Авторы специально оговаривают, что речь вовсе не идет об умерщвлении больных младенцев с заявляемой целью избавить их от страданий - фиговый листок, к которому прибегал тот же Никонов. Вот что они пишут:
“Обстоятельства, при которых это допустимо, включают случаи, когда новорожденный имеет (потенциальную) возможность прожить полноценную жизнь, но благосостояние семьи оказывается под угрозой. Мы используем термин “послеродовой аборт” , а не “эвтаназия” потому что интересы умерщвляемого не обязательно являются главным критерием - в отличие от случая эвтаназии”
Редактор "Журнала медицинской этики" профессор Джулиан Савулеску поддерживает эту линию рассуждения в своем блоге: “Не существует - в моральном отношении - разницы между плодом в утробе и новорожденным. Их возможности очень близки. Если аборт допустим, то и инфантицид должен быть допустим” Однако, отмечает Савулеску, ничего принципиально нового тут нет - такие идеи уже развивались рядом прогрессивных мыслителей, в частности, известным философом Питером Сингером.
Надо сказать, что не все в Британии восприняли идею столь позитивно. Как говорит заголовок одной из газетных статей, “Антиабортные фанатики угрожают свободе слова”. В чем же проявилось покушение этих мрачных фанатиков на нашу и вашу свободу? Профессор Савулеску пишет: “Что внушает беспокойство - так это вовсе не доводы, изложенные в этой статье, и не ее публикация в журнале, посвященном вопросам этики. Это враждебные, оскорбительные и угрожающие отзывы, которые она вызвала. Больше чем когда-либо, свобода академической дискуссии находится под угрозой со стороны фанатиков, покушающихся на ценности нашего либерального общества”
Впрочем, британский колумнист Эндрю Браун видит либеральные ценности несколько иначе: “Если “ценности либерального общества” включают в себя убийство неудобных младенцев, или обсуждение их убийства как чего-то такого, что разумные и морально вменяемые люди могут совершать, то либерализм - это действительно такое чудовище, каким его считают консерваторы. Академики должны быть свободны обсуждать чудовищные идеи - но мы тоже должны быть свободны испытывать отвращение к их чудовищности”
В самом деле, первая реакция любого сколько-нибудь морально здорового человека, независимо от его религиозных и политических убеждений - это ужас и отвращение. Но мы должны пойти немножко дальше эмоций и задаться вопросом, как такое могло случиться. Начни “специалисты по этике” развивать свои идеи лет сорок назад, это не вызвало бы никакой дискуссии - их просто сочли бы неприятными городскими сумасшедшими, и уж точно ни в какие серьезные журналы их сочинения бы не попали.
Что изменилось в обществе - западном вообще, и британском в частности - что такие вещи стало возможным обсуждать всерьез?
Что за движение привело к этому? Как его можно обозначить? Слово “либерализм”, которое в русском языке и так имеет оттенок ругательства, лучше не использовать из-за его невнятности; более точным было бы говорить об обезбоживании картины мира.
Разумеется, человек атеистических убеждений может испытывать искреннее отвращение к идее детоубийства - но эта здоровая человеческая реакция никак не укоренена в его картине мироздания. На вопрос “а почему, собственно, нельзя убивать младенцев?” невозможно ответить в безбожной вселенной. Как заметил еще Достоевский, если Бога нет, то все позволено - в самом деле, кто ж им запретит? Высшего Судии нет, а земные судьи их в итоге поддержат. Ваш недоуменный крик “ну нельзя же!” разобьется об стену спокойного равнодушия - “почему нельзя-то? вот выдающиеся философы, специалисты по этике, признанные мыслители считают, что очень даже можно”.
Идеи британских “специалистов по этике” логически безупречно вытекают из их атеистической картины мира; их философские корни мы немного рассмотрим.
В чем уникальная особенность атеизма? Все человеческие культуры - древние греки и египтяне, индуисты и конфуцианцы, мусульмане и христиане - исходили из того, что мироздание обладает определенным смыслом, целью и предназначением; обязанностью человека было понять его место в общей симфонии бытия, осознать свой долг и следовать ему. Атеизм провозглашает радикальную бессмысленность вселенной; как это формулирует, например, известный атеистический активист Ричард Докинз, “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия”. Если в доатеистических культурах считалось, что миссия человека - употребить свой разум и совесть на то, чтобы найти истину, а потом употребить свою волю, чтобы изменить свою жизнь в соответствии с ней, то в атеистической картине мира это невозможно и бессмысленно - во вселенной просто нет никакой истины о нашем предназначении, которую мы могли бы познать и жить по ней. Есть фактические истины - расстояние от Земли до Луны такое-то, электропроводность меди такая-то - но не истины о ценностях, о добре и зле. Мораль - результат биологической и социальной эволюции, процесса, который в этой картине мира не имел и не мог иметь никаких целей и намерений, у которого нет для нас ни заповедей, ни обетований. В этом случае, как заметил еще в XVIII веке скептический мыслитель Дэвид Юм, “Разум является и должен быть рабом страстей, и никогда не должен притворяться, что может не только подчиняться и служить им”. Люди не ищут истину, чтобы подчинить ей свои страсти, но подчиняют свои суждения страстям.
Есть известное высказывание - “человек либо живет по своей вере, либо верует по своей жизни”. Если мы не хотим покориться истине и изменить нашу жизнь сообразно ей, мы будем менять наши преставления об истине сообразно нашей жизни - как нам проще и удобней.
Удобнее убивать детей - и явится философия, оправдывающая детоубийство. Сначала в утробе, а потом появится и вполне очевидная мысль - а почему и вне утробы-то нельзя? Вы же уже согласились, что в утробе - можно, что такого меняется в процессе родов?
Со времен Аристотеля люди исходили из простого и очевидного определения человека: человек - это живое существо, принадлежащее к человеческому роду. Это - не часть христианского откровения, это - очевидный здравый смысл. Нельзя лишать жизни невинное человеческое существо - это тоже нравственная очевидность, которая хорошо известна и без библейского Откровения. Но следовать здравому смыслу и очевидности - значит признать, что детей в утробе тоже нельзя убивать. Ведь дитя в утробе - это живое существо (а не часть тела матери) и существо принадлежащее к человеческому роду (а то к какому же?). Чтобы убивать детей, надо измыслить философию, в которой они - не люди. И именно такой философии и следуют Альберто Джубилини, Франческа Минерва, Джулиан Савулеску и единомысленные им. Они переопределяют человека так, чтобы исключить младенцев из числа людей - с их точки зрения “реальным человеком” (actual person) можно назвать только того, у кого могут быть планы и устремления - которые будут сорваны, если лишить его жизни. Поскольку у плода в утробе и новорожденного младенца никаких планов и целей нет, человеком его считать нельзя - а значит, можно убить, если он создает какие-либо неудобства “реальным людям”. Подобная философия не нова - ее подробно развивает, например, известный атеистический философ Питер Сингер, тоже сторонник инфантицида - по его убеждению, младенцы (и маленькие дети) “лишены таких определяющих черт личности, как рациональность, автономность и самосознание” и поэтому не обладают правом на жизнь. Как он пишет в одной из своих статей, “Любая дискуссия о добровольной эвтаназии должна начинаться с вопроса, может ли убийство невинного человека быть правильным поступком. Те, кто полагают, что это ни в коем случае не правильно, опираются в наибольшей степени на религиозные доктрины, которые утверждают, что только люди созданы по образу Божию, что только люди обладают бессмертной душой, или что Бог даровал нам власть над животными - подразумевая, что мы можем убивать их, если захотим - но оставил за Собой власть на человеческими существами. Отвергните эти идеи, и Вам станет трудно помыслить о каких-то морально значимых свойствах, которые отличают людей с тяжелыми повреждениями мозга или другими серьезными умственными дефектами от других животных подобного ментального уровня. Почему же тогда то обстоятельство, что данное существо принадлежит к одному с нами виду, делает его убийство худшим поступком, чем убийство существа другого вида, если они обладают сходными мыслительными способностями - или животное даже умнее?”
В построениях людей, подобных Сингеру или Савулеску есть определенная логика - примите их предпосылки (Бога нет, человек не создан по образу Божию, нет бессмертной души и т.д.) и вы дойдете до их выводов (младенцев можно убивать) - с той же неотвратимостью, с которой самоубийца, выбросившийся из окна, долетает до асфальта. Конечно, есть немало атеистов, которые сохраняют приверженность христианским по происхождению моральным ценностям; как есть и христиане, незаметно воспринимающие философию окружающей их атеизированной культуры. Живые люди нелогичны. Но общая тенденция налицо; по мере того, как обезбоженная картина мира овладевает массами, она приносит свои плоды. Всякий раз, когда сторонники “прогресса” выдвигают какую-то очередную свою мерзость, консерваторы говорят им “а скоро вы еще и до другой мерзости дойдете, которая сейчас даже для вас слишком”, им говорят, что это все мрачные фантазмы и клеветы, и до такого они, конечно, не дойдут. Все это антиутопии и пустые страшилки. Потом силы прогресса все же доходят до мерзости, предсказанной консерваторами, и те их сторонники, которые говорили – нет, нет, до такого не дойдет, не клевещите и не фантазируйте – начинают их оправдывать. Скользкий склон поистине скользок. Когда речь шла о легализации абортов, довод “эдак вы и убийства уже рожденных детей дойдете” звучал риторическим преувеличением. Сейчас это уже не преувеличение. До чего дойдет прогресс в будущем? На собраниях прогрессивных элит будут подавать хорошо прожаренных младенцев под красное вино? Тем более, что передовые мыслители (такие как Сингер и Докинз) уже признали, что ничего не имеют против употребления человечины в пищу.... То что позавчера было жуткой, гротескной фантастикой, вчера – уважаемое мнение, а сегодня – допустимая практика, а завтра – практика обязательная.
Но вот что интересно, и - насколько это слово уместно, говоря о вещах столь мрачных - забавно. Британские “специалисты по этике” недовольны тем, что многие их сограждане, не столь продвинутые, реагируют на их философские рассуждения с руганью и угрозами. Это-де нарушает их, философов, право на свободу слова.
Но на чем основаны их притязания на то, что у них есть права, которые другие люди обязаны соблюдать? Если у заведомо невинных человеческих существ нет даже права на жизнь, то с чего они вообразили, что у них есть какие-то права? Как такая странная идея пришла в их головы? Если они считают, что никто не обязан щадить жизни младенцев, почему они возмечтали, что кто-то обязан щадить их жизни?
Если Бога нет, то все позволено не только вам - но и по отношению к вам. “Послеродовой аборт” можно с таким же успехом произвести и по отношению к его идеологам. Это неизбежный вывод из их же философии. “Способность иметь планы и цели” можно заменить другим критерием, столь же произвольным, объявить, что данные мыслители ему не соответствуют - и вперед. Но люди, которые отменяют заповедь “не убий” в отношении младенцев, требуют тщательнейшего соблюдения заповеди в отношении себя любимых - так что даже интернет-угрозы вызывают у них искренне негодование. И в этом еще одна особенность такого рода философии: она использует язык прав и обязанностей, добра и зла, свободы и закона - но только затем, чтобы лгать на этом языке.
По их мнению, мы должны (увы, это относится к России не менее, чем к Британии) принимать навязанные ими представления о добре и зле, правах и обязанностях, мы должны следовать их представлениям, их картине мира. Эта картина объявляется “прогрессивной”, в то время как взгляды людей, не согласных с их убеждениями - в частности, с тем, что малых детей можно убивать - характеризуются как “фанатичные”, “отсталые” , “иррациональные”, “угрожающие ценностям либерального общества”.
Но на любое заявление типа “вы должны”, нам в этом случае следует спрашивать - “кому? Вам? С чего вы взяли?”. Мы ничего не должны этому тяжкому злу и безумию. Напротив, мы должны противостоять ему из всех сил.
В моральном отношении я бы даже сказала, что между убийством любого человека и ребенка в утробе разницы не существует...
Так почему собственно только детей можно убивать? Почему бы не договориться до того, что вообще всех можно? В чем разница-то?
http://jme.bmj.com/content/early/2012/03/01/medethics-2011-100411.full
Неудивительно все это нисколько
В Германии собираются ввести обязательный экзамен для владельцев собак - вдруг они не умеют правильно обращаться с собакой? (Для владельцев крупных и опасных пород этот экзамен уже существует, и тут он оправдан - крупная или опасная собака, плохо воспитанная - это оружие, и правила должны быть как на ношение оружия) И скажите мне, что это не станет прологом к экзамену на умение быть родителем? Ну, если с собаками так запросто нельзя - а тут люди... И вот, если экзамен не сдал - ребеночка-то куда? То-то.
И все это - исключительно для нашей же пользы и безопасности.
И никуда не деться от того, что идеи эти сейчас высказывают именно атеисты-секулярные гуманисты.
Мне не жаль англичан, но к России с этими извращениями пусть даже не пристают. А кто у нас такую идею выскажет - на кол.
И атеисты тут ни при чем. Представьте, что в атеистическом Советском союзе кто-нибудь высказал бы подобную идею... Что бы с ним было?
__________________________________
На мой взгляд это планомеренно внедряемые идеи с целью постепенного разложения общества вообще. Откуда растут ноги - понятно. Кто-то методично подпитывает появление и распространение "новых" и "прогрессивных" , вполне логичных утверждений.
Люди, имеющие возможность соприкасаться по своей вое с Духом Святым поддерживают в себе различение зла и добра, а люди, которые лишают себя такой возможности, теряют остроту этого различения.
Отсюда и постепенное формирование согласия с этим безумием.
Вот Вы говорите - статья провокативная.
Но это ещё в большей степени означает, что речь, так или иначе, зайдёт о "послеродовом аборте" взрослых. Здесь выбор - между худиевской постановкой вопроса "а почему бы не самих этих философов?" - и ажуром из фигур умолчания, по которому прочтётся: "а люди ли - взрослые? Вот возмущённые нашим полётом фантазии фанатики, инфантилы и лузеры? может быть, им вообще заткнуться и быть благодарными, что их, не вписанных в определение человеческого рода, не убили? Будет такой прогресс самопознания человечества...."
Ну, может, в оригинале эти философы не собираются убивать детишек. Пока что не собираются. Они только хотели взрослым дядям делать стыдно. А их так удачно недопоняли...
Александр, вы же оригинал не читали, так откуда известно, что автор здесь вольно обращался с цитированием? Вы, похоже, экстрасенс?!
Судя по аннотации общий смысл статьи обрисован верно:
Abortion is largely accepted even for reasons that do not have anything to do with the fetus’ health. By showing that (1) both fetuses and newborns do not have the same moral status as actual persons, (2) the fact that both are potential persons is morally irrelevant and (3) adoption is not always in the best interest of actual people, the authors argue that what we call ‘after-birth abortion’ (killing a newborn) should be permissible in all the cases where abortion is, including cases where the newborn is not disabled.
Можно, конечно, пытаться (и пытаются) сделать хорошую мину - мол, эта провокация, наоборот, пытается привлечь внимание к недопустимости абортов: ведь предпосылки для аборта те же, что и для детоубийства. Только выглядит эта мина совершенно наигранной уже постфактум статьи: предпосылки (1) и (2) преподносятся как вне моральные факты, никакой двусмысленности.
А вот с либералами и либерализмом как то иначе... А по чему? И идеи и дела ещё более гадкие и мерзкие, фашисты по крайней мере были прямолинейней и честней, они не прикрывались красивыми словами и по крайней мере в своём народе культивировали высокие моральные стандарты и семейные ценности. А либерализм это откровенно античеловеческое учение которое не щадит не своих не чужих, под красивым фасадом борьбы за права абстрактного человека в целом, человечество планомерно уничтожается. Основной удар наносится по конкретной личности,по вере, по семье, по моральным принципам.
Короче душить надо гадину либеральную, до основания, до истоков. Так и хочется крикнуть "К оружию братья! Родина, Вера, Сама жизнь в опасности !" , а то "завтра" похоже будет поздно.
Храни всех Бог! Слава Росии!
Мне другое непонятно: кто сейчас делает из них (этих Сингеров и прочих) людей, у которых берут интервью, чьи книги издаются, кому открыт доступ к преподаванию в вузах? Вот кто это делает я хочу понять.
Ольга, Вы неправы. Священнослужители делают, что могут. просто сегодня общество ещё не дозрело до запрета абортов, и по этому пути приходится идти маленькими шажками. Как сказал о. Макарий (Маркиш) - когда пехота вгрызалась в мёрзлую землю у Волги в 42-м, кому бы пришло в голову возмущаться, что не штурмуют Берлин?
Пелагея, вы статью по диагонали что ли читали? Это у вас еще есть противопоставление плохой-хороший, а современный атеизм-секуляризм уже давно за гранью добра и зла.
Подумать только, ведь совершить ошибку (в данном случае убийство) так легко с помощью всяких "философов" , исправить ( вернуть жизнь) невозможно.
Господи, спаси людей от такой "медицинской этики"!!!
Что,судя по довольно вольному пересказу текста в блоге редактора, с приписыванием ему "поддержки" "сторонников" инфантицида было бы совсем не лишним.
Редактор прямо называет текст "провокативным" и любезно обещает печатную площадь для аргументированного оппонирования, а не площадной брани комментаторов.
Не имея возможности познакомиться с подлинником, даже в пересказе автора можно догадаться,что суть провокации гораздо сложнее,чем довольно примитивная ее интерпретация как пропаганды детоубийства. Сарказм по поводу "ценностей либерального общества" малоуместен, количество абортов в православной России в разы больше бездуховной Зап.Европы и Америки.
Но ужасаться нужно не тому, что это зло существует, а тому, что в России сегодня предлагают неадекватное решение этой проблемы. У нас появилось модернистское движение так называемых ограничителей абортов, предлагающих различные "антиабортные ограничения", которые антиабортными никак не являются и аборты никак не ограничивают, так как регулируют только показания к ним. Ограничители агрессивно выступают против исполнения заповеди "Не убий" - запрета абортов. Они предлагают, например, спасать от аборта не всех, а только определенные группы внутриутробных детей, например, только до 8 недель беременности (Белобородов). Такая позиция никогда не остановит ни аборты, и не инфантицид.
Заповедь "Не убий" попрана, вместо нее, кто конкретно должен умереть, решают модернисты ограничители. Критерий - собственное МНЕНИЕ. Страшно, что среди них много православных священников. Как и ересь жидовствующих, эта ересь прячется под маской христианства.
Ну что ж, можно продолжить эту линию - избавляться от стариков, требующих ухода или другой социальной помощи, далее следуют просто бедные, недотягивающие до "прожиточного минимума", т.е., неспособных себя содержать, далее идут народы, несоответствующие неким нормам...Достаточно несколько перефразировать вышеназванных авторов:“Обстоятельства, при которых это допустимо, включают случаи, когда НАРОД имеет (потенциальную) возможность прожить полноценную жизнь, но благосостояние ЧЕЛОВЕЧЕСТВА оказывается под угрозой." Подобная "Философия" уже где-то была, к примеру, в Германии 30-х.
они что, инопланетные хомячки, которые прилетели и верующие-их рассматривают под микроскоп, предполагая заранее, что атеисты-нравственные уроды.. ?
я скажу так.. когда человек совершает поступки, это говорит не о его набожности или неверии, а том, НАСКОЛЬКО он-хороший или плохой человек..
я-атеистка-против убийства рожденных младенцев, потому что родили-несем общую ответственность за новую единичку общества... чужих детей-не должно быть ВООБЩЕ.
приплести к убийству-атеизм-это..мягко говоря,малодушно
Не читая первоисточник трудно сделать вывод об атеистичности мировоззрения авторов. Однако логика их вполне железная: если можно убить плод, то почему нельзя младенца?
Именно такой взгляд вызывает ужас у верующего в Бога человека, а ратующие за свободу выбора матери сторонники абортов взгляд на вопрос обходят стороной.
Только поставив вопрос таким образом, можно призвать задуматься сторонников абортов изменить их точку зрения
Страшно становится, когда видишь, как Запад с жиру бесится: то им однополые браки подай, то эвтаназию, то теперь убийство младенцев.
С одной стороны - вопли индусок что против них дискриминируют-не говорят пол плода, и почему все думают раз они индуски, так сразу пойдут делать аборт если девочка.
С другой стороны, шок общества-это дискриминация против женщин-делать аборт только из-за того что не мальчик (права женщин, как известно, тут особая тема).
С другой стороны-усмешки людей-как это-аборт по любой причине это нормально в обществе считается, а раз это потому, что девочка-дискриминация?
Сразу появились заголовки-неужели канадское общество признает зародыша-девочку личностью, а не частью тела матери? Тихие голоса движения за жизнь прозвучали в разных статьях и передачах.
В нашей западной стране к сожалению многие не могут понять что зародыш и плод такой же человек-а когда такие вещи происходят как убийство девочек или как тут описывается мысли о новорожденных - здоровая реакция этих людей это отвращение. Но потом приходят те, кто говорят так-же и убеждают-приняли одно, так принимайте и следующее.
Закон в Канаде не приняли - и на эту тему больше не говорят.
Само слово "философия" состоит из частей "фило" и "софия" - т.е. "любовь" и "мудрость", и в переводе на русской звучит как "любомудрие", или "мудролюбие". Другими словами, филосовия - это любовь к мудрости.
Теперь достаточно открыть хоть даже Ветхий Завет, книгу мудрости Соломона, Сираха - и сравнить написанное там с изречениями вышеуказанных персонажей. Или просто включить здравый смысл - и сразу становится ясно, что в эти люди сосвсем не любят мудрость, их стихия и их слова - безумие!
Потому и не могут они ни при каких обстоятельствах называться высоким и почетным словом "философ".