Беседа с клириком храма Иерусалимской Иконы Божией Матери поселка Белый Городок Кимровского благочиния Тверской епархии диаконом Элизбаром Ивановым в эфире телеканала «Союз»
Во
Христе все равны
Сергей Каптилкин для "РР"
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Александр Сергиенко. Наш гость – клирик храма Иерусалимской Иконы Божией Матери поселка Белый Городок Кимровского благочиния Тверской епархии диакон Элизбар Иванов. Мы попытаемся разобраться, существует ли в Православии такое понятие, как национальность. В Евангелии сказано, что во Христе не будет ни эллина, ни иудея...
– Для Бога все равны, не важно какой национальности человек – цыган, еврей, русский. Если у человека бьется сердце, воздыхающее к Богу, то Бог принимает всякого человека, какой бы национальности он ни был. В Библии очень просто написано: чернокожий, белокожий, краснокожий, желтокожий – для Бога все равны. Бог пошел на распятие для всего рода человеческого...
– Почему же все-таки существуют разные национальности?
– Видимо, чтобы доказать, что Бог на каждого зрит человека. Я, например, цыган, – Он и меня узрел, Бог меня как-то призвал к Себе, пригрел под Своим Божественным крылом и доказал мне, что национальность совершенно не при чем, если человек верует в Бога. Когда я пришел к Богу, то не задумывался о том, что я цыган, а меня окружают русские. Я почувствовал, что это добрые люди, что здесь любовь. Я очень хотел покреститься, сознательно к этому шел. Мне говорили, что если я не крещусь, то не могу носить крестик, а я мечтал нательный крестик надеть, были во мне какие-то внутренние воздыхания. И я решил креститься, и, слава Богу, через мои решения Бог осуществил мои мечты – я надел крест. Как раз этот крест Господь дал нам, чтобы мы осознавали, что не только русский человек может прийти к Богу, а всякий из рода человеческого. Самое главное, чтобы было воздыхание к Богу, чтобы сердце было верующее. И чтобы это воздыхание давало кислород, чтобы было легче дышать. Не только воздыхание, которым может дышать тело, но самое главное – дыхание души, духовного кислорода. Я это на себе почувствовал. Бог все в моей жизни дал.
Когда я пришел в храм, то не знал даже алфавита – до 18 лет был неграмотный. И за все, что сейчас знаю и умею, я славлю Господа. Это Он мне открыл глаза. Когда я пришел в храм, меня крестил мой наставник отец Андрей Лазарев, протоиерей Преображенского собора, я ему все рассказал про свою жизнь – что я неграмотный человек, но хочу узнать Бога. Искренне ему это говорил и спрашивал, что такое Бог, что такое вера, что такое Церковь Православная. Он мне все объяснял, но сказал: «Ты хочешь уверовать в Бога, ты хочешь Ему угодить? Значит, ты должен научиться читать». И я у Бога больше всего просил просветления в знаниях, чтобы Бог меня вразумил и я бы научился читать. А когда я научился читать, батюшка сказал: «А теперь ты должен молиться и читать утренние и вечерние молитвы. Для тебя пока этого достаточно, Бог твои труды примет такие». Он мне подарил Псалтирь православную на церковно-славянском языке, подарил Евангелие на церковно-славянском, до сих пор они у меня, как память берегу. И я благодарю Бога, что Он меня призвал, что доказал – есть люди добрые, любвеобильные. Но самую обильную любовь дает Сам Бог. Я благодарю Бога, что Он мне даровал таких людей, как отец Андрей, как отец Евгений, благочинный. Они, невзирая на мою неграмотность, приняли меня под свое крыло и доверили быть диаконом. А в первую очередь, конечно, я благодарен нашему архиепископу Тверскому и Кашинскому, Владыке Виктору за то, что он тоже поверил мне. И с Божией помощью я буду стараться это доверие оправдать.
Почему я это говорю? Чтобы все знали, что Бог может сделать из маленького – великого, из неразумного – разумного. И я благодарю Бога, что Он дал мне разум веры и величие служить диаконом в православном храме.
– Отец Элизбар, сразу же вспоминается эпизод про Вавилонскую башню, когда Бог разделил людей и они начали говорить на разных языках. Можно ли считать это Божественным проклятием, или это знак того, что люди разных национальностей должны воссоединиться во Христе?
– Вавилонская башня – это призыв к тому, чтобы люди задумались над тем, что делают, поняли, что не должны идти против Бога, не должны от своего ума эту Вавилонскую башню строить, вот в чем дело-то. Если бы они сделали это все с благословения Божия, то Бог бы их помиловал, но они пошли против Бога, и поэтому так случилось. А проклятие это или нет, только одному Богу известно.
– Стоит ли воспринимать разделение, которое произошло очень давно, как знак, что воссоединение возможно только во Христе?
– Конечно, да, только Христос сможет нас всех объединить, сделать чадами Божиими. Мы и сейчас иногда строим такие Вавилонские башни в своих умах. Построил человек огромный богатый дом и думает: ну, все, вот мое упокоение, вот мое богатство, вот мой бог – этот дом. А к Богу у него не так сознание идет, к сожалению. В Евангелии же написано: если мы делаем не с благословения Божия, то ничего не получится. На каждое доброе дело мы должны вспоминать Бога, чтобы Он нас благословил.
Господь разъединил людей за их гнилые поступки, за их упрямство. Они создали эту башню, которую приняли за божество. А Бог доказал, что главное-то ведь не материальные дела – делание должно быть в самом человеке, в его внутреннем состоянии. Рвется ли человек к Богу? Это внутреннее состояние нужно очистить, чтобы Святой Дух вошел в наши души и властвовал, и через это властвование Его над нами мы назывались рабами Господними.
– Люди разных национальностей одинаково ли воспринимают духовные откровения?
– Все могут к Богу прийти, смотря по тому, как человек относится к Нему. Если он верует в Бога искренне, то пусть он будет хоть негр, его внутреннее состояние – осветленное, несмотря на цвет его кожи. Это же относится и к переживаниям. Например, когда я стремился к Богу, против меня восстало все мое семейство, но я очень хотел быть рабом Божиим. И я просил, чтобы Господь вразумил меня, чтобы я мог уподобиться рабам Божиим, чтобы мои дети были бы рабами Божиими. Чтобы в них присутствовал дух Православия, дух любви к Богу, к родителям своим, дух любви к Отечеству.
Когда я сам пришел к Богу, где-то в течение трех лет никто из родных ничего не знал. Я часто ходил в храм – куда мне еще было идти, ведь я нигде не учился, не работал. Только в храме я мог общаться с людьми, которых считал умными и любвеобильными. Я почувствовал сердцем: «вот где мое спасение, вот где мое прибежище, вот где можно согреть душу и сердце, которое через это согревание может даже дольше прожить». А самое главное, что через это согревание Православием я желаю всем моим родственникам, чтобы они почувствовали теплоту Божию и уверовали. И чтобы поняли, что национальность тут не при чем. И если они будут веровать Богу, Бог все им даст – и культуру, Бог даст им почувствовать совесть, а, самое главное, почувствовать, где бьется сердце, в каком месте находится душа.
Я вспоминаю первые свои годы в храме. Об этом все-таки узнали, надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».
Поначалу она все равно гнула свое. А потом пришло время, я женился на русской девушке, у меня родилась дочь Александра 27 мая 2007 года, на Троицу, потом родился сыночек Петр на память Петра и Февронии. И она видит, что ничего плохого нет, все хорошо, и сейчас ставит в пример другим детям, которые помладше меня.
Правда, нехорошо о себе так говорить, но приходится говорить, чтобы люди знали, что национальность тут не при чем, чтобы люди знали, что самое главное – верующее сердце. Бог смотрит на крепко верующие сердца, как они бьются и как к Нему стремятся, Бог смотрит на наше внутреннее состояние. И, слава Богу, матушка у меня покрестилась недавно, ей уже 57 лет, потом сестра, брат покрестились, а недавно вообще пятнадцать человек цыган покрестились. Слава Богу, дело идет, и наш род к Богу, к Церкви как-то потихонечку приближается.
Православный христианин — пример во всем
– Отец Элизбар, должен ли православный христианин быть привязан к своей земле, к родному Отечеству?
– Христианин не только должен быть привязан к своей земле, он должен быть солью всей Земли. Верующий человек всегда должен стремиться быть примером, быть светом. Представьте себе, например, выключается в комнате свет, и надо зажечь свечечку. Она горит, и ее нельзя не заметить. Вот так каждый верующий человек должен засвидетельствовать свою веру, и вот это и есть патриотизм. Он должен это засвидетельствовать своими правильными добрыми поступками, чтобы каждый человек смотрел на него и брал хороший пример. И говорил, что я тоже таким хочу быть православным человеком, как этот человек.
– Но при этом нужно оставаться на своей земле или можно исповедовать веру и переезжая с место на место?
– Конечно, можно. Человек и на чужой земле может засвидетельствовать свою веру.
– Как Вы можете прокомментировать такую поговорку: где родился, там и пригодился?
– Ну, к примеру, надо украшать то место, где ты родился. Представьте себе, растет цветок, и если за ним не ухаживать, он просто потеряет свой цвет. Так и человек. Он родился на своей земле, он должен создавать хорошие, свежие плоды, чтобы эти плоды передавать своим детям, чтобы они тоже жили и радовались своей земле, гордились своей Отчизной, любили своих родителей и почитали Бога. Если дети будут Бога почитать, то родительское почитание им приложится.
– А как мы должны относиться к людям другой веры?
– Самое главное, не отпасть от своей веры, им сочувствовать и молиться за них, чтобы Бог их вразумил и наставил на истинную Православную веру. К ним нужно относиться, как к заблудшим людям, не имеющим истинного пастыря, но, чтобы они не воспринимали нас злыми, относиться с уважением. Чтобы они понимали, что должен быть один Бог, другого Бога нет, и что только Бог – Пресвятая Троица, Отец Небесный, Иисус Христос, Святой Дух.
– Может ли православный христианин участвовать в национальных праздниках с людьми других вероисповеданий?
– Можно с человеком посидеть, вместе с ним порадоваться, пожелать ему здоровья, счастья и так далее, но нужно знать и меру. Если я диакон, например, я же не могу напиться до такой степени, чтобы частушки петь или в пляс пуститься.
Помоги другому, и воздастся
– Кто имеет право, миряне или священнослужители, проводить миссионерскую работе среди людей разных национальностей и разных вероисповеданий?
– Священнослужитель не только имеет на это право, он должен это делать. У нас, например, отец Александр по школам ходит, свидетельствует о Христе, наставляет в вере не только детей, но и их родителей и педагогов. Нам пожертвовали автобус, и батюшка, да и я тоже, по его благословению, возим школьников по святым местам: в Сергиев Посад, в Дивеево, в другие храмы и монастыри. Наш батюшка старается побеседовать с каждым человеком, отрезвить его, наставить на истинный путь, если тот, конечно, этого хочет. И он всегда на примерах показывает, что такое быть с Богом и быть без Бога. А «без Бога ни до порога». Если мы к Богу делаем два-три шага, Бог к нам делает десять шагов навстречу. И помогает нам Бог, вразумляет. Во всем нам Бог помогает, если мы к Нему относимся искренне, как рабы Господни. В принципе, каждый христианин должен уподобляться этому слову: быть не рабом дьявола, а рабом Божиим. Это означает, что он должен исполнять заповеди Божии, насколько Господь ему дает сил; не получается, а все равно надо стараться – если человек падает, он должен встать, отряхнуться, и с Божией помощью дальше шагать, не отступая и не сдаваясь. И тогда Господь таких людей принимает – Он видит, что хотя этот человек и грешит, он все равно стремится к Нему идти, к Богу. И если мы будем стараться так делать, называться мы будем рабами Господними. И наш настоятель отец Андрей вот именно так людей вразумляет, наставляет и направляет, в том числе и пьяниц, и наркоманов, которые к нему приходят, этих людей больных. Помоги им, Господи, конечно, потому что у таких людей и разбиваются семьи. А эта дьявольская, можно сказать, игла ведь все разрушает – семью, карьеру, а самое главное – разрушает душу. И когда такой человек умирает, душа его переходит туда, где вечные мучения, а не где вечное блаженство радости в Царствии Небесном. В нашей земной жизни семья обязательно должна быть полноценной. Отец должен быть главой, отвечать за нее. Не должен ни пить, ни курить, а уж тем более колоться. А у нас что происходит? Молодые люди раньше времени умирают, дети у них остаются сиротами, 16-17 летние подростки крадут в доме последнее и уносят, чтобы купить наркотики. Они, можно сказать, становятся уже как разбойники, но разбойники в своем доме. И это самое страшное – недоверие внутри семьи.
– Отец Элизбар, а как человек, у которого поблизости нет храма, может прийти к вере?
– Это зависит от самого человека, к Богу нас ведь приближает не расстояние, а отношение к Нему. Вот пример. У нас бабушки в храм за 3-5 километров приезжают, а вот рядом живут соседи, но они не хотят идти, они только осуждают священников или верующих людей. Я, конечно, не осуждаю их, но как пример привожу. Так что к Богу нас приближает не ближайший храм, а наше стремление к Богу и вера в Бога. От самого человека это все зависит, надо просто быть нормальным человеком. А вот эту нормальность как раз и дают Православная вера, воспитание православной проповедью, добрый пример жизни, молитвенных, миссионерских и просветительских трудов православных батюшек, и желание изо всех сил, сколько у тебя есть, стараться человеку помочь. А если уж ты другому человеку поможешь, то Бог тебе больше даст.