www.thegazette-forum.com |
Можно сколько угодно смеяться над античным анекдотом, но как все-таки ответить на вопрос, поставленный Фридрихом Ницше: что дает право такому слабому животному, как человек, предстать миру в качестве венца творения?
Нетрудно заметить, что собака, к примеру, принципиально не может поститься. Если она здорова и голодна, если нет преград между нею и пищей, собака непременно станет есть. В структуре ее бытия отсутствует зазор между тем, что хочется сделать, и тем, что она в конечном итоге сделает. Иначе говоря, у животного нет воли. Это биологический «робот», поведение которого целиком исчерпывается объективными условиями.
Человек, напротив, способен быть первопричиной своих действий. Он может отрицать самого себя, делая то, чего не хочется, и не делая того, что хочется. Именно эта врожденная способность ставит вопрос о моральной и юридической ответственности человека за свои поступки.
Воля представляет собой, по сути, способность совершить чудо. У Распэ есть рассказ о том, как барон Мюнхгаузен попадает в болото. Вокруг нет ни души и находчивый герой, привыкший решать свои проблемы самостоятельно, выбирается из зыбкой грязи, вытягивая себя за косичку собственного парика. С точки зрения физики, это невозможно. Но как раз нечто подобное и совершает каждый из нас практически ежедневно, преодолевая сладкую утреннюю дремоту и вытягивая себя из уютной и теплой постели, дабы приступить к неприятному, но необходимому делу. То же делает заядлый курильщик, отказываясь от любимой и очень сильной привычки.
Без этой, поистине, царской возможности суверенно полагать начало своим действиям человек не мог бы творчески выстраивать собственную личность. Заметим, что человек задуман по образу и подобию Бога, но сотворен только по образу. То есть Бог доверяет своему творению самостоятельно завершить начатое дело. И тот, кто следует этому пути, становится действительно совершенным.
Нетрудно увидеть, что, не обладай человек волей, он не смог бы явить миру любовь. Собака, вопреки распространенному убеждению, не любит своего хозяина – скорее, она всего лишь отвечает расположением на доброту и привязанностью – на ласку. Но любовь – это нечто большее, чем механический рефлекс. Зачастую это расположение не «благодаря», а именно «вопреки». И потому любить, то есть желать добра тем, кто тебя распинает и убивает, способны только двое – Бог и человек. Именно воля позволяет христианину оставаться в Церкви, несмотря на личные искушения, а также случающиеся здесь скандалы и злоупотребления.
Так называемый вопрос «о свободе воли» однажды расколол христианский мир. Как уяснить свободу воли человека в свете догмата о божественном всемогуществе? Апостол Петр попытался с оружием в руках защитить Христа от стражи первосвященника в Гефсиманском саду, но был остановлен словами Самого Спасителя: «Возврати меч твой в его место, ибо... как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Но разве нельзя применить те же слова к действиям другого апостола – Иуды? Ведь и его предательство было исполнением Писаний. Иначе говоря, если все происходит по воле Бога, то в чем можно винить человека? Или какие дела можно поставить ему в заслугу?
Реформаторы, следуя за Лютером и Кальвином, пришли к выводу, что свободы воли нет. Все изначально предопределено Богом и каждый человек предназначен к спасению или погибели. Это его судьба, которую он не в силах изменить. Иуда – неудачник, проклятый от сотворения мира. Немногочисленная группа писателей, вроде Нильса Рунеберга, наоборот, почитала Иуду как верховного апостола, который поступился собственным именем, славой апостола и даже спасением души ради исполнения пророчеств, то есть явил высшее послушание Богу, действительно «отвергнулся себя ради Христа и Евангелия».
Однако Эразм Роттердамский убедительно опроверг и тех, и других. Он указал на то, что в пророчествах нет никаких конкретных имен. И даже повеление Спасителя Иуде во время Тайной Вечери лишено конкретики. Он не сказал: «Иди и предай Меня». Его слова были: «Что делаешь, делай скорее». То есть Божие предопределение – это не пьеса с заранее подобранными и утвержденными на роли актерами. Это формула, состоящая почти из одних переменных значений. А потому Иуде вовсе не обязательно было подставлять себя в эту формулу как значение переменной «предатель».
В Нагорной проповеди есть слова Христа: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Именно здесь, «в сердце своем» или, по выражению Иммануила Канта, «в интеллигибельном мире», реализуется свобода воли человека. «Посмотреть на женщину с вожделением» или «прогневаться на брата своего напрасно» – значит, полностью пройти свою часть пути навстречу греху. Дальнейшее зависит от Бога: исполнится или нет этот грех в реальной истории. Очевидно, Иуда совершил свое предательство задолго до поцелуя в Гефсиманском саду. Именно потому он, а не апостол Петр, и был избран для последующей ужасной роли.
Проще говоря, если некто задумал черное дело, он едва ли пойдет подыскивать исполнителей среди учеников воскресной школы. Будущими преступниками станут те, кто уже совершал нечто подобное или озлобился до такого состояния, что сделался морально готов к действительному преступлению. Так что вполне оправдано стремление подвижников к чистоте желаний и помыслов. Преступления, свободно совершаемые «в сердце своем», подводят нас к той критической черте, за которой могут последовать роковые слова Бога: «Что делаешь, делай скорее». И тогда тайное просто становится явным.
Или вопрос: А что такое бесконечность, и когда она заканчивается, то что дальше?
А еще: Что такое духовный мир, где он находится и каковы его пределы?
Можно еще сколько хочешь придумывать тому подобные вопросы, но истина все равно останется на стороне Церкви, потому что на все выше перечисленные и тому подобные вопросы, ответить будет намного проще, чем на вопрос: Как Бог в точности зная все события, помыслы, мысли и дела людские, оставляет нам полную свободу выбора и способности предопределять наше будущее? Мы и через секунду не знаем что сделаем, Бог знает, так не ответ ли это на вопрос, что мы с помощью Бога истинно можем изменить свою судьбу.
"Посмотреть на женщину с вожделением" или "прогневаться на брата своего напрасно" значит,полностью пройти свою часть пути навстречу греху.Дальнейшее зависит от Бога:исполнится или нет этот грех в реальной истории".Слава Богу, если не исполнится.Значит Бог любит меня и учит,даётвозможность исправится,осознать свой грех (неправильное,неправедное поведение). Даёт возможность увидеть мне самой,как мало я люблю "ближнего своего",а значит и себя саму.
И ещё одна мысль,дающая надежду:"Воля представляет собой,по сути,способность совершить чудо." Чудо любви.Сумею ли я совершить это чудо? Заметили как часто повторяется слово "давать"?Только "брать" надо научиться и удержать,и благодарить.
Мои собачки не ели без хозяина. Вот стоит еда, вот лежит собачка. Нет хозяина - и не ест.
Животные в природе гармоничны, лишнего там нету, они любят своих детенышей и не обращая внимания на голод кормят своих малышей. А тигр убивает не для удовольствия, а из-за голода.
я вот другомы поражаюсь - бродяги, которые стали уже ненавидимы в человеческом обществе - сами без кола и двора, а вокруг них собаки - вместе едят, сам укусил -собаке дал. Чем не пример любви?
Сергей, посмотрите кино "Хатико- верный друг (Hachiko: A Dog's Story)" - он ведь по настоящей истории снятый. Или очень рекомендую цикл рассказов Эрнеста Сетона-Томпсона. среди них там был рассказ про человека, который оставил мешок с мясом и все переживал, что собака это все сьест пока его нет, пришел отлупил ее- а она не тронула. Мало того что не тронула, так еще всю неделю от волков отбивалась...
Лере:
Женщина отшила, тогда включается опять воля человека, что ему делать: взять силой или уйти, по мысли в статье - взять силой и свалить часть вины на Бога.
"Признаться, я поняла мысль автора немного иначе. Все, что совершается в мире, происходит, как минимум, с санкции Бога." - т.е. за Освенцем, убийства и все человеческие безобразия Бог несет свою часть вины? Нет, Бог дал тебе волю - вот и будь добр отвечать за свои поступки до конца, следи за мыслями и действиями. Принятие помысла не предопределяет свершение греха действием, но ослабляет волю человека сопротивляться греху. Бог дает тебе возможности, но как ты ими воспользуешься будет зависеть от тебя, от твое выбора. Если ты постоянно идешь ко греху, то выберешь смерть, если нет, то твоя сила воли и свобода больше.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
В принципе, это понятно и из нашей жизни. Когда у мужчины рождается сын, то он сразу несет в себе образ отца - руки, ноги, голова и прочее. А вот станет ли этот младенец ПОДОБИЕМ отца - честным, трудолюбивым, храбрым и т д. - это еще вопрос.
около 40 дней выполнял нехитрые упражнения, после чего садил голубей на землю, управлял аквариумными рыбками, смог заставить человека почесаться и пр. Он описывал то состояние так - Я МОГУ. Затем у него одолжили денег и не
вернули вовремя, вот тут-то и взыграло ретивое у "повелителя мух". Он решил своей наработанной волей заставить вернуть должника занятое дистанционно,
"своей" силой воли. Тужился неделю, а потом бросил. Через месяц "своеволец" встретил должника, он ему долг отдал и рассказал такое: мне доверили сумму денег, которую
я проиграл, от безысходности пробовал занимать, но не хватало, пришлось затаиться у знакомой. Отчаяние накатывало волнами - хотел повеситься. И вот тут-то "горе-своеволец" осознал, что чуть было не помог бесам совершить человеку
самоубийство, да видать Господь уберёг и напоследок вразумил, т.е. дал понять куда направлена воля страстного грешника и почему лучше быть рабом Божиим - исполнителем
воли Бога.
Признаться, я поняла мысль автора немного иначе. Все, что совершается в мире, происходит, как минимум, с санкции Бога. Помимо Него не может произойти ничего (даже волос с головы человека упасть). Но Бог смотрит на человеческую волю: каким-то нашим желаниям дает сбыться, а каким-то нет. Поэтому нет разницы - совершил человек преступление или всего лишь задумал его. Может, он его не совершил просто потому, что не получилось? Бог не дал благоприятных условий? "Прелюбодействующий в сердце своем" - чем он отличается от реального прелюбодея? Только тем, что женщина, на которую он "смотрел с вожделением", его отшила. :)
Если животное обладает волей, то почему собаку, убившую ребенка, не судят, а сразу пристреливают? Если она способна чувствовать вину? Потому что она не может не делать того, к чему ее подталкивает рефлекс. Человек же, какие бы страсти его ни раздирали, может не совершать преступлений. Это в его власти. Поэтому говорят о его вине. О тигре, который убил косулю, говорят: это у него такая природа.
Премудрый Соломон говорит "Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (т.е. дух) у всех.." (Екклесиаст 3:18)
Животные - не автоматы, не бездушны, не бесчувственны. Позиция, что якобы животные - это роботы на рефлексах, психологически удобна для исользования животных в своих целях, что все мы делаем.
"..да празднует убо вся тварь востание Христово" (Пасхальный канон, песнь 3)
На любовь человека отвечает вся живая природа, вся тварь, ибо именно к любви был призван человек изначально. Смотрите на примеры святых...