Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.
Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.
Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:
– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?
Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и... не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:
– Отстань, невежа, со своими расспросами!
И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.
Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.
Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним... Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».
Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.
Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.
Однако любой метод может быть использован не только в благих целях. Так похвала, обращенная к таланту, и в особенности тонкая и предметная лесть, обращают сознание художника к тем механизмам в его душе, которые и привели к появлению шедевра. В результате наиболее яркие способности, составляющие творческую самобытность личности, оказываются заблокированы. Приступая к созданию нового произведения, такой человек сознательно пытается воспроизвести то, что вызвало наибольший восторг публики и начинает плохо подражать самому себе. Так наступает смерть мастера. «Премии только мешают, – говорил Хемингуэй. – Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать». Единственным средством, способным реанимировать талант, является «рецепт сороконожки». Нужно презреть популярность, забыть слова похвалы и вспомнить «первую любовь свою», как это делал пушкинский Сальери:
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке...
Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует... Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»
Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.
и уж точно проблемы в этой области не имеют ничего общего с помехами, которые возникают от внимания к сложным и быстрым движениям.
что спортсменам, а также балетным и цирковым артистам внимание зрителей может мешать - это известное явление. и действительно, причина тут - в том, что человек сам начинает обращать внимание на свои действия, осознавать их. то есть, вместо мозжечка, органа, заточенного под управление движениями, включает не приспособленный к этому неокортекс. ну и, конечно, дело сразу идёт хуже. то же бывает и с музыкантами-исполнителями. а вот с певцами - пожалуй что и вообще не бывает, потому как управление голосовыми связками и всем речевым аппаратом уже по природе нашей человеческой подвязано не только на мозжечок, но и на высокую кору. зато актёрам сложно: их творчество особенно хрупкое, поскольку тут на мозжечке вообще никуда не уедешь /кроме только двигательной составляющей в запоминании текстов/, требуется в основном неокортекс и лежащая под ним лимбовая система, отвечающая за эмоции. и никакого автоматизма.
примерно сюда же, соответственно, и боевые искусства, и вождение, и всё такое.
Вместе с тем полезно, а еще полезнее читать отзывы. Это как из анекдота. посмотреть на тех кто смотрит.
Прочел статью и все коментарии.
Статья понравилась и судя по коментариям не только мне. Я просто столяр и том, что он отказался от премии узнал из этой статьи. Люди пишут - живет с мамой на пенсию, мог мол и маму порадовать - подумайте: разве для матери воспитавшей такого сына - важны его деньги. Поставте себя на ее место.
Конечно мог потратить на доброе дело. Но кто из нас возьмет на себя такую ответственность(и ответит перед Господом), что он распорядится ими благочистиво. А когда найдется( найдеся много желающих), мы же с вами, будем ругать и его, и того кому деньги доверили(вспомните наш бюджет).
Не дали по тому, что книгу не написал. Так не стал людям мозги морочить. Ищите кого другого. Было-бы хуже еслиб книгу написал, перед вручением премии отказался.
Согласен с теми кто пишит - его деньги, ему и решать, он решил так. Когда Господь даст вам - вы решите сами. Но одним желание - другим возможности, а самым упертым - грабли. Это я о себе.
Приведу цитату из интервью одного из крупнейших математиков современности, академика РАН Владимира Игоревича Арнольда: "Он вовсе не отказывался, ее ему не присудили, потому что он не написал о своем решении теоремы книги. А теперь такую книгу (о решении Перельмана) пишет в США китайский математик Яо, многое укравший у других ранее и получивший Фильдсовскую медаль и премию. За эту книгу они и собираются дать ему миллион долларов (по Уставу Фонда - через два года после публикации книги). Другая фирма уже заплатила ему другой миллион - за то, чтобы он книгу о работе Перельмана написал.
Все подробности вы можете найти в 15-страничной статье об этом в журнале The New Yorker от 28 августа 2006 года".
(см. http://www.linux.org.ru/forum/talks/4971682)
Хоть один отказался от миллиона, должен же в этом мире быть хоть маленький пример человека, не помешанного на служении маммоне.
Не понятно?
По заповедям (законам) НАРОДА ИЗРАИЛЕВА призывает тебя жить автор статьи. И ни слова нет в этой статье о ЗАПОВЕДЯХ БОЖИХ.
Уважаемый Сергей!
Пожалуйста, перечитайте последнее предложение Вашей статьи еще раз.
На мой взгляд, его стоило бы чуть-чуть подкорректировать, дабы оно звучало совсем иначе, т.е. максимально правдиво.
Для этого следовало бы заменить окончание последнего предложения "известная заповедь народа Израилева"
словами "известная Божия заповедь народу Израилеву".
Храни Вас Господь.
Мотивация Перельмана в отказе от премии неизвестна. Она может быть вполне рациональна («У меня есть все, чего я хочу»), прямо как у Шерлока Холмса («Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак»). Может быть обусловлена и психологией (не все любят общество и повышенное внимание), проникнута своей философией (вспомните Диогена) или высокими идеалами (альтруизм или упомянутые в статье 10 заповедей). Можно только гадать. Но в любом случае, поступок Перельмана высвечивает современные жизненные стереотипы, заставляет задуматься и этим заслуживает уважение.
Когда Господу нашему Иисусу Христу некая женщина принеся драгоценный сосуд с мирром и разбив его помазала этим мирром Христу ноги и отерла своими волосами, некто по имени Иуда Искариотский сказал - "не лучше ли было продать это мирро, а вырученные деньги раздать нищим." Но сказал он это не потому что о нищих заботился, а потому что был вор.
Не наше это дело смотреть как кто то распоряжается своим талантом и деньгами своими. Каждый даст ответ за себя.
Простите если кого зря обидел.
странный пример с Перельманом.
Институт Анри Пуанкаре в Париже и американский Математический институт Клэя (Массачусетс) учредили специальную должность для молодых и талантливых математиков. Зарплаты для них будут выплачиваться из Премии тысячелетия, от которой отказался Григорий Перельман. Назначенные на новый пост ученые будут занимать его от полугода до года, а вакансия будет финансироваться в течение пяти лет из призового фонда.
Независимо от истинных причин поступка использовать его как пример несколько странно.
Но я не Перельман и таланта в себе ещё не раскрыл, и не знаю - раскрою ли. А самое главное - полезно ли будет такому как я его раскрывать..:))
Спаси Господи за просвещение!