Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

«А по праздникам - "служба местных грешников"»

Гавриил Дмитриевич Васёв - Шеговары
Гавриил Дмитриевич Васёв - Шеговары
- А по воскресеньям и церковным праздникам у нас идёт «служба местных грешников», - тут Гавриил Дмитриевич заразительно смеётся.

-Остальные, видимо, у вас в селе праведники, раз в храм не ходят, - поддерживаю шутливый тон старосты. - А сколько всего человек живёт в Шеговарах?

- Вместе с окрестными деревнями около тысячи. Летом-то больше народу в храм приходит. А когда батюшки приезжают, вообще полная церковь набивается.

У старосты в Шеговарах

Бывают встречи, от которых душа поёт и ликует на протяжении многих дней, как будто ты встретился с кем-то самым близким и дорогим для тебя. Именно такую встречу Господь послал мне в старинном селе Шеговары, что на реке Ваге в Архангельской области. Здесь я познакомился со старостой местного храма в честь св. Александра Невского - Гавриилом Дмитриевичем Васёвым.Он же этот храм и строил. Небольшой, удивительно соразмерный, словно из сказки, храм святого князя-воителя расположился на высоком берегу у околицы села и органично вписался в окружающую природу.

Приехали мы в это село в последний день января. На улице - 32 градуса. Снег слепил глаза и драгоценной россыпью искрился на солнце, создавая фантастическую картину. Во время всего путешествия по Важскому краю мы с замиранием сердца любовались из окон автомобиля на необыкновенные виды,что открывались вокруг. Широкие долины, холмы и реки - места здесь привольные, завораживают красотой.

Отправляя нас в Шеговары, настоятель шенкурского прихода заверил, что Гавриила Дмитриевича знает каждый сельчанин и любой укажет его дом. Так оно и оказалось, только вот поначалу мы с моим добровольным помощником - водителем Женей, согласившимся повозить меня на своей старенькой «Ниве» по Шенкурскому району, - подъехали к новому храму и только потом отыскали дом старосты.

Гавриил Дмитриевич ждал нас, сразу же пригласил к столу. В этот день с утра я уже дважды позавтракал, встречаясь с героями своих будущих публикаций, но отказаться от трапезы не было никакой возможности. Всё-таки архангелогородцы очень гостеприимный народ. Жена хозяина, которую он ласково называл Алёнушкой, принялась потчевать меня душистыми разносолами, горячим, на травах, чаем.

- Гавриил Дмитриевич, сейчас мы заезжали к старинному храму села Шеговары. Когда он был построен? - спросил я.

-Строительство Преображенского храма длилось с 1824 по 1828 годы, - с готовностью ответил он. - А вот каким образом строили, я не знаю.

- Как вам пришла мысль возвести новый храм?

- Старый почти совсем разрушен, а людям надо где-то собираться, молиться.У меня вначале была мысль построить часовню на угоре (это в 5 километрах отсюда), в моей родной деревне Чёрный Ручей. Там раньше стояла часовня Николая Чудотворца, потом её сломали. Место высокое, с него в хорошую погоду видна церковь на другой стороне реки Ваги в Глухой Коскаре (официальное название деревни на речке Коскаре не менее диковинное - Наум-Болото. - Е.С.), и тоже Николая Чудотворца. Известно, что эта церковь, построенная в 1817 году, в конце XIX века поддерживалась на средства одного из прихожан - купца Василия Матвеева. Его вдова Евдокия в 1914 году ради молитвенного поминовения мужа полностью отремонтировала храм. В советское время в нём был колхозный склад, поэтому стены и сохранились.

- А почему не получилось построить часовню в своей деревне?

-Я говорил на эту тему с нашим предпринимателем Виталием Фёдоровичем Поромовым (он уже умер - Царствие ему Небесное). Тогда он сказал мне: «Что ж вы будете строить так далеко от населённых пунктов? Стройте здесь, в Шеговарах. Я вам дам необходимые материалы». Он имел свою пилораму, доски возил на продажу в Архангельск. Поэтому я и решил строить здесь. Долго думал над проектом храма. Даже к владыке Тихону по этому поводу обращался, специально в Архангельск ездил. Спрашивал, какой нам храм надо строить. «Какой построите, такой и хорошо будет», - ответил он мне.

Перед началом строительства владыка приезжал к нам и 12 июля 1999 года освятил место под застройку. Весь народ тогда собрался на площади.

- И какой проект вы выбрали?

Шеговары храм
Шеговары храм
-Как только принял решение о строительстве, то стал интересоваться, какие тут раньше храмы были. Мне попалась фотография часовни Александра Невского 1908 года. Она стояла в Шеговарах недалеко от того места, где мы решили строить новый храм, и тоже на угорочке, только поближе к центру. Часовенка такая квадратная, небольшая, вот я и взял её форму за основу. По фотографии посчитал, сколько нужно брёвен по рядам. Но, видимо, немного ошибся - меньше получилось. Хлопотно было найти мастера.Виталий Фёдорович посоветовал мне своего знакомого - Николая Максимовича Видякина из Заречья. Мы ровесники, обоим сейчас по 65 лет. Замечательный человек, интересуется стариной, собирает материалы по краеведению. Живёт один. Мы с ним всё обговорили и в 1999 году начали строительство. А через три года в нашем храме уже можно было служить. Приглашаем священников, в остальное время сами собираемся, читаем правило и акафисты. Иногда вдвоём, втроём.

- А по воскресеньям и церковным праздникам у нас идёт «служба местных грешников», - тут Гавриил Дмитриевич заразительно смеётся.

-Остальные, видимо, у вас в селе праведники, раз в храм не ходят, - поддерживаю шутливый тон старосты. - А сколько всего человек живёт в Шеговарах?

- Вместе с окрестными деревнями около тысячи. Летом-то больше народу в храм приходит. А когда батюшки приезжают, вообще полная церковь набивается.

«С иконочек в доме»

- Гавриил Дмитриевич, а как вы к Богу пришли? Ведь это же какую надо веру иметь, чтобы решиться на такое великое дело - строительство храма!

- Я седьмой ребёнок в семье. Моих родителей направили в Шеговары из Благовещенского сельсовета, как молодых специалистов. Мать работала учительницей, отец - агрономом. Он ходил на три войны. В 17 лет был призван на Империалистическую, потом добровольцем пошёл на Финскую и около трёх лет воевал в Великую Отечественную. Вернулся инвалидом. А в перерывах между войнами детишки рождались. Мой старший брат в 1927 году родился, потом пять сестёр появились на свет, а за ними - я. Родители у меня были верующие. Мать и в советское время всегда молилась, постоянно жила с Богом, детей в дорогу благословляла. В доме всегда были иконочки.Но нас она никогда не заставляла молиться. Потом уже мы сами, каждый своим путём, пришли к Богу. Сейчас я радуюсь, что все мои сёстры верующие. Одна - монахиня в Белгороде. Другая - церковная староста в Кегострове. Там у них новый храм строится; не такой, как у нас, а большой, по особому проекту... - Гавриил Дмитриевич ненадолго задумывается. - Я всю жизнь к Богу шёл. Ещё когда был пионером, а потом комсомольцем, мама часто говорила: «Ганька, из тебя бы неплохой священник вышел». «Да что ты, мама, - не соглашался с ней, - я же комсомолец!» Быть может, её молитвами вся моя жизнь сейчас посвящена Богу. Как раньше всего себя я отдавал обществу, так сейчас отдаю Богу. 20 лет был в партии, строил коммунизм. Работал вначале шофёром, затем выдвинули по профсоюзной линии. Окончил партийную школу с сельскохозяйственным уклоном, после чего был управляющим, автомехаником,заведовал мастерскими. Потом - заочный институт в Ленинграде и работа главного инженера совхоза. На волне перестройки избрали секретарём парткома. Три года отработал на этой должности, а затем в 1990 году написал заявление о выходе из партии. Произошло это после того, как месяц пролежал в больнице и прочитал там книгу Солженицына «Архипелаг ГУЛаг». Меня пришёл проведать первый секретарь райкома Шевелёв. Говорю ему: «Выпишусь из больницы - и партбилет на стол. Больше с КПСС не дружу». Так и сделал. В том же году я пошёл в церковь и окрестился вместе со своей дочкой. Доченьке было 6 лет, а мне 43. С той поры стараюсь Господа держаться.

- Так вы что, вдвоём с Николаем Видякиным храм и построили? - спрашиваю старосту.

- Почему же вдвоём? Наши мужики помогали. Десяток обзвонишь, позовёшь - из них человека три придут. Основные наши помощники - пенсионеры Василий Видякин и Виталий Чудинов, которого уже тоже нет в живых. Ещё Сергей Усачев помогал. А работников надо и кормить. С женщинами поговоришь - и кто-нибудь согласится сварить обед. Так мы целое лето и строили. Стены возвели, взялись за крышу. А в кровельном деле ни у меня, ни у Николая Максимовича опыта нет. Стал я искать специалистов в Шенкурске, потом в соседнем Вельске нашёл одного. Он приехал, показал нам, как гнуть железо, как размечать. С Божьей помощью крышу покрыли. Принялись за купола. Опять же, никто их делать не умеет. Пришлось нам с Николаем Максимовичем вдвоём стараться. Вроде как-то получилось. Оконные рамы нам столяр совхозный сделал. Двери - сами.

Когда храм построили, приехал к нам из Москвы настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия - отец Аркадий Шатов (ныне епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. - Е.С.). Храм окормляет 1-ю Градскую больницу им. Н. И. Пирогова, поэтому с ним прибыло ещё 25 миссионеров. Они распространяли литературу, проводили занятия в детском садике, открыли воскресную школу для желающих. Отец Аркадий тогда сказал: «Что-то у вас церковь маловата. Вы её ещё длинней сделайте».

Потом был случай - проходил мимо нашей стройки старообрядец. «Надо было, - заметил, - заниматься восстановлением старого храма. А то строите что-то кургузое». Я думаю: «Почему кургузое?» А потом присмотрелся: в самом деле, церковь-то получилась коротковата. И на второй год мы пристроили притвор и колокольню.

- Сейчас-то она у вас красивая, - говорю я. - А колокола есть?

-Колокола есть, звоним каждое воскресенье. Игумен Александр нам подарил большой колокол килограммов на 60, и я в Архангельске купил ещё один 20-килограммовый, ещё рында есть, только она немножко портит звон, но всё равно как можем, так и звоним.

- Кто же звонит?

- Я звоню.

- А какие у вас поблизости святыни сохранились?

-Недалеко от нашего села есть источник святого Варлаама Важского. Второго июля мы ходим туда крестным ходом; народу собирается много. Сначала литургия бывает в корбольском храме, потом на источнике батюшка служит молебен, освящает воду. Она очень холодная, но почти все купаются, пьют, берут с собой - и ни у кого потом не болит горло.

- А люди исцеляются?

-Таких случаев не помню. А вот только что я заметил: когда идём крестным ходом, оводов и гнуса всякого много. Как молебен пройдёт - ни один овод больше не кусает. Вот это я могу свидетельствовать.

Успеть бы

Шеговары храм Васёв
Шеговары храм Васёв
После обеда поехали в храм. Внутри тепло, с утра натоплено. Гавриил Дмитриевич подробно рассказывает о каждой иконе: кто и как её подарил или где куплена. Престольную икону святого праведного Александра Невского довольно необычного письма (святой стоит в полный рост с иконой царя-мученика Николая II) подарили регент храма Соловецкого подворья в Архангельске раба Божия Анна с певчей Натальей. Они каждое лето приезжают на свою родину, в Шеговары.

Рядом- сохранённая сельчанами икона из старинного храма. На обороте надпись:«Сия икона сделана пожертвованием Андрея Ивановича Селиверстова в 1917 году. Святой Андрей Стратилат и святой преп. Варламий Важский».

-А росписями занимался наш художник и краевед из Шенкурска Михаил Бронский, - показывает Гавриил Дмитриевич. - Он в Шенкурске школу народных ремёсел организовал, мастер-классы проводит...

- А кто сейчас окормляет ваш храм? - спрашиваю старосту.

-Раньше отец Виталий из Шенкурска приезжал. Он же в 2004 году и освятил храм малым чином. Сейчас отца Олега приглашаем. Ещё новодвинская братия бывает: игумен Александр, игумен Иона, иерей Антоний. Служат и другие батюшки. Я ездил к владыке, просил своего батюшку. А он говорит: «Когда у вас дом для священника будет, тогда и священник свой будет». Сейчас мы строим дом рядом с храмом. В одной комнатке можно уже и зимовать. Пол, потолок готовы, остался зал; да нужно обшить внутри и снаружи. Хотелось бы и храм по-хорошему обустроить, докупить колокола, алтарь расширить...Успеть бы всё.

- А почему боитесь не успеть?

-Да старый я уже стал, здоровье подводит. Недавно был инфаркт, в больнице отлежал больше месяца. Операцию мне сделали, два стенда - такие пружины - в сердечные артерии поставили. Ну, ничего, Бог даст - доделаем домик-то. Может, и батюшка свой будет.

Прощаясь с Гавриилом Дмитриевичем, я пожелал ему здоровья и хорошего священника на приход. «Всё-таки какой человек! - подумалось. - Есть ещё настоящие русские мужики в деревне. А говорят, все спились и выродились». Зря говорят.

Фото автора.

Евгений Суворов

Источник: Газета Эском – Вера

23 февраля 2012 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Евгений Суворов

Новые материалы

Выбор читателей

×