Многолюдье – тоже тревожащий фактор: кому нравится толпа? Однако скопление людей возможно лишь внутри храма, а не снаружи. Верующие приходят и уходят поодиночке в течение длительного времени. Не все поспевают к началу службы, не все спешат сразу домой. Исключение – Крестный ход. Но он проводится несколько раз в году и представляет собой организованное движение вокруг храма в течение 15-20 минут с иконами и хоругвями.
Личный автотранспорт у стен Божьей обители тоже смотрится неубедительно. На личных автомашинах люди ездят в большие храмы в центре города. Небольшие постройки в спальных районах потому и называются «храмами шаговой доступности», что добираться к ним на колесах бессмысленно. Только потеряете время.
Характерно, что «ужасы клерикализма», распределены авторами листовки не как попало, а в порядке возрастания. Правда, реалистичность изображения при этом так же неумолимо падает. Например, картинка отпевания «на природе» сразу вызывает вопросы. Отпевают только в храме, на природе – хоронят. Это бывает на кладбище, где, вероятно, и сделан снимок.
Утверждение, что колокольный звон способен создать трещины в стенах многоэтажек, с научной точки зрения и вовсе смехотворно. Будь это так, первое, что должно треснуть, а то и развалиться на части – это сам храм. Ближайшее к источнику звука строение. С хорошей акустикой, усиливающей резонанс, в отличие от прямых керамзитобетонных панелей. Однако храмы стоят целехоньки. Но картинка растрескавшихся стен, страшная, как Судный День, действует безотказно. Дело в том, что дома с треснувшими стенами, в том числе новостройки, видели почти все. Причины вполне прозаические: нарушение технологии строительства и производства керамзитобетонных панелей, просадки и провалы грунта, если дом стоит на карстовых породах. Но звуковые волны, включая колокольный звон, как фактор износа несущих стен – это, безусловно, миф.
И, наконец, перед нами кульминация, пиковый момент агитационного сюжета. Речь идет о снижении стоимости квартир на 30%. Тут авторы явили искусство, которому можно лишь поаплодировать. Весь фокус в том, что здания, где есть трещины, действительно падают в цене на эти самые 30%. Например, трехкомнатные квартиры в новых домах серии П-44Т в районе Алтуфьево, проданные в 2009 году за 10 млн. руб, через год стоили уже 7. Причина: трещины в стенах. Вот только колокола здесь ни при чем. Причина и следствие указаны верно, первопричина – надумана. Но смотрящий подсознательно схватывает лишь самый конец, развязку. Критически осмыслить все «вводные» у него нет времени.
Обзор пропагандистских приемов, использованных в храмоборческой листовке, позволяет сделать один важный вывод. Пропаганда против храмов проводится умело, грамотно. И, конечно, отнюдь не жителями «близлежащих домов», как бы ни хотели нас в этом убедить лидеры антиклерикальных групп. Здесь работали профессионалы, поднаторевшие в ведении информационных войн. В том числе и вокруг храмов в других районах города. Речь идет о летучей бригаде, деятельность которой (как вся храмоборческая кампания) курируется серьезными людьми из атеистических фондов, а также политиками и депутатами праволиберальной и коммунистической ориентации. Пожелать православным христианам можно следующее. Не тратя зря время на эмоции, учиться у своих противников. Овладевать навыками информационных войн, пропагандистских акций, сетевых коммуникаций. Например, листовки, разоблачающие антиклерикальный фронт, были бы очень кстати. Жаль, что мы их почти не видим. Роль Церкви в обществе растет, и эти навыки нам, к сожалению, еще не раз пригодятся.
Думаю,что в наших церковных и строительных структурах подготавливающих строи-во должны быть выделены денежные ресурсы на то,что я написал.Совсем не помешает.
Анна,здесь речь идет вот о чем.Вполне богоугодно и нормально,если перед началом строительства православного Храма,православные христиане проведут в некотором плане информационную подготовку людей в этом районе,где будет идти строительство.Это могут быть брошюры,листовки,статьи в местных изданиях или передачи на кабельных телеканалах и всё что угодно,главное донести до людей полезную и нужную информацию о огромном добре,которую они получат при возможности иметь рядом со своими домами православный Храм и которая во всяком случае деформирует будущую возможную информационную антиправославную атаку.Это просто, так скажем,информационная подготовка строительства православного Храма.Она в любом случае полезна,если конечно не идет в прямое противоречие с заповедями Божьими,например,в ней естественно никого нельзя оскорблять или использовать лживые факты,использование которых мы видим на рисунке в статье.
А зачем листовки, если роль Церкви в обществе и так растет? Церковь сегодня меняется, набирается сил. Естественно, что есть лица, недовольные этими процессами. А при таком росте все эти силы, которые не желают возрождения Православия в России, в будущем просто сойдут на нет. Не стоит даже внимания обращать. Кроме того, у нас есть Евангелие, которое действует на много сильнее любых листовок.
Как-то просто не очень по-христиански выходит. Все-таки, "око за око, зуб за зуб" - принцип, оставшийся в Ветхом завете. Если мы начнем отгавкиваться, - нас и вовсе забросают камнями, и будут правы. Оправдывается только виновный. А в нашем случае, мне кажется, оптимальнее будет руководствоваться пословицей "Собаки лают, а караван идет")))