Деревня vs город

Исконно городской человек, несколько последних лет я провожу с детьми в деревне почти по полгода. Деревня у нас небольшая, местных жителей, которые здесь круглый год, – раз-два и обчелся, две коровы на всех. Раньше это было большое село, здесь работали почта, магазин и даже школа, был скотный двор, а над рекой до сих пор высятся развалины церкви. Сегодня в деревне кипит жизнь только с мая по октябрь, когда наезжают такие, как мы, дачники.

Раньше, откровенно говоря, я терпеть не могла сидеть в деревне. На выходные приехать – ну ладно уж, так и быть, а если неделю или больше там провести – нет уж, увольте. Что там делать? Ну, искупаться, ну, в лес сбегать, ягоды-грибы там всякие, ну, на поле, тогда еще колхозном, гороху настричь. И все? Полоть бесконечные грядки? Даже телевизора нет. Скукота сплошная.

Теперь я с удовольствием приезжаю сюда по весне. Мало того, почти с Нового года начинаем со старшим сыном считать, сколько осталось времени до весеннего выезда в деревню. Что изменилось?

Может быть, вынужденное «детям нужен свежий воздух» заставило, в конце концов, присмотреться повнимательнее к деревенской жизни. Может быть, стал слышен голос предков, всю жизнь ломавших спины в деревне. А может, просто выросла. Трудно сказать. Но факт есть факт: помимо заранее известной пользы образовалась и непосредственная радость дачного времяпрепровождения.

В первую очередь, конечно, вдохновляет близость природы. Спускаешь утром ноги с постели, делаешь два шага – и ты на улице. Солнце, воздух и вода – вот они тут, под рукой. В дупле старой яблони свили гнездо скворцы. По вечерам территорию участка патрулируют два ежа. Из-под крыльца выползают погреться на солнышке ящерицы, а однажды мы встретили огромного ужа. Ночью на большой раките размеренным писком отмеряют время совята. И огромная сова бесшумно шныряет вокруг них. И я уже не говорю о майских соловьях, о скрипе коростелей, о ночном небосклоне, усыпанном звездами, которых не увидишь в городе.

Это все лирика, безусловно, но и сугубо практической пользы в деревенском бытье очень и очень немало, особенно для детей.

Первой и самой очевидной в списке полезностей является, конечно, экологическая составляющая. Для жителей задымленного мегаполиса, гордых обладателей всяческого рода аллергий, деревня – то, что нужно. В последнее время, кстати, педиатры и детские аллергологи отмечают сильное увеличение числа аллергиков, особенно в городах.

А тут – огурчики с грядки, малина с куста, яблоки с ветки. Молоко коровье, которое, представьте себе, скисает через неделю. Про чистую воду и воздух я уже говорила. Здоровье, в общем, большими охапками и каждый день. Опять же возможность общаться с живой природой и изучать ее в непосредственной близости от собственных коленок.

А вторая, менее очевидная, но не менее важная деревенская польза – это быт. Обычный деревенский быт.

photosight.ru Фото: Андрей Щербаков
photosight.ru Фото: Андрей Щербаков
Оно, конечно, деревенские дома бывают разной степени благоустроенности. Где газ проведен, где водопровод, как минимум – электричество и различные бытовые приборы, облегчающие жизнь. Иногда цивилизация, особенно на дачных участках, а не в деревнях, догоняет городскую большими шагами. Но, тем не менее, в деревне человек ближе к натуральному, если можно так выразиться, хозяйству.

Хочешь напиться – вот ведро, а вон там колодец. Похолодало – вон топор и березовые чурки, а в доме печь. Те же самые огурчики труда требуют немалого, как известно. Да и дом деревенский – это не квартира, он требует постоянного хозяйского внимания. Каждый день по гвоздику надо забивать, фигурально выражаясь, иначе разрухи не миновать. В городской квартире все просто: весь уход за ней сводится практически к уборке и изредка, допустим, к ремонту.

И если мы желаем приучить детей к труду, к участию в ведении домашнего хозяйства, к ответственности за свою работу, надо эту работу где-то срочно брать.

Девочкам в этом смысле проще: приготовление еды, мытье посуды и глажка, например, белья не кончатся в семье никогда. Молодая девушка в любой момент имеет возможность включиться в овладение домоводством. А что делать мальчику? Подростку?

Ну, вынес ведро мусорное, ну, пропылесосил ковры раз в неделю. В магазин сходил. Все. Больше по дому делать нечего. Никаких реальных дел вообще. Поэтому родители вынуждены подыскивать какую-то альтернативу, и первой на этом пути попадается учеба. Ты, главное, учись хорошо, сынок, человеком станешь. А разве образование, пусть и добротное, гарантирует, что на выходе мы получим Настоящего Человека? Нет, конечно.

Образование, безусловно, вещь очень и очень важная, спору нет, но не оно одно лепит из ребенка личность. К тому же мальчики, как показывает моя преподавательская практика, весьма нечасто выказывают очень уж большую склонность к усидчивой учебе, особенно подростки. Если ребенок годам к тринадцати уже осознал, что ему интересен тот или иной предмет, если уже определились, скажем, математические способности, тогда да, он увлечен и готов вкладываться в учение, погружаться туда с головой. Но, к сожалению, это происходит не так уж часто. В массе своей даже и старшие школьники не готовы сказать, что им интересно, чем они хотят дальше заниматься, и учиться им частенько категорически лень. И бесконечная родительская песня об учебе нередко начинает на этом фоне проедать в мальчишеской голове отчетливую плешь.

Тем более, подростковый возраст – это время первой серьезной сепарации, попыток отделиться от родителей, попыток стать взрослым. Время, когда все вокруг надо завоевывать и всем на свете доказывать, что ты единственный-неповторимый и обязательно самый крутой. А на чем доказывать? Гайдар вон тот же самый в шестнадцать лет полком командовал, как известно. У Жюля Верна – пятнадцатилетний капитан. А у нас что? Работать нельзя. Поздно на улицу нельзя. Дома делать нечего. Одна учеба. Ну, спорт какой-нибудь в лучшем случае. Плюс полная зависимость от родительского кошелька. И полная в итоге невозможность быть самостоятельным.

И куда, спрашивается, девать этот немыслимый юношеский запас физической и творческой энергии? Вот она и выплескивается куда придется: оголтелые футбольные фанаты, скинхеды и хорошо, если не наркотики и не катание вприцепку на электричках. А потом мы удивляемся, откуда такой невероятно высокий уровень инфантилизма у нашей молодежи. Почему они ничего не хотят, ничего не умеют, ничего не решают и ни за что не хотят отвечать? Да потому, что им ничего не давали делать самим. А взрослые к тому же все уже перехотели за них, выбирая им гимназии и творческие студии…

Очень и очень трудно, если не невозможно, вырастить в городе самостоятельного человека, я считаю. Сначала мы за него боимся, до пятого класса в школу за ручку водим, потому что – такие времена, ребенка страшно одного отпускать! Потом мы не доверяем ему никаких реальных дел (Он же маленький! Порвет-сломает! Не справится в лучшем случае…) и придирчиво спрашиваем, на что он собирается потратить свои карманные деньги. А потом переживаем, что двадцатилетний оболтус не желает ни учиться, ни работать, а с утра до ночи только и сидит за компьютером, за этими дурацкими игрушками.

Естественно, ведь к учебе мы успешно отбили у него охоту, наседая на него в течение десяти лет, к ответственному труду не приохотили, потому что его (труда) не было под рукой, и даже от армии, где его хоть к какой-то дисциплине приучили бы, мы его откупили.

photosight.ru Фото: Eland
photosight.ru Фото: Eland
А вот если вспомнить устройство дореволюционной семьи, преимущественно крестьянской, как известно… Оно органично встраивало человека в трудовую деятельность с самого раннего детства. Помощь взрослым с утра и до вечера, ответственность за младших братьев и сестер. Раннее овладение различными ремеслами. Вообще раннее взросление, особенно если с сегодняшним состоянием дел сравнивать.

С нашей современной точки зрения, у тогдашних детей и детства-то толком не было. И грамоте не каждый мог научиться. И вообще, кстати, вопросы детства как таковые начали вплотную рассматривать только после революции. Детская литература, детское образование, ребенок как самостоятельная личность и прочие мелочи – все это появилось уже позже.

Строго говоря, речь, конечно, не об этом. Не стоит, наверное, брать былое за безусловный образец в чем бы то ни было. Но интересно то, что сам старый быт, само устройство семьи инициировало весьма раннее включение ребенка в активную семейную и трудовую жизнь. Никто не мог позволить себе бить баклуши, пока остальная семья вкалывает от рассвета до заката. Традиционное наличие в семье нескольких разновозрастных детей предполагало особый тип взаимоотношений между поколениями, которых, кстати, было не два, а три как минимум: родители, дети и внуки. Особая семейная иерархия, всегда ответственность за конкретные дела – не было, думается, у тогдашнего подростка возможностей больших по части пубертатного взбрыкивания. И о конфликтах, кстати, родителей и детей-подростков информации практически никакой нет, поскольку все, видимо, были заняты делом, и выяснять отношения было некогда.

Сегодня, к сожалению, от этого жизнеустройства не осталось практически ничего. Среднестатистическая городская семья (а деревенских семей несравнимо меньше, чем городских в нашей многострадальной отчизне) занята в основном зарабатыванием денег. Просто чтобы можно было прожить.

У всех все по-разному, разумеется, однако скажите, в скольких из знакомых вам семей родители, кроме работы, имеют хотя бы одно внятное хобби, не связанное с компьютером и автомобилем? Творческое хобби? Рукодельное? Женщины еще, пожалуй, смогут козырнуть. Шить, вышивать, вязать вроде еще не все разучились. А мужчины? Вам давно встречался человек, любящий рукодельничать, мастерить? У меня лично, кроме собственного отца-пенсионера, таких и нет на горизонте.

И скажите теперь, что наши дети будут уметь делать руками? А их дети?.. Не уроки же труда раз в неделю в школе научат наших детей работать и отвечать за свою работу, это просто смешно.

Наверное, так же смешно и возлагать неимоверные надежды на то, что обычное дачное лето компенсирует городским детям отсутствие трудового воспитания. Но на безрыбье и рак – рыба, как говорится. Хоть немножко, чтоб хотя бы представление ребенок получил о том, откуда берется картошка, как правильно растапливать печь и как молоток правильно держать.

photosight.ru Фото: Валерий Пешков
photosight.ru Фото: Валерий Пешков
Если нет, кстати говоря, дачи – айда в поход. Бесценные навыки, поверьте старому туристу. Видели бы вы, с каким восторгом юные робинзоны учатся выживать в природных условиях.

Да, весьма трудно сказать, насколько ребенку действительно пригодится в дальнейшей жизни умение разжигать костер в дождь или ориентироваться на местности по муравейнику. Мало ли что там будет через двадцать-тридцать лет... Но само наличие умения что-то делать своими руками, само сознание того, что ты можешь, ты не пропадешь, – все это вселяет уверенность в своих силах. Это вам не уровни виртуальной игры, здесь все по-настоящему.

Плюс походная жизнь – это оторванность от благ цивилизации, что периодически просто необходимо, чтобы не потерять связи с реальностью. Это еще и не только близость к матушке-природе, но и полная зависимость от ее капризов, необходимость к ним приспосабливаться или же как-то смиряться. Научись что-то делать сам – или пропадешь. Утрирую, конечно.

Но если есть возможность вынуть ребенка из городской теплицы и поместить его в более жесткие условия, нужно обязательно это делать, хотя бы и маленькими порциями. Так что все на дачу!..

Юлия Жабыко

Источник: Журнал для пап "Батя"

12 июля 2012 г.

Комментарии
Алексей23 июля 2024, 12:59
Прожив длительное время в городе, уехал в деревню. Даже работу рядом нашёл, и достаток приемлемый. Но в течении четырех лет, дом который купили стал сыпаться, гнить, плесень, грунтовые воды в подполе. Цена на строительные материалы ровно в два раза дороже городских, то есть за тонну цемента в городе отдаешь 7...8 тысяч рублей, то в деревню везут за 17 тысяч, и не дешевле. То же самое касается кровли, пиломатериала и прочего. Уровень больниц и врачей ниже плинтуса, зубных врачей тоже нет. Во время распутицы дороги грязные, доехать оперативно до ближайшего города 6...8 часов езды. Да воздух чистый, да природа животные все это есть. Про огород и писать не буду...
Татьяна24 февраля 2013, 18:32
Вот это правильно - маленькими порциями, а если большими и под конвоем, то просто завоешь. Моему мужу против огорода большущую прививку сделали, он его терпеть не может. А если бы конечно все было и по желанию и по способностям, а не из-под палки, то он полюбил бы это дело. Только учитель - мама- была совершенно нетворческим человеком, она и отбила желание копаться в земле, огурцы выращивать...А отца (то есть мужа) довела до умопомрачения...Так что поосторожней с этим. И во всем должна соблюдаться свобода воли человека, а не давление на него. Мы с мужем не лентяи, но огород мамы мужа - для нас каторга именно по этой причине...
Максим29 января 2013, 20:27
Спасибо большое за Вашу статью.
Нина 3 января 2013, 18:08
Замечательная статья. Настоящая! Да девченкам в городе действительно легче выжить, но мальчишке-просто край! Я своих детей учила тому, что сама умела на балконе-лоджии (забивать гвоздики, ввинчивать шурупы, паять и собирать эл.схемы, красить и шкурить и многое другое, но в деревне там все по-настоящему и мужчинам всегда есть работа! Деревна - это НАСТОЯШАЯ ЖИЗНЬ - ОТПУСК ОТ ГОРОДА!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×