20
июля, в ночь с четверга на пятницу, в американском
городе Денвере некий Джеймс Холмс открыл стрельбу в
кинотеатре «Аврора» на премьере нового
фильма о Бэтмене. Свидетельствуют, что когда этот
молодой человек, называвший себя главным врагом
Бэтмена Джокером и выкрасивший волосы в красный цвет,
– вышел в зал с винтовкой в руке и принялся
сперва распылять слезоточивый газ, – раздались
аплодисменты. Они еще некоторое время звучали и под
первые выстрелы, так как зрители поначалу приняли
свой расстрел за органическую часть премьерного шоу.
Сразу погибло двенадцать человек, и более семидесяти
было ранено.
Павел Крючков
Откликаясь на это событие в своих интернет-дневниках, многие отечественные и зарубежные блогеры усмотрели определенную связь между поступком явно повредившегося в уме рядового потребителя пресловутой «массовой культуры» и самим жанром фильма. Вспомнили и о компьютерных играх про Темного Рыцаря, которые выходят аж с 1986 года. А сейчас, когда я пишу, а вы — читаете эти строки, — тысячи молодых людей по всему миру сражаются «в Бэтмена» в режиме онлайн.
В эту самую минуту.
Немалая же часть комментаторов поспешила заверить, что дело не в Бэтмене и не в жанрах, но в том, что отдельные люди всегда сходили и будут сходить с ума.
Это, мол, неизбежно, психиатрия.
И все-таки заметим, что денверовский стрелок затеял свою кровавую американскую бойню не на премьере мелодрамы или исторической саги, а на преобразованной из комикса истории про супермстителя, твердо убежденного в эффективности такой вещи как самосуд. Кстати, в генезисе истории про «Человека-Летучую мышь» — убийство родителей на глазах у ребенка, впоследствии поклявшегося посвятить свою жизнь борьбе за справедливость. Борьба, конечно же, кровавая, впрочем, интересующихся я отсылаю к подробной статье о Бэтмене в «Википедии», обещая непросвещенному читателю (не знающему, например, кто такой Джокер, которым вообразил себя Джеймс Холмс) много неожиданного. Здесь же я приведу из этой статьи только одну, внешне весьма невинную цитату: «Как культурная икона Бэтмен был адаптирован для кино, телевидения и книг, а также появлялся в различных видах товаров, продающихся по всему миру, таких как видеоигры, игрушки и одежда».
С теми, кто настойчиво просит не усматривать прямой связи между поведением отдельных безумцев и теми или иными фильмами/комиксами, — я спорить не стану. К тому же люди моего поколения отлично помнят, как советская газетная пропаганда клеймила тот же американский кинематограф, усматривая в самом факте его существования вирус чуть ли не сознательного разрушения человеческой психики. И, вероятно, проскочившая у некоторых блогеров отчаянно-циничная фраза «искусство требует жертв», как её не поворачивай и не переосмысляй — только фраза. Но что же делать, если вдруг какое-то умозаключение неожиданно фокусируется в то, что иначе как реальностью не назовёшь? Развести руками?
…В начале этой недели дело об убийцах в станице Кущевская передали в суд. В доме фермера Аметова бригадой Сергея Цапко было уничтожено двенадцать человек, включая малых детей и младенцев (известно, что и в это и в некоторые другие преступления Цапок «закладывал» месть за своего убитого брата, такого же как и он сам, бандита — «Колю-Бешеного»).
А чуть менее трех недель тому назад, из телепередачи Алексея Пиманова «Человек и закон», посвященной кущевским событиям, я выписал (с помощью интернета, конечно) одну цитату, на которую хочу обратить ваше внимание. Но сначала сообщу, что еще перед началом телевизионного спецвыпуска, в котором обильно использовались кадры из гангстерского фильма Копполы «Крёстный отец» (любимой картины главного палача Кущевки), ведущий обмолвился: речь пойдет, в частности, и о корнях этого страшного преступления. И упомянул «культовый» телесериал Алексея Сидорова «Бригада».
Итак, в этой телепрограмме, один из убийц семьи фермера Аметова и его гостей, молодой «качок» Владимир Алексеев по кличке «Вова-Беспредел» вещает на камеру через решетку изолятора: «…Честно сказать, я с детства думал и презирал убийц, никогда не знал, что сам стану таким аморальным уродом…» И затем — в следующем включении – он доверчиво признается, вспоминая начало своей «карьеры»: «…Я с детства запомнил… Да, волна вот эта вот, криминальная, — фильмы «Бригада» и всё остальное… Когда ты видишь уважение, да…».
Заметим, что в той же «Википедии», в статье о фильме «Бригада» — сериал назван «культовым». Иными словами, за главным героем, криминальным «авторитетом» Сашей Беловым («Белым»), искусно сыгранном Сергеем Безруковым и его соратниками стоит нечто большее, чем просто рядовая киноистория.
Вернемся к Бэтмену и Джеймсу Холмсу.
Новости сообщили, что режиссер фильма «Темный Рыцарь: Возрождение легенды» от лица съемочной группы заявил, что глубоко опечален «бессмысленной трагедией», случившейся в американском кинотеатре «Аврора». В телеразговорах о кущевской бойне тоже, я заметил, твердилось об отсутствии каких-либо логик: ну детей-то зачем душить? Что и кому может рассказать годовалый ребенок?
Между тем, странные, на первый взгляд неправдоподобные, нитевидные смыслы здесь, думаю, все-таки – прощупываются. И они – живые, со своим кодом ДНК, разглядывая который под воображаемым микроскопом, некоторые молекулы и связи между ними могут сложиться в узнаваемые художественные портреты – из той или иной «культурной продукции». Просто в это очень трудно поверить.
В конце концов кущевского «Вову-Беспредела» тоже за язык никто не тянул. У него что называется – вырвалось.
Но значит ли вышесказанное, что массовая культура – это очевидное зло, на борьбу с которым пора поднимать всё живое? Нет, конечно. Масскульт отменить никому не под силу, это не нужно и невозможно. Супергеройские и гангстерские боевики как выходили так и будут выходить, армии поклонников той или иной франшизы будут только расти. И, конечно же, насмотревшись боевиков, человек с нормальной психикой не бросится палить по соотечественникам.
Просто, наверное, многим из нас (родителям, например) стоит не забывать, что старинная русская поговорка про дым и огонь (которые в век нынешних технологий давно умеют существовать отдельно друг от друга) – не такая уж замшелая древность. Её ведь тоже не на пустом месте сложили.
мир сходит с ума, "вирус чуть ли не сознательного разрушения человеческой психики"? Вчера показывали по ТВ про "женский батальон" в МО и квартиры. А посмотрите на Гос.думу - там сидят дамы с крупными крестами на груди, выполняют гос.задачу - без "крестного отца" не обошлось? Кто он этот любящий добрый дядя, под чьим чутким руководством все это цветет и пахнет? Лужков вроде как тоже кому-то не давал квартиры и мэр столицы докатился до Германии? Министр с/х "эмигрировала" во Францию? Не вернется ли из "эмиграции" Березовский-Еленин и не закончиться ли все это очередным грязным лагерем под руководством очередного Юревича, как в Челябинской области, демократически избранного? Спаси Бог.
Проблема, которую Вы хотите показать православному читателю, можно свести опять-таки к старинной русской поговорке - "свято место пусто не бывает", где в данном контексте "свято место"=душа человека:
-пустите в Вашу душу Иисуса Христа и Вы однажды отдадите свою жизнь за ближнего;
-впустите в Вашу душу исламского бога и вы однажды с удовольствием убьете неверного;
-впустите в Вашу душу будд и вы однажды спокойно убьете и неверного и ближнего.
Если же в Вашей душе Бэтмен, то Вы мститель для тех, кого Вы выбрали джокерами. Если Вы Джокер, то Вы убийца для тех , кого Вы выбрали бэтменами.
Павел, поверьте, православному христианину это понятно и без слов. Поэтому лично от Вас ожидалось бы иное:
- Ваши слова - "массовая культура – это очевидное зло, на борьбу с которым пора поднимать всё живое" не надо оправдывать - "Нет, конечно", наоборот следует подтвердить - "Да, конечно", а далее предложить вариант противодействия.
Иначе, Ваши изыскания, учитывая Вашу благосклонность к старинным русским поговоркам, можно прокомментировать известным: "начал за здравие, а кончил за упокой".