Варвара Степанова. Стройте авангард революционного пролетарского искусства. 1919 |
Рискуя получить обвинение в конъюнктурности, поскольку тема эта вызвала достаточно широкую и резко полярную реакцию, попытаюсь, тем не менее, докопаться до сути. Сделать это, на мой взгляд, крайне необходимо, поскольку перед нами не просто какая-то глупая выходка провинциальных дурех, попробовавших встроиться в мейнстрим «актуального искусства», как многие стараются это представить, а тщательно продуманная и точно выполненная провокация, уже вполне очевидно выявляющая тенденции, спрятаться от которых никак не получится. И подобное событие вовсе не неожиданность для тех, кто хорошо знаком с явлением под названием «современное искусство».
Но для того, чтобы понять, что перед нами, необходимо совершить небольшой исторический экскурс.
В XX веке в России и Европе произошли глобальнейшие цивилизационные изменения. Они коснулись одновременно и общественной жизни, и общественного сознания, и общественной культуры. Эти изменения явились вполне закономерными, ибо в большой степени их истоки лежат уже в веке XIX-м, характеризующемся окончательной победой идей Просвещения. Однако лавинообразная катастрофичность этих изменений, наметившаяся в самом начале XX века, позволяет говорить об этом периоде как о наступающем времени кризиса культуры (и даже как о некоем «рубеже культур») – параллельно с кризисом всей общественной жизни как европейского, так и лишь поверхностно европеизированного (как это было, например, в России столетней давности) типа.
Этот рубеж, характеризующийся деформацией и гибелью традиционной культуры – с параллельным возникновением на ее месте явления, называемого модернизмом (который затем трансформировался в contemporary art), в различных искусствоведческих концепциях оценивается по-разному.
Некоторые считают таким рубежом выставленный в 1917 году Марселем Дюшаном писсуар с названием «Фонтан», наравне с первыми акциями «дадаистов», другие – «Черный квадрат» К. Малевича и его «супрематический манифест», третьи – возникновение кубизма и экспонирование «Авиньонских девиц» П. Пикассо. Но в любом случае все эти изменения коснулись не одной лишь формальной стороны искусства и не его якобы ставшего неактуальным в новом веке языка.
Эти изменения коснулись метафизических глубин культуры, всей внутренней духовной ее сути.
Во-первых, основой нового искусства была провозглашена абсолютная свобода, которая изначально подразумевала собой свободу от Бога и от Его заповедей. И если предыдущая культура в своем содержании имела (пусть зачастую лишь только более-менее формально) все-таки христианские корни, то это «новое» искусство последовательно и открыто постулировало свое – чаще всего вполне сознательное – богоборчество!
Во-вторых, на место собственно произведения встал «жест», прямое действие автора, призванное влиять непосредственно на сознание зрителя. Качество произведения искусства стало зависеть не столько от талантливости автора и его личного мастерства, сколько от «актуальности» данного произведения и от его соответствия «контексту» все более обезбоживающегося окружающего бытия.
И, в-третьих, изменился сам статус художника.
Из творца-одиночки он постепенно превратился в часть механизма, часть «коллективного тела», образуемого всевозможными интерпретаторами, кураторами, арт-дилерами и, наконец, самими авторами-художниками, – тела, продуцирующего и структурирующего непрерывный поток самовоспроизводства индустрии современного искусства.
И неизменен то факт, что все глубинные, онтологические сдвиги в культуре Европы начала XX века сопровождали собой возникавшие тогда общественные катаклизмы, образуя с ними единый духовный вектор.
Это единство было настолько неразрывным – в единстве их общего разрушительного пафоса, – что можно со всей основательностью утверждать: именно в духовном смысле призрак коммунизма, материализовавшийся в России, был оборотной стороной призрака «нового искусства». Авангард в целом (и, в частности, футуризм) сопровождал русскую катастрофу, более того – во многом готовил ее и был верным союзником большевиков в первые годы их власти. Активное и изощренное богоборчество – это самая суть авангарда, и потому его симфония с большевизмом реализовалась наиболее полно.
Современное искусство новейшего времени, начавшее активно развиваться после Второй мировой войны, характеризуется возникновением нескольких новых феноменов, в числе которых – наступившее окончательное господство такого явления, как «массовая культура», ставшая синонимом современной западной цивилизации.
«Актуальное искусство», расставшись со своей субъектностью, стало лабораторией, работающей на маховик индустрии массовой культуры. При этом оно не потеряло сущностной связи с модернизмом начала прошлого века, но, наоборот, развило и «обогатило» его опыт. Левые и ультралевые и богоборческие идеи по-прежнему являются его содержанием, а агрессия (нередко нарочито антихристианская) – основной формой. Однако серьезный модернистский анархо-бомбизм футуристов начала прошлого века постепенно структурировался и превратился в часть массовой культуры. Эта агрессия в своей сути вовсе не стала со временем сколько-нибудь безобидной – как раз наоборот: она вполне совпала с основным антихристианским вектором развития современной цивилизации. И если футуристы отстаивали свое право на уничтожение в культуре памяти о Боге – с маузером в руках, то современные авторы делают то же самое в окружении благожелательной критики, всевозможных «правозащитников» и прессы.
В этом смысле весьма показательно, например, одно из последних сообщений прессы по делу нескольких политхулиганок (из дешевенькой попсовой музгруппы) – участниц недавней кощунственной акции-перформанса в московском храме Христа Спасителя – о вполне возможном предоставлении им статуса политических заключенных в качестве «узников совести» (!). И не менее характерно, что с подобной инициативой выступила достаточно известная своим воинствующим либерал-плюрализмом международная правозащитная организация «Amnesty International».
Однако продолжу необходимый исторический экскурс – чтобы затем сделать вытекающие из него выводы, имеющие самое непосредственное отношение к нашему сегодняшнему дню.
Итак, новейший этап актуального искусства характеризуется развитием агрессивного вектора модернизма-авангарда и оформлением в нем некоторых отдельных направлений и тенденций.
Одно из важнейших – акционизм.
Современное искусство постепенно вышло из институционального пространства и вторглось в сопредельные цивилизационные территории. Это вторжение было санкционировано индустрией массовой культуры в целях тестирования массового сознания на готовность или неготовность к внедрению в него новых смыслов. Но основное содержание акционизма не изменилось: по-прежнему его составляло и составляет богоборчество, ультралевые идеи и культ «свободы», неизменно превращающийся в дикую, оргийную разнузданность. Здесь можно упомянуть хотя бы одного из основателей акционизма Германа Нитша и его «театр мистерий», где практикуются страшные сатанинские оргии – с кощунственными репликами на Новозаветные сюжеты (причем оргии эти сопровождаются реальными жертвоприношениями). Но, в отличие от футуристов начала века, это направление приобрело весьма значительные общецивилизационные масштабы и превратилось в некое подобие глобального псевдо-культурного Интернационала.
И именно это явление современного искусства и было продемонстрировано в храме Христа Спасителя.
В связи с вышесказанным сделаю некоторые выводы.
Относительно «общественной» реакции СМИ хочу заметить, что основная подлинно общественная опасность, на мой взгляд, состоит в том, что все в этом довольно-таки гнусном деле постепенно сводится к личностям поистине несчастных женщин (о чем они сами, увы, даже и не подозревают!) – участниц кощунственного перформанса, сознательно совершивших страшный грех и преступление.
Разумеется, их судьба (их вечное спасение), конечно же, сама по себе очень важна и не может быть безразлична христианину, но все-таки для нашего общества гораздо важней судьба русской культуры и русской цивилизации в целом. А судьба эта, уверен, зависит от того, насколько мы можем честно смотреть как на нашу историю, так и на нашу сегодняшнюю жизнь – в том числе и на такую ее часть, как процессы, происходящие в современной культуре и в современном искусстве. Эти процессы не идут где-то в маргинальных и закрытых пространствах, как кажется многим, – они являются мотором и катализатором современной цивилизации. И если мы, как члены Церкви, не хотим в итоге оказаться на цивилизационной обочине, необходимо прямо, ясно и последовательно говорить о серьезнейших вещах современности именно с духовной, христианской позиции.
Мы должны сказать, что христианское общество – более того, общество в целом! – столкнулось (в лице довольно-таки вульгарно дешевеньких акционисток) не только с хорошо организованной провокацией (хотя и это, конечно, здесь явно просматривается), но, главное, с древним как мир «Левиафаном» – с явлением, у которого есть именование и четкие признаки, а в духовном смысле – откровенно сатанинским.
Явление это нашло свое воплощение не только в нашей страшной истории XX века, плоды которой мы пожинаем до сих пор, но и напрямую в ее былой «революционной» культуре.
И глубоко убежден: церковный диалог и тем более церковное примирение с этим богоборческим в самой сути своей, но, увы, продолжающим жить и развиваться явлением невозможен – ни в рамках каких-либо арт-клубов или арт-центров, ни на каких-нибудь столь модных ныне «круглых столах».
При этом важно обратить внимание и на то, что, поскольку Церковь до сих пор так и не сформировала последовательного и профессионального отношения к «актуальному» (= «современному») искусству, представители последнего нередко цинично пользуются этим, откровенно потешаясь над нами, людьми Церкви, как над якобы наивными и «дремучими мракобесами».
Прощая эту агрессию и идя навстречу конкретным лицам, зачастую попросту оказавшимся безвольной игрушкой упомянутого Левиафана, мы, православные христиане, однако, должны ясно понимать всю циничность, всю бездуховность их позиции, постоянно помня именно о такой – единственно подлинной и единственно церковной – оценке подобной человеческой ущербности. Мы также должны констатировать, что акция в храме Христа Спасителя вовсе не случайная и ограниченно единичная провокация. Нет, акция эта является частью хорошо структурированного и широкого наступления анархо-радикального крыла представителей «актуального» искусства. Тестируя реакцию православной общественности, этот глобальный Интернационал «современной культуры» все больше и больше демонстрирует свою антихристианскую экспансию.
А чтобы кому-то не показалось слишком натянутым или излишне резким то, что я говорю, приведу цитату из К. Малевича, который и поныне остается «гуру» и частью предания современного искусства, цитату, в которой он выражает удовлетворение тем, что он и его сподвижники-авангардисты наконец-то «сорвали завесу святая святых Культуры и изрезали ее на портянки, разбили чашу тайн и причастие растоптали ногами; были сорваны венцы сияний авторитетов Искусства и брошены в ящик лома» (Малевич К. Собрание сочинений: В 5-и т. М., 2000. Т. 5. С. 119).
По-моему, прямые аналогии с темой дня – налицо.
Давайте не будем путать ночные горшки с porcelain вазами.
И что-то неладное твориться с нашими православными любвеобильными мужчинами, убеждающими простить, отпустить, забыть, чуть ли не благословить ( а также отшлёпать и ущипнуть?!) Лицемерие7 Трусость?
Да кто бы о них думал и помнил: отпустили бы и забыли. Но они о нас не забывают. Как по пословице: ты их в дверь - они в окно. Ты их вытолкал из своего дома - они обещали вернуться.С друзьями. Кто будет защищать дом, ( общечеловеческие ценности (без всякой иронии), когда в него будут ломиться "цивилизованные варвары"? Опять женщины? Или это влияние феминизма, охватившее все сферы нашей жизни?
Дорогой Владимир!
Я отвечал Лере на её аргументы, у Вас совсем другие аргументы, и на них нужно отвечать совсем иначе.
С ВАШИМИ ответами я могу в целом согласиться. Вы очень во многом действительно правы. Но всё равно следует отличать действия святых людей в защиту веры и Христа и их призывы к нам действовать так или иначе, от наших греховных, жестоких поступков. Заушение Ария св. Николаем и наша готовность лупить кого ни попадя - это разные вещи. Поэтому здесь нужна крайняя осторожность - как бы не пересолить! И особенно это касается взывания к властям В НАШЕ ВРЕМЯ! Власти на это наше взывание могут отреагироваит так, что нам и самим мало не покажется. Получится совсем не по-христиански, потому что у нас в недавней истории есть совершенно особое понимание того, как реагировать на "письма трудящихся" и их праведный гнев в отношении врагов народа. Но, думаю, Вы это понимаете не хуже меня.
Спаси Вас Господи!
Михаил
Христос на Кресте простил СВОИХ обидчиков.
Потом и первомученник архидиакон Стефан. То же самое и многие мученники Христовы.
СВОИХ обидчиков.
Вот Вам в квартире нагадят, или ограбят, или побьют - Вы тогда искренне прощайте. Бог Вам в помощь и укрепление! И будет это подвигом, Дух Святый обогатит Вашу душу, если в неё не вкрадётся тщеславие или корысть.
А прощать обидчиков Бога, Святой Церкви и народа Божиего (наверняка, Храм Христа Спасителя был не пуст, и в нём люди, обращавшиеся к Богу в тот момент в личной молитве, получили в ответ демонский оскал в виде невольного лицезрения данного кощунства - а это окалечивание души), да вообще прощать чужих обидчиков нам никто не давал право.
Долг христианина в таком случае - ЗАСТУПИТЬСЯ, ЗАЩИТИТЬ.
При невозможности защищать (например, пост фактум) - ОТРЕАГИРОВАТЬ, то есть исповедывать!
Свт. Иоанна Златоуст призывал прещать хулителям Бога, а если прещение не действует, то применять силу вплоть до удара по лицу.
Свт. Николая Чудотворец унял богохульника Ария ударом по лицу.
Смиренно и кротко терпя бедствия от своих обидчиков, преподобные, исповедники и святители, и римские-византийские, и русские, в то же время взывали к государственным властям о пременении наказаний против богохульников, о защите стада Христова от лютых волков.
Как только перед именем появляется р. Б., жди в посте призыва к максимальному сроку. Ну мы и рабы Божии, право слово! Не приведи Господь с такими встретиться.
"Девки знали, что творят, поэтому их и не прощают. Если бы Христос прощал всех - это был бы апокатастасис, который осужден Церковью как ересь."
А Вы св. Григория Нисского тоже еретиком считаете? Не всё так просто, как кажется. И потом при чём здесь апокатастасис? Какое отношение имеет заповедь Христова о прощении к посмертной участи грешников, которую будет определять на Страшном Суде Сам Господь? Если мы будем прощать, никакого апокатастасиса из этого не получится, не бойтесь! А вот если прощать не будем, то и нам Господь не простит, это Его слова!
Христос воистину воскресе!
По-моему, я ясно написал, что Христос простил Своих распинателей, молился Он на Кресте обо всех, кто там стоял и над Ним издевался. В том числе и иудеев, а не только язычников. Но я всё же просил бы при ответе учитывать, что именно я говорю. Не согласны - Ваше право. Но искажать мои слова зачем? Я написал, что для прощения совсем не всегда в христианстве нужно, чтобы у Вас его сначала попросили. Вот те люди, которых простил Христос с Креста, НЕ ПРОСИЛИ У НЕГО ПРОЩЕНИЯ, а Он их простил. Тех, кто там был. Я ничего не писал ни о Кайафе, ни об Ироде, ни о Понтии Пилате. Ну нельзя же так передёргивать!
Простите и меня, если я Вас чем-то обидел.
Лукавый очень хитёр и он хочет чтобы они сделались мученицами,ему нужны их новомодные последователи.
В своё время именно костры инквизиции принесли ему (лукравому) всемирную славу романтического героя.
«Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4,7).
ПРОТИВОСТАНЕМ ДИАВОЛУ
«Война», «Бомбилы», «Пусси Райт» –
Вот так «контемпорари арт»! –
Да это же и впрямь война –
Воюет с нами сатана
Так называемым «искусством»,
Ломая все живое с хрустом,
Сознание людей взрывая,
Святое в душах убивая.
Как будто бы на землю ад
Из бездны вышел, – что творят
Арт-группы «Пусси Райт», «Бомбилы»,
«Война» и дьявольские силы.
Бесстыдство, наглость – их свобода;
Враг человеческого рода –
У них идейный вдохновитель,
Художник их и оформитель,
А злые бесы – авангард,
А цель – растление, разврат
Народа нашего, страны
Служителями сатаны.
Противостанем же ему,
Прогоним дружно сатану.
2012г.
«Contemporary art – современное искусство» (Википедия).
Храни вас Бог!
Ну, а что касается этих несчастных, то поистинне актом милосердия для них будет изоляция от общества, по крайней мере временная. Кроме того этим утверждается общественные нормы поведения- проводиться грань между дозволенным и не дозволенным..
И еще о христианском прощение- не нужно путать его со вседозволенностью. Христос прощая грешницу сказал ей: "иди и впредь не греши".
Михаил, а за кого именно молился Христос этими словами? Там были римские воины во главе с сотником Лонгином. Они были язычники, еврейских пророков не знали и действительно не ведали, что творят, Кого они распинают. (кстати, сотник Лонгин позже стал христианином и даже святым мучеником - так что молитва о нем Христа исполнилась).
Но были и первосвященники Анна с Каиафой. О них нельзя сказать, что они не ведали, что творят. Молился ли за них Христос тоже? Едва ли. Оба первосвященника позже были жестоко убиты, а Иерусалим, кричавший "Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!" был разрушен Веспасианом.
Девки знали, что творят, поэтому их и не прощают. Если бы Христос прощал всех - это был бы апокатастасис, который осужден Церковью как ересь.
Правильно написал Алексей, в самую точку попал! Это нам не нравится, а что же делать, Сам Господь так сказал. Не поняли Вы, Елена, ничего! А когда церкви были закрыты и правили атеисты, верующие были и мужественнее, и терпимее, и добрее. Ибо тогда верить было не престижно и не гламурно. А Церковь Христова на крови мучеников стоит
Кстати, а почему это все пишут, что простить можно только тех, кто кается и просит прощения? Вот и прот. Вс. Чаплин тоже так говорит. Ф как же Христос, Который с креста простил Своих распинателей: Прости им, Отче, не ведают бо, что творят!
Они что, прощения просили?
Хотел бы отдельно поблагодарить модераторов форума за мужество и объективность. Ни одной купюры, даже в сложных случаях. Вот пример свободы слова, хорошо бы "демократическим" форумам поучиться.
Относительно предмета. Уже писал много и повторюсь. Не следует путать христианскую и гражданскую позицию. Второе часто опрокидывает первое. Христианам не к лицу требовать расправы с помощью репрессивного аппарата государства, да ещё такого жестокого. Тюремный срок ни одна из этих полоумных девиц не переживёт, убьют, изнасилуют, сломают бывалые уголовники. Легче нам от этого станет? Не думаю. Не станем так удовлетворять своих обид! Даже в пожелании. Это для христианина неприемлемо. И не нужно фарисействовать на тему, дескать здесь не нас, а Бога обидели. Бог поругаем не бывает.
М-да, разброс отзывов большой, но явно, что приличных и ответственных людей здесь всё-таки больше.
"Когда же на реку пришли служить, то увидели, что в Иордань, простите, нагадили комсомольцы"... В связи с этим фактом и реакцией на, по сути, подобного же рода гнусное деяние в исполнении "PR", - реакцией со стороны некоей "тети", хочется спросить последнюю (каковую мы так "достали своим мракобесием"!): "А, часом, это не ваши именно предки, тетя, и гадили тогда в "Иордань"? Дух у вас с ними явно общий...
Не по причине ли отступления Израиля от Господа?
А уж как пророков предупреждающих об этом поносили...,один в один с нынешним улюлюканьем.Это суд Божий пришёл,господа".
У ВАС, ПРОСТИТЕ, ОТКУДА ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ?!
Кстати, те, кто готовили эту провокацию, не случайно подобрали теток с детьми. Для продолжения дискредитации РПЦ было бы "идеальным", если бы одну из этих дурех убили бы за "богохульство"- представляете развитие сюжета, какие репортажи!- церковные мракобесы оставили сиротой маленького ребенка! Так что их арестом, не исключено, им спасают жизни, ломая сценарий аторов и режиссеров этого действа. Думаю, Путин не экспромтом говорил про "сакральные жертвы", а располагая некоей информацией.
Насколько вразумление таких дам соответствует Православной вере? В полной. То, что сделано на амвоне Храма Христа Спасителя - кощунство. Это даже хуже преступления. Запрещено Православным "осуждение в смысле порицания, злословия". Не запрещено "обсуждение поступков ближнего с целью исправления его", т.е. вразумления. "... Какое благо мы можем сделать преступнику? Неужели только предоставлением ему полной свободы беспрепятственно продолжать свою преступную деятельность? Не ведь мы должны любить не только злых, но и добрых, не только совершающих преступления, но и тех, которые страдают от этих преступлений: мы обязаны заступиться за обижаемых и даже душу свою положить за них. Следовательно, предоставление .... свободы в дальнейшем совершении преступлений будет не согласно с заповедью о любви к ближним вообще... Есть появление злой воли, грех; содействуя такому проявлению воли, мы несомненно, причиняем зло, губим душу того, чья воля так дурно направлена. Поэтому сотворить ... Благо мы можем только в том случае, когда помешаем ему совершать дальнейшие преступления... Подчиним его волю требованиям разума и совести, то есть исправим его
Человечество растеряло свои святыни. Они не исчезли и не перестали быть; они по-прежнему реальны. Но человек не видит их, не испытывает их и не ликует от духовного прикосновения к ним...
С каждым поколением становится все больше и больше людей, которые не живут в горнем плане, не видят его и не знают о нем... Мир, который они видят, кажется им вещественным и случайным; мысли, которые они накапливают о нем, оказываются плоскими и мертвящими; цели, которые они себе ставят, являются жадными и короткими. И вся жизнь их становится безблагодатной, безыдейной и бескрылой; а сами они становятся игралищем собственных страстей и чужих влияний, приказов и угроз. Они лишены хребта, но способн к ЖАДНОМУ НАПОРУ. И...СТРАХ еще сдерживает их... им не по силам соблазны разнузданных страстей, прикрытых безбожием."
И. А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта
В связи с этим в человечестве поколебалось и чувство ответственности. Это чувство есть вернейший признак духовности...
Приобщаясь к высшему, человек испытывает повышенное чувство ответственности. Именно поэтому религиозность всегда была настоящим источником этого духовного самочувствия, без которого на земле невозможна никакая добродетель, никакая культура и никакая ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ...
Грозная беда постигла современное человечество: оно расшатало духовные основы своего бытия... и растеряло свои святыни. Вследствии этого... Его жизнь становится бесцельна... его благие цели становятся скудны и немощны; его влечения- низменны, необузданны и злобны. И чем дальше идет время, тем более люди становятся слабыми в добре и сильными в зле; и предел этого раложения еще не виден...
Ну и чем поступок тех атеистов отличается от этих? Тоже своего рода перформанс...
И к сожалению, пока примирение с этими женщинами невозможно. Как ни пародоксально, они сами сравнивают себя с Христом, пострадавшим за правду от фарисеев (см. письмо из тюрьмы одной из этих женщин), и не только не собираются просить прощения, но и строят из себя жертв православия. Любые шаги православных навстречу будут растолкованы адептами "современного искусства" как капитуляция и приглашение к дальнейшим "гастролям" в наших храмах.
Жаль...что в нашей стране отменена смертная казнь...
http://www.lipetskmedia.ru/blogs/view/735.html
А юродивых в России в тюрьму никогда не сажали. Выгоняли из храмов, да. Иногда пороли некоторых, особо отличившихся. А иногда и прославляли.
Смех да и только. Хоть одного юродивого назовите, чтобы храм Божий осквернил , Патриарха оскорбил, а его бы прославили? Ну допустим кто-то считает наказание кощунок слишком суровым, но прощать-то почему? Потому что православие должно быть добрым? Если бы эти девицы не проорали свой "молебен" где-нибудь на сцене, популяризируя свое пошлое "искусство", может и ничего бы им не было, а в храме, извините, не пойдет.
Так за что нам награда???
Что, РПЦ-МП имеет искусствоведческие обязанности тоже? Правильное или нет, современное или нет искусство у "пусек", наверное должны судить мирские какие-то специальные люди. А Церкви это ещё зачем? Тем более, на сколько я знаю, они сами и не претендуют даже на исскуство...
Они назвали свою выходку молебном. Я бы назвал это юродством чистой воды. А юродивых в России в тюрьму никогда не сажали. Выгоняли из храмов, да. Иногда пороли некоторых, особо отличившихся. А иногда и прославляли.
В тюрьму юродивых, с требованием "жестоко покарать", это случитлось впервые в истории Православия вообще не только России...
Грустно это всё. Очень грустно. Люди, называющие себя православными, очнитесь!
И ещё один пример актуального художника. Его очень любят пуси и Гельман. Это Бренер. В своё время он выбрал картину Малевича Белый крест на белом фоне в Амсердаме и поверх него нарисовал доллар. Из его воспоминаний: - "На холсте был изображен маслянными красками белый крест на белом фоне. Претенциозная русская культурка, привет! У меня в кармане лежал баллончик с зеленой краской. В зале с Малевичем не было ни души. Я вытащил баллончик и струёй краски нарисовал на белой картине зелёненький знак доллара: прибил доллар к кресту, как Иисуса."
За что был посажен на 6 месяцев в тюрьму. Раньше он хотел сделать тоже самое в Америке, но там ему за это грозило 8 лет. Поэтому он выбрал Амсетрдам.
Попав в тюрьму Бренер "через пару недель пришёл в такое отчаяние, что разорвал себе щеку вилкой. От дикой ярости, беспомощности и тоски. Сразу после этого меня на двое суток затолкали в карцер, а потом на месяц отправили в психиатрическое отделение".
http://artprotest.org/index.php?option=com_content&view=article&id=2968&chtoto=1997-&catid=4&2011-03-04-14-58-14&ordering2=4
"…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу."(Мк.12:17)
Нельзя, по поводу произошедшего, писать : "Малевич", "Пикассо", "Шагал", "метафизические глубины культуры", "институциональное пространство", "сопредельные цивилизационные территории", "общецивилизационные масштабы"; вполне достаточно "бездуховность", "разнузданность", "кощунство", "богоборчество".
Фраза "…поскольку Церковь до сих пор так и не сформировала последовательного и профессионального отношения…" – по меньшей мере, странно смотрится на православном сайте.
– Какого, какого отношения? Профессионального?
Церковь, и свою внутреннюю жизнь и всё происходящее вокруг неё, оценивает только в свете Евангельских истин.
Только таким образом, православный, может рассматривать произошедшее.
Для меня то, что Вы делаете важно еще и тем, что я куратор выставочных проектов, причем фотографических (читал Вашу книгу, со многим не согласен, но вопросы к себе у меня возникли).
Спасибо.
2.) у апостола сказано, "тела ваши храмы Духа Святого"
3.) не помню где в ветхом завете Господь говорит, что не живет в храмах рукотворенных, но сердце человеческое храм Его.
Вывод. Моя молитва и духовность ничем не лучше, а даже хуже поступка "пусек". Как же я могу их судить?
Странна прежде всего потому, что человек не входит в дом через окно вовсе не потому, что на всех окнах не написано "входа нет", а потому, что соблюдает некое человеческое достоинство.
Кошке и собаке - всё равно. Что ближе к миске со жратвой - через то они и войдут.
И многое что ещё человек не делает просто потому, что он не животное.
У собаки легко определить её территорию по оставленными ей меткам. Поэтому собаки метят каждый угол. Вторжение за "помеченную" линию - обозначает вторжение.
Странным образом либералы втянули общество в свою "разметку" полемики.
Чтобы принудить нас сейчас определять, что есть "оскорбление", и что есть"кощунство".
Т.е. до какого столба это ещё не кощунство, а с какого окурка - уже оскорбление. Спиной там стояли к Алтарю, али боком.
Стыдно и неловко за людей, достаточно известных, опустившихся до уровня обсуждения собачьих меток на столбах в Храме Божием.
Обсуждать "углы собак" - позор для христиан.
А в интересах государства, наказание должно быть отбивающим всякое желание и рисовать свастики на синагогах, и подбрасывать свинные головы в мечети, и делать "арт" акции в православных храмах, т.к. это ТАБУ, переступив которое, можно получить миллионы трупов.
В других религиях с ними бы поступили крайне жестоко.
И не муссировали бы в СМИ эту оскорбительную тему.
Хорошие сроки лишения свободы будут единственно верным наказанием, и то довольно мягким, по сравнению с тем, как наказали бы представители других конфессий.
Христос - наш образец для подражания!
Он плетью выгнал с храма торговцев. Плетью.
А торговцы - не кощунники.
Кощунники в 100 раз хуже.
НЕЛЬЗЯ спускать с рук такое. НЕЛЬЗЯ.
Жесткий, четкий отпор. Чтобы другим не повадно было.
Не по причине ли отступления Израиля от Господа?
А уж как пророков предупреждающих об этом поносили...,один в один с нынешним улюлюканьем.
Это суд Божий пришёл,господа.
Богородица, прости,
грешны страсти укроти,
я молю о свете дня,
счастьем одари меня,
омофором нас укрой,
лютой защити порой,
сбереги от злых врагов,
бесовских копыт, рогов...
Спасибо автору за статью.
Кто сказал автору, что массовая культура, будь она хоть трижды неладна, обязана иметь этот богоборческий вектор? Здесь же это чуть ли не синоним футуризма.
Обратите внимание, что кощунное выступление тирахируется как "молебен" т.е. повторяется методика квадрата Малевича, только теперь через лицедейство.
Действительно, с начала ХХ века в европейской цивилизации активно проводится акция дехристианизации, но корни этого движения не кроются в Просвещении. Прсвещенная Европа 18-19 вв. все еще продуцирует огромный объём христианского искусства. Антихристианство в Европу принесено не из европейского Просвещения, а из совершенно иного, более древнего чем европейское Просвещение идеологического источника. Здесь уместно вспомнить и Юлиана Отсутпника.
По сути и марксизм, и материализм в искусстве, и кощунство -- суть инструменты единой цели -- истребления христиансва (как западного, так и восточного). Маркс и Малевич -- инструменты гораздо более масштабной цели, чем социализм или новое искусство. Так же и сознательные кощунницы в ХХС.
А девиц давно пора было призвать к порядку. Я видела их фото в инете четырёхлетней давности, как они, раздевшись догола, совершили групповой секс в Зоологическом музее. На их взгляд, это тоже политическая акция и искусство. На мой же взгляд, просто скотство и позор. Именно тогда на основании этих фотографий всех этих людей нужно было судить и наказывать, а не ждать, когда они вылезут со своим "искусством" на солею главного храма страны. И как бы мы ни относились к закону об ювенальной юстиции, это именно тот случай, когда детей нужно изолировать от таких родителей. Не дадим сейчас им по рукам, они не только в групповой секс своих детей втягивать начнут, но и не преминут это сделать в каком-нибудь храме.
//Эти процессы не идут где-то в маргинальных и закрытых пространствах, как кажется многим, – они являются мотором и катализатором современной цивилизации. И если мы, как члены Церкви, не хотим в итоге оказаться на цивилизационной обочине, необходимо прямо, ясно и последовательно говорить о серьезнейших вещах современности именно с духовной, христианской позиции.// - СПАСИБО!!! В Канаде, на мой обывательский взгляд, всё, что так или иначе связано с искусством является "современным"... простите, но я скучаю за соцреализмом, ищу и не нахожу тут простых реальных пейзажей, портретов и скульптур... Но самое страшное, что всё это "современное" безобразие во всех его проявлениях видят дети и.. формируются. Спаси Господь! Хотите сохранить и зашитить свою самобытную культуру - гоните прочь и наказывайте носителей сатанинского "contemporary art"! С ними НЕЛЬЗЯ сотрудничать! Они наглеют и портят наших детей.
Например(2008):
http://plucer.livejournal.com/55710.html
Уважаемый Андрей, большое спасибо за Ваше мнение. Я живу в Канаде. Три года тому назад моей дочке задали сделать "проджект"(реферат) на тему "современное искусство". Когда она принесла из библиотеки книжки с иллюстрациями "шедевров" совр. искусства, я была в шоке. На эпатажных полотнах - разнузданный и изощрённый разврат. Моей дочке было тогда 13 лет. Я тогда позвонила знакомому художнику, чтобы узнать: неужели вся эта мазня называется искусством? Но он стал мне рассказывать про "оттенки света и цвета в современном искусстве"...
//Однако серьезный модернистский анархо-бомбизм футуристов начала прошлого века постепенно структурировался и превратился в часть массовой культуры. Эта агрессия в своей сути вовсе не стала со временем сколько-нибудь безобидной – как раз наоборот: она вполне совпала с основным антихристианским вектором развития современной цивилизации.,// - СПАСИБО!!! Наверно это то, что я хотела слышать три года тому назад.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!!!
Статья хорошая, спасибо. Точно и важно то, что это на самом деле тест обществу. В зависимости от реакции последует корректировка применения яда. Мнится мне, что стоит в ближайшее время ожидать новые провокации.
В том кто виноват мы разобрались. А вот что делать?
А не матерями!
И есть редакционное задание "Новой газеты" одной из своих "спецкоров", что позиционирует себя лесбиянкой (её имя красуется под самыми позорными для русской женщины публикациями). Надо было создать информационный повод, способный привести общественные отношения к точке бифуркации, точке невозврата. Чтобы раскрутить маховик ровно в противоположную от естественного хода политических событий сторону. Этого естественного хода больше всего боятся паразитирующие на банковских субсидиях "бывшего" чекиста "новогазетчики" и их авторская гопота.
Заметьте, комментарии на реакцию русской общественности в этой газете всё более скромны и не столь хлёстки. Боятся. Испугались, наконец-то! И уже не до ожидания "благодарностей" в виде загранотелей у тёплых морей... Понимают, что праведный гнев - это гнев очистительный. Понимают, что сила такого гнева находит адресата БЕЗУСЛОВНО!
Даже глава российского министерства иностранных дел Лавров чётко и внятно свидетельствовал о том, что произошло не какое-там хулиганское явление. Произошло святотатство. И НИЧЕГО БОЛЕЕ! Посему, просьба, не надо искусствоведческих стонов...
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч;"(Мтф.10,34). Духовная брань не прекращается ни на минуту. И если человек осознанно не идет за Христом, то неосознанно (или осознанно)воюет на стороне дьявола. И коментерий А.Гранцевой это только подтверждает.
Не мною сказано: "всяк человек ложь", - а современный и подавно. Ныне время Великого поста и значит усиленной брани.
Искушения приходят и уходят, а беззаконие должно получить твердый отпор. А что касается о. Андрея Кураева, то мне кажется, что в последнее время он как бы юродствует.
Автору спасибо за статью.
Ну ничего, рано или поздно человечество пресытится примитивизмом, и то, что совершенно неэстетично (не говорю о том, что неприлично), не будет причисляться к искусству. Надеюсь.
Читая статью мне показалось что после Васнецова вообще никакого развития происходить не должно.
А как же Петров-водкин с его действительно глубокими русскими сюжетами, а Василий Кандинский с Георгием победоносцем, а Марк Шагал и его иллюстрации к библии. Разве это не новое искусство, разве не после 17го?
Советую автору глубже изучить историю русского искусства после 17го года и найти в нем что то помимо бесовщины
Читая статью мне показалось что после Васнецова вообще никакого развития происходить не должно.
А как же Петров-водкин с его действительно глубокими русскими сюжетами, а Василий Кандинский с Георгием победоносцем, а Марк Шагал и его иллюстрации к библии. Разве это не новое искусство, разве не после 17го?
Советую автору глубже изучить историю русского искусства после 17го года и найти в нем что то помимо бесовщины
Буду благодарна за объяснения.
Арина Гранцева, а судьи, кто? Вам г-жа Салахова или кто другой на Винзаводе выдал лицензию арт-прокурора/судьи/присяжных в одном лице? Или может от того ваша язва, что никому, кроме "тусовки" ваше "искусство" не интересно?
Но кроме религии есть Закон. Они его нарушили, так что пусть ответят за содеянное.
А перед Господом Богом ответят отдельно, в другом Мире.
Спаси Господи!
Пожалуйста, продолжайте развивать эту тему!
А Храм Христа Спасителя уже "отмыт" от осквернения горячими молитвами его предстоятеля и множества прихожан, как и Елоховский собор, и Лобное место на Красной площади(это места,где бесновались одержимые панкушки).Аминь.
Есть два подобных места, но ни одно не совпадает: Спаситель сказал: "Кто не со Мной тот против Меня" (Мф 12,30)и это совершенно однозначно понимается. В другом месте, говоря о учениках, т.е. о Церкви, сказал: "Кто не против вас, тот за вас" (Лк 9,50, Мр 9,40) и это касается например диалога с инославными христианами и иногда с представителями обезбоженной культуры,если те прекращают свою вражду по отношению к Церкви. Путать и смешивать эти цитаты крайне опасно.
Мне кажется что все это выявит в нашем обществе людей с истинной Верой в Бога ибо сказано в Священном Писании "...кто не снами те против нас.." Прости их Господи ибо не знают что творят!
Мне кажется что все это выявит в нашем обществе людей с истинной Верой в Бога ибо сказано в Священном Писании "...кто не снами те против нас.." Прости их Господи ибо не знают что творят!
Хорошим инструментам для них всегда являются внутренне расположенные к этому находящиеся среди нас. Прекрасные условия для отработки сценария - наша теплохладность.
Продолжите эти изыскания. Вы раскроете похожесть технологии, которая направлена на расчеловечивание и сатанизацию мира.