Исконно городской человек, несколько последних лет я провожу с детьми в деревне почти по полгода. Деревня у нас небольшая, местных жителей, которые здесь круглый год, – раз-два и обчелся, две коровы на всех. Раньше это было большое село, здесь работали почта, магазин и даже школа, был скотный двор, а над рекой до сих пор высятся развалины церкви. Сегодня в деревне кипит жизнь только с мая по октябрь, когда наезжают такие, как мы, дачники.
Раньше, откровенно говоря, я терпеть не могла сидеть в деревне. На выходные приехать – ну ладно уж, так и быть, а если неделю или больше там провести – нет уж, увольте. Что там делать? Ну, искупаться, ну, в лес сбегать, ягоды-грибы там всякие, ну, на поле, тогда еще колхозном, гороху настричь. И все? Полоть бесконечные грядки? Даже телевизора нет. Скукота сплошная.
Теперь я с удовольствием приезжаю сюда по весне. Мало того, почти с Нового года начинаем со старшим сыном считать, сколько осталось времени до весеннего выезда в деревню. Что изменилось?
Может быть, вынужденное «детям нужен свежий воздух» заставило, в конце концов, присмотреться повнимательнее к деревенской жизни. Может быть, стал слышен голос предков, всю жизнь ломавших спины в деревне. А может, просто выросла. Трудно сказать. Но факт есть факт: помимо заранее известной пользы образовалась и непосредственная радость дачного времяпрепровождения.
В первую очередь, конечно, вдохновляет близость природы. Спускаешь утром ноги с постели, делаешь два шага – и ты на улице. Солнце, воздух и вода – вот они тут, под рукой. В дупле старой яблони свили гнездо скворцы. По вечерам территорию участка патрулируют два ежа. Из-под крыльца выползают погреться на солнышке ящерицы, а однажды мы встретили огромного ужа. Ночью на большой раките размеренным писком отмеряют время совята. И огромная сова бесшумно шныряет вокруг них. И я уже не говорю о майских соловьях, о скрипе коростелей, о ночном небосклоне, усыпанном звездами, которых не увидишь в городе.
Это все лирика, безусловно, но и сугубо практической пользы в деревенском бытье очень и очень немало, особенно для детей.
Первой и самой очевидной в списке полезностей является, конечно, экологическая составляющая. Для жителей задымленного мегаполиса, гордых обладателей всяческого рода аллергий, деревня – то, что нужно. В последнее время, кстати, педиатры и детские аллергологи отмечают сильное увеличение числа аллергиков, особенно в городах.
А тут – огурчики с грядки, малина с куста, яблоки с ветки. Молоко коровье, которое, представьте себе, скисает через неделю. Про чистую воду и воздух я уже говорила. Здоровье, в общем, большими охапками и каждый день. Опять же возможность общаться с живой природой и изучать ее в непосредственной близости от собственных коленок.
А вторая, менее очевидная, но не менее важная деревенская польза – это быт. Обычный деревенский быт.
photosight.ru Фото: Андрей Щербаков |
Хочешь напиться – вот ведро, а вон там колодец. Похолодало – вон топор и березовые чурки, а в доме печь. Те же самые огурчики труда требуют немалого, как известно. Да и дом деревенский – это не квартира, он требует постоянного хозяйского внимания. Каждый день по гвоздику надо забивать, фигурально выражаясь, иначе разрухи не миновать. В городской квартире все просто: весь уход за ней сводится практически к уборке и изредка, допустим, к ремонту.
И если мы желаем приучить детей к труду, к участию в ведении домашнего хозяйства, к ответственности за свою работу, надо эту работу где-то срочно брать.
Девочкам в этом смысле проще: приготовление еды, мытье посуды и глажка, например, белья не кончатся в семье никогда. Молодая девушка в любой момент имеет возможность включиться в овладение домоводством. А что делать мальчику? Подростку?
Ну, вынес ведро мусорное, ну, пропылесосил ковры раз в неделю. В магазин сходил. Все. Больше по дому делать нечего. Никаких реальных дел вообще. Поэтому родители вынуждены подыскивать какую-то альтернативу, и первой на этом пути попадается учеба. Ты, главное, учись хорошо, сынок, человеком станешь. А разве образование, пусть и добротное, гарантирует, что на выходе мы получим Настоящего Человека? Нет, конечно.
Образование, безусловно, вещь очень и очень важная, спору нет, но не оно одно лепит из ребенка личность. К тому же мальчики, как показывает моя преподавательская практика, весьма нечасто выказывают очень уж большую склонность к усидчивой учебе, особенно подростки. Если ребенок годам к тринадцати уже осознал, что ему интересен тот или иной предмет, если уже определились, скажем, математические способности, тогда да, он увлечен и готов вкладываться в учение, погружаться туда с головой. Но, к сожалению, это происходит не так уж часто. В массе своей даже и старшие школьники не готовы сказать, что им интересно, чем они хотят дальше заниматься, и учиться им частенько категорически лень. И бесконечная родительская песня об учебе нередко начинает на этом фоне проедать в мальчишеской голове отчетливую плешь.
Тем более, подростковый возраст – это время первой серьезной сепарации, попыток отделиться от родителей, попыток стать взрослым. Время, когда все вокруг надо завоевывать и всем на свете доказывать, что ты единственный-неповторимый и обязательно самый крутой. А на чем доказывать? Гайдар вон тот же самый в шестнадцать лет полком командовал, как известно. У Жюля Верна – пятнадцатилетний капитан. А у нас что? Работать нельзя. Поздно на улицу нельзя. Дома делать нечего. Одна учеба. Ну, спорт какой-нибудь в лучшем случае. Плюс полная зависимость от родительского кошелька. И полная в итоге невозможность быть самостоятельным.
И куда, спрашивается, девать этот немыслимый юношеский запас физической и творческой энергии? Вот она и выплескивается куда придется: оголтелые футбольные фанаты, скинхеды и хорошо, если не наркотики и не катание вприцепку на электричках. А потом мы удивляемся, откуда такой невероятно высокий уровень инфантилизма у нашей молодежи. Почему они ничего не хотят, ничего не умеют, ничего не решают и ни за что не хотят отвечать? Да потому, что им ничего не давали делать самим. А взрослые к тому же все уже перехотели за них, выбирая им гимназии и творческие студии…
Очень и очень трудно, если не невозможно, вырастить в городе самостоятельного человека, я считаю. Сначала мы за него боимся, до пятого класса в школу за ручку водим, потому что – такие времена, ребенка страшно одного отпускать! Потом мы не доверяем ему никаких реальных дел (Он же маленький! Порвет-сломает! Не справится в лучшем случае…) и придирчиво спрашиваем, на что он собирается потратить свои карманные деньги. А потом переживаем, что двадцатилетний оболтус не желает ни учиться, ни работать, а с утра до ночи только и сидит за компьютером, за этими дурацкими игрушками.
Естественно, ведь к учебе мы успешно отбили у него охоту, наседая на него в течение десяти лет, к ответственному труду не приохотили, потому что его (труда) не было под рукой, и даже от армии, где его хоть к какой-то дисциплине приучили бы, мы его откупили.
photosight.ru Фото: Eland |
С нашей современной точки зрения, у тогдашних детей и детства-то толком не было. И грамоте не каждый мог научиться. И вообще, кстати, вопросы детства как таковые начали вплотную рассматривать только после революции. Детская литература, детское образование, ребенок как самостоятельная личность и прочие мелочи – все это появилось уже позже.
Строго говоря, речь, конечно, не об этом. Не стоит, наверное, брать былое за безусловный образец в чем бы то ни было. Но интересно то, что сам старый быт, само устройство семьи инициировало весьма раннее включение ребенка в активную семейную и трудовую жизнь. Никто не мог позволить себе бить баклуши, пока остальная семья вкалывает от рассвета до заката. Традиционное наличие в семье нескольких разновозрастных детей предполагало особый тип взаимоотношений между поколениями, которых, кстати, было не два, а три как минимум: родители, дети и внуки. Особая семейная иерархия, всегда ответственность за конкретные дела – не было, думается, у тогдашнего подростка возможностей больших по части пубертатного взбрыкивания. И о конфликтах, кстати, родителей и детей-подростков информации практически никакой нет, поскольку все, видимо, были заняты делом, и выяснять отношения было некогда.
Сегодня, к сожалению, от этого жизнеустройства не осталось практически ничего. Среднестатистическая городская семья (а деревенских семей несравнимо меньше, чем городских в нашей многострадальной отчизне) занята в основном зарабатыванием денег. Просто чтобы можно было прожить.
У всех все по-разному, разумеется, однако скажите, в скольких из знакомых вам семей родители, кроме работы, имеют хотя бы одно внятное хобби, не связанное с компьютером и автомобилем? Творческое хобби? Рукодельное? Женщины еще, пожалуй, смогут козырнуть. Шить, вышивать, вязать вроде еще не все разучились. А мужчины? Вам давно встречался человек, любящий рукодельничать, мастерить? У меня лично, кроме собственного отца-пенсионера, таких и нет на горизонте.
И скажите теперь, что наши дети будут уметь делать руками? А их дети?.. Не уроки же труда раз в неделю в школе научат наших детей работать и отвечать за свою работу, это просто смешно.
Наверное, так же смешно и возлагать неимоверные надежды на то, что обычное дачное лето компенсирует городским детям отсутствие трудового воспитания. Но на безрыбье и рак – рыба, как говорится. Хоть немножко, чтоб хотя бы представление ребенок получил о том, откуда берется картошка, как правильно растапливать печь и как молоток правильно держать.
photosight.ru Фото: Валерий Пешков |
Да, весьма трудно сказать, насколько ребенку действительно пригодится в дальнейшей жизни умение разжигать костер в дождь или ориентироваться на местности по муравейнику. Мало ли что там будет через двадцать-тридцать лет... Но само наличие умения что-то делать своими руками, само сознание того, что ты можешь, ты не пропадешь, – все это вселяет уверенность в своих силах. Это вам не уровни виртуальной игры, здесь все по-настоящему.
Плюс походная жизнь – это оторванность от благ цивилизации, что периодически просто необходимо, чтобы не потерять связи с реальностью. Это еще и не только близость к матушке-природе, но и полная зависимость от ее капризов, необходимость к ним приспосабливаться или же как-то смиряться. Научись что-то делать сам – или пропадешь. Утрирую, конечно.
Но если есть возможность вынуть ребенка из городской теплицы и поместить его в более жесткие условия, нужно обязательно это делать, хотя бы и маленькими порциями. Так что все на дачу!..