В июле 2012 года от московского Сретенского монастыря в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» состоялась миссионерская экспедиция в Онежский район Архангельской области. Волонтеры побывали в селах и деревнях Поле, Пияла, Пачепельда, Мондино, Турчасово, Фёхтальма, Сырья, Большой Бор, Павловский Бор и Верховье.
Кудласевич Иоанн. Устранение дыр в полу алтарной части. Теперь главный алтарь Богоявленского храма в с. Поле пригоден для совершения в нем богослужений |
Стоя на Горушке возле храма и видя перед собой необъятные
северные дали, мысленно отключаешься от всего того, что
тебя тяготило там, не на Севере и не на Юге, по серединке
нашей страны, где не чувствуешь покоя, каждодневно
погружаясь в цифровой мир. Ты видишь внизу деревянные
дома, совсем не похожие на наши небоскребы Moscow-city, а
речка под холмом уносит все твои невзгоды куда подальше,
чтобы «уж наверняка». И вот ты один на один с
природой, объятый исхудавшими от голода комарами,
наблюдаешь, как солнце зарей обливает все вокруг, как оно,
перекатившись под горизонтом, снова выглядывает, и ты не
понимаешь, то ли это закат, то ли рассвет.
Кудласевич Иоанн. Вид на Богоявленский храм с. Поле |
Новейшая история этого храма такая же, как и всех без
исключений других деревянных храмов Севера, расположенных
в населенных деревнях: они были в одно время клубами, в
другое – складами и амбарами. Танцевали в некоторых
церквях вплоть до первых экспедиций проекта «Общее
дело», пока не узнали, что уже порой местами
сгнивший танцпол – святой алтарь забытого храма, а
место, где еще недавно распивали спиртное, – тот
стол, на котором совершалось величайшее действо,
заповеданное Богом, – таинство Евхаристии,
Литургия.
Никогда не забуду, как во время микроэкспедиции в соседнюю
деревню Павловский Бор двое наших ребят пошли на разведку,
ища часовню святителя Филиппа. Она оказалась в 200 метрах
от места нашей высадки из автобуса, и если бы не
проявленное к ней пренебрежение, то нам не пришлось бы
долго ее искать. Когда мы расчистили часовню, с дороги ее
стало видно так, будто это не заброшенный сарай, но
действительно часовня – с куполом и барабаном.
Главное, что ее стало видно. Вот и думаешь: неужели людям
настолько все безразлично, и такое сокровище –
жемчужина деревни – никому не нужно? Увы, пока я в
этом убежден; и хотя во время починки часовни два местных
мужика нам одолжили лестницу и принесли несколько досок,
но… постояв немного поодаль, они вернулись к себе в
деревню.
Кудласевич Иоанн. Микроэкспедиция в Павловский Бор, к часовне свт. Филиппа, митрополита Московского. Осмотр часовни |
Кудласевич Иоанн. К концу рабочего дня |
Участие в миссионерской экспедиции уже дело необычное, а с
какими храмами необычными приходилось иметь дело! В одном
из них, в селе Пачепельда, неразорвавшаяся во время войны
бомба недавно нарушила покой жителей села. Сотрудники МЧС
сказали, что необходимо взорвать бомбу прямо в храме,
иначе – невозможно. Никто не надеялся, что уж до
того «дряхлый» храм уцелеет. Бомбу взорвали,
да вот храм как в годы Великой Отечественной не
сокрушился, так и сейчас: лишь подлетела крыша и немного
сместилась по приземлении, попортился и так сгнивший пол,
а все остальное уцелело чудесным образом.
Паломничество к «святому клубу» деревни
Мондино заняло около трех-четырех часов на моторной лодке
против течения по реке Онеге. За время пути поспать не
удалось: встречный ветер делал свое дело; и потому кто
читал Священное Писание, кто просто размышлял, предаваясь
созерцанию девственной природы Севера, кто вел лодку, а
кто изучал трассу, разглядывая, нет ли по пути торчащих из
воды бревен от когда-то имевшего там место сплава леса. В
Мондино я впервые почувствовал, что значит вековой мусор.
Провалившийся и проломивший пол потолок вместе с какими-то
кирпичами и массой из сгнившей древесины нами активно
транспортировался «за борт» храма на
импровизированных носилках. Пыль поднималась такая, что
порой приходилось выбегать из храма со страдающим лицом и
глотать чистый воздух, «без примесей».
Разгрести метровый слой грязи в трапезной части храма,
залатать некоторые части крыши рубероидом, собрать
разбросанные элементы потолка и остатки печки в одно место
– вот то немногое, что нам удалось сделать командой
в шесть человек.
Дибров Владимир. Троицкий храм с. Мондино |
Деревня, в котором два жилых дома, без электричества
вообще, а остальные – заброшенные и покосившиеся,
осталось в сердце как место настоящей отрешенности от
мира. Нас потчевали чаем из самовара на почках сосновых
шишек и блинами, а также к столу были поданы северные
ягоды: морошка и клюква. Вкус незабываемый!
Слышишь и не веришь, что еще недавно в храме в Мондино был
клуб. Еще нам рассказали, что в 1960-х к ним прилетели на
вертолете какие-то «серьезные ребята» и
забрали все иконы из храма «на реставрацию», и
больше икон в храме не появлялось, кроме бумажных, которые
оставила первая разведывательная экспедиция «Общего
дела». В этом году в Мондино мы привезли небольшой
образ Святой Троицы.
Жеребцов Григорий. Интерьер храма до работ |
Иеромонах Ириней (Пиковский). Храм в Пачепельде после произведенных работ по очистке пола |
Кудласевич Иоанн. Кульминация всей поездки: максимальное количество причастников; причащаются все новокрещенные за несколько дней с разных сел |
Наше участие в возрождении деревянных храмов Севера,
конечно, самое незначительное, но люди видят, что со
стороны приезжают и начинают что-то делать и тем самым
дают надежду не только храмам на благополучное будущее, но
и жителям, потому что, как показывает опыт, при
возрождении приходской жизни села возрождается и
хозяйственная, люди перестают пить и берутся за дело, а в
нашем случае – это общее дело.
Видя нас в своих храмах, жители сел понимают, что на месте волонтеров должны быть именно местные, потомки тех людей, которым было небезразлично духовное здоровье и которые завещали хранить духовную больницу – каждую в своем селе: где храм, а где часовню.
Иеромонах Ириней (Пиковский). с. Пачепельда. Храм в честь Архангела Михаила, пострадавший от взрыва бомбы, не разорвавшейся в военные годы |
Я написал не обо всем, что делала наша группа волонтеров
на Севере, многое осталось за кадром. Но это для того,
чтобы вы, уважаемый читатель, не тратили много времени на
мою «писанину», но скорее начали узнавать о
следующей экспедиции на Русский Север, собрались в ней
принять участие, чтобы далекие, но родные нам жители
архангельских деревень узнали, что их клубы, в которых они
когда-то в юности танцевали, на самом деле являются
большим достоянием не только русского зодчества, но и
русского Православия. Если вы донесете до них, что храм
– это их дом, который не должен погибнуть, а также
сами примете участие в сохранении осиротевших церквей, не
требуя ничего взамен, не найдется вам достойной (ибо
велика она будет) награды на земле.
Дибров Владимир. Общее фото участников экспедиции 2012 и жителей с. Поле |
http://vk.com/id2795975