Из 12 апостолов только Иоанн Богослов не умер насильственной смертью. Рассмотрев историю, можно видеть, что почти все проповедники терпели незаслуженное поношение.
Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: «Путь миссионера легок не бывает»[2]. Алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву) мудрый иерарх дает совет, который состоит в том, чтобы он посмотрел на предпринимаемое дело миссии «оком осторожности. Век сей лукав, чистому добру не охотно верит, случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий»[3]. Этот совет был дан еще в первой половине XIX века, но, пожалуй, за весь период русской истории степень ненависти и клеветы никогда не были столь сильны, как в конце XIX – начале XX века.
До 1905 года, благодаря цензуре, открыто клеветать было либо невозможно, либо весьма затруднительно. Поэтому авторы шли иным путем – писали литературные произведения, в которых, под видом отрицательных персонажей, изображали тех или иных миссионеров.
Так, например, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) был осмеян и опорочен в романе-памфлете «Пейс-паша и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли». Роман был издан в 1881 году в Петербурге, автор скрылся за псевдонимом.
Причиной появления романа, как считает архимандрит Киприан (Керн), стала борьба русских консулов в Иерусалиме с Русской духовной миссией. «Чиновничество наше, приученное синодальным строем всегда смотреть на Церковь как на подчиненное ему ведомство, лелеяло мысль поскорее ликвидировать и миссию, и ее неутомимого и независимого начальника»[4]. Исчерпав политические возможности устранить абсолютно безукоризненную личность отца Антонина, они прибегли к клевете.
Отцу архимандриту, который, по словам профессора Дмитриевского, расчесывал волосы как еврейские пейсы и потому оказался узнаваем в образе Пейс-паши, были приписаны столь гнусные и низкие поступки, что это соответствующим образом характеризовало и само произведение, обозначая его бульварный уровень. Но, к сожалению, и у такой «литературы» нашлись свои читатели. Роман-памфлет успешно распространялся на Святой Земле и в России. И хотя цензура все-таки изъяла книгу из продажи, грязная цель клеветы была достигнута – поползли слухи.
Клевета не повлияла на отношение к отцу Антонину синодального начальства. Хотя архимандрит Антонин внешне и относился к такого рода творчеству презрительно, оно не могло не задевать его. «Книга глубоко возмутила то тихое и светлое течение моей жизни, которому многократно удивлялись имевшие со мной дело люди, – писал он В.Н. Хитрово 24 марта 1881 года. – Бесстыдные нападки на меня этого человека-диавола не дают мне совершенно успокоиться. Мне до смерти хочется ответить безумному по безумию его…»[5].
Как пишет современный исследователь О.Л. Церпицкая, отец Антонин перестал выходить из миссии без особой официальной необходимости. Но народ за советом и утешением стал приходить к нему[6]. В России же интерес к Святой Земле все более и более возрастал – это утешало начальника миссии.
Ко второй половине XIX века усилия миссионеров стали направляться не столько к духовному просвещению среди нехристианских народов, сколько к просвещению исконно православного населения Российской империи, что позднее получило название «внутренняя миссия».
Одним из наиболее ярких деятелей внутренней миссии этого времени является святой праведный Иоанн Кронштадтский. Большинство биографов упоминают о том, что во время обучения в духовной школе он хотел стать миссионером на Аляске, в Африке или Китае[7][8]., но, познакомившись с разгульной столичной жизнью, пришел к выводу, что в России «достаточно своих язычников»
Немало великих подвижников знала Россия в то время, но мало кто был столь всенародно известен, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Именно это и приводило, по мысли известного русского писателя Бориса Шергина, к ожесточенной клевете на праведника. В своем дневнике он писал: «Знали отца Иоанна Кронштадтского, но если “тот берег” (либеральной интеллигенции. – о. А.Я.) Амвросия Оптинского не желал замечать, то Иоанна Кронштадтского “те” поносили и забрасывали грязью. Вот тут-то аксиома “мир во зле лежит” (1 Ин. 5: 19) и подтверждается. Узнав о святом, если святого поставят на свещницу, наш век не только не умилится, не только не почтит святого, а будет тщиться в грязь имя святое втоптать»[9].
Первым ярким произведением, направленным против все возрастающей в обществе известности отца Иоанна, была повесть Н. Лескова «Полунощники»[10]. Впервые опубликованная в либеральном «Вестнике Европы» в конце 1891 года, повесть высмеивает официальную Церковь, и в первую очередь отца Иоанна, показывая его хитрым и лицемерным высокообразованным столичным священником, противопоставляя ему «святых» последователей учения графа Льва Толстого.
Надо сказать, в этот период Н. Лесков претерпевал изменение своих взглядов. Он, по словам митрополита Антония (Храповицкого), увлекся сектантской «мистикой пашковского пошиба и после периода отчаянного увлечения спиритизмом примкнул к воззрениям гр. Л. Толстого»[11].
Для характеристики мотивов, которые подтолкнули Лескова к написанию повести, весьма показательна переписка его с гр. Л. Толстым. В своем письме от 6 декабря 1890 года он пишет об отце Иоанне: «Слава его и глупость общества все растут, как известного рода столб под отхожим местом двухэтажного трактира в уездном городе. Зимой на морозе это даже блестит, и кто знает, что это такое, – тот принимает это совсем не за то, что есть. Но мерило одурению это верное»[12]
«Я шел и иду сам в течение всей жизни, но люблю себя поверять и укреплять Вашими суждениями». Письмо подписано: «Любящий Вас Николай Лесков». В другом письме он пишет: «Простите меня, что я Вам докучаю, и не лишайте меня своей нравственной поддержки. Преданный Вам Николай Лесков» [13]. Л. Толстой, в свою очередь поддерживал развитие творчества Н. Лескова в этом направлении. Так, например, он писал Лескову: «Рассказ ваш об И[оанне] чудесен, я хохотал все время, пока читал его вслух. Тут ужасно то, что сделали в продолжении 900 лет христианства с народом русским»[14].. При этом совершенно противоположные чувства у Лескова к графу. В этом же письме можно прочесть:
Комментируя «Полунощников», глубоко почитавший отца Иоанна митрополит Антоний (Храповицкий) писал: «Рассказ… раздался звонким заушением Православной Церкви. <…> Довольно раскрыть любую проповедь очерненного пастыря, чтобы понять, как далеко от истины обвинение его в непонимании тайн христианских, и в частности о новой благодатной жизни, о возрождении. <…> Православный пастырь, конечно, ничего не потеряет от клеветы Лескова: было бы слишком странно, чтобы такой видный деятель не был бы никем очернен, когда даже о Спасителе “одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ” (Ин. 7: 12)»[15].
Время расставило все по своим местам. Толстовские общества давно перестали существовать, а отец Иоанн Кронштадтский прославлен в лике святых.
А в то время, после манифеста 17 октября 1905 года о свободе слова, нападки на отца Иоанна Кронштадтского усилились. В пьесе В.П. Протопопова «Черные вороны», созданной во время революции 1905 года, «пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники – как сектанты»[16]. Пьеса была представлена публике во многих театрах империи в декабре 1907 года.
Духовенство выступило на защиту отца Иоанна. Снятию пьесы со сцены много способствовал Саратовский епископ священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918)[17]. 11 декабря 1907 года, во время аудиенции у императора Николая II, священномученики Гермоген, Серафим (Остроумов) и Иоанн (Восторгов) подробно рассказали о травле пастыря. «Царь отдал приказ П.А. Столыпину снять пьесу с репертуара»[18].
Для участвовавшего в аудиенции у государя священномученика Иоанна Восторгова отец Иоанн Кронштадтский был живым свидетельством благодати Божией, пребывающей в Церкви, утверждением и утешением всех ее чад: «Вот проявление силы Господней, – восклицает отец Иоанн Восторгов в одной из своих проповедей (после рассказа об исцелении по молитвам отца Иоанна Кронштадтского тяжело болящей женщины), – одно из многих чудес, совершающихся около дивного верою, кротостью и благостью всероссийского пастыря. Напечатали ли о нем газеты?.. Просим все правые газеты перепечатать это известие. О делах Божиих умалчивать грешно»[19].
Для характеристики духовно-нравственного состояния общества предреволюционного периода весьма показательны замечания отца Иоанна, сделанные им в 1911 году: «Один из вдумчивых наблюдателей сказал о современной русской жизни, что она “насквозь пропитана ненавистью”. Безотрадная характеристика! Но если она верна относительно политических партий, сословий и бытовых групп русского общества и их взаимоотношений, то еще вернее она относительно чувств, питаемых ныне к Церкви» [20].
Отец Иоанн Восторгов отмечал, что на страницах «прогрессивных» газет любая религия поддерживалась и уважалась. И только по отношению к православным епископам, священникам и монахам допускались в печати невероятно гнусные оскорбления и заведомо ложные обвинения, подрывающие всякий авторитет Церкви[21].
Нападки на Церковь со стороны революционных сил России, по словам отца Иоанна, были в «степени гораздо большего озлобления, чем даже против самодержавия»[22]. По мнению отца Иоанна, это было связано с тем, что именно Православие, живущее в народной душе, было причиной неудач революции.
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей. <…> Государство, видя, что сила Церкви умалилась и она не имеет прежней “популярности”, выражаясь современным пошлым языком, с легкостью отказывает Церкви в покровительстве, думая угодить прогрессивным течениям и – тщетная надежда! – привлечь их на свою сторону. У тайного врага Церкви сразу получается осуществление двух целей: подрыв Церкви и подрыв государства… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви. У верующих порождается растерянность, недоумение, полное непонимание и незнание, кому же и чему верить. В молодом поколении год от году возрастает недоверие и отчужденность от Церкви. Всюду и везде, особенно среди простого народа, падает авторитет Церкви, подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого “мужицкого нигилизма”, самого страшного по своим проявлениям и последствиям»[23].
Интересно, но иногда клевета оказывала «лечебное действие». Так, например, клевета в «прогрессивных» и крайне правых газетах о пастырских курсах в Москве, организованных отцом Иоанном Восторговым, дала слушателям курсов возможность «излечиться» от доверия этой прессе. Доходило до публикации сведений, что слушатели все разбежались, что курсы закрыты, тогда как ни один из учащихся не покинул курсы, а занятия шли непрерывно[24].
Будучи миссионером-проповедником Москвы, выразителем официальной церковной позиции, священномученик Иоанн Восторгов, пожалуй, как никто другой, подвергался различной клевете и травле. Во многом это было вызвано тем, что отец Иоанн всеми силами старался удержать свою паству от увлечения революционными идеями. За что его ненавидели и преследовали революционеры, которым он, по его собственному выражению, «стоял поперек дороги»[25]. С другой стороны, рассудительность и забота о Церкви раздражала и крайне правых.
Травля пастыря началась еще в период его служения на Кавказе. После перевода в Москву в 1908 году вышел целый сборник клеветы под названием «Протоиерей И.И. Восторгов и его политическая деятельность», собранной Н.Н. Дурново. Книга была широко распространена. Ее рассылали даром по всей России; она была передана всем членам Государственного Совета и Государственной Думы, министрам, всем крупным начальствующим лицам, перепечатана во всех левых газетах, а во время поездки отца Иоанна по Сибири при въезде в каждый город революционные газеты устраивали ему встречу перепечатыванием этого пасквиля.
Клевета была столь сильна, что даже вполне адекватные люди смущались при встрече с человеком, подвергавшимся таким яростным нападкам. Так, например, митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях о встрече с отцом Иоанном пишет: «Протоиерей о. Иоанн Восторгов был человек незаурядного ума и большой энергии. При жизни о нем ходили разные сплетни, но, кажется, они были не обоснованны»[26].
Отец Иоанн ответил на всю возводимую на него клевету только один раз в своей книге «Клевета Н. Дурново. Ответ протоиерея Восторгова», вышедшей в 1909 году, в которой он шаг за шагом обличал официальными документами лживость сборника г-на Дурново. Но, несмотря на это, клеветнические книги продолжали и продолжали выходить[27].
Сам отец Иоанн говорил друзьям: «Мне часто приходится идти над зияющей бездной ненависти человеческой. Страшно заглядывать в нее, и нередко сердце сжимается от боли и естественных страхований»[28].
Позже, когда отец Иоанн овдовел, клевета остановила решение Святейшего Синода, по специальному представлению митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), о возведении отца Иоанна по принятии монашества в сан епископа, викария Московской епархии, с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела [29] А еще позже по сфабрикованному ЧК делу священномученик Иоанн был расстрелян 5 сентября 1918 года на Ходынском поле..
В современном мире информационно-технологическое развитие общества порождает особые методы манипулирования информацией и специальные технологии управления сознанием людей. В таких условиях разрушительное оружие клеветы становится еще более доступным и действенным. Что требует особой осторожности в отношении разнообразных сведений, особенно если они касаются людей, ведущих обширную просветительскую и миссионерскую работу.
Необыкновенно актуально звучат в этом смысле слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями… Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года»[30].
Николай С. "Питать и одевать пастыря – это добровольная забота его прихода."
В корне не верно! Это святая ОБЯЗАННОСТЬ прихода! Где наша прихожанская десятина? Не выполняя своих обязанностей, прихожане обрекают пастыря и ставят его в зависимость и от власти, и от много чего другого!
А по поводу клеветы: НИЧТО не ново под луной, надо только хорошо знать историю!
Клевещут враги - вот и хорошо, значит, мы на верном пути, будем радоваться и веселиться.
И сейчас тоже самое, когда нас стали осуждать, мы кричим: мы православные нам дана свобода вероисповедания, а когда православную веру, т. е. Само Христа поносят всякие нервозовы и позднеры, а сталина делают героем России, мы молчим. Мы все должны проповедовать Евангелие и обличать безбожие, а может быть и пострадать за Христа, а не плакать и хныкать и искать правды у самих безбожников, для которых мы - человекообразные обезьяны. Василий Правдолбов
Вячеславу. Судить наше церковное начальство мы как православные люди не можем, но рассуждать о нём не только можем, но и должны, тем паче в наше совсем мутное времечко. На это Творец наделил нас даром разумения, отличив тем самым от тварей бессловесных. Не надо самим ослеплять себя ради смиренного следования за слепыми вождями – так и в яму вместе с ними недолго упасть. Сколько верующих христиан (да что там христиан – целых народов христианских) уклонились в ереси и расколы из слепого послушания своим еретическим пастырям и архипастырям? Но в данном конкретном случае вы совершенно правы: до дресс-кода (то есть благосостояния) священников нам действительно нет никакого дела. Они у Александра деньги не крадут и не отбирают. Питать и одевать пастыря – это добровольная забота его прихода.
Но есть надежда: мы идем по этой дороге обратно.
Не является исключением и Патриарх Кирилл.
Рядовых священников агрессивно осуждают за их спиной-"машину купил,дом построил,дары высокопоставленных воров принимает,лишний стакан вина выпил, и т.п.",нет,что бы на себя посмотреть вначале,глядишь и проблем меньше было бы -как у осуждающего,так и в обществе в целом.
Большинство осуждающих не видят,ЧТО ИХ БЕЗДЕЛИЕ ведет к разрушению-активно участвует в так называемой "политике" -а свой дом валится,огород не обработан,денег не хватает,дети не устроены,а глава "малой церкви"-семьи носится с безумным видом и пеной изо рта по различным сборищам таких же бездельников и рассуждает на "космические темы",и осуждает"попов"-православных пастырей.
Спорить с такими бесполезно,если отвернешься- он тут же тебе залет в карман,бить по физиономии-рука устанет,убить-грех,остается только терпеливо ставить на место и не давать сесть на шею,а главное -высмеивать и тыкать носом в его ничтожество-действует,и надеяться на Вышний Промысел-
БОГ поругаем не бывает,милостив и долготерпелив,но если накажет-то мало не покажется.Особенно действуют ИСКРЕННИЕ
от души молитвы о здравии-оголтелых и бесноватых жизнь вразумляет,и очень скоро
...Иначе Россия снова скатится в бездну анархии и революции и может исчезнуть с лица земли...
Сейчас время такое как и сто лет назад: предупреждал Иоанн Кронштадский тогдашних людей о грядущей беде и всё напрасно, так будет и сейчас.
За 20 лет не то что семя малое дурное посеяли, нет, засеяли дурным безумным тернием огромные земли, обильно полили их и они скоро дадут свои терние и волчцы.
Но может это и есть разделение на козлищь и овец уже сейчас?
Безусловно, сами священники дают повод к насмешкам. Но это происходит не так часто, как принято считать. Чаще всего это человеческие слабости, которые есть у всех. Все мы люди, всё мы понимаем, и нормальные люди не смеются в таких случаях.
Но есть и "оборотни в рясе". Стоит засветиться одному такому оборотню, и так думают о всех священнослужителях.
То же можно сказать и о работниках милиции. Уверяю Вас, большинство работников милиции - порядочные люди. Они часто помогают людям бесплатно, и не только по долгу службы, но и по милосердию. Но среди них есть несколько "оборотней". Вот по ним и судят о работе милиции(полиции).
То же происходит и со священниками. Я с горечью в сердце наблюдаю, с каким скрипом в зубах говорят о попах нецерковные, но позиционирующие себя верюющими, люди.
К сожалению, так себя ведут очень многие граждане, и верят любому пасквилю :-(
Один только Задорнов чего стоит. Он открыто высмеивает церковь, и не боится же ничего. А все ему рукоплещат, и думают, что так оно и есть.
И действительно, никто особо не трогает сектантов. Про мусульман и других язычников вообще молчат. Мол, убеждения у людей - это свято. А если человек Православный, и пытается жить благочестиво, его готовы сожрать с поторохами. И больше всех достаётся священникам.
Да и вывод от всего этого остаётся один: Что дьяволу сектанты, атеисты и язычники? Это его люди. А Церковь Божия стоит ему посреди глотки. Вот и травит он нашего брата.
Некоторые слова отца Всеволода Чаплина, и дресс-код современного священства, на мой взгляд, принесли нашему Православию больше вреда, чем все нападки не очень умных журналюг.
«Злато и сребро ваше истле и изоржаве, и ризы ваши молие поядоша.»
«К чему мне множество жертв ваших,-говорит Господь,-новомесячия и праздники ваши ненавидит душа моя, они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, что бы вы топтали дворы Мои? Не носите более даров тщетных…Беззаконие и празднование!»
Пророк Исаия.
Извините, если кого - либо задел или оскорбил, но это не моё только личное мнение, но всех верующих православных, которых я знаю.