Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63) |
Святитель Мелитон:
Повесивший землю – повешен.
Устроивший небеса – пригвожден.
Утвердивший все – утвержден на древе.
Оскорблен Владыка.
Убит Бог.
Царь Израиля умерщвлен
рукой Израильской.
15-й антифон Великой пятницы:
Днесь висит на древе,
Иже на водах землю повесивый.
Венцем от терния облагается,
Иже Ангелов Царь…
Однако святитель Мелитон является и благовестником Воскресения. Некоторые темы его пасхальной проповеди перешли в Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина:
Святитель Мелитон:
Он есть Тот, Кто облек смерть позором
и диавола погрузил в печаль,
как Моисей Фараона.
Он есть Тот, Кто избавил нас
от рабства к свободе,
от тьмы для света,
от смерти к жизни,
от тиранства для Вечного Царства
И соделал нас священством новым
и народом избранным и вечным.
Пасхальный канон, ирмос 1-й песни:
Воскресения день,
просветимся людие:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни
и от земли к Небеси
Христос Бог нас преведе,
победную поющия.
Ниже предлагается полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона.
О Пасхе
1. Писание еврейского исхода днесь читается,
и таинства слова днесь разъясняются,
как агнец в жертву приносится
и как народ спасается.
2. Итак, поймите, о возлюбленные, так есть
новое и древнее,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и безсмертное
Пасхи таинство.
3. Древнее – согласно закону,
новое – согласно слову,
временное – через образ,
вечное – через благодать,
тленное – чрез заклание овцы,
нетленное – через жизнь Господа,
смертное – через в земле погребение,
безсмертное – чрез из мертвых воскресение.
4. Ибо: древен закон,
но ново слово;
временен образ –
вечна благодать;
тленна овца –
нетленен Господь,
закланный, как агнец,
восставший, как Бог,
ибо «как овца на заколение веден был»,
но Он не был овцой,
и как агнец безгласный,
но Он агнцем не был.
Ибо образ – миновал,
Истина же – обрелась.
5. Ибо вместо агнца был Бог,
и вместо овцы – человек.
В человеке же – Христос,
Кто Собой исполнил все.
6. Итак, овцы заклание,
и Пасхи празднование,
и закона писание
во Христе Иисусе исполнилось.
Чрез Него же все в древнем законе пребывало,
более же – в новом слове.
7. Ибо закон стал словом,
древний – новым,
выйдя от Сиона и Иерусалима,
и заповедь – благодатью,
и образ – истиной,
и агнец – Сыном,
и овца – человеком,
и человек – Богом.
8. Ибо, как Сын Он рожден,
и как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
из мертвых восстал Он, как Бог,
по природе – Сущий Бог и Человек.
9. Который есть все,
так как Он судит – закон,
так как Он учит – слово,
так как спасает – благодать,
так как рождает – Отец,
так как рождается – Сын.
Так как страдает – овца,
как погребается – человек,
как восстает же – Он Бог.
Сей есть Иисус Христос,
«Ему же слава во веки. Аминь.
10. Сие есть Пасхи таинство».
Как в законе написано,
Как немного прежде прочитано.
11. Изложу же слова Писания, как Бог повелевает Моисею в Египте, когда Он желает Фараона связать под бичом, Израиль же освободить от бича рукой Моисея.
12. «Ибо вот, – говорит Он, – ты возьмешь непорочного агнца и безукоризненного, и вечером заколешь его с сынами Израиля, и ночью съедите его с поспешностью, и костей не сокрушите его.
13. Так ты сотворишь, – говорит Он, – в одну ночь съедите его, по родам и коленам, препоясав чресла ваши, и будут жезлы в руках ваших, ибо сие есть Пасха Господня – воспоминание вечное для сынов Израиля. Взяв же кровь овцы, помажьте преддверия жилищ ваших,
14. положив на косяках входа знамение крови для устрашения Ангела. Ибо, вот, Я поражу Египет, и в одну ночь лишится он чад от скота до человека».
15. Тогда Моисей, заколов овцу и совершив ночью таинство с сынами Израилевыми, запечатал двери жилищ для охранения народа и устрашения Ангела.
16. Когда же овца заколается,
и пасха снедается,
и таинство свершается,
и народ радуется,
и Израиль запечатлевается,
тогда приходит Ангел поразить Египет,
непосвященный в таинство,
непричастный пасхе,
незапечатленный кровью,
неохраненный Духом,
враждебный,
неверный,
в одну ночь он лишил его чад, поразив.
17. Ибо Ангел, обойдя Израиль и увидев его запечатанным кровью овцы, пришел в Египет и укротил скорбью жестоковыйного Фараона, облекши его не в одежду скорби и не в ризу растерзанную, но – во весь Египет, растерзанный, плачущий о первенцах своих.
18. Ибо весь Египет, пребывая в страданьях и ранах, в слезах и бия себя в грудь, пришел к Фараону, весь скорбный, растерзав не только одеяния, но и душу, не только одежды облачения, но и сосцы сладости. Можно было видеть невиданное зрелище,
здесь – бьющих в грудь,
здесь – вопиющих от горя,
и посреди – Фараона скорбящего,
во вретище и на пепле седящего,
одетого в тьму осязаемую, как в скорбную одежду,
препоясанного всем Египтом, как препоясанием скорби.
19. Ибо Египет окружал Фараона, как одеяние
плача,
таковой исткался хитон для тела тирана.
Таковой облек одеждой жестокого Фараона Ангел
справедливости,
в печаль горькую
и тьму осязаемую
и в безчадие.
20. И был Ангел над первенцами Египта. Ибо стремительной и ненасытной была смерть первенцев.
21. Можно было видеть странный памятник над павшими
от одного удара
мертвыми.
И было пищей смерти
груда лежащих.
22. Когда же услышите о новом несчастье, удивитесь.
Вот что охватило Египтян:
ночь великая
и тьма осязаемая,
и смерть осязающая,
и Ангел попирающий,
и ад выпивающий
первенцев их.
23. Вы должны выслушать о еще более удивительном и страшном. В осязаемой тьме неосязаемая смерть скрывалась, и тьму осязали несчастные Египтяне, смерть же, разыскивая первенцев Египтян, осязала их, по велению Ангела.
24. Если кто осязал тьму, то уводился
смертью.
Если некий первенец, рукой обнимая темное тело,
устрашившись душой, ужасно и страшно восклицал:
«Кого держит десница моя?
Кого трепещет душа моя?
Кто же мрачный обнимает все мое тело?
Если отец – помоги,
если матерь – сострадай мне,
если брат – обратись ко мне,
если друг – защити,
если же враг – удались,
ибо первенец я».
25. Прежде чем первенец замолкал, великое молчание охватывало его, говоря: «Ты – мой первенец, я, молчание смерти, тебя приобрела».
26. Иной же первенец, поняв пленение первенцев, отрицался от себя, чтобы не умереть горькой смертью: «Я не первенец, третьим в потомстве я рожден». Но ее невозможно было обмануть, и хватала она первенца, он же падал, внезапно умолкнув.
Одним ударом был погублен первородный плод Египтян. Первый в семени, перворожденный, желанный, возлелеянный, падал на землю, не только первенец людей, но и бессловесных животных.
27. И слышалось мычание в долинах земли, ибо плакали скоты о питомцах своих. И вот, отелившаяся корова, и ожеребившаяся кобыла, и прочие скоты родящие и кормящие рыдали горько и жалостно о первородном потомстве своем.
28. Был же плачевный вопль и биение в грудь о погибели людей, о умерших первенцах. Ибо весь Египет воссмердел от непогребенных тел.
29. Можно было видеть страшное зрелище: матерей с распущенными волосами, отцов, лишившихся рассудка, ужасно вопящих на Египетском языке: «О несчастные, мы одним ударом стали безчадными». И били себя в грудь, отбивая руками ритм при пляске мертвых.
30. Такое несчастье постигло Египет и обезчадило
его.
Израиль же охранялся жертвой овцы
и освящался пролитою кровью,
и стеной народа оказалась смерть овцы.
31. О, тайна новая и несказанная!
Жертва овцы оказалась спасением Израиля,
и смерть овцы была жизнью народа,
и кровь устрашила Ангела!
32. Скажи мне, о Ангел, чего ты устрашился?
Овцы ли жертвы?
Или Господа жизни?
Крови ли овцы
или жизни Господа?
33. Явно, что ты устрашился, узрев,
Господа таинство
в овце свершившимся,
Господа жизнь
в закланье овцы,
Господа образ
в смерти овцы.
Посему не поразил ты Израиль,
но только Египет обезчадил.
34. Что же это за новое таинство:
Египет поражен в погибель,
Израиль же сохранен во спасение?
Послушайте о значении таинства.
35. О возлюбленные, сказанное и сделанное – ничто без притчи и без предначертания. Все, что происходит и что говорится, участвует в притче.
Сказанное – в притче,
происходящее – в прообразе,
для того чтобы, как происходящее явилось через
прообраз,
так и сказанное осветилось через притчу.
36. Без образца произведение не появляется. Разве грядущее не созерцается через прообразовательный образ? Посему делается модель будущего произведения или из воска, или из глины, или из дерева, чтобы то, что должно в будущем появиться,
выше в величине,
и сильнее в значении,
и прекраснее в внешности,
и богаче в украшении
было увидено в малой и хрупкой модели.
37. Когда же появится то, ради чего был создан образец, то несущее образ будущего уничтожается, как ставшее бесполезным, передав истинному по природе свой образ. И становится некогда ценное обесцененным, когда является по природе ценное.
38. Ибо каждому свое время,
образцу свое время,
материи свое время.
Ты делаешь образец истины (произведения. – д. В.В.), ты к нему стремишься, ибо ты видишь в нем образ будущего. Ты приготавливаешь материал для образа ее. Ты желаешь ее, ибо в ней явится будущее.
Когда же совершаешь произведение, то его одно
желаешь,
его одно любишь,
в нем одном и образец,
и материю, и истину видишь.
39. Итак, как в тленных примерах,
так и в нетленных;
как в земных,
так и в небесных.
40. И ведь спасение Господне и истина в народе
прообразовалась,
и догматы Евангелия законом были проповеданы.
И стал народ образцом модели,
и закон – писанием притчи,
Евангелие же – истолкованием и исполнением
закона,
Церковь же – приятелище истины.
41. Ибо был образ драгоценным прежде истины,
и притча дивной прежде истолкования,
то есть
народ был драгоценным, прежде чем появилась Церковь,
и закон был дивен, прежде чем засияло Евангелие,
когда же Церковь восстала
и Евангелие предстало,
образ опустошился,
передав истине значение,
и закон исполнился,
передав Евангелию значение.
42. Таким образом, опустошается образ,
передав образ истинному по природе,
и притча опустошается,
освещенная через истолкование;
так и закон исполняется,
когда заблистало Евангелие;
и народ опустошился,
когда восстала Церковь;
и образ уничтожился,
когда Господь явился.
И днесь стало некогда ценное обесцененным,
когда явилось ценное по природе.
43. Была некогда драгоценной жертва овцы,
ныне же малоценна ради жизни Господа;
драгоценная овцы смерть
ныне же малоценна ради спасения Господня.
Драгоценная овцы кровь
ныне же малоценна ради Духа Господня.
44. Драгоценен безгласный агнец,
ныне же малоценен ради непорочного Сына.
Драгоценен дольний храм,
ныне же малоценен ради вышнего Христа.
45. Драгоценен дольний Иерусалим,
ныне же малоценен ради вышнего Иерусалима;
драгоценно узкое наследие,
ныне же малоценно ради просторной благодати.
Ибо не на одном месте и не в малом померии почила Слава
Господня,
но над всеми пределами вселенной излилась благодать
Его,
и здесь вселился Вседержитель Бог, чрез Иисуса
Христа,
Ему же слава во веки. Аминь.
46. Вы слышали о толковании образа и его соответствия. Послушайте же и об устроении таинства. Что есть Пасха? Имя наречено от происшедшего, от «пасхо» – «страдать».
47. Узнайте же, кто страждущий, и кто страждущему сострадающий, и ради чего является Господь на земле – чтобы, облачив страждущего, восхитить в высшая небес.
Бог, «в начале сотворив небо и землю» и «все то, что в них», Словом, создал от земли человека и образу (Своему) даровал дыхание. И поселил его в рай на востоке в Эдеме наслаждаться в нем. Вот что Он законоположил ему через заповедь: «От всякого древа в раю снедию снедайте, от древа же познания добра и зла не ешьте: в день, в который вкусите, смертию умрете».
48. Человек же, будучи по природе восприимчив к добру и злу, как участок земли к тем и другим семенам, воспринял врага и хищного советчика и, прикоснувшись к древу, преступил заповедь и ослушался Бога. И брошен был он в этот мир, как в узилище для осужденных.
49. Стал же он весьма расслабленным и многолетним чрез вкушение от древа и возвратился в землю: осталось от него наследство чадам его.
Оставил же он своим детям в наследство,
не чистоту, но блудодейство,
не нетление, но тление,
не честь, но безчестие,
не свободу, но рабство,
не царство, но тиранство,
не жизнь, но смерть,
не спасенье, но гибель.
50. Неслыханная же и ужасная настала погибель людей на земле. Вот что происходило с ними: их захватывал тиранический грех и вел в земли похотей, где их упоевали ненасытные страсти:
прелюбодеяние,
блудодеяние,
распутство,
похотение,
сребролюбие,
убийства,
кровопролития,
тиранство злобы,
тиранство беззакония.
51. И так отец на сына меч обнажал,
и сын на отца руки простирал,
и нечестивый наносил удар в сосцы, вскормившие его,
и брат брата убивал,
и гость гостя оскорблял,
и друг друга умерщвлял,
и человек человека закалал
тиранической десницей.
52. Все же на земле были:
одни – человекоубийцами,
другие же – братоубийцами,
иные же – отцеубийцами,
те же – детоубийцами.
Обнаружилось еще более страшное и неслыханное:
мать хватала плоть, которую родила,
вцеплялась в того, которого вскормила сосцами,
и погребала плод чрева во чреве,
и страшной могилой становилась несчастная матерь,
пожирая ребенка, которого она породила.
53. Больше не буду говорить.
Многое и иное странное
и еще более страшное и бесстыдное
обнаруживалось среди людей.
Отец – на ложе дочери,
и сын – на ложе матери
и брат – на ложе сестры,
и «каждый ржал на жену ближнего».
54. О сем же грех возрадовался. Будучи сотрудником смерти, он предварял ее в душах людей и приготавливал ей в пищу тела мертвых. Во всякой душе оставил грех след, и в ком запечатлел след, тем надлежало скончаться.
55. Итак, всякая душа подпала под грех,
и всякое тело – под смерть,
и всякая душа из телесного дома изгонялась,
и взятое из земли в землю превращалось,
и дарованное от Бога во аде заключалось,
и разрушился прекрасный союз,
и разделилось прекрасное тело.
56. И разделялся человек смертию.
Ибо новое несчастие и пленение охватили его.
И был влачим он плененным под тень смерти,
лежал покинутым образ Отца.
По этой причине Пасхи таинство свершилось в теле Господа.
57. Прежде всего Господь предуготовал Свои страсти
в патриархах,
и в пророках, и во всем народе,
запечатлев их через закон и пророков.
Ибо то, что будет новым и величественным,
приуготовляется из великого,
чтобы, когда сбудется, заслуживало веры,
как прообразованное из великого.
58. Так же и таинство Господа,
из великого прообразованное,
ныне же увиденное,
свершившись, заслуживает веры,
хотя и новым почитается у человеков.
Ведь древним и новым является Господа таинство.
Новое – по прообразу,
древнее – по благодати.
Но когда ты воззришь на сей прообраз,
ты увидишь истинное чрез свершение.
59. Итак, если хочешь увидеть Господне таинство, то
воззри
на Авеля, подобно Ему умерщвляемого,
на Исаака, подобно Ему связуемого,
на Иосифа, подобно Ему продаваемого,
на Моисея, подобно Ему извергаемого,
на Давида, подобно Ему гонимого,
на пророков, подобно ради Христа страдавших.
60. Воззри же
и на овцу, в Египте закланную,
на поразившего Египет
и спасшего Израиль чрез кровь.
61. Проповедуется же и пророческим голосом таинство
Господа.
Ибо Моисей говорит к народу:
«И узрите жизнь вашу, висящую пред очами вашими
ночью и днем
и не поверите в жизнь вашу».
62. Давид сказал:
«Отчего взволновались язычники
и народы замыслили тщетное?
Предстали цари земли
и собрались князья воедино
на Господа и на Христа Его».
63. А Иеремия:
«Я же, как агнец беззлобный, ведомый на
заклание,
замышляли на меня, сказавшие злое:
“Придите, вложим древо в хлеб его,
и истребим его от земли живых,
и имя его не вспомнится”».
64. И Исаия:
«Как овца, на заколение веден Он,
и как агнец безгласный пред стрегущим его,
так не отверзает уст Своих.
Род же Его кто изъяснит?»
65. Многое же и иное многими пророками было проповедано о таинстве Пасхи, которая есть Христос, «Ему же слава во веки». Аминь.
66. Он, придя с небес на землю ради страждущего, и облекшись в него чрез Деву-Матерь, и пройдя от Нее как человек, воспринял страсти страждущего чрез тело, могущее страдать, и уничтожил страсти плоти; духом же, не могущим умереть, Он умертвил человекоубийственную смерть.
67. Ибо Он, как агнец ведомый
и как овца закланный,
искупил нас от порабощения миру,
как из земли Египетской,
и избавил нас от рабства диаволу,
как из руки Фараона,
и запечатал наши души
Своим Духом,
и члены нашего тела
Своей кровью.
68. Он есть Тот, Кто облек смерть позором,
и диавола погрузил в печаль,
как Моисей Фараона.
Он есть Тот, Кто избавил нас
от рабства к свободе,
от тьмы для света,
от смерти к жизни,
от тиранства для вечного Царства,
и соделал нас священством новым,
и народом избранным и вечным.
69. Сей есть Пасха спасения нашего,
Сей есть во многих многое претерпевший,
Сей есть во Авеле умерщвленный,
в Исааке связанный,
в Иакове странствовавший,
в Иосифе проданный,
в Моисее извергнутый,
во агнце закланный,
в Давиде изгнанный,
во пророках обезчещенный.
70. Сей есть в Деве воплощенный,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых восставший,
в высоты небес вознесенный.
71. Сей есть Агнец безгласный,
Сей есть Агнец умерщвляемый,
Сей есть рожденный от Марии, Агницы прекрасной,
Сей есть от стада взятый
и на закланье влекомый,
и вечером в жертву принесенный,
и ночью погребенный,
на кресте не сокрушенный,
в земле не истлевший,
из мертвых восставший,
и воскресивший человека
из дольнего гроба.
72. Сей был убит. И где убит?
Посреди Иерусалима. Почему?
Потому что хромых их Он исцелил,
и прокаженных их очистил,
и слепых их световодительствовал,
и мертвых их воскресил.
Посему и пострадал.
Что и написано в законе и пророках:
«Воздали мне злом за благо и безчадием душе моей,
помыслив на меня
злое, сказав: “Свяжем праведника, ибо тяжек нам
есть”».
73. Отчего же ты сотворил, о Израиль, неслыханное
преступление?
Ты уничижил почтившего тебя,
ты обесславил прославившего тебя,
ты отринул исповедавшего тебя,
ты отрекся от проповедавшего тебя,
ты убил оживотворившего тебя.
Что же сотворил ты, о Израиль?
Или не написано тебе:
«Не проливай кровь невинную, да не умрешь злой
смертью»?
74. Да, говорит Израиль, я убил Господа.
Почему?
Потому что надлежало Ему пострадать.
Заблуждаешься, о Израиль, изощряясь в таковых
размышлениях
об убиении Господа.
Надлежало Ему пострадать, но не от тебя.
Надлежало Ему быть уничиженным, но не тобой.
Надлежало Ему быть осужденным, но не тобой,
Надлежало ему быть повешенным, но не десницей твоей.
75. О Израиль, таким гласом ты должен был воззвать
к Богу:
«О Владыко, если бы и надлежало Твоему Сыну
пострадать,
и сие есть Твоя воля,
то пусть пострадает, но не от меня,
да пострадает от иноплеменных,
да судится от необрезанных,
да пригвоздится от тиранической десницы,
а не от моей».
76. Ты же, о Израиль, не возопил к Богу таким
гласом.
И не посвятился Владыке,
и не устрашился дел Его.
77. Не устрашила тебя рука сухая,
возвращенная телу,
ни очи больных,
отверстые Его рукою,
78. ни расслабленные тела,
восставшие по Его гласу,
не устрашило тебя и более удивительное знамение:
мертвый, воздвигнутый из гроба,
четверодневный.
79. Ты же, пренебрегши всем этим, на убийство
Господа вечером
приготовил Ему гвозди острые и свидетелей ложных,
и веревки, и бичи,
и уксус и желчь, и меч и скорбь,
как кровавому разбойнику.
Принеся же ему и бичи для тела,
и терния для главы Его,
и связал ты Его прекрасные руки,
которые тебя создали от земли,
и прекрасные Его уста, которые питали тебя жизнью,
ты напитал желчью, и ты убил своего
Господа во время великого праздника.
80. И ты тогда веселился,
Он же алкал.
Ты пил вино и вкушал хлеб,
Он же пил уксус и вкушал желчь.
Сияло лицо твое,
Его же лицо омрачалось.
Ты веселился,
Он же скорбел.
Ты воспевал,
Он осуждался.
Ты повелевал,
и Он пригвождался.
Ты плясал,
Он же погребался.
Ты почивал на мягком ложе,
Он же – во гробе и прахе.
81. О Израиль беззаконный, почему ты сотворил это
невиданное преступление,
подвергнув неслыханным страданиям твоего Господа,
твоего Владыку,
создавшего тебя,
сотворившего тебя,
почтившего тебя,
82. «Израилем» назвавшего тебя,
но ты оказался не «Израилем»,
ибо ты не увидел Бога,
не постиг Господа,
ты не понял, о Израиль,
что Он есть первенец Бога,
прежде денницы рожденный,
свет восставивший,
день просветивший,
тьму разделивший,
первый предел установивший,
повесивший землю,
усмиривший бездну,
простерший твердь,
украсивший мир,
установивший звезды на небе,
засветивший светила,
сотворивший ангелов на небе,
поставивший там престолы,
создавший на земле человека.
83. Сей избрал тебя
и руководил тобой
от Адама до Ноя,
от Ноя до Авраама,
от Авраама до Исаака
и Иакова и двенадцати патриархов.
84. Сей ввел тебя в Египет
и сохранял тебя
и питал тебя там.
Он освещал тебя столпом,
и покрывал тебя облаком,
и извел тебя,
а врага твоего рассеял.
85. Сей есть Тот, Кто с небес даровал тебе
манну,
напоил тебя от камня,
даровал тебе закон в Хориве,
дал тебе землю в наследство,
послал к тебе пророков,
царей тебе воздвигнул.
86. Сей есть к тебе пришедший,
страдальцев твоих исцеливший
и мертвых твоих воскресивший.
Сей есть Тот, на Кого ты нечествовал,
Сей есть Тот, Кого ты оскорбил,
Сей есть Тот, Кого ты убил,
Сей есть Тот, Кого ты продал за серебро,
попросив за него сребреники,
за главу Его.
87. Неблагодарный Израилю, приди и судись со
мною
о неблагодарности твоей.
Как ты воздал за Его водительство?
Как ты воздал за обретение отцов твоих?
Как ты воздал за приход в Египет
и за питание в нем чрез прекрасного Иосифа?
Как ты воздал за десять язв?
88. Как ты воздал за ночной столп,
и дневное облако,
и переход чрез Чермное море?
Как ты воздал за маннодаяние с неба,
и упоение водою от камня,
и законоположение в Хориве,
и наследие от земли,
и в ней дарования?
89. Как ты воздал за страждущих,
которых Он исцелил, явившись?
Воздай честь за сухую руку,
которую Он восстановил для тела.
Воздай честь за слепых от рождения,
которых Он гласом привел ко свету.
Воздай честь за лежащих мертвых,
которых Он воскресил из гроба чрез четыре дня.
90. Презрены тобой Его дарования.
Ты же презренно воздал Ему неблагодарностями,
воздав Ему «злая за благая»,
и скорбью за радость,
и смертью за жизнь.
91. А за Него подобало тебе и умереть,
ведь когда врагами похищается царь народа,
за него война начинается,
за него оплот разрушается,
за него город расхищается,
за него дары посылаются,
за ним послы посылаются,
чтобы взять его,
если он жив, чтобы его отослали,
если он мертв, чтобы его похоронили.
Ты же, напротив, против Господа Твоего произнес приговор.
92. Того, Кому поклонились народы,
и удивились обрезанные,
и прославили иноплеменные,
ты в великий праздник убил.
93. Итак, горек тебе праздник опреснок, как
написано:
«Будете есть опресноки с горькими
травами».
Горьки тебе гвозди, которые ты заострил.
Горек тебе язык, который ты изострил.
Горьки тебе лжесвидетели, которых ты поставил.
Горьки тебе узы, которые ты приготовил.
Горьки тебе бичи, которые ты сплел.
Горек тебе Иуда, которому ты мзду даровал.
Горек тебе Ирод, которому ты последовал.
Горек тебе Каиафа, которого ты послушался.
Горька тебе желчь, которую ты приготовил.
Горек тебе уксус, который ты взрастил.
Горьки тебе терния, которые ты пожал.
Горьки тебе руки, которые ты окровавил.
Ты убил своего Господа посреди Иерусалима!
94. Услышьте все отечествия языков и узрите.
Невиданное убийство свершилось в Иерусалиме
во граде законном,
во граде Еврейском,
во граде, почитающемся праведным.
И кто же убит был?
И кто же убийца?
Сказать я стыжуся,
сказать же обязан.
Если бы ночью свершилось убийство,
или в пустыне Он был бы заклан,
то было бы молчать прилично.
Но ныне среди стогн и града,
среди града,
у всех на виду
свершилось неправедное убийство Праведника.
95. Итак, Он возносится на древо, и надписание
прилагается, указующее
на убитого. Кто же Он?
Сказать тяжело,
не сказать же – страшнее.
Но слушайте, трепеща Того,
ради Которого трепетала Земля.
96. Повесивший землю – повешен.
Устроивший небеса – пригвожден.
Утвердивший все – утвержден на древе.
Оскорблен Владыка.
Убит Бог.
Царь Израиля умерщвлен
рукой Израильской.
97. О невиданное убийство, о неслыханная
несправедливость!
Владыка изменил Свой облик, тело Его наго, и Он не
удостаивается даже одежды,
чтобы Его не видели. Посему светила отвратились, и день
омрачился,
чтобы скрыть Обнаженного на кресте, помрачил же он не тело
Господа, но
очи этих людей.
И когда народ не дрожал,
трепетала земля.
Когда народ не убоялся,
устрашились небеса.
Когда народ не растерзал свои ризы,
Ангел раздрал их.
Народ не рыдал,
«возгреме с небеси Господь
и Вышний даде глас свой».
98. Посему, о Израиль,
ты не трепетал о Господе,
о Господе не убоялся,
о Господе не возрыдал,
о первенцах ты восплакал;
о повешенном Господе ты не терзался,
об убитых твоих стал терзаться.
99. Ты оставил Господа
и не был им обретен.
Ты похоронил Господа
и погружен был в землю.
И ты лежишь умершим.
100. Он же восстал из мертвых
и восшел в высоты небес.
Господь, облекшись в человека,
и пострадав ради страждущего,
и связанный ради одержимого,
и судимый ради осужденного,
и погребенный ради погребенного,
воскрес из мертвых и воскликнул таковым гласом:
101. «Кто судящийся со Мною?
Да станет против Меня.
Я осужденного отпустил,
Я мертвого оживотворил,
Я погребенного воскрешаю,
Кто – противоречащий мне?»
102. Говорит Христос:
«Я уничтожил смерть,
и поразил врага,
и наступил на ад,
и крепкого связал,
и человека восхитил
вплоть до высот небес,
Я», – говорит Христос.
103. «Итак, приидите вся отечествия
язык», смесившиеся с грехами,
и приимите оставления прегрешений.
Ибо Я Оставление ваше,
Я для вас Пасха спасения,
Я – Агнец, за вас закланный,
Я – Искупление ваше,
Я – Жизнь ваша,
Я – Воскресение ваше,
Я – свет ваш,
Я – спасение ваше,
Я – Царь ваш.
Я вас приведу
в высоты небес,
Я вам покажу
Отца от веков.
Восставлю Я вас
десницей Моей.
104. Сей есть сотворивший небо и землю,
и создавший в начале человека,
чрез закон и пророков проповеданный,
в Деве воплощенный,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых восставший,
и восшедший в высоты небес,
седящий одесную Отца,
имеющий власть все судить и спасать,
чрез Него же все сотворил Отец от начал до веков.
Сей есть Альфа и Омега,
Сей есть «начало и конец»,
начало несказанное и конец непостижимый.
Сей есть Христос.
Сей есть Царь.
Сей есть Иисус.
Сей есть Вождь.
Сей есть Господь.
Сей – восставший из мертвых,
Сей – седящий одесную Отца.
Он носит Отца и Отцом носится,
«Ему же слава и честь во веки. Аминь».
Мелитона [творение]«О Пасхе»
Мир писавшему, и читающему, и любящим Господа в простоте сердца.
Гимн
Хвалите Отца, святые,
Воспойте Матери, девы.
Поем, превозносим, святые.
Вознеслись вы, женихи и невесты,
ибо нашли жениха вашего Христа.
В хвалу испейте, женихи и невесты.
Воистину Христос Воскресе!