Марокко, 1 июня 2012 г.
Бывший священник Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и гражданин Франции Николай Семенов, лишенный сана в 2001 году, осуществил незаконную продажу имущества Успенского прихода марокканской предпринимательнице с целью дальнейшего сноса храма и реализации на его территории девелоперского проекта. Успенская церковь расположена в центре города в одном из престижных деловых районов.
1 февраля 2012 года в недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении, но были остановлены арендатором приходских помещений.
16 февраля срочно прибывший в Касабланку архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, в ведении которого находится Успенский храм, вместе со священником Максимом Массалитиным, настоятелем русского Воскресенского храма в Рабате, подали жалобу в полицию и генеральному королевскому прокурору Касабланки. После возбуждения уголовного дела Семенов был задержан марокканской полицией в аэропорту Касабланки в конце февраля и с тех пор не выпускается из Марокко в связи с предварительным расследованием происшествия.
Формально храм находится в собственности приходской ассоциации Communauté et Eglise orthodoxe russe au Maroc (Община и православная русская церковь в Марокко), созданной в 1948 году адмиралом А.И. Русиным, княгиней В.В. Урусовой и рядом других видных деятелей русской эмиграции. Первым настоятелем Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке был протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, будущий епископ Бостонский. С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан Успенского храма почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля. В 1978 году приходская территория была передана РПЦЗ в аренду православной семье Гнедичей с целью сохранить храм и оставить возможность для совершения в нем редких богослужений. В связи с отъездом Гнедичей в Париж на постоянное место жительства в 1986 году Западно-Европейская епархия РПЦЗ была вынуждена заключить аренду на тех же условиях с марокканским гражданином Мохамедом М'Жидом, почетным представителем Верховного комиссара ООН по делам беженцев. С тех пор на территории прихода располагался офис этой международной организации.
Храм окормлялся приезжающим 1-2 раза в год священником РПЦЗ из Западной Европы. Таковым священником в 1990-е годы был Николай Семенов, бывший настоятель храма-памятника святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе. С 2000 года, несмотря на неоднократные обращения к нему со стороны православных жителей Касабланки, Семенов ни разу не приезжал в Марокко для совершения богослужений. 30 октября 2001 года постановлением Особого духовного суда при Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви за учинение раскола и служение под запрещением священник Николай Семенов вместе с рядом других священнослужителей Западно-Европейской епархии был лишен священного сана.
С 2002 года Успенская церковь окормлялась настоятелем греческого храма Касабланки (Александрийский Патриархат), в то время — русским священником Андреем Прониным, совершавшим в ней регулярные богослужения для все возраставшей русскоговорящей православной общины города. С 2005 года в рамках переговоров, завершившихся в 2007 году подписанием Акта о каноническом общении, Отдел внешних церковных связей с участием Генконсульства России в Касабланке помогал РПЦЗ в решении имущественного вопроса вокруг Успенского храма. Результатом этого сотрудничества стало, в том числе, взаимное согласие о том, чтобы в Касабланку для совершения богослужений периодически выезжали священники Московского Патриархата, настоятели Воскресенской церкви Рабата.
Как стало известно в рамках расследования, Семенов, воспользовавшись подложными удостоверениями, выданными им в 2002 году бывшим епископом Каннским Варнавой (одним из лидеров раскольнического движения в РПЦЗ), перезаключил договор об аренде помещений Успенского прихода в Касабланке, в 2004 году тайно изменил устав приходской ассоциации, а в конце декабря 2011 года — начале января 2012 года при содействии двух лиц, не имеющих к Успенскому храму никакого отношения, без ведома и вопреки воле православной общины города оформил документы о продаже Успенского храма. Последнее богослужение было совершено в нем в день памяти преподобного Серафима Саровского 2/15 января 2012 года священником Московского Патриархата из Рабата.
В настоящий момент следствие завершено и дело передано генпрокурору для вынесения обвинения. Вместе с тем, новый владелец храма предъявил арендатору приходских помещений требование о выезде с территории храма. Помещения почти освобождены и ничто более не препятствует новому владельцу осуществить намеченный снос храма, т.к. со стороны правоохранительных органов Марокко пока не предприняты решительные действия по защите церкви.
Иконостас храма до осквернения |
жутко смотреть на разоренную святыну(
и это ведь не бомбежка - это страшнее - иудин грех(
Господи, помоги!
Подписываюсь под Петицией и под Воззванием в Защиту и сохранение Православного Храма в Марокко!
как вариант - начать сбор средств для выкупа помещения храма, т.к. неизвестно как местные власти могут решить это дело...
Православные! Защищайте свой храм, который построили и завещали вам попавшие в Марокко по воле судьбы русские люди. Пишите петиции, собирайте подписи, устраивайте молитвенные стояния! Привлекайте общественность, СМИ! Напоминайте работающим в Марокко российским дипломатам, что храм в Касабланке - это тоже часть Русского Мира, который они должны защищать.
Снесут храм - стыдно будет!
К Николаю Семенову, о котором идет речь в данной статье, необходимо на гос.уровне, применить всю силу ограничений его возможных свобод, коими ведает министерство иностранных дел РФ.
К нему же, необходимо применить всю силу юридической поддержки по решению данной проблемы - справедливого, сурового наказания данного лица, которую возможно получить за территорией РФ.
К нему же, донести любым возможным законным способом всю возможную информацию, которая даст ему хоть в малой мере осознать всю возможную проблемность для него лично, его последователей - его поступка в будущем, который был, как мне кажется, направлен на получение мирских довольствий и мнимых свобод. На его уровне понимания, его языке и донести - о его желаемых довольствиях и свободах. Все то, что дали властью, то, властью же и заберут.
Не он строил, не он решал - не за ним решение сегодня. Нужно давать понимать это ему и другим возможным.