правдой сделаете то о чем вещаете. Грань между рассуждением и осуждением не такая уж тонкая, как принято считать.

Надеяться, что "благородная и стремящаяся к совершенству личность", с подобными рассуждениями о "мирском", может в этом мирском поменять что-то к лучшему -абсурдно. В лучшем случае в его комнате станет светлей. Светит, да не греет. "Оставьте такую любовь". Святые Отцы освободили нас давать указания - "мир лежит во зле", подражать им в этом, значит признать, что не отстаем от них в посте и в молитве, да и вообще освободили.

Я хочу сказать, при всем глубоком уважении к автору, не то что он заблукал, с учетом выше приведенной цитаты он в общем и целом прав, а что его альтернатива условие необходимое, но не достаточное.
Евгений Евгранов16 августа 2012, 03:28
Уважаемый, Сергей, спасибо вам за личное обращение, что позволяет мне ответить, потому как мой первый комментарий был излишне поспешен. Демократия здесь не причем, речь не ней. Я благодарен автору совсем не за ту явную мысль, ради которой написана эта статья. Я думал так же полгода назад (может простят мне модератары эту ссылку, не вижу лучшего способа проиллюстрировать свое мнение, как этим разговором с другом http://joki-moki.livejournal.com/13218.html). Я тоже так думал, что меняя людей, можно изменить жизнь общества. Статья доказывает обратное.

Это как взгляд человека из светлой комнаты на улицу в ночь. И чем сильнее свет, тем больше будет сгущаться тьма, для того кто смотрит.
Серега15 августа 2012, 12:02
Евгранову Евгению. (и тем, кто ужаснулся приведенным примерам) часть3
Нынешнее возвращение многих людей в Церковь -- шаг против нравственного регресса. Важно не забывать: "яко безъ менй не мужете творити ничесуже" (Ин. 15:5), что проигнорировано авторами современной демократии, продолжает игнорироваться и сейчас. Потому и с альтернативой дело обстоит совсем не так, как Вы представляете: никто и не говорит, что сейчас прямо сразу нужна монархия -- люди сейчас не те. Не с того начинать надо, что государственный строй переделывать, а духовностью заниматься -- важнее, причем уже сейчас, в имеющемся обществе, в существующем государстве. Богу надо молиться, а не демократические процедуры в идол превращать...
Серега15 августа 2012, 12:02
Евгранову Евгению. (и тем, кто ужаснулся приведенным примерам) часть 2.
О демократических процедурах тот же Кургинян говорит как о средстве, а не самоцели, критикует американский "экспорт демократии" так, что возникают подозрения: не консультировался ли с отцом Андреем. Тот же Кургинян приводит жуткие примеры с парламентом в туземном племени, который будет обсуждать закон как варить людей для вождя: живыми или предварительно убитыми... (не удивляет, что люди "из разных лагерей" так сильно сошлись во мнениях, подходах и ужасе приведенных примеров ?) Немыслимо для "цивилизованных" стран? Причины? Кургинян о причинах прямо не говорит, подразумевая как причину -- людей. Отец Андрей в конце статьи указывает на людей, как на причину: "И демократические процедуры есть, но есть ли демос?". Рискну добавить еще: модернистский проект, что во Франции, что в России -- с самого начала безбожный. Во Франции началось с "уважения к религии и не более" (фраза Кургиняна), в России -- еще более радикально. Все держалось на силе и энтузиазме людей -- и только. Получилась последовательность поколений людей все более отходящих от Бога. Первые были воспитаны в религиозном обществе, вторые в отрекающемся помнящем обществе, третьи в обществе плохо помнящем... отход все дальше.
Юрий15 августа 2012, 10:40
Юрий
Правильная статья, особенно если посмотреть на шоу с западной демократией, которую нам всегда приводят в пример.
Особенно видна западная демократия в Ираке, Ливии, Афганистане, Сербии и т.д.
Анна, Луганск14 августа 2012, 23:15
Статья очень сильная и неожиданная — очень уж мы привыкли к мысли, что демократия наше всё.
А насчет альтернативы... Был бы демос, будет и демократия в лучшем ее смысле. А то, что представляет собой население страны — охлос или, напротив, демос, — зависит от КАЖДОГО из нас.
Потому что народ состоит из людей, отдельных людей, из нас, из меня и вас тоже всех по отдельности. Какие мы, такой, выходит, и народ.
Вот батюшка и говорит нам всем "молиться", чтобы встретить Христа с его именем на устах в покаянии и добрых делах. Вот и будет "малое стадо", а не охлос.
От нас зависит.
Но не на выборах, а ежесекундно.
Константин14 августа 2012, 22:52
Все правильно. Эту статью надо прочитать прежде всего президенту Путину, премьеру Медведеву и руководителям "Единой России". Эти люди, мягко говоря, далеки от ответственности за страну и народ. И профессионализм их заключается в манипулировании мышлением большинства. Хотя они и ходят в церковь, но все это фаисейство. Церковь они только лишь используют в своих политиканских играх. "Не уподобляйтесь фарисеям и книжникам, прилюдно молящимся на улицах и площадях" - предупреждал Иисус Христос. Впрочем, обнадеживает и радует то, что наш народ пробуждается и прозревает.
Владимир14 августа 2012, 17:22
Исторические параллели России и Украины очень симпатичны, интересно было бы на Грузию взглянуть с этого ракурса.
Татьяна14 августа 2012, 14:08
Потрясающе точно и правильно. Когда прочитала, подумала: почему это не очевидно для любого более-менее думающего человека? 2-4 предложения последнего абзаца вообще бы растиражировала повсюду. Спасибо автору.Кстати, альтернатива, предлагаемая автором,вполне четко сформулирована в последнем предложении.
Лариса14 августа 2012, 13:34
Андрей, София, автор совершенно ясно предлагает нам всем молиться, надеяться на помощь Господа. Тогда и "подсказка" придёт. Лариса.
александр л.14 августа 2012, 13:01
Ситуация, которую описывает автор, характерна не для демократии, а для тирании фашистского или советского типа, когда большинство по воле вождя санкционирует тотальное подавление меньшинства. И именно при этих режимах у большинства развиваются такие черты как ложь и зависть (в советском случае еще и лень как следствие уравниловки и отсутствия индивидуальных экономических перспектив).
При демократии же права меньшинств на участие в общественной и политической жизни гарантированы, и большинство принимает решения отнюдь не игнорируя мнения специалистов. А главное, у народа воспитывается политическая культура и чувство ответственности за свою судьбу, что характерно для зрелых обществ. При монархии же народы пребывают в детском состоянии, полагаясь на власть предержащих и на них же сваливая всю ответственность в кризисные периоды.
Евгранов Евгений14 августа 2012, 00:09
Странно сказать, но после такого ошеломительного штурма на демократию чувствуешь необходимость выразиться в ее защиту. Ничто просто так не проходит, и демократия часть Промысла, только люди не до конца продумали ситуацию и еще не нашли ей достойного приложения: ножом можно хлеб резать, не смотря на то, что это холодное оружие.
А с (четкой) альтернативой, предложенной автором большая проблема. "Воспитание благородной стремящейся к совершенству личности" без взаимодействия с миром не возможно. Это тоже своего рода утопия. Да, все христианские подвижники стоят на этом, свидетельствуют миру, расшияют его границу до соприкосновения с Богом. Но Вы то говорите о мирском. А это значит нужно говорить не только о человеке, но и о мире, хорошо. Плетью обуха не перешибешь. То есть необходима совокупность действий: и сила, и твердость. Сила в человеке, а твердость в мире, а если не знать как и что с этой твердыней делать, одной силы не хватит и получается еще одно талантливое мнение, что за окном темно.
Saihah13 августа 2012, 21:45
Да,да, интересный философский вопрос про миллион леммингов, который не может ошибаться, прыгая вниз с обрыва.
Однако неожиданно, что православный священник сравнивает большинство людей со стадом; и щедро поливает людей грязью; придумывая за уши притянутые низкие примеры (про возможную приемлемость инцеста и поедание помоев).
Наверное, потерявшиеся в лесу люди смогут пообщаться и выбрать лидера-проводника на разумных основаниях, выслушав доводы. но и проводник этот может оказаться Сусаниным (имея ввиду его именно как проводника, а не как русского героя).
На выборах же выбирают за программу, за дела и обещания, за надежду, только победитель может также оказаться Сусаниным. Но и против таких лже-слуг народа есть демократические приемы.
А Ваша апологетика опасна для гражданственности, поскольку из нее вытекает легитимность фальсификации выборов и подтасовки результатов, а также распространение нетерпимости к своим соотечественникам, которых вы рисуете грязным людом, и нетолерантности ("Ведь уже сегодня список тех явлений, что раньше считались неестественными, а сегодня превозносится до небес"-ах оставьте Ваши тонкие намеки, скажите прямо, что гомофобия есть добро).
Андрей, София13 августа 2012, 17:09
Хорошо сказано, согласен со всем. Но автор не предлагает (четкую) альтернативу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×