Москва, 20 апреля 2012 г.
Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов |
«Иконостас был законсервирован, что было характерной особенностью именно этой реставрации. Здесь не было вмешательства в авторский слой, поскольку стояла задача сохранения памятника в первозданном виде», — приводит «3 канал» слова Елены Григорьевой, заведующей выставочным отделом Московского музея-усадьбы «Останкино».
«Задача у нас была сложная — ведь службы в храме шли все время, — рассказал "Вечерней Москве" технолог по реставрации компании "Возрождение" Александр Зуев. — Мы работали над тремя объектами. Во-первых — центральный девятиярусный иконостас начала XVIII века. Иконостас очень редкий: там и серебрение, и золочение. Во-вторых, два придела: южный — преподобного Александра Свирского (установлен в августе 1691 года) и северный — Тихвинской иконы Божьей Матери (1836 год)».
*
До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии. После революции храм претерпевает крайнюю нужду и бедность, лучшие памятники храма расхищены. В 30-х приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века.
С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. Богослужения возобновились только в 1991 году.
Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.