Память 22 мая / 4 июня
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день.
Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, святой Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.
Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».
Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.
По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).
Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря
Дать отрубить свою голову враждующим и самому без головы взять в руки голову и отвезти ее в Церковь, и предать дух свой в руки Божии, т.е выйти из мира сего умом, всецело, и всем телом, и всем разумением своим пребывать в Духе Божием. Отдать голову Церкви, осмысленно отдать «свой» ум и дела "свои" Богу, сойти с коня телом – смирение плоти, перед богатством и премудростью Божией.