Жизнь коротка, и опыт человека ограничен. Долг совести велит записывать виденное и слышанное, если оно способно со временем принести кому-то пользу. Вот вам рассказ-притча от одного из ныне здравствующих почтенных архиереев, достойного именоваться отцом многих.
«Один батюшка хотел сменить приход. Люди были к храму нерадивы, и жить было нечем. “Не мрут, не родятся”, – говорил огорченный священник, имея в виду отсутствие треб. И сколь циничной ни покажется эта фраза иному читателю, цинизма в ней не больше, чем в медицинском или юридическом отчете. С просьбой о переводе священник и приехал к своему преосвященному. А тот неожиданно дал совет.
– Сколько, – говорит, – у тебя улиц в селе?
Священник отвечает:
– Три.
– Поступай так. Часов в 12 ночи становись на молитву и вставай с нее не раньше, чем через два – два с половиной часа. Читай Псалтирь, Евангелие, акафисты – что хочешь. Можешь и поклоны класть. Но изволь два с лишним часа помолиться. Потом выходи на улицу, вооружившись очень длинной палкой, как удочка. Село к этому времени уснет, и все огни погаснут. Стучи палкой в ближайшее окно и беги, чтоб тебя не видели. Собаки залают, окно зажжется, люди выйдут на крыльцо, а ты уже должен быть далеко. Потом стучи в другие окна и сразу убегай. Делай так, пока за несколько ночей все село не обойдешь.
Священник принял совет и, хотя недоуменно пожал плечами, обещал слово исполнить. Он молился и обходил село, стуча по ночам палкой в темные окна. Потом приехал к владыке на отчет. Епископ велел еще раз село обойти, предварительно крепко помолившись. Священник и в этот раз покорился абсурдному благословению. Вскоре о нем призабыли. А через месяцев семь-восемь он появился в епархии снова.
– Не переводите, – говорит, – владыко, меня никуда.
– Что так?
– Почти в каждом дворе хозяйки с животиками. Через пару месяцев у меня в селе крестин столько будет, сколько я в жизни не крестил!
– Вот видишь, – говорит преосвященный, – как важно человека вовремя разбудить».
***
Когда я и другие рядом со мной слушали этот рассказ, то, дослушав до слова «разбудить», громко рассмеялись, полагая, что история подошла к концу. Но нет. У истории оказалось продолжение, назидательный вывод, ради которого вся история и была изложена. Преосвященный произнес последнюю фразу: «Твоя задача, батюшка, молиться Богу и будить людей!»
Разумеется, не для того только будить, чтобы через девять лунных месяцев в семействе был приплод, а в приходе – очередная треба. Людей нужно будить в духе слов апостола Павла: «Восстани, спящий, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос!» От тяжкого сна греховного нужно пробуждать великое множество крещеных людей. И приступать к этому нелегкому делу нужно только после усиленных и продолжительных молитв. Это очень по духу близко к служению пророческому и к словам Божиим, сказанным через Иезекииля. Священники, пробуждающие народ, похожи на сторожа, который будит людей звуком трубы, видя приближающегося врага или стихийное бедствие. «Если страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, – то… (кровь погибших) взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву… Если же ты остерегал беззаконника от пути его… но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33: 6–9)
***
Молиться Богу и будить людей. Можно и наоборот: будить людей и молиться Богу. Но, без сомнения, для того и другого нужно прежде самому проснуться.
Гораздо выразительнее побудка протоиерея Георгия Косова,
описанная Сергием Нилусом, да, и не только им.
Лучше привести в пример историю про священника Григория из села Чекряк, его послали служить на бедный приход, крыша храма текла, село маленькое и бедное, а у него 4 детей. Батюшка пошел к преп Амвросию Оптинскому просить благословение переменить приход, только он вошел к старцу Амвросию, как тот ему и говорит, что разве он не знает, что священнику место служение дает сам Господь, и чтобы он не уходил с прихода, а потом и каменный храм построит.
Батюшка продолжал служить, заболел из за холода в храме, стал кровь харкать, а бесы по ночам его с кровати сталкивали и говорили:"Уходи, нас много, а ты один". Батюшка снова к старцу Амвросию, не успел ничего сказать, а старец говорит: "Обманывает тебя бес, это он один, а ты с Господом Иисусом Христом. И посоветовал ему каждый день читать в храме акафист. Проезжал купец, видит храм открыт: поставил свечку и выгодно продав товар. на обратном пути, пожертвовал часть прибыли и другим купцам рассказал. Через несколько лет отец Григорий построил каменный храм, у него уже было 10 детей, а когда старец Амвросий умер, то передал ему свою благодать, так что прихожане говорили, что милоть пророка Илии (старца Амвросия) перешла на отца Григория, он получил дар прозорливости и исцелений. Это можно прочесть у Сергия Нилуса, кажется в книге "Великое в малом".
А чтобы разбудить народ, надо и самому проснуться, то есть настроиться на духовную жизнь, иначе никакой молитвы и приходской жизни не получится, а будет начетничество и теплохладность.
Только одно маленькое замечание - беременность длится или девять календарных месяцев или десять лунных, а не 9 лунных как в тексте.