Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011. — 640 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0611-1. ISBN 978-5-373-00597-5. Издательский номер 11-10461 |
Самые простые ответы лежат на поверхности – в последнее время народ полюбил произведения на церковную тему, и особенно любят читать о старцах (которым посвящена большая часть повествования); кроме того, читатели издавна любят исповедальный жанр, а тут еще рассказывается о необычном опыте: как московский юноша-интеллигент стал насельником монастыря; современные люди любят занимательность, чтобы о серьезных вещах было рассказано увлекательно и желательно с юмором – все это есть в книге; в последнее время велик интерес ко всему таинственному, запредельному, чудесному – и этого тоже в книге немало.
Однако все эти гарантирующие интерес современного читателя перечисленные особенности книги архимандрита Тихона можно отнести и к некоторым другим книгам православной тематики, которые в изобилии выходят ныне из печати, но таким невероятно широким спросом они не пользуются. Значит, нужно поискать и более существенные причины интереса именно к «Несвятым святым».
На наш взгляд, главной причиной притягательности текстов книги является их парадоксальная особенность: в рассказах нет дурной «литературности», придуманности, все они основаны на личном духовном опыте, но одновременно их отличает высокая художественность. Именно красота слова, продуманность композиции, яркость сюжетов притягивает к себе читателей. Автор, и, одновременно, герой книги, не просто вспоминает о «встречах с замечательными людьми», он силой художественного дара создает их живые образы, а также не просто повествует «о времени и о себе», но создает цельный художественно-духовный мир. Что во все времена отличало настоящее художественно (и духовно) ценное произведение от непроработанных «зарисовок с натуры» или различных «фэнтези», иногда выдаваемых за правду жизни.
Раскроем нашу мысль. Что значит «живые образы», а не сухое констатирование фактов или несуразный вымысел? Автор, рассказывая о встречах с разными людьми на своем жизненном пути, не старается подробно описать биографию этих людей, вообще не отягощает рассказ подробностями; он говорит только о самых ярких проявлениях человека, о том, что наиболее полно выражает его неповторимую личность, он не фиксирует факты, а размышляет об их смысле. Через слово автор как бы воскрешает цельный образ дорогого для него человека, который живет в его душе. Это возможно только при одаренности тем чувством, которое справедливо назвать «родственным вниманием» (увы, в наше время редко распространенным), а, во-вторых, при сохранении чувства благодарения.
Надо сказать, что чувство благодарности – это главный фон всей книги. Благодарности за все, что дал Господь – за встречи, за события (и не только радостные, но и скорбные), за полученные жизненные уроки, за веру, за монашество. А рядом с благодарением стоит еще одно очень несовременное чувство – благоговение. Благоговение перед подвижниками, исповедниками веры Христовой, с которыми Господь сподобил встретиться, и в целом перед духовной традицией прежних времен, благоговение перед Промыслом Божиим (на действие которого автор постоянно обращает внимание читателей), благоговение перед образом Божиим в каждом человеке.
Поэтому книга отца Тихона является по-настоящему миссионерской. Она открывает неверующим «непознанный мир веры» (знаменательно, что книги с таким названием выпускает Сретенский монастырь, настоятелем которого является архимандрит Тихон), а верующим напоминает, что «есть единое на потребу» – самое главное в жизни, и какой она должна быть перед лицом смерти (недаром в книге так много примеров праведной кончины самых разных людей – от старцев печерских до друга автора о. Рафаила и великого режиссера Сергея Бондарчука). При этом книга не носит учительного характера, в ней нигде в лоб не говорится: «Это хорошо, а это плохо», в ней просто открываются неколебимые духовные законы, действующие в жизни каждого человека, Божие присутствие во всем и всегда, даже в трагические моменты.
Повторим то, что о чем сказано в начале: загадка книги состоит в том, что она при всей своей художественности не является литературным произведением, в ней нет подтягивания жизни под представления автора, это чаще всего живой голос, документально записанные разговоры-рассказы тех людей, которым посвящено повествование, а не скорректированный автором пересказ чужого слова. Хотя при комментировании этих «чужих слов» всегда чувствуется очень личностная интонация автора, свой стиль, очень близкий к разговорному, к беседе. Это, пожалуй, так же является одной из причин успеха книги – люди сейчас очень нуждаются, прежде всего, в собеседнике. И особенно в таком, как отец Тихон, – внимательном, сопереживающем и одновременно веселом, неунывающем даже в самые трудные минуты; мудром и одновременно «не забронзовевшем», а ценящем превыше всего чувство дружественности.
Смысл всего написанного в книге наиболее полно выражен на последней ее странице, которой и завершим нашу краткую заметку:
«В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чудным Промыслом Божиим. Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И все же мы, хотя и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире». И добавим еще несколько строк, в которых автор говорит вовсе и не о себе, не о своей книге, но их вполне можно отнести к тому миру, который в ней отображен: «Но весь вопрос в том, как попасть в этот удивительный мир. Это невозможно никакими обычными человеческими способами. Никакой земной властью. Ни по какому «блату». Ни за какие деньги. В этот мир нельзя и краешком глаза заглянуть, даже при помощи всех разведок и спецслужб. А еще выясняется, что в него нельзя величественно прошествовать, скажем, просто закончив Духовную академию и даже получив священнический и епископский сан». И дальше те слова, которые автор произносит по отношению к своему другу – иеромонаху Рафаилу (Огородникову), но которые мы, читатели, не колеблясь, можем отнести и к самому отцу Тихону, поменяв прошедшее время на настоящее: «Просто он – гениальный провожатый по этому миру. Бог был и есть для него Тот, для Кого он живет и с Кем он сам жил каждый миг. И к Кому приводит всякого…»[1].