Церковь, евреи и велосипедисты

На днях ехали по Москве на Павелецкий вокзал. С тяжелыми сумками, поэтому на такси. Водитель пытался объехать пробки, выискивал какие-то неведомые мне переулки и закоулки и уже начинал нервничать, видя, как тает время. И вот, на одном из перекрестков бросается ему буквально под колеса какая-то внушительных габаритов дама. Слава Богу, затормозить успели... Ехали на зеленый, она летела во весь опор на красный. Но и сама красная - от негодования:

- Куда прешься? Меня не видишь, что ли?

Ее цепкий взгляд выхватывает со второго плана меня и мою маму-монахиню. Дама просто заходится:

- Вам там, что, Бог дал право людей давить?!

- Да они-то при чем? Вы ж сами на красный свет шли! - возмущается таксист.

Куда там...

Такое впечатление, что очередной, бесчетный уже раз срабатывает хорошо знакомый механизм: если что-то не так и где-то рядом Церковь, то виновата она. Даже если и вины чьей бы то ни было в этом "не так" нет и если Церковь к сему очевидным образом никак не причастна. Все равно.

Власть в стране не та? Народ обречен на жалкое потому существование? - Да кто ж тут, кроме Церкви, виноват может быть?..

Механизм известный, работает в самых различных областях - от политики до быта. Известный, но до конца все равно еще непонятный.

В чем тут дело? То ли мы слишком уж "не такие, как все"? Но вон по улицам такие "не такие" ходят, совсем никакие, можно сказать. И ничего.

Или это за годы советской власти подобное к нам отношение укоренилось? Опиум для народа, попы-тунеядцы, на горе людском наживающиеся... Возможно. Стереотипы, за те годы в сознание внедрившиеся, очень живучи, как практика показывает. Советское - оно даже в бывших антисоветчиков так въелось, что никаким чистящим средством не отчистишь.

А может, мы такие активные стали, что всем до смерти надоели? И на экранах мы, и на газетных полосах... Да нет, вроде. И когда не такие активные были, все то же место имело.

Мне кажется, я знаю в чем дело. Хоть и боюсь сказать. Но все же осмелюсь. Мы просто пришли на смену евреям и велосипедистам. Помните знаменитый диалог у Ремарка?

- В войне виноваты евреи!

- Правильно! Евреи и велосипедисты!

- А при чем тут велосипедисты?

- А при чем тут евреи?

Абсурдно, но жизненно. Как и в случае с Церковью.

Беда только в том, что евреев сегодня от любых нападок - как несправедливых, так и справедливых - защищает весь цивилизованный мир. Велосипедисты в защите вообще не нуждаются, разве что от автомобилистов. А вот Церковь...

Церковь не так давно - в историческом масштабе - пережила страшные гонения. Потом десятилетия жесточайшего пресса, тех же гонений, но уже бескровных. Все слишком свежо в памяти, чтобы относиться к сегодняшним обвинениям и обвинителям бестрепетно благодушно. Потому как и начиналось-то все - тогда, в царской еще России,- примерно так же. А закончилось варварским истреблением и Церкви, и служителей ее, и верных ее чад.

Я понимаю, что если для кого-то это напоминание достаточное основание, чтобы удержать язык от глупого и постыдного злословия, то для кого-то оно пустой звук. Но есть ведь, кроме напоминаний, и закономерности. Исторические опять же.

Есть такой анекдот... Может и не пристало лично мне его тут приводить, но вот запал как-то в память...

Умирает глава большого армянского семейства.

- Дети, об одном прошу: берегите евреев!

- Почему, дедушка?

- Их перебьют, за нас примутся.

То ли смешной анекдот, то ли жестокий. Но в определенной логике ему не откажешь. В мире все взаимосвязано. И евреи, и армяне, и Церковь, и велосипедисты...

...Дело не в том, конечно, что когда нас перебьют, то за кого-то еще примутся, потому как очередь придет. Просто холодно и страшно будет в мире, где вместо любви воцарится толерантность, а вместе подлинной христианской терпимости - равнодушие. Очень страшно будет в мире, из которого изгонят тех, кто имеет заповедь прощать, потому что Бог прощает, и миловать, потому что Он милует, и не воздавать злом за зло, потому что Он не воздает.

Всем несладко придется. И евреям, и велосипедистам. Всем.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (846), 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иннокентий14 января 2013, 18:33
нужно ли защищать РПЦ считаю да и в первую очередь в своей собственной душе.Как-просто не давая потухнуть огоньку того Света что получаем мы с крещением то есть питать его осмыслением того что происходит вокруг нас и стараться отсеять и принять то что изначально чисто а все худое откинуть как определить не знаю
Вадим26 октября 2012, 17:59
Алексу.
Алекс, мне лично все равно, какое у священников имущество. Хоть вилла на побережьи Испании. Мне это спасаться не мешает, я пишу о том, что есть священники, которые дают повод для соблазна другим людям, подрывают доверие у обшества к Церкви. А вот это уже не личное дело того или иного священника, это должно волновать каждого православного. Долг каждого православного - защищать веру Православную. А защищать веру нужно не только от внешних врагов, которых по привычке считают атеистами, но и от внутренних - тех, кто эту веру подрывает у других, у тех, кто еще на распутьи, и чья вера пока некрепка.
Алекс20 октября 2012, 19:20
Вадиму-
Первосвященник нашей Церкви Христос, вот о нем и судите о Церкви. А отдельные грехи отдельных священников оставьте для исповеди. Рассмотрите попристальнее лучше свою душу - не завистливо ли ваше око? Священники не давали обетов нестяжания, и привязанность к земному вещь условная - можно трястись над старыми жигулями так как не трясутся над Мерсом последней модели. Дело не в стоимости имущества а в том как человек к нему относится и для чего использует! А о этом вы судить не можете так как вы не Господь Бог и не видете сердца людские!
Вадим23 августа 2012, 00:06
Нельзя отношение людей к Церкви списывать только на советские стереотипы. Эта пластинка слишком заезжена, чтобы ее ставить снова и снова. К сожалению, в Церкви есть священники, имеющие дорогие машины, и умудряющиеся еще и попадать в аварии в состоянии алкогольного опьянения. Это вызывает недоумение в обществе. А у многих и негодование. Отец Всеволод Чаплин защищает право священнослужителей на обладание дорогостоящим имуществом. Видимо, он забыл, что нельзя служить двум господам: Богу и маммоне. Вот Вам и реакция общества на Церковь. Конечно, есть у Церкви и враги. Но нельзя все списывать только на них, на их происки. Ведь дело и в духовном состоянии самой Церкви. Это касается и духовенства и мирян. Особенно это касается духовенства. Ведь священники - это пастыри, именно по ним судит о Церкви общество в первую очередь. Ведь что ждать от паствы, если пастырь-то хорош? В общем, если свое духовное состояние Церковь будет продолжать игнорировать, упорно списывая все на советские стереотипы и врагов, то Церковь зайдет в тупик.
Александра 7 августа 2012, 00:48
Геннадий, Вы почему-то наделяете женщин удивительным могуществом, будто все в обществе определяется ими: их поведением, манерой себя вести или одеваться. Оденутся благопристойно - и все потечет благопристойно, оденутся в штаны или еще что непотребное - и туши свет, ничего сделать нельзя, все покатится по наклонной. Как-то получается, что мужчин в обществе или вовсе нет, или они никак не могут влиять на то, что происходит.
Я хоть и не мужчина, а мне досадно, что Вы настолько умаляете роль мужского пола.
И мне непонятно, почему должны страдать мужчины из-за того, что грешат женщины: ведь Господь покарал Адама не за то, что Ева ослушалась, а за то, что Адам сам ослушался тоже.
Наталия29 мая 2012, 13:27
Дорогой отец Нектарий, имела радость брать у Вас небольшое интервью несколько лет назад о возможности критики Церкви самим церковными людьми. Вы тогда ответили мне, что Церковь только встаёт с колен, и не очень будет полезна Её критика своими же. Тут я с вами была абсолютно согласна. С тех пор всегда с радостью читаю Ваши тексты, взвешенные и актуальные. Спаси Вас Господь. Но, если продолжить тему, то всё-таки мы, православные, "новые евреи", поэтому должны получать хоть так, а тех, кто негодует на нашу Святую Церковь и правда жалко. Очень.
Геннадий27 мая 2012, 22:02
Мне кажется, очень важно воспитать возможно больше русских, верующих, уважающих мужчин женщин. Посмотрите как выглядят и соответственно себя ведут и организуют вокруг себя наши женщины. Можно потом всю жизнь каяться и наверное заслужить прощение, но ведь ваш разврат будет оплачен кровью ваших детей и ваших мужчин.Может быть кто-нибудь возьмет на себя неприятность объяснить хотя бы начальное: что в храмы нельзя приходить в мужской одежде, а также стоять в мужской половине.Пусть лучше уйдут многие женщины, которым мужские штаны больше греют души, зато в православные семьи придет чистота и мир.
Ангелина25 мая 2012, 16:26
Так это евреи с велосипедистами на священиков и Церковь стрелки перевели. И пуськи и гельманеиты и белые ленточки все одной крови. (Ни чего личного, просто констатация фактов.)
Марина24 мая 2012, 15:49
Сейчас добрых, отзывчивых людей всё таки больше! И это радует! Пока нас много - мир светлей! А злых надо жалеть и молится о них! Когда я встречаюсь с злым человеком, сразу думаю о том, что у него произошло в жизни? А чувство жалости появляется, потому, что сама была злющей, и хорошо понимаю таких людей. Какое же великое счастье, узнать любовь Божью и перестать обвинять в своих бедах других людей!
Сергий24 мая 2012, 11:12
Да это хорошо, что говорят - Церковь виновата.
Значит людям Церковь не безразлична.
Сколько много верующих появилось.
И это хорошо.

Социальную деятельность Церкви нужно усиливать. Практически все " новые верующие " жаждут познания Бога и просвещения, что-бы самим быть счастливыми и желают счастья близким.
" Новые верующие " - это средний класс с высоким академическим и социальным интелектом. Но тем, не менее всем требуется поддержка от Церкви в направлении что-бы спастись ( это я на своем примере знаю. Узнав, что я - цитата - " ты такой набожный " , меня засыпают вопросами и дивятся моим ответам - хотя я просто говорю то, что написано в Библии. Должность у меня - маркетолог. Зам.директора по развитию ).

Если есть возможность, то надо как Апостолы усиленно проповедовать. Наверстывать упущенное.
Игумен Нектарий24 мая 2012, 07:22
Абсолютно согласен. Но это - увещание к гонящим. Их-то ведь жалко...
протоиерей Андрей23 мая 2012, 21:38
Во всем согласен, Ваше Высокопреподобие, но по слову Златоуста: худшие гонения - это отсутствие гонений. Так может и не все так мрачно?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×