Апостол Павел |
Когда мы святого монаха величаем преподобным, мы признаем, что он через подвиги достиг чудесного уподобления Самому Богу. Семейного человека (святого Алексея Мечева) мы называем не преподобным, а праведным. Хотя и не отрицаем, что он уподобился Богу. Как можно отрицать? Просто к отцам преподобным (в узком смысле слова) его не причисляют. Слово «преподобный» имеет несколько значений. У этого слова богатая история за плечами. Оглядывая эту историю, мы замечаем преемственность между жизнью народа Божия в древности и теперь. С другой стороны, разница словоупотребления тогда и сейчас – налицо. Так обстоит дело не только с понятием «преподобный»... Я напоминал себе это, когда читал послания Апостола Павла и встречал в них не очень возвышенное слово «хвалиться».
Апостол много раз «хвалится». Порой прибавляет, что делает это вынужденно. Почему вынужденно? Павел не был в числе семидесяти Апостолов, не говоря уж про двенадцать Апостолов. Это сейчас его изображают на церковных иконостасах в апостольском ряду на самом почетном месте. Если храм большой, то ряд состоит из двенадцати икон – двенадцать Апостолов и среди них Павел. Вернее так, одиннадцать Апостолов и Павел, которого пишут для иконостаса вместо Матфия.
Мы же помним, что после предательства и самоубийства Иуды Искариота Апостолы просили Бога указать двенадцатого. Зачем просили? Господь искупил Своею Кровью народ, бесчисленный, как песок морской. В Своем народе Он поставил Апостолов. Числом двенадцать, по числу колен Израиля. Так в народе Божьем сохранено преемство с ветхозаветной историей. И в главном, и во второстепенном. Апостолы просили Небесного Отца указать вместо Иуды Искариота другого человека, достойного. Господь указал на Матфия. Он и был провозглашен двенадцатым Апостолом. В это время Павел еще не верил в Иисуса Христа и не был поставлен на высокое служение. Сейчас Павла изображают в ряду двенадцати Апостолов не по причине исторической принадлежности Павла к Двенадцати. Такой причины нет. Есть другая – исключительная слава, которую стяжал он своим подвигом.
Посмотрим еще на апостольский ряд иконостаса. Ближайшие к Христу – Апостолы Петр и Павел. Они первоверховные. Павел не только сподобился стать Апостолом, не только получил честь наравне с Двенадцатью. Он чтится как один из двух первоверховных Апостолов. Сейчас величие Павла признает любой христианин. При жизни святого Павла было все иначе. Ему приходилось много раз защищать свое апостольское достоинство, много «хвалиться» из апологетических соображений.
Делал он это ради паствы, в которой время от времени были смущения. Приходили к пастве святого Павла представительные люди, объясняли ей: «Мы были с Христом, когда Он проповедовал на Святой земле. Мы его ученики, а кто такой Павел – непонятно. Учит он странным и даже недопустимым вещам». Представительные люди с деланной важностью выкладывали доказательства своих высоких полномочий. Против этих смутьянов святой Павел и отстаивал свое звание Апостола Христова.
Не похоже это на тривиальное самохвальство.
Хотя слово «хвалиться» все-таки необычно смотрится на страницах Нового Завета... Хорошо, – тогда еще одно обстоятельство примем в учет. В прошлом веке жил ученый православный библеист – епископ Кассиан (Безобразов). Он вывел закономерность, воодушевляющую закономерность: когда Апостол Павел «хвалится», он выставляет не свои добрые дела, а дела Божии. Это меняет все.
Даже когда Апостол говорит о своих поступках, если он «хвалится», будьте уверены, он показывает, как сильная рука Божия действует через его немощные руки. Его обыкновенные человеческие руки что-то совершают, это существенно. Но важнее, что укрепляет их рука Божия. «Когда я немощен, тогда силен», – пишет Апостол (2 Кор. 12:10). Когда человек допускает Богу действовать через него, все лучше получается.
Не так легко быть немощным в этом смысле. Ничего не стоит быть пассивным, просто бездействовать, повалять дурака всласть, перевалить свои обязанности на чужие плечи и вволю насладиться собственным легкомыслием. А вот быть в гуще событий и вверять себя в руки Божии, соединять свою волю с волей Божией – великое искусство. Им обладал первоверховный Апостол. Поэтому так удивительна его жизнь. Он из гонителя Церкви стал первым провозвестником Христовым. Люди изумлялись. Некоторые думали, что состроена какая-то чудовищная провокация, что Павел еще покажет себя коварным врагом Иисуса Христа. А святой Павел все силы отдавал евангельскому служению, нес свой крест, «хвалился» крестом Господа нашего Иисуса (Гал. 6:14).
Мы привыкли, что хвалиться – нескромно. Верно, самохвальство – признак тщеславия, проявление злой страсти. С ним бороться надо. Но бывает не самохвальство, а что-то совсем другое, хотя и напоминающее отчасти пресловутое самохвальство. Про это в Библии значится заповедь: «Хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31). Она восходит еще к пророческим книгам Ветхого Завета.
Все дела верующий стремится совершать перед лицом Божиим. Присутствие Бога преображает все, в том числе и самые обычные наши занятия. Когда приготовление пищи происходит в атмосфере молитвы, то обед делается вкуснее, через него человек принимает внутрь лучики любви. Вся наша жизнь потечет на иной лад, если она будет о Господе, перед лицом Божиим. Как мучает современного человека мрак одиночества. Но человек, живущий с Богом не одинок, не покинут всеми! С ним Бог. Одиночеству никогда не удастся задушить верующего человека. Бог озаряет христианина Своим пресветлым Ликом.
Хвалиться о Господе – значит воздавать Господу хвалу за то хорошее, что довелось нам сделать, что Бог благословил. Это гораздо ближе к благодарственной молитве, чем к бахвальству, самодовольству. Все меняется к лучшему оттого, что человек не замыкается на себе, на своих заботах и достижениях, но открывает Богу дверь своего сердца.
К христианину, который ведет праведный образ жизни и при этом не хвалиться, даже немощами своими, нельзя адресовать упрек-вопрос:"Кем и чем же хвалятся эти христиане?". А вот христианину, который ведет праведный образ жизни и благовествует, что поступает так во имя Иисуса Христа, такой вопрос адресовать правомерно. Это справедливый вопрос, потому что христианин именно хвалится, т.е. говорит о себе то, чего нет у других в контексте превосходства, причем вне зависимости чем самохвалится силою или немощами. Поэтому хвалиться допустимо, и более того, если на одну чащу весов положить самохваление Иисусом Христом, а на другую молчание Иисусом Христом, то наверное первая чаша перевесит.
Суть вопроса о возможности самохваления-вопрос о возможности пить чащу, которую испил Господь, и креститься крещением, которым крестился Господь. Это сложный вопрос, поэтому благоразумнее не самохвалится а молчать на всякий случай в тряпочку.
Соломон говорил, что полюбил Премудрость «более здоровья и красоты» (Прем. 7: 10).
И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 9-10).
Но сие: "Для иудеев соблазн, для эллинов безумие", ибо первые требуют и чудес, и бога-царя, и царства благоденствия мирского уже здесь и сечас, а вторые не могут уразуметь чем же силён монах-схимник (любой христианин), если он и ноги еле переставляет и ветер его качает и голос аки шелест?! Где могучий торс и горы мышц и плотское мудрование "настоящего лидера"! Кем и чем же хвалятся эти христиане?
Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1, 27-28).
Бог им судья...
Думаю, что нет:
- во-первых, высказывая это, мы не имеем доказательств, сделал ли Бог это доброе дело, или это сделал верующий самостоятельно, просто по привычки, ведь и не верующие и даже атеисты-злодеи делают добрые дела; ситуация и вовсе усложняется, если верующий верит, что Иисус Христос не Бог;
- во-вторых, чисто логически, если сделавший добро просто бы отмолчался, то хвалы вообще не было бы, а так он по своему усмотрению хвалится, что Бог это сделал через него, хотя не может не осознавать, что для другого, тем более для атеиста-злодея, такое утверждение не имеет доказательства, что же он провоцирует очевидцев?;
- в третьих, в принципе нет ничего оскорбительного в слове "самохвальство": человек может без всякой укоризны похвалить самого себя за что-то задуманное и осуществленное с успехом, это по сути как красивая точка при письме в конце предложения. Негативность это понятие приобретает если обнаруживается связь со злыми результатом или следствием от сделанного.